Бобчинский и Добчинский. Анализ и характеристика героев

28.05.2022

Пётр Ива́нович Бо́бчинский и Пётр Ива́нович До́бчинский персонажи комедии Гоголя «Ревизор», городские помещики. Существует версия, что во времена Гоголя эти фамилии воспринимались как польские и произносились с ударением на второй слог: Добчи́нский, Бобчи́нский. Это подтверждается следующими стихами П.А. Вяземского ("Хлестаков", 1866): Добчинский гласности, он хочет, Чтоб знали, что Добчинский есть: Он рвётся, мечется, хлопочет, Чтоб в люди и в печать залезть. Всё это вздор, но вот что горе: Бобчинских и Добчинских род, С тупою верою во взоре Стоят пред ним, разинув рот.


Бобчинский и Добчинский, оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга: оба с небольшими брюшками; оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и руками. Добчинский немножко выше и сурьёзнее Бобчинского, но Бобчинский развязнее и живее. «Ревизор», Характеры и костюмы. Замечания для господ актёров.




Это люди, которых жизнь заключалась вся в беганьях по городу с засвидетельствованием почтенья и размене вестей. Всё у них стало визит. Страсть рассказать поглотила всякое другое занятие. И эта страсть стала их движущей страстью и стремлением жизни. Словом, это люди, Любопытны от желанья иметь о чём рассказвыброшенные судьбой для чужих надобностей, а не для своих собственных. Словом, актёру нужно заболеть сапом любопытства и чесоткой языка, если хочет хорошо исполнить эту роль, и представлять себе должен, что сам заболел чесоткой языка. Он должен позабыть, что он совсем ничтожный человек, как оказывается, и бросить в сторону все мелкие атрибуты, иначе он попадёт как раз в карикатуры.


Оба Петра Ивановичи Бобчинский и Добчинский не чиновники, они помещики, им есть на что жить, они не служат за жалованье и в силу этого, казалось бы, не зависят от градоначальника, он им не указ. На самом деле и они неразрывно связаны со всем происходящим в их провинциальном уездном городе. И подлаживаясь под всеобщее единение с чиновниками городка мол, и они здесь не последние люди, тоже несут взятки Хлестакову. За что они-то несут, зачем и им подкупать ревизора? Возможно, что они и сами не ответят: просто так, чтобы быть со всеми, не отстать от других, не оказаться не у дел. В интерпретации Гоголя эти образы нелепы и беспомощны, они хотят что-то значить в общественном смысле, но обречены попадать впросак, они смешны и трагичны в структуру чиновнической епархии не входят, вот и пытаются доказать свое участие в жизни города; не появись они сами о них никто и не вспомнит, оттого и суетятся.

/В.Г. Белинский о Гоголе/

Двери отворяются с шумом, и вбегают Петры Ивановичи Бобчинский и Добчинский. Это городские шуты, уездные сплетники; их все знают как дураков и обходятся с ними или с видом презрения, или с видом покровительства. Они бессознательно это чувствуют и потому изо всей мочи перед всеми подличают и, чтобы только их терпели, как собак и кошек в комнате, всем подслуживаются новостями и сплетнями, составляющими субъективную, объективную и абсолютную жизнь уездных городков. Вообще с ними обращаются без чинов, как с собаками и кошками: надоедят - выгоняют. Их дни проходят в шатанье и собирании новостей и сплетней. Обогатясь подобною находкой, они вдруг вырастают сознанием своей важности и уже бегут