Мясищева. Экспериментальный машиностроительный завод имени В

11.08.2023

Имени В. М. Мясищева

ФГУП "Экспериментальный машиностроительный завод имени В.М.Мясищева"
Тип

Федеральное Государственное Унитарное предприятие

Деятельность

Авиастроение

Год основания
Продукция

самолёты, многоступенчатые космические системы

Сайт

(ЭМЗ) - опытно-конструкторское бюро авиационно-космической направленности в России .

ЭМЗ был учреждён в 1966 году путём объединения филиала машиностроительного завода им. М. В. Хруничева, расположенного в г. Жуковский , и Конструкторского бюро №90. Первым генеральным конструктором стал Владимир Мясищев , который с 1967 года также являлся ответственным руководителем предприятия.

ЭМЗ входит в структуру ОАО « » .

Основные направления деятельности

Переоборудование самолётов и их модификация;

Разработка аэростатических аппаратов;

Испытания самолётов;

Различного рода исследования на воздушных платформах;

Разработка и экспериментальные отработки систем самолётов и космических аппаратов на стендах;

Разработка и изготовление самолётных конструкций из углепластика.

Источники

Категории:

  • Предприятия по алфавиту
  • Предприятия, основанные в 1966 году
  • Научные институты России
  • Компании по алфавиту
  • Появились в 1966 году
  • Объединённая авиастроительная корпорация
  • Жуковский
  • Предприятия Московской области

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Экспериментальный машиностроительный завод имени В. М. Мясищева" в других словарях:

    Энциклопедия техники

    Экспериментальный машиностроительный завод - (ЭМЗ) имени В. М. Мясищева. Образован в 1966 в г. Жуковском Московской области на территории бывшей лётно испытательной и доводочной базы Опытно конструкторского бюро № 23. На заводе разработаны самолёт носитель ВМ Т «Атлант» и высотные… … Энциклопедия «Авиация»

    Экспериментальный машиностроительный завод - (ЭМЗ) имени В. М. Мясищева. Образован в 1966 в г. Жуковском Московской области на территории бывшей лётно испытательной и доводочной базы Опытно конструкторского бюро № 23. На заводе разработаны самолёт носитель ВМ Т «Атлант» и высотные… … Энциклопедия «Авиация»

    История предприятия восходит к 1933, когда при Московском авиационном заводе №39 имени В. Р. Менжинского было образовано Центральное конструкторское бюро (см. ЦКБ), а в нём бригада по разработке дальнего бомбардировщика, возглавлявшаяся, как и… … Энциклопедия техники

    В настоящем списке представлены в алфавитном порядке все заслуженные лётчики испытатели СССР, получившие это почётное звание. Список содержит информацию о датах жизни, месте работы (службы) испытателей на период присвоения звания и дате… … Википедия

    Содержание 1 Авиастроительные заводы 2 Моторостроительные заводы 3 См. также … Википедия

    ЭМЗ сокращение, имеющее несколько значений. экспериментальный машиностроительный завод Экспериментальный машиностроительный завод имени В. М. Мясищева (г. Жуковский) экспериментальный механический завод (или экспериментально механический… … Википедия

    ЭМЗ - ЭМЗМ Экспериментальный машиностроительный завод имени В. М. Мясищева ГУП г. Жуковский ЭМЗ Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. ЭМЗМ Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений… …

    ЭМЗМ - ЭМЗ ЭМЗМ Экспериментальный машиностроительный завод имени В. М. Мясищева ГУП г. Жуковский ЭМЗ Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. ЭМЗМ Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений… … Словарь сокращений и аббревиатур

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Основан данный завод в 1966 году по приказу Министра обороны СССР. В 1967 году пошла полное строительство, из двух не больших филиальных заводов, сделали один большой. Руководителем стал известный человек для авиации - Мясищев. К слову, он был хозяином одного из филиала, который был переделан. на счету Мясищева такие разработки: сверхзвуковой самолёт М-50, бомбардировщики ДВБ-102 и М-4. С середины 1951 года, завод во главе директора начинает создавать детали для космических кораблей. В будущем, именно эти детали станут основными для кораблей, и без их существования полёт в космос будет невозможен.

Нажмите на картинку, чтобы увеличить текст

1976 год стал знаковым для всех деятелей предприятия, а именно, завод включается в группу конструкторов по разработке космического корабля и транспортного самолёта. Что касается второй разработки, то Мясищев предложил за основу взять самолёт М-4, что значительно упростит ход работы, скорость, а так же значительно сократит бюджет страны. Идея в дальнейшем была одобрена и воплощалась удачно в жизнь. 14 октября 1978 года, на свете не стало Мясищева, данная новость ошарашила государство, а так же надо было искать нового директора для ЭМЗ.

