Поэт брюсов биография. Биография

19.06.2022

Валерий Яковлевич Брюсов родился 1 (13 н.с.) декабря 1873 года в Москве, в купеческой семье среднего достатка. Позднее он писал: “Я был первым ребенком и явился на свет, когда еще отец и мать переживали сильнейшее влияние идей своего времени. Естественно, они с жаром предались моему воспитанию и притом на самых рациональных основах... Под влиянием своих убеждений родители мои очень низко ставили фантазию и даже все искусства, все художественное”. В автобиографии он дополнял: “С младенчества я видел вокруг себя книги (отец составил себе довольно хорошую библиотеку) и слышал разговоры об “умных вещах”. От сказок, от всякой “чертовщины” меня усердно оберегали. Зато об идеях Дарвина и о принципах материализма я узнал раньше, чем научился умножению... Я... не читал ни Толстого, ни Тургенева, ни даже Пушкина; изо всех поэтов у нас в доме было сделано исключение только для Некрасова, и мальчиком большинство его стихов я знал наизусть.”

Детство и юношеские годы Брюсова не отмечены чем-либо особенным. Гимназия, которую он окончил в 1893 году, все более глубокое увлечение чтением, литературой. Потом историко-филологический факультет Московского университета. Десяти-пятнадцатилетним подростком он пробует свои силы в прозе, пытается переводить античных и новых авторов. “Страсть... моя к литературе все возрастала, - вспоминал он позже. - Беспрестанно начинал я новые произведения. Я писал стихи, так много, что скоро исписал толстую тетрадь Poesie, подаренную мне. Я перепробовал все формы - сонеты, тетрацины, октавы, триолеты, рондо, все размеры. Я писал драмы, рассказы, романы... Каждый день увлекал меня все дальше. На пути в гимназию я обдумывал новые произведения, вечером, вместо того чтобы учить уроки, я писал.. У меня набирались громадные пакеты исписанной бумаги”. Все более ясным становилось желание Брюсова целиком посвятить себя литературному творчеству.

В конце 1892 молодой Брюсов знакомится с поэзией французского символизма - Верлена, Рэмбо, Маларме, - оказавшей большое влияние на его дальнейшее творчество. В 1894 - 95 он составляет небольшие сборники “Русские символисты”, большая часть которых была написана самим Брюсовым. Некоторые из этих стихов говорили о таланте автора.

В 1895 издает книгу “Шедевры”, в 1897 - книгу “Это - я” о мире субъективно-декадентских переживаний, провозглашавшие эгоцентризм. В 1899, окончив университет, полностью отдается литературной деятельности. В течение двух лет работал секретарем редакции журнала “Русский архив”. После организации издательства “Скорпион”, которое стало выпускать “новую литературу” (произведения модернистов), Брюсов принимает активное участие в организации альманахов и журнала “Весы” (1904 - 09), лучшего журнала русского символизма.

В 1900 вышла книга “Третья стража”, после которой Брюсов получил признание как большой поэт. В 1903 публикует книгу “Граду и миру”, в 1906 - “Венок”, свои лучшие поэтические книги.

В последующие годы поэзия Брюсова становится более камерной, появляются новые черты его лирики: интимность, задушевность, простота в выражении мыслей и чувств (сборник “Все напевы”, 1909; книга “Зеркало теней”, 1912).

В годы первой мировой войны отправившись на фронт от одной из самых распространенных газет “Русские ведомости”, Брюсов публикует большое число корреспонденций и статей, посвященных военным вопросам. Лжепатриотический угар быстро проходит, война все больше предстает Брюсову в своем отвратительном обличии. У него возникают острокритические стихи (“Орел двуглавый”, “Многое можно продать..” и др.), которые, естественно, остаются тогда ненапечатанными. Как свидетельствует вдова писателя И.М Брюсова, в мае 1915 года он “окончательно возвратился глубоко разочарованный войной, не имея уже ни малейшего желания видеть поле сражения”.

Отчаявшись найти темы реальные, волнующие, почувствовать и передать всю полноту жизни, он все больше погружается в бездну “творения стихов”. Он ищет особо изысканные рифмы, создает стихи самой диковинной и редкостной формы. Он создает старофранцузские баллады, пишет стихи, где все слова начинаются на одну букву, пытается возродить формальные приемы поэтов александрийской эпохи. Он достигает исключительной технической изощренности. Многие современники вспоминают, как их ошеломлял импровизационный талант Брюсова, умевшего мгновенно написать классический сонет. В этот период он создает два “венка сонетов”. Выпускает несколько позже сборник “Опыты”, где стремится представить самые разнообразные и сложные способы рифмовки и стихотворные размеры.

К этим годам относится и один из самых грандиозных его поэтических замыслов - “Сны человечества”. Он возник у Брюсова еще в 1909 году, но окончательно оформился в 1913. Брюсов намеревался представить, как он сам писал, “душу человечества, насколько она выражалась в его лирике. Это не должны быть ни переводы, ни подражания, но ряд стихотворений, написанных в тех формах, какие себе создали последовательно века, чтобы выразить свои заветные мечты”. Даже по первоначальным планам “Сны человечества” должны были составить не меньше четырех томов, около трех тысяч стихотворений. Со свойственным ему максимализмом Брюсов намеревался представить все формы, которые прошла лирика у всех народов и во все времена. Это издание должно было охватить все эпохи от песен первобытных племен до европейского декаданса и неореализма. Этому исполинскому замыслу не суждено было завершиться.

Тогда же Брюсов выполняет одно из крупнейших и известнейших своих переводческих предприятий - подготовку обширной антологии армянской поэзии. По совету М.Горького, к нему в 1915 году обратились представители Московского армянского комитета с просьбой взять на себя организацию и редактирование сборника переводов армянской поэзии, охватывающего более чем полуторатысячелетнюю ее историю. В 1916 году вышел сборник “Поэзия Армении”, большая часть переводов в котором была выполнена им. По сути дела, это было первое знакомство русского писателя с историей армянской поэзии от народных песен до современности. Роль Брюсова в пропаганде армянской культуры не ограничилась этим. Он выпустил также обширный труд “Летопись исторических судеб армянского народа”, был автором ряда статей, посвященных деятелям армянской культуры. Все это принесло Брюсову высокое признание. В 1923 году ему было присвоено почетное звание народного поэта Армении.

Брюсов считается, если не создателем русского символизма, то одним из наиболее заметных деятелей этого направления. На стыке веков, когда пришелся период творческого акме поэта многие люди создавали невероятные произведения, открывали действительно новое и ценное. Таким, наверное, бывает всегда развитие переходного периода, но, конечно, и личности, которые действуют в подобные периоды, далеко не являются банальными.

Брюсов родился 1 декабря 1873 года в довольно богатой семье, с большой библиотекой. Особенностью его воспитания является уклон в сторону идей материализма. Удивительно, но Брюсову в детстве не читали сказок, не рассказывали истории о домовых или чем-то подобном, но активно развивали в сфере идей Дарвина.

В юношестве поэт обучился в двух московских гимназиях, далее окончил историко-филологическое направление в университете, в 1895 году издает первый сборник Шедевры, далее следует Третья стража. Эти стихи создавались под воздействием французских символистов, которые Брюсову сильно импонировали. Из ориентиров в русской лирике следует отметить Некрасова, которого разрешали читать в детстве в отличие от Пушкина и Толстова, в которых семья Брюсовых не видела образовательного потенциала для ребенка.