До середины 1978 года заводом руководил Микоян, но через месяц правления было решено отдать ученику предыдущего директора - Федотову. Он лучше всех разбирался в авиации из всех кандидатов, а так же плотнее всех работал с Мясищевым, что способствовало такой же работе как у учителя и оригинальные идеи, которые пойдут только на руку СССР. С начала июня завод носит гордое и заслуженное имея В.М. Мясищев.

В 1981 году завершает конструкция нашумевшего самолёта ВМ-Т "Атлант", сразу же были проведены пробные вылеты, которые прошли удачно. А через полтора года выходит усовершенствованная модель, а именно: ВМ-Т " Атлант" на "спине". Но это не значило, что первая модель будет ликвидирована, совсем наоборот, они дополняли друг друга. В итоге, на пару самолёты сделали 152 полёта, благодаря которым перевезли все нужные детали для космического корабля на Байконур.

Приблизительно в тоже время, что и самолёты ВТ-М был создан ещё один уникальный проект, такой как: высотный самолёт М-17 "стратосфера". Уникальность данной разработки является тем, что к 1989 году, он побил 25 мировых рекордов, что является огромным достижением для всего Советского Союза.

В 1986 году, директором становится Новиков. По его руководством выходит усовершенствованная модель "стратосферы" - самолёт М-55 "Геофизика", который так же не остался без внимания, на его счету побито 16 мировых рекордов.

ФГУП "Экспериментальный машиностроительный завод имени В.М.Мясищева"
Тип

Федеральное Государственное Унитарное предприятие

Год основания

ЭМЗ был учреждён в 1966 году путём объединения филиала машиностроительного завода им. М. В. Хруничева, расположенного в г. Жуковский , и Конструкторского бюро №90. Первым генеральным конструктором стал Владимир Мясищев , который с 1967 года также являлся ответственным руководителем предприятия.

ЭМЗ входит в структуру ОАО «Объединённая авиастроительная корпорация » .

Основные направления деятельности

  • переоборудование самолётов и их модификация;
  • разработка аэростатических аппаратов;
  • испытания самолётов;
  • различного рода исследования на воздушных платформах;
  • разработка и экспериментальные отработки систем самолётов и космических аппаратов на стендах;
  • разработка и изготовление самолётных конструкций из углепластика.

Напишите отзыв о статье "Экспериментальный машиностроительный завод имени В. М. Мясищева"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Экспериментальный машиностроительный завод имени В. М. Мясищева

Молчание было довольно продолжительно. Князь Багратион, видимо, не желая быть строгим, не находился, что сказать; остальные не смели вмешаться в разговор. Князь Андрей исподлобья смотрел на Тушина, и пальцы его рук нервически двигались.
– Ваше сиятельство, – прервал князь Андрей молчание своим резким голосом, – вы меня изволили послать к батарее капитана Тушина. Я был там и нашел две трети людей и лошадей перебитыми, два орудия исковерканными, и прикрытия никакого.
Князь Багратион и Тушин одинаково упорно смотрели теперь на сдержанно и взволнованно говорившего Болконского.
– И ежели, ваше сиятельство, позволите мне высказать свое мнение, – продолжал он, – то успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой, – сказал князь Андрей и, не ожидая ответа, тотчас же встал и отошел от стола.
Князь Багратион посмотрел на Тушина и, видимо не желая выказать недоверия к резкому суждению Болконского и, вместе с тем, чувствуя себя не в состоянии вполне верить ему, наклонил голову и сказал Тушину, что он может итти. Князь Андрей вышел за ним.
– Вот спасибо: выручил, голубчик, – сказал ему Тушин.
Князь Андрей оглянул Тушина и, ничего не сказав, отошел от него. Князю Андрею было грустно и тяжело. Всё это было так странно, так непохоже на то, чего он надеялся.

«Кто они? Зачем они? Что им нужно? И когда всё это кончится?» думал Ростов, глядя на переменявшиеся перед ним тени. Боль в руке становилась всё мучительнее. Сон клонил непреодолимо, в глазах прыгали красные круги, и впечатление этих голосов и этих лиц и чувство одиночества сливались с чувством боли. Это они, эти солдаты, раненые и нераненые, – это они то и давили, и тяготили, и выворачивали жилы, и жгли мясо в его разломанной руке и плече. Чтобы избавиться от них, он закрыл глаза.
Он забылся на одну минуту, но в этот короткий промежуток забвения он видел во сне бесчисленное количество предметов: он видел свою мать и ее большую белую руку, видел худенькие плечи Сони, глаза и смех Наташи, и Денисова с его голосом и усами, и Телянина, и всю свою историю с Теляниным и Богданычем. Вся эта история была одно и то же, что этот солдат с резким голосом, и эта то вся история и этот то солдат так мучительно, неотступно держали, давили и все в одну сторону тянули его руку. Он пытался устраняться от них, но они не отпускали ни на волос, ни на секунду его плечо. Оно бы не болело, оно было бы здорово, ежели б они не тянули его; но нельзя было избавиться от них.