К началу 20 века поэт становится признанным критиками, обретает узнаваемый стиль. Также он проникается идеями нового общественного устройства, ратует за преобразования в стране, хотя со временем Брюсов перестанет восхвалять революцию и вернется к чистому творчеству. При этом он конечно останется основным идеологом и, если возможно так выразиться, паровозом русского символизма, поэзии намеков, как он сам выражался.

В начале 20 века он занимается литературными журналами, переводами и драматургией. Когда начинается Первая мировая, поступает на службу военным корреспондентом. По итогу войны Валерий Яковлевич остается полностью разочарованным в патриотизме и политике, начинает занятия сугубо искусством.

Этот период интересен сонетами, сборниками Опыты и Сны человечества и, конечно, великолепными исследовательскими статьями о Пушкине. Подобно Блоку Брюсов принимает революцию, но после этого живет не много и в 1924 году оставляет этот мир, как бы закрывая серебряный век русской поэзии.

Биография 2

Брюсов Валерий Яковлевич – легенда русского символизма, без преувеличения один из наиболее значимых поэтов начала предыдущего века. Для этого человека судьба сложилась довольно благосклонно, и он умело использовал данное ему для того чтобы впитывать в себя знания, для того чтобы работать над собственным творчеством, преобразовывать искусство в целом.

Родился Валерий Яковлевич в 1873 году в семье купцов, довольно богатой и благодаря этому он с детства мог увлекаться искусством. Он начал писать в раннем возрасте, с детства читал французских символистов, благодаря чему потом сам стал идеологом русского символизма. Основой этой поэзии является поиск чего-то не высказанного и принципиально не высказываемого, не осязаемого, уход от объективной действительности в сферу полутонов и намеков, в область грез, мечтаний и подобных феноменов.

Учился поэт в московском университете, где вбирал в себя знания из самых разных областей от истории до философии. Помимо этого с раннего возраста он был довольно привязан к различным мистическим историям и тайным областям знаний. Брюсов в итоге стал довольно большим мистиком и об этой склонности знали многие его современники.

В целом, молодость поэта была довольно насыщенной, он увлекался многими прогрессивными для того времени идеями (к примеру, теорией Дарвина и атеизмом, за пропаганду которого его благополучно отчислили из гимназии) ходил на скачки, к которым его приучил отец, глубоко изучал математику. В общем, сказать о всестороннем развитии этого человека – не сказать ничего. За учебу в университете он выучил 20 языков, современных и старинных, в каждой области он проявлял невероятное старание и достигал высокой степени совершенства.

В начале 1900-х годов поэт начинает работать в духе урбанистики и довольно активно сочувствует новым революционным идеям. Тем не менее, он продолжит так практически только до революции 1905 года, после чего вернется к чистым идеям символизма и станет идеологом этого движения. В 1910-х Брюсов постепенно сменяет роль лидера символистов на более сдержанную и становится проводником академических взглядов, хотя основой творчества во многом остается именно символизм.

Тем не менее, революцию 1917 года поэт принимает, он получал награды от новой власти, продолжил работать на Ниве искусства и многое сделал для советской культуры, к примеру, работал над созданием Большой Советской Энциклопедии, которой пользуются до сих пор. Сначала поэт считал новые времена возможностью избавиться от капиталистического рабства, но в итоге все-таки разочаровался в этом и даже поменял стилистику творчества, сделав его более непонятным для простых народных масс. Скончался в 1924 году.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Георг Вильгельм Фридрих Гегель

    Гегель является ярким представителем немецкой классической философии и принадлежит к школе идеализма, которая видит в основе мироздания духовное начало, сознание, в противовес материализму, который видит источником

  • Александр I

    Александр Благословенный – именно так прозвали его в народе. Прославленный в знаменитом романе Толстого «Война и мир», великий император оставил добрую память о себе. Воспитанный в лучших традициях французской просветительской школы

  • Булгаков Михаил Афанасьевич

    Родился писатель на территории столицы Украины. В семье был самым старшим из семи детей. Был весьма образованным, успешно закончил университет и после учёбы пошёл работать в госпиталь, так как это было популярно среди его ровесников.

  • Иосиф Бродский

    Иосиф Бродский – видная личность в культурной жизни прошлого столетия. Известен, в первую очередь, как российский поэт и автор многочисленных эссе, лауреат Нобелевской премии по литературе, переводчик и драматург.

  • Федор Конюхов

    Фёдор Конюхов – известный путешественник и мореплаватель, член российского Союза художников.

Русская литература Серебряного века

Валерий Яковлевич Брюсов

Биография

БРЮСОВ Валерий Яковлевич (1873 - 1924), поэт, прозаик, теоретик литературоведения, переводчик.

Родился 1 декабря (13 н.с.) в Москве в зажиточной купеческой семье. Отец будущего поэта воспитывал сына в духе передовых идей шестидесятничества. Брюсов вспоминал: «Над столом отца висели портреты Чернышевского и Писарева. Я был воспитан… в принципах материализма и атеизма». Особо чтимым поэтом в семье был Н.Некрасов.

Учился в московской частной гимназии Ф. Креймана, затем перешел в гимназию известного педагога Л. Поливанова, оказавшего заметное влияние на будущего поэта. Уже в тринадцать лет Брюсов решает стать писателем. Круг интересов гимназиста Брюсова - это литература, история, философия, астрономия. Поступив в 1892 в Московский университет на историческое отделение историко-филологического факультета, он углубленно изучает историю, философию, литературу, искусство, языки (древние и современные).

В конце 1892 молодой Брюсов знакомится с поэзией французского символизма - Верлена, Рэмбо, Маларме, - оказавшей большое влияние на его дальнейшее творчество. В 1894 - 95 он составляет небольшие сборники «Русские символисты», большая часть которых была написана самим Брюсовым. Некоторые из этих стихов говорили о таланте автора.

В 1895 издает книгу «Шедевры», в 1897 - книгу «Это - я» о мире субъективно-декадентских переживаний, провозглашавшие эгоцентризм. В 1899, окончив университет, полностью отдается литературной деятельности. В течение двух лет работал секретарем редакции журнала «Русский архив». После организации издательства «Скорпион», которое стало выпускать «новую литературу» (произведения модернистов), Брюсов принимает активное участие в организации альманахов и журнала «Весы» (1904 - 09), лучшего журнала русского символизма.

В 1900 вышла книга «Третья стража», после которой Брюсов получил признание как большой поэт. В 1903 публикует книгу «Граду и миру», в 1906 - «Венок», свои лучшие поэтические книги.

В последующие годы поэзия Брюсова становится более камерной, появляются новые черты его лирики: интимность, задушевность, простота в выражении мыслей и чувств (сборник «Все напевы», 1909; книга «Зеркало теней», 1912).

В годы первой мировой войны Брюсов находится на фронте в качестве корреспондента одной из петербургских газет, пишет патриотические стихи, но скоро возвращается с фронта, поняв всю бессмысленность этой войны для России.

Октябрьскую революцию Брюсов принял и поставил ей на служение свой талант организатора новой культуры. Его деятельность в этом направлении была энергичной и разноплановой. Поэтическое творчество тоже было очень напряженным и продуктивным: в начале 20-х годов им было выпущено пять книг новых стихов, среди которых лучшая - «В такие дни» (1921). Известен как выдающийся переводчик, особое место занимают переводы армянской поэзии и стихотворений Верхарна. Брюсов много сделал в изучении русского языка, внес заметный вклад в исследование творчества Пушкина, Фета, Гоголя, Блока и др. В советское время в Московском университете читал курсы лекций по античной и новейшей русской литературе, по теории стиха и латинскому языку, по истории математики, вел семинары по истории Древнего Востока и др. М. Горький назвал Брюсова «самым культурным писателем на Руси». 9 октября 1924, не дожив до 51 года, Брюсов умер в Москве.

«ИЗ СУМРАКА ВЫШЕДШИ К СВЕТУ…"

творческом пути Брюсова-поэта)

В искусстве важен искус строгий.

Прерви души мертвящий плен

И выйди пламенной дорогой

К потоку вечных перемен.

В. Брюсов

Литературная деятельность Валерия Брюсова поражает своей многогранностью. Он известен как автор повестей и романов, драматург, переводчик, теоретик искусства, историк литературы и литературный критик, исследователь стиха, журналист, редактор, педагог, организатор литературной

Жизни… Но в сознании современников и последующих поколений он был и остался прежде всего поэтом. И действительно, самое важное и значительное в

Обширном литературном наследии Брюсова - это его поэтическое творчество.

Читая стихи Брюсова, нельзя не обратить внимания на упорно повторяющийся из сборника в сборник, из года в год мотив - образ пути, путника, скитаний по бездорожью или неустанного движения вперед, трудного восхождения.

Уже в стихах раннего периода, в 90-х годах, постоянно встречаются такого рода признания и автохарактеристики:

Мы путники ночи беззвездной,

Искатели смутного рая. (1895)

Или такие призывы:

А вот строки 900-х годов:

Все каменней ступени,

Все круче, круче всход. (1902)

И в 1910-х годах, накануне больших исторических событий, опять:

Не знаю, но иду; мечу свой факел ввысь;

Ступени бью ногой; мой дух всхожденьем хмелен. (1914)

И наконец, после Октября вновь:

Пойду, громам нежданным рад,

Ловя все миги и не сетуя,

Отцветший час бросать назад. (1921)

Число таких цитат можно увеличить во много раз.

Путь этот, о котором постоянно говорит поэт, был непростым и нелегким, он изобиловал многочисленными изгибами и поворотами, подъемами и срывами.

Откуда же и куда он вел?

Валерий Яковлевич Брюсов родился в 1873 году в Москве в купеческой семье, которая имела свои истоки в крепостном крестьянстве, а среднее

Поколение ее было уже затронуто влиянием передовых демократических и научно-материалистических идей 60-х годов. Но 60-е годы были уже в прошлом.

Отрочество Брюсова приходится на сумрачные 80-е годы, а юность - на начало 90-х. Сам поэт впоследствии так характеризовал эпоху, когда начиналась его

Сознательная жизнь и формировались его взгляды:

Я вырастал в глухое время, Когда весь мир был глух и тих. И людям жить казалось в бремя, А слуху был не нужен стих.

Это было время тяжелой политической реакции, вырождения и измельчания традиций освободительного движения, разочарования в них, исчезновения

Интереса к социальным вопросам у значительной части интеллигенции, распространения теории «малых дел», роста обывательских настроений. Конечно,

В недрах общества уже пробуждались и формировались новые социальные силы, готовился переход к новому, пролетарскому этапу революционного движения,

Однако молодой Брюсов, подобно большинству людей своей среды, был далек от тех общественных слоев, еще не видел этих процессов.

Обратим внимание на то, что в цитированных строках поэта говорится не только о политическом, но и о литературном безвременье. Если обратиться к

Поэзии тех лет, то мы увидим, что она действительно переживала явный упадок, идейное оскудение. В стихах подавляющего большинства поэтов преобладали

Мелкотемье, банальность, тусклое эпигонство, вялая, невыразительная форма, способная только дискредитировать любое общественное содержание.

В такой общественной и литературной обстановке начиналась поэтическая деятельность Брюсова.

Его ранние стихи были во многом порождены этим временем. На них наложила печать душная атмосфера тогдашней буржуазно-интеллигентской среды,

Лишенной настоящих гражданских идеалов и интересов, больших идей и устремлений. Отсюда крайний индивидуализм и эгоцентризм, нашедший отражение

В этих стихах, аполитичность, демонстративное игнорирование социальной тематики.

«Я чужд тревогам вселенной», - откровенно заявлял поэт. А в другом стихотворении признавался: «Я не знаю других обязательств, / Кроме

Девственной веры в себя».

Вместе с тем молодому Брюсову было свойственно стремление как-то оттолкнуться от окружающей его среды с ее тусклым бытом, с ее трафаретной

Моралью, с ее шаблонным искусством, лишенным яркости и смелости. Начинающий поэт хотел найти какие-то новые пути, чувствовал потребность сказать

Какое-то новое слово. Первые шаги в этом направлении подсказала ему

Тогдашняя зарубежная литература.

В то время на Западе, и прежде всего во Франции, складывалось и развивалось новое течение в области поэзии, получившее известность под

Именем символизма или декадентства (от французского слова decadent - упадочный), поскольку его представители выражали преимущественно минорные

Настроения усталой души, утомленной от столкновения с грубой, прозаической действительностью. Стихи этих поэтов (П. Верлена, С. Малларме и других)

Произвели сильное впечатление на молодого Брюсова новизной, необычностью художественных средств, умением тонко передать разные оттенки сложных и

Противоречивых переживаний современного человека.

Увлеченный такими примерами, Брюсов задумывает стать вождем и организатором «новой поэзии» в России. В 1894 - 1895 годах он выпускает три

Небольших сборника под названием «Русские символисты», наполняя их преимущественно своими стихами и под своим именем и под разными

Псевдонимами. За этими сборничками, которые должны были продемонстрировать появление новой поэтической школы и в России, вскоре последовали

Персональные сборники молодого поэта с претенциозными иноязычными названиями: «Chefs d’oeuvre» («Шедевры», 1895) и «Me eum esse» («Это - я»,

Чем же характеризовался этот ранний период брюсовского творчества? Наиболее отчетливо свою поэтическую платформу, свою тогдашнюю эстетическую

Позицию Брюсов формулирует в известном стихотворении «Юному поэту», содержащем три призыва: «никому не сочувствуй», «не живи настоящим»,

«поклоняйся искусству, только ему, безраздумно, бесцельно». Строфы этого произведения приобрели значение манифеста декадентской поэзии с ее

Ультраиндивидуализмом, оторванностью от общественной жизни, с ее откровенным аморализмом и отказом от гуманистических принципов, с ее культом

Самодовлеющего искусства.