26 мая исполнится 30 лет, как в небо нашего города поднялся первый самолёт последней фирмы Генерального Конструктора Владимира Михайловича Мясищева М-17, позже названный "Стратосфера".
Всё началось в далёком 1967 г. Именно тогда вышло Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР о создании авиационного комплекса для перехвата и поражения дрейфующих аэростатов.
К этому времени на вооружении армии и ЦРУ США появилось новое средство доставки аппаратуры в воздушное пространство нашей страны - автоматические дрейфующие аэростаты, запускаемые с территории стран НАТО. Используя ветры, господствующие на больших высотах над территорией СССР, они пересекали нашу страну с запада на восток. Управляемые по радио, способные изменять высоту полёта практически от 0 до 45-50 км, эти воздушные шары могли нести не только аппаратуру, срабатывающую также по команде, но и широкий спектр взрывчатых веществ, в том числе, конечно, ядерных.


Наши ПВО вынуждены были использовать для уничтожения дрейфующих аэростатов ракеты типа "воздух-воздух", либо "земля-воздух". Ясно, что стоимость уничтожения в десятки раз превосходила стоимость аэростата, выполненного из дешёвой мейларовой, либо дакроновой плёнки.
Как стало известно позже, никто из Генеральных за создание подобного высотного самолёта не брался - слишком необычна и нова для нашего самолётостроения была эта задача.
Специалистам было сразу понятно - самолёт должен летать очень высоко и очень медленно, ведь цель практически стоит на месте. Как обеспечить эти две взаимоисключающие характеристики - задача архисложная. При этом тяга любого турбореактивного двигателя при полётах на высотах 20 и более км падает до величин, не превышающих 3% от тяги на земле.
Мизерную группу специалистов, работающих над первым проектом высотного дозвукового самолёта, составляли молодые специалисты Экспериментального машиностроительного завода. Кстати, при последующих работах по этому самолёту костяк конструкторов составляли, как правило, жуковчане. Потому можно считать, что этот "высотник" и задуман, и спроектирован, и, впоследствии, построен, и испытан в нашем городе нашими жителями.


Работа получила - по правилам того времени - наименование "тема 34". На чертежах прорисовывался легкокрылый самолёт нормальной схемы с крылом большого удлинения, двумя двигателями, установленными на крыле, тонким фюзеляжем. Но как этот самолёт полетит, сказать никто не мог.
Вскоре конструктора КБ подключились к работе.
К этому времени мы уже проштудировали знаменитый высотный У-2, изучили натурную конструкцию планера, используя остатки того, что осталось от самолета, сбитого под Свердловском, восстановили профиль крыла, внимательно следили за деятельностью Клэренса Джонсона, руководившего работами по созданию самолета-шпиона.
Печать сообщала о том, что пилоты У-2 объединены в специальные подразделения ВВС США, имеют отличительные шарфы и знаки на мундирах, садятся за штурвал У-2 только после колоссального налета на других самолетах, все время находятся под строгим контролем врачей и являются элитой ВВС.
Воссоздав, (конечно, теоретически) детище "Келли" Джонсона вместе со специалистами Центрального аэрогидродинамического института им.проф. Н.Е. Жуковского, мы подсчитали возможные летные данные У-2 и получили максимальную высоту полета, равную 21 км.
Поскольку заказчиками создаваемого нами самолета были войска ПВО, иногда контролировал работы по "теме 17" - так теперь называлась эта работа - Главнокомандующий войсками ПВО маршал Е.Я Савицкий.
Все "контрольные" заседания маршала проходили, конечно, с участием В.М. Мясищева.
Во время одного из визитов в ОКБ, маршал "обхаял" нашу работу, заявив, что его службы фиксировали У-2 на высотах гораздо больших, чем 21 км, и мы все неправильно рассчитали, а посему и заказанный нам высотный дозвуковой самолет у нас не получится.
Мы спорили, показывали расчеты, горячились (основным оппонентом от нас был начальник отдела аэродинамики), но маршал был неумолим.
Владимир Михайлович же в споре не участвовал, смотрел на все это как бы со стороны, что нам казалось очень странным. Но уж тут ничего не поделаешь. Так и закончилось это совещание - маршал не отступил. И только когда совещание закончилось, он "раскололся и сказал, что его службы даже на этой высоте У-2 не фиксировали. И странное молчание Владимира Михайловича стало нам понятным.
Далее начались мытарства с двигателями, кстати, обычные для нашей авиации тех времён. Единственным двигателем, способным работать в необходимом диапазоне высот, был двигатель Главного конструктора П.А. Колесова, созданный для Ту-144, стало быть очень тяжёлый, так как он должен обеспечивать скорость, соответствующую числу M=2.2 и развивать тягу у земли в 20 т. Но на высоте 25 км при M=0.7 от его богатырской тяги оставалось всего 600 кг!