Уходя от неприглядной действительности, поэт погружается то в мир неясных видений и бесплодных фантазий, то в душную сферу каких-то изломанных

И болезненных переживаний, то в географическую и историческую экзотику. В его стихах на каждом шагу встречаются необычные, причудливые образы. Так, стихотворение о Москве начинается строкой: «Дремлет Москва, словно самка спящего страуса», а стихотворение о любви словами: «Моя любовь - палящий

Я помню: в ранней тишине Я славил жгучий полдень Явы, Сон пышных лилий

На волне, Стволы, к которым льнут удавы, Глазам неведомые травы, Нам

Неизвестные цветы…

М. Горький еще в 1900 году имел основание сказать о Брюсове, что он «является перед читателем в одеждах странных и эксцентрических, с

Настроениями неуловимыми».

Конечно, далеко не всё из декадентского реквизита первых брюсовских сборников следует воспринимать всерьез и считать выражением подлинных

Переживаний поэта. Здесь было много от стремления бросить вызов привычным эстетическим нормам, заставить обратить на себя внимание, эпатируя публику

Из «приличного» общества, привыкшую к чинной, шаблонной и в подавляющей своей части совершенно тусклой поэзии тех лет. Отсюда и пресловутое

Однострочное стихотворение «О, закрой свои бледные ноги», и «месяц обнаженный» (из стихотворения «Творчество»), который всходит «при лазоревой

Луне», и другие экстравагантные образы и мотивы.

Сам Брюсов признавался, что в своих стихах он подчас демонстрировал «намеренное затемнение смысла», «мальчишескую развязность», «щегольство

Редкими словами» и т. п. на манер некоторых западных поэтов. А в своем дневнике 1896 года он обещал, что его очередная книга «будет гигантской

Насмешкой над человеческим родом».

Неудивительно, что его тогдашние выступления вызывали недоумение читателей, возмущение рецензентов, многочисленные пародии. Брюсову удалось

Настолько «раздразнить гусей», что ему на ряд лет был прегражден доступ в большую печать.

Если бы Брюсов остановился на этом этапе своего поэтического развития,

То в книгах по истории литературы он упоминался бы лишь мелким шрифтом как один из оригинальничающих представителей декадентской поэзии и, конечно, не

Представлял бы для нас сегодня существенного интереса.

Но самого поэта отнюдь не удовлетворяли его стихотворные опыты того времени. «Мы были дерзки, мы были дети», - скажет он вскоре о выпусках

«Русских символистов». Своему соратнику по символизму Константину Бальмонту он напишет об этих сборничках: «Вы хорошо знаете их значение, то есть

Отсутствие их значения». А «Шедевры» получат такую беспощадную оценку автора в следующем же сборнике: «Верь мне: давно я считаю ошибкой бедную книгу

Мою». И впоследствии зрелый Брюсов назовет свои ранние стихи «не вполне

Удачными пробами несколько заносчивого юноши».

Уже с третьего сборника, вышедшего на рубеже XIX и XX веков, - «Tertia Vigilia» («Третья стража») - у Брюсова начинается процесс активного

Преодоления декадентства. И в этом ему помогает обращение к примеру, опыту, завету великих писателей прошлого, и прежде всего Пушкина, исследованием

Творчества которого он уже тогда стал заниматься и преклонение перед которым он пронес через всю жизнь.

У Пушкина Брюсов ищет и находит ответ на вопрос, каким должен быть поэт. В его дневнике за 1897 год мы читаем такую запись: «Поэт должен

Переродиться, он должен на перепутье встретить ангела, который рассек бы ему грудь мечом и вложил бы, вместо сердца, пылающий огнем уголь. Пока этого не

Было, безмолвно влачись «в пустыне дикой»…"

Влачась в течение нескольких лет в пустыне декадентского искусства, Брюсов уже томился и жаждал обновления. На путях преодоления эгоцентрической

Ограниченности декадентства с его узкокамерной лирикой поэт обращается к тому, что он сам называл «лирической эпикой». И материал для нее он находит

Сначала лишь в прошлых веках.

Историк по образованию и по своим научным интересам, Брюсов в высокой степени обладал, по определению Горького, «тонким и редким даром

Проникновения в прошлое». Для него история была не «страной могил», а «знакомым миром», с которым он «одной душой когда-то жил».

В сборнике «Третья стража» главное место занимает большой отдел «Любимцы веков». В нем даны выразительные образы именованных и безымянных исторических и легендарных героев разных стран и эпох. Здесь и суровый воин, не представляющий себе жизни вне битв («Старый викинг»), и поэт, идеалы

Которого вступают в острый конфликт с действительностью («Данте»), и древний наблюдатель природы, стремящийся постичь «таинства миров» («Халдейский

Пастух»).

Правда, Брюсов подходит к изображаемым явлениям прошлого еще с чисто эстетическими критериями, он любуется сильными характерами и яркими

Личностями независимо от их социального и морального облика. И в числе «любимцев веков», которые привлекают поэта, оказывается, например, и

Жестокий восточный деспот Ассаргадон, который «воздвиг свой мощный трон» «на

Костях врагов».

Но уход в прошлое и поэтизация его «властительных теней» свидетельствуют, несомненно, о том, что Брюсов не находил настоящего героя в

Современности, что в окружающем его буржуазно-мещанском обществе он видел преимущественно тусклое прозябание, вызывавшее его осуждение и отвращение:

Мы к ярким краскам не привыкли, Одежда наша - цвет земли; И робким взором мы поникли, Влачимся медленно в пыли А мне что снится? - дикие

Крики. А мне что близко? - кровь и война. Мои братья - северные владыки, Мое время - викингов времена.

Наметившееся в «Третьей страже» устремление из камерного, узколичного мирка в большой мир с его делами и интересами находит воплощение и в

Следующем сборнике - «Urbi et Orbi» («Граду и миру»), самим заглавием которого поэт показывает, что он обращается теперь не к узкому кружку своих

Единомышленников, а к более широкому кругу читателей.

В таких стихотворениях, как «Побег», «Работа», Брюсов в значительной степени предвосхищает тему блоковской поэмы «Соловьиный сад». Лирический герой первого стихотворения, заслышав трубный зов, бежит из пышного алькова, в котором он спал сладким сном, в жизнь с ее шумом, тревогами и заботами. В

Повседневную жизнь, наполненную тяжелой работой, уходит и герой второго стихотворения. Сбрасывая «порфиру с плеч», он берется за плуг, лопату и

Для Брюсова, великого труженика, работа всегда была главным смыслом жизни. Теперь он прославляет труд и в стихах. И поэтическое, литературное

Творчество он - как бы в полемике с поэтами романтико-идеалистического склада - представляет в виде напряженного труда, в образе вспашки поля, а поэтическую мечту - в образе вола, тянущего тяжелый плуг.

Недавно заявлявший в своих стихах: «Я действительности нашей не вижу, / Я не знаю нашего века», Брюсов теперь поворачивается лицом к современной

Действительности, жадно впитывает в себя ее впечатления. В его поэзию входит тема большого города, появляются и занимают значительное место картины

Городской жизни с ее шумами, грохотом, движением людских толп и быстро мчащихся экипажей, с ее соблазнами и противоречиями. Он прославляет

Современный город, поет ему дифирамбы и в то же время он видит его язвы и уродства. Брюсов становится первым поэтом-урбанистом в русской поэзии XX

Века. Влияние Верлена сменяется воздействием певца города Верхарна, с чьими произведениями Брюсов знакомит тогда же русских читателей в своих

Великолепных переводах. Прежде для Брюсова было характерно признание: «Бреду в молчанья одиноком». Теперь он записывает в дневнике: «Иду к людям,

Сливаюсь с людьми, братаюсь с ними». В его стихах о городе все сильнее звучат социальные мотивы, все больше внимания уделяется судьбе обездоленных

Городских низов. В это время Брюсов создает свое знаменитое стихотворение «Каменщик» - о рабочем, который вынужден воздвигать тюрьму, где будет

Томиться в заключении, может быть, его же сын. А вскоре поэт выразит горькую жалобу другого каменщика:

Камни бьем, чтоб жить на свете,

И живем, - чтоб бить…

Горе тем, кто ныне дети,

Тем, кто должен быть!

После выхода «Третьей стражи» М. Горький писал Брю-сову: «Вы, мне

Кажется, могли бы хорошо заступиться за угнетенного человека». Горький не

Ошибся. Тема угнетенного человека появляется у Брюсова и там, где он

Обращается к историческому прошлому. Например, в стихотворении «Гребцы

Триремы» он говорит от имени пленных рабов, прикованных к веслам и своими

Усилиями двигающих корабль, на палубе которого наслаждаются жизнью баловни

Усиливающийся демократизм поэзии Брюсова проявляется и в его попытках

Имитировать формы современного фольклора, и прежде всего городского. Так

Появляется цикл его «Песен», среди которых две носят название «Фабричная».

Обострению внимания поэта к социальной проблематике мощно

Способствовала вся общественно-политическая обстановка тех лет,

Предшествовавшая революционному взрыву 1905 года, и особенно сама революция.

Еще не так давно Брюсов призывал не жить настоящим и проповедовал

Бесстрастие. Теперь его глубоко волнуют развертывающиеся большие

Политические события. Брюсов становится продолжателем традиций русской

Классической поэзии. Подхватывая лермонтовское сравнение поэта с кинжалом,

Он называет себя «песенником борьбы» и утверждает:

Поэт всегда с людьми, когда шумит гроза, И песня с бурей вечно сестры.

Как яркий гражданский поэт большой силы, Брюсов выступает в сборнике

«Stephanos» («Венок»), вышедшем как раз в дни вооруженного Декабрьского

Восстания 1905 года. Важнейший раздел этого сборника называется

«Современность».

Брюсов клеймит презрением буржуазных либералов, половинчатых

Постепеновцев, «довольных малым», удовлетворяющихся жалкими уступками со

Стороны царского режима. Со всею искренностью он готов прославлять «океан

Народной страсти, в щепы дробящий утлый трон».

Правда, надвигающаяся революция привлекает его, главным образом, своей

Разрушительной стороной. Революционеров он называет."близкими», но заявляет:

Ломать - я буду с вами, строить - нет!

Это дало В. И. Ленину основание определить тогдашнюю общественную

Позицию Брюсова как позицию «поэта-анархиста».

Изменение содержания поэзии Брюсова и всего его мировосприятия привело

И к изменению его поэтического стиля. Уже в своем раннем стихотворении

«Сонет к форме» Брюсов выразил свое тяготение к «отточенной и завершенной

Фразе», к «стройности сонета». Но в его ранних сборниках в стиле, в языке,

Во всей поэтической манере было много импрессионистически неясного,

Расплывчатого, смутного, неопределенного. У зрелого Брюсова стих становится

Мужественным, чеканным, кованым, образы - выпуклыми, четкими, скульптурными,

Фраза приобретает завершенный, афористический характер. Эти качества

Подчеркивают почти все, характеризовавшие его поэзию зрелых лет. Так, Андрей

Белый назвал Брюсова «поэтом мрамора и бронзы», он писал о его «звенящих,

Металлических строках», о «словах сильных, как удары молота». А. В.

Луначарский отмечал у Брюсова «граненую точность образов», «весомость каждой

Строки и строфы и прекрасную архитектур-ность целого». И сам Брюсов считал

Достоинством своих стихов именно «сжатость и силу», «предоставляя нежность и

Певучесть - Бальмонту».

Конечно, творчество Брюсова 1900-х и 1910-х годов очень противоречиво.

Не раз он имел основание повторить слова

Одного из Своих стихотворений: «Опять душа моя расколота». В сборниках

И поры его расцвета можно найти немало рецидивов неизжитого декадентства.

Здесь и гипертрофированная эротика, восприятие любви как темной,

Разрушительной страсти, и утверждение рокового одиночества человека, и

Чувство пресыщения жизнью (одно из стихотворений так и называется - «Скука

Жизни»), и прославление «блаженства смерти». Да, Брюсов мог сказать о себе,

То поклонялся тем, что ярче, что телесней,

То трепетал в предчувствии теней.

Любимые герои Брюсова и в его «лиро-эпических» произведениях - те, чей,

По мнению поэта, «прекрасен ясный жребий - / просиять и умереть», - очень

Различны. Наряду с Энеем, который устремился навстречу высокому подвигу,

Покинув ложе нег, «исторгнув помыслы любви», поэт прославляет триумвира

Антония, из-за любви к египетской царице Клеопатре нарушившего свой долг

Государственного деятеля и полководца. «О, дай мне жребий тот же вынуть!» -

Восклицает Брюсов, заканчивая это стихотворение.

И все же в сознании и поэзии Брюсова над декадентским,

Пессимистическим, индивидуалистическим все больше торжествовало иное,

Героическое, жизнеутверждающее, гуманистическое начало. Поэт все чаще

Прославляет человека-творца, неутомимого труженика, созидателя,

Человека-победителя, преобразующего землю, покоряющего природу, познающего

Вселенную. В этом отношении особенно показательно ставшее знаменитым

Стихотворение «Хвала Человеку».

Камни, ветер, воду, пламя

Ты смирил своей уздой,

Взвил ликующее знамя

Прямо в купол голубой.

Раньше других поэтов Брюсов воспел первых авиаторов. С твердой верой в

Силу человеческого разума, в силу науки и техники он заглядывает в будущее,

Мечтает о том, что человек одержит победы и в космосе, сможет даже изменять

И траекторию своей планеты:

Верю, дерзкий!

Ты поставишь

По Земле ряды ветрил.

Ты своей рукой направишь

Бег планеты меж светил.

Символистского журнала «Весы». Но можно утверждать, что он никогда не был

Правоверным символистом. Ему был чужд, например, мистицизм большинства его

Младших коллег, их вера в потусторонний мир и в возможность какого-то

Общения с мим. Он давно чувствовал себя чужим «среди своих». Еще в 1907 году

Он писал одному литературоведу: «Хотя я извне и кажусь главарем тех, кого по

Старой памяти называют нашими декадентами, но в действительности среди них я

Как заложник в неприятельском лагере. Давно уже все, что я пишу, и все, что

Я говорю, решительно не по душе литературным моим сотоварищам, а мне,

Признаться, не очень нравится то, что пишут и говорят они». Впоследствии он

Вспоминал бурные споры с символистами, которые жестоко упрекали его за

Реализм в символизме, за материализм в идеализме.

Символистов, вело к разрыву с ними. Когда-то он настойчиво превозносил мечту

И грезу над действительностью. Теперь в своих критических статьях он со всей

Действительности», что «как только искусство отрывается от действительности,

Его создания лишаются плоти и крови, блекнут и умирают».