Следующей проблемой стал профиль крыла и компоновка крыла по размаху. В принципе проблема обычная, но для самолёта она казалась непреодолимой.
Необычный факт - аэродинамикам Мясищева удалось "нащупать" путь создания высоконесущего профиля для дозвуковых скоростей, который с благословения мэтра ЦАГИ Якова Моисеевича Серебрийского лёг в основу крыла М-17. В итоге коллектив авторов в составе В.М. Мясищева, В.Н. Арнольдова, А.А. Брука, Ю.А. Горелова, Я.М. Серебрийского, С.Г. Смирнова, А.Д. Тохунца помимо крылового профиля разработал крыло с изменяемой в полёте формой профиля и площадью, получив на него авторское свидетельство с приоритетом от 21 мая 1971 года.
Но всё это было секретно (время такое). Американцы подобное крыло создали лишь через 6 лет и назвали его "адаптивным". Комментировать незачем.
В 1978 году самолёт, построенный, очевидно, в Башкирии, на вертолётостроительном заводе в городе Кумертау, но уже после кончины В.М.Мясищева погиб, толком не взлетев. Погиб и лётчик самолёта Кир Чернобровкин, к могиле которого на Быковском кладбище мы приносим цветы.
Затем ЭМЗ включили в работу по невезучему "Бурану", и всё застопорилось. Лишь 26 мая 1982г. коллектив ЭМЗ, получивший к этому времени имя Владимира Михайловича Мясищева, поднял в небо созданный и собранный в Жуковском новый самолёт М-17 и начал его испытания.
Ученик Мясищева Валентин Александрович Федотов довёл до конца дело своего учителя. Первым лётчиком-испытателем, поднявшим самолёт в Жуковское небо, был Эдуард Чельцов, ведущим конструктором темы - Борис Морковкин, ведущим инженером самолёта - Олег Бежанов, все наши земляки. Самолёт уже не обладал раздельным крылом, но созданный сверхкритический высоконесущий профиль крыла, конечно, остался. Всего на М-17 было внедрено порядка 30 новых технических решений, защищённых авторскими свидетельствами. Это работники ЭМЗ им.В.М. Мясищева: В.А. Федотов, П.А. Алексеев, Э.Я. Абраменко, А.А. Брук, В.А. Захаров, А.М. Котельников, В.В. Любаков, И.В. Маслов, В.А. Негреба, С.Г. Смирнов, А.Д. Тохунц, А.Н. Уразов, В.С. Фроловский, А.А. Шалтаев и упомянутые вначале статьи ученые ЦАГИ им.проф.Н.Е. Жуковского. Результатом работы стали 25 мировых рекордов, установленных лётчиками ЭМЗ им. В.М.Мясищева В. Архипенко, Н. Генераловым, О. Смирновым. Эти рекорды оставили далеко позади "чёрную леди" У-2.
Позже самолёт, созданный как перехватчик аэростатов, нашёл себе и мирную профессию. На планете Земля началось глобальное потепление, мониторинг земной поверхности и мониторинг состояния стратосферы стали насущной задачей человечества.
И вот в конце декабря 1990г. с аэродрома ЛИИ им.М.М. Громова стартовал самолёт с первым исследовательским полётом. Им был "высотник" М-17, потому-то и получивший имя "Стратосфера". Полёт был организован объединением "Ноосфера" и Московской патриархией. В полёт самолёт и пилота благословил митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим.
Так начались полёты самолётов с буквой "М" на борту по исследовательским международным программам, продолжающиеся до сих пор.
Это, очевидно, очень значительный вклад жуковчан в дело защиты жизни нашей планеты. С тех пор новый "высотник" пилотируют попеременно Герои России Виктор Васенков, Олег Щепетков, Александр Бесчастнов, Олег Кононенко и молодой летчик-испытатель Тагир Салахутдинов.
Скоро, в сентябре этого года, Жуковский отметит 110-ю годовщину со дня рождения Почётного гражданина нашего города Владимира Михайловича Мясищева. А самолёты, созданные в ОКБ его имени, ещё не раз помогут людям.

С.Г. Смирнов.