К всемерному усилению связи с окружающей действительностью, с реальной

Жизнью, в том числе самой обыденной, самой простой, стремится Брюсов в своих

Стихах 1910-х годов.

На заре своего творчества Брюсов выражал демонстративное пренебрежение

К реальной природе:

Создал я в тайных мечтах Мир идеальной природы, - Что перед ним этот

Прах: Степи, и скалы, и воды.

Вскоре, однако, это высокомерно-презрительное отношение к природе, по

Выражению поэта, «соскочило» с него. С каждым новым сборником 1900 - 1910-х

Годов тема природы занимает у Брюсова все большее место. Поля, леса, горы,

Море, «блеск дня, чернь ночи, вёсны, зимы» находят в нем своего влюбленного

В своих стихах второго десятилетия XX века Брюсов сознательно

Полемизирует с декадентскими умонастроениями. Он хочет противопоставить

Характерному для его бывших соратников утомлению жизнью «неукротимый,

Непобедимый призыв к жизни, к жизни во что бы то ни стало, ко всем ранам и к

Радостям ее». Недаром его сборник «Зеркало теней» открывается эпиграфом из

Покуда на груди земной Хотя с трудом дышать я буду, Весь трепет жизни

Молодой Мне будет внятен отовсюду.

А сборник «Семь цветов радуги» начинается буйными строчками:

Что же мне делать, когда не пресыщен Я - этой жизнью хмельной!

В этом же десятилетии в творчество Брюсова входит и большая тема дружбы

Народов, населяющих Россию, и поэт своей деятельностью вносит большой вклад

В развитие и укрепление этой дружбы.

Еще перед революцией он сближается с М. Горьким, активно участвует в

Его издательских начинаниях. Горький высоко ценил сотрудничество Брюсова и

Называл его «товарищем по работе на пользу русской культуры». Очень

Плодотворно было их сотрудничество в подготовке сборников, способствовавших

Ознакомлению русских читателей с поэзией некоторых других народов России.

Особое значение приобрела составленная Брюсовым книга «Поэзия Армении», над

Которой он трудился и как переводчик многих поэтических текстов, и как

Русским читателям богатый мир армянской поэтической культуры, и

Неудивительно, что в дни празднования его пятидесятилетия он был удостоен

Почетного звания народного поэта Армении.

За четверть века своего дореволюционного творчества Брюсов, как мы

Видим, исходил разные «пути и перепутья» (так назвал он трехтомное собрание

Своих произведений), он перепробовал, можно сказать, «все напевы» (это также

Название одного из его сборников).

В 900-е годы Брюсов уже пользовался большой популярностью и признанием.

Но он никогда не останавливался на достигнутом и часто испытывал чувство

Неудовлетворенности своей позицией в жизни и литературе, своим творчеством.

В его письме к писательнице Н. И. Петровской, связанной с символистскими

Кругами, мы находим, например, следующие признания: «Я не могу более жить

Изжитыми верованиями, теми идеалами, через которые я перешагнул в

Поэзии не могу жить «новым искусством», самое имя которого мне нестерпимо

Более». А в своем дневнике он записывает в 1907 году: «Временами я вполне

Искренно готов был бросить все прежние пути моей жизни и перейти на новые,

Начать всю жизнь сызнова».

Однако только величайшее событие XX века, вызвавшее мощное потрясение

Всей общественной жизни сверху донизу, - Октябрьская социалистическая

Революция заставила Брюсова «в самой основе, в самом корне пересмотреть все

Свое мировоззрение». Она оказалась глубочайшим переворотом и для него лично.

«Я сам вижу себя, - отмечал Брюсов, - совершенно иным до этой грани и после

Может показаться удивительным, что метр символистского течения, в

Прошлом воинствующий защитник индивидуалистического и самодовлеющего

Искусства решительно и бесповоротно перешел на сторону Октябрьской

Революции, стал активным строителем социалистической культуры и даже членом

Коммунистической партии.

Для того чтобы найти этому объяснение, надо вспомнить, что Брюсов

Никогда не был верным сыном своего класса, он давно «выламывался» из него.

Пропитанный знанием истории, восторгавшийся героикой выдающихся людей и

Великих событий прошлого, Брюсов и к своей современности предъявлял высокие

Этические и эстетические требования, которым буржуазная действительность

Далеко не соответствовала. Отсюда его давний конфликт с этой

Действительностью. Брюсов был вполне искренен, когда писал еще в самом

Начале века:

Как ненавидел я всей этой жизни строй, Позорно мелочный, неправый,

Некрасивый.

Разных общественно-исторических формаций, Брюсов понимал и предчувствовал

Неизбежность падения и существующего капиталистического строя. Он не раз в

Своих произведениях говорил о надвигающемся социальном катаклизме, он

Заглядывал вперед в будущее, когда

Твердо станет вольный человек Пред ликом неба на своей планете.

Естественно, что поэт гораздо больше множества своих сотоварищей по

Классу и по профессии был подготовлен к тому, чтобы принять и приветствовать

Великий Октябрь, чтобы «повернуть своего коня на новый путь».

Еще в 1906 году он писал: «Есть какие-то истины… впереди современного

Человечества. Кто мне укажет путь к ним, с тем буду я». Этот путь в решающий

Момент Брюсову указали Октябрьская революция, Ленин и его соратники.

Ранней весной 1918 года, когда значительная часть интеллигенции

Занимала еще враждебные или выжидательные позиции по отношению к Советской

Власти, Брюсов вместе с профессором П. Н. Сакулиным явился к наркому

Просвещения А. В. Луначарскому и предложил свое сотрудничество.

Мы видели, что в 1905 году поэт заявлял, обращаясь к революционерам:

«Ломать - я буду с вами, строить - нет!» Теперь он пошел строить вместе с

Коммунистами новое общество, новую культуру.

Человек необычайной активности по своей натуре, Брюсов всегда был не

Только литератором. Он и до революции отдавал много сил и времени

Организаторской работе в области литературы и культуры. Октябрь открыл для

Его общественно-организаторской деятельности широкий простор.

Он ведет ответственную работу в Наркомпросе, возглавляя научные

Библиотеки, литературный отдел, художественное образование. Он член

Государственного ученого совета, депутат Московского Совета, профессор

Московского университета, редактор журнала «Художественное слово»,

Председатель Всероссийского союза поэтов. Он работает в Госиздате. Он

Создает и возглавляет первое в мире высшее учебное заведение для подготовки

Молодых литераторов - Высший литературно-художественный институт, которому

Было присвоено его имя.

И эту большую, напряженную повседневную работу он соединяет с

Продолжением главного дела своей жизни - поэтического творчества. За семь

Лет, прожитых им после Октября, он выпускает шесть сборников новых стихов и

Становится одним из зачинателей советской поэзии. Стихи, входящие в эти

Сборники, не равноценны, но среди них есть такие, которые принадлежат к

Поэтической классике послеоктябрьских лет.

Особенно значительным явился сборник с выразительным

Родился выдающийся поэт 1 декабря в зажиточной семье, имевшей свое происхождение в крепостном крестьянстве. Отец воспитывал сына в духе шестидесятничества. Особенно в семье Валерия Яковлевича любили перечитывать произведения Некрасова. Образование Валерий Яковлевич получил в приватной московской гимназии Ф. Креймана, после которой пришел в гимназию Л.Поливанова – известного педагога, который оказал значительное влияние на поэта. Брюсов интересовался литературой, историей, философией, астрономией.

В стихах подавляющего большинства того времени преобладали банальность, не выразительная форма. Его ранние стихи порождены тем временем. В 1894-1895 Брюсов составляет небольшие сборники стихов «Русские символисты», большинство которых написаны им самим и говорят о чрезвычайном таланте поэта. В 1895 издает книгу «Шедевры», В 1897 – «Это я». В 1899 окончив университет полностью посвящает себя литературной деятельности. Работает секретарем в редакции журнала «Русский архив», принимает участие в создании и развитии альманахов и журнала «Весы». Получил свое признание Брюсов после выхода книги «Третья стража» в1900 году. В 1903 публикует книгу «Граду и миру». А в 1906 – «Венок» - это лучшие его поэтические книги. В последующие годы в поэзии автора появляются новые черты: интимность, задушевность простота мыслей и чувств.

Читая произведения Брюсова, не возможно не обратить внимания на упорно повторяющийся мотив – образ пути, скитаний, неустанного движения вперед и трудного восхождения. Во время первой мировой войны Валерий Яковлевич был на фронте, где выполнял обязанности корреспондента одной из газет. Октябрьская революция открыла в поэте талант организатора новой культуры. Изучая творчество Пушкина А.С. творчеством которого восхищался и всю жизнь перед ним преклонялся, Валерий Яковлевич нашел ответ на вопрос «Каким же должен быть настоящий поэт?». Настоящий поэт должен переродиться, а вместо сердца должен быть пылающий уголь, вложенный ему ангелом. Им было выпущено пять книг новых стихов, лучшая из которых «В такие дни». Много внес в изучении русского языка и исследование творчества знаменитых русских поэтов: Пушкина, Фета, Гоголя, Блока и многих других. Так же Брюсов читал лекции по античной и новейшей русской литературе, латинскому языку, истории.

Валерий Яковлевич Брюсов родился 1 декабря (13 декабря по новому стилю) 1873 года в Москве. Родители рано занялись его образованием, и уже к восьми годам мальчик начинает писать стихи. С раннего детства родители разрешали читать Валерию все, кроме религиозной литературы, воспитывая его в духе атеизма. Это послужило поводом для отчисления Брюсова из частной гимназии Креймана в 1889 году, за пропаганду атеизма. В том же, 1889 году, в журнале «Русский спорт» выходит его первая статья. В первой гимназии он проучился четыре года с 1885. Во время обучения издавал рукописный журнал и писал стихи. После отчисления из гимназии Креймана переходит учиться в частную гимназию Поливанова, которую благополучно заканчивает в 1893 году. Ближе к окончанию гимназии Валерий Яковлевич начинает увлекаться математикой. В годы учебы открыл для себя французских поэтов-символистов. Влияние Верлена нашло отголоски во многих стихах Брюсова. В 1893 году пишет драму «Декаденты (Конец столетия)» про жизнь Верлена. В том же году поступает в Московский университет на историко-филологический факультет, который благополучно оканчивает в 1899. Во время учебы, в 1897 году, женится на Иоанне Матвеевне Рунт (1876-1965), с которой проживет до конца своих дней. Первая известность приходит после публикации сборников стихов «Русские символисты» в 1899.
По окончания университета полностью отдается любимому занятие – литературе. Начал работать в журнале «Русский архив». В 1899 стал одним из инициаторов создания издательства «Скорпион». Начало двадцатого века пик творчества поэта. В это время выходят сборники стихов «Граду и миру», «Венок», драма «Земля», «Огненный ангел». Свой сборник «Венок» Брюсов считал вершиной своего творчества. В 1904 году начинает издавать журнал «Весы». С 1910 году наступает духовный кризис, и многие его произведения подвергаются критике. В этот же период печатается в журнале «Русская мысль» и «Искусство в Южной России» с критическими статьями.
Революцию Валерий Яковлевич Брюсов встречает с воодушевлением и практически сразу начинает работать на государственной службе. Работал в Комитете по регистрации печати, потом в Московском библиотечном отделе, стал членом Моссовета, был председателем Всероссийского союза поэтов. В 1920 году вступает в ВКП(б). В 1921 Брюсов организовывает Высший литературно-художественный институт, в котором до своей смерти будет ректором и профессором. В том же году стал профессором МГУ. В последние годы своей жизни продолжает писать и пытается создать новое направление в поэзии. Так же занимается научной деятельностью и критикой.
Умер Валерий Яковлевич Брюсов 9 октября 1924 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Брюсов Валерий Яковлевич (1873-1924) - известный русский поэт, прозаик и драматург, ярчайший представитель и основоположник символизма. Он запомнился многим как «пророк» и «маг», законодатель вкусов отечественного символизма, нередко представавший на публике в полностью застегнутом черном сюртуке.

Его литературная деятельность отличается огромным размахом. Журналист, критик, издатель, исследователь стиха, организатор и вдохновитель литературной жизни - это далеко не полный перечень его жизненных пристрастий и увлечений. Но главная его стезя - поэзия. Многие стихи Брюсова проникнуты внутренними скитаниями и неутомимым желанием двигаться вперед, наперекор судьбе.

Ранняя биография

Валерий Брюсов родился 1(13) декабря 1873 года в Москве. Его отец был довольно преуспевающим торговцем. Родители будущего поэта Матрена Александровна и Яков Кузьмич были увлечены идеями рационализма, активно пробивавшего себе дорогу в либеральные времена Александра II. С раннего детства Валера был окружен заботой и вниманием, а в его воспитании и становлении как личности большую роль сыграли книги. Причем их направленность носила ярко выраженный материалистический характер, поэтому Брюсов с малых лет был знаком с теорией Дарвина, биографиями Кеплера и Ливингстона, а также стихами Н. Некрасова. Благодаря этому у него были хорошо развиты пытливость и любознательность.

В 11-ти летнем возрасте Валерия отдают учиться сразу во второй класс частной гимназии Ф. Креймана. Но фоне многих сверстников он выглядел настоящей белой вороной, отличаясь широчайшим кругозором, великолепной памятью и мышлением. Интересы Брюсова были довольно разносторонними: любимыми предметами мальчика наряду с литературой были философия и астрономия. Лет с 13 он увлекся литературным творчеством и начал писать книги. Со временем у Валерия появился свой круг общения, и юноша смог порвать с одиночеством.

Студенческие годы и проба пера

В 1892 году Брюсов поступает на историко-филологический факультет Московского университета, где всерьез занимается изучением литературы, искусства, древних языков, истории. В это время он с упоением читает стихи французских символистов Верлена, Маларме, Рэмбо, которые оказали существенное влияние на его творчество.

В 1894-1895 годах Валерий подготовил три поэтических сборника под названием «Русские символисты», изданные в виде трех тонких брошюрок. Они стали своеобразным манифестом отечественных символистов, показавших свое поэтическое лицо. Позднее Брюсов с горестью вспоминал, что «стал героем мелких газет и...бойких фельетонистов». Действительно, только ленивый не прошелся с критикой по опубликованным в сборнике стихам. С самого начала он был окутан ореолом мистификации - формально издателем трудов выступил некто Владимир Маслов, которого на самом деле никогда не существовало. Основу «Русских символистов» составили произведения самого Брюсова, которые он подписывал различными псевдонимами (Даров, Созонтов, Фукс и другие). Автор с напором, достойным уважения, защищал символизм и всегда пытался отстаивать его принципы в горячих спорах.

В 1895 году Брюсов издает новый сборник «Шедевры», в котором представил на суд читателей собственные стихи. Подобное название всерьез смутило многих критиков, ведь назвать свои первые произведения столь громким именем рискнет не каждый. Поэзия Брюсова поразила своей необычностью, граничащей с провокацией. Его непривычные образы в полной мере подчеркнули яркий индивидуализм и субъективизм автора. Спустя два года увидела свет новая книга автора «Это - я». Здесь уже отчетливо просматриваются признаки зрелой поэзии Валерия Яковлевича с его интересом к урбанизму и науке. Кроме того, Брюсов демонстрирует принцип «искусство для искусства», проявившийся в некой возвышенности поэта над реалиями и желанием оторваться от мира. В одном из стихотворений он написал:

Тень несозданных созданий
Колыхается во сне
Словно лопасти летаний
На эмалевой стене

Поэт-символист

В 1899 году Брюсов заканчивает университет и с головой окунается в творческий процесс. Он устраивается в журнал «Русский архив», где около двух лет проработает секретарем редакции. Вскоре владелец текстильного предприятия С.А. Поляков, увлеченный символизмом, основывает издательство «Скорпион», которое быстро объединило на своей площадке творцов «нового искусства». Среди его руководителей оказался «Валерий Яковлевич. Оно выпускало их книги, а также альманах «Северный вестник». В числе изданных работ «Скорпион» выпустил в свет ряд сборников Брюсова, в том числе «Зеркало теней», «Пути и перепутья».

Издательская деятельность поэта будет продолжена в начале XX века, когда он принял участие в создании альманаха символистов «Северные цветы». В нем публиковались как многие известные авторы той эпохи, так и представители русской классики. Этим подчеркивалась преемственность между классической литературой и новым искусством. Тем не менее со временем стало наблюдаться обособление тематики публикаций в сторону поэзии символизма. «Северные цветы» подготовили почву для появления на свет собственного журнала символистов «Весы» (1904). На протяжении 5 лет до 1909 года Брюсов будет работать над его редактированием.

Занимаясь с увлечением редактурой и издательской деятельностью, поэт не забывает о творчестве. Именно в начале XX века он пишет одни из самых сильных сборников «Граду миру» и «Венок». В первом автор, предвосхищая урбанизм В. Маяковского, посылает хвалу и проклятие капиталистическому городу. Привычные резкие формы и острые метафоры Брюсова пророчествовали о скором будущем и находили горячий отклик у читателей.

Ты гнешь рабов угрюмых спины
Чтоб исступлены и легки
Ротационные машины
Ковали острые клинки!

Тема современного города в поэзии Брюсова тесно переплетается с судьбами человечества, с анализом прошлого и предвосхищения будущего. Именно там, впереди, он видел социальные и культурные перспективы общества. В 1900 году выходит в свет третья книга поэта «Третья стража», после чего его стали называть поэтом с большой буквы. Она была посвящена коллеге и единомышленнику К. Бальмонту. Основную канву сборника составляют стихи на историко-мифологические темы, в которых автор упоминает имена Данте, Орфея, Клеопатры. Особым пиететом наполнен сонет «К портрету Лейбница», в котором Брюсов отдает дань уважения любимому ученому.

В период 1900-1915 годов из-под пера поэта выходят три поэтических сборника: «Семь цветов радуги», «Все напевы» и «Зеркало теней», в которых критики обнаружили повторы самого себя, вместе с этим отмечая более простой и понятный поэтический язык автора.

Поэт в России – больше, чем поэт

В это время появляется первая проза Брюсова. Он пишет серию рассказов «Земная ось», где предлагает читателю через призму характеров своих героев помочь ощутить некую земную ось, пронзающую бытие и являющуюся абстрактной гармонией этого противоречивого мира. В 1908 году Валерий Яковлевич представляет роман «Огненный ангел», признанный одним из самых загадочных произведений своего времени. В нем переплетается автобиография поэта с мистическими мотивами и историей. Брюсов проводит аналогии между существованием грешников-оккультистов, обреченных на мученическую гибель в процессе поисков новых знаний, и судьбой современного ему общества.

В 1909 году Брюсов всерьез обратился к творчеству Н. Гоголя, проведя исследование его произведений на предмет наличия и раскрытия фантастической тематики. Свою работу «Испепеленный: К характеристике Гоголя» он представил в виде доклада, который был прочитан на заседании Общества любителей русской словесности.

Брюсов известен в широких кругах как талантливый переводчик. Специально для театра В. Комиссаржевской он представил русскоязычные версии множества произведений, среди которых «Амфитрион» Мольера, «Лилюли» Р. Роллана, «Елена Спартанская» Э. Верхарна, «Герцогиня Падуанская» О. Уайльда и другие. В его коллекции есть переводы произведений Гете, Метерлинка, Байрона, По. Во время Первой мировой Валерий Яковлевич отправился на фронт, где работал корреспондентом одного из петербургских изданий «Русские ведомости». В 1917 году Брюсов пробует себя на ниве либеральной публицистики. Сразу после отречения Николая II он пишет статью «О новом русском гимне», в которой призывает создать торжественную песнь. «Нужна краткая песнь, которая...магией искусства объединила бы всех собравшихся в одном порыве» , - писал поэт.

В союзе с новой властью

В отличие от многих деятелей искусства Брюсов признал Советскую власть и даже вступил в ряды коммунистической партии. Такая позиция позволила ему занимать ряд важных должностей. Так, в период 1917-1919 годов он стоял во главе Комитета по регистрации печати, заведовал Московским библиотечным отделом, а затем трудился в Государственном издательстве. Он был организатором, ректором и профессором Высшего литературно-художественного института, позднее получившего его имя. Поэт участвовал в работе над первым изданием Большой советской энциклопедии в качестве редактора литературного отдела.

За всеми перипетиями государственной службы Валерий Яковлевич не забывал и о творчестве. В 1923-1924 годах выходят два его последних сборника - «Дали» и «Меа», в которых перед читателем предстает совершенно иной Валерий Брюсов. В своих стихах он использует рваный синтаксис, футуристические конструкции сложения стихотворных строк, множество аллитераций, что позволило назвать эту манеру «академический авангардизм». Также он пишет неопубликованные при жизни пьесы футурологического характера «Диктатор» и «Мир семи поколений». Валерий Брюсов скончался от воспаления легких в Москве 9 октября 1924 года.

Личная жизнь

Как истинно творческий человек, Брюсов нередко искал вдохновение в общении с противоположным полом. Законной супругой поэта стала обычная гувернантка Иоанна Рунт, которую он любил до безумия, что не мешало ей периодически изменять. Она так и не оставила наследников, так как во время беременности у нее случился выкидыш. Позднее у Брюсова случились бурные романы с поэтессой Н. Петровской, бывшей возлюбленной А. Белого и Н. Львовой, трагически ушедшей из жизни после разрыва с поэтом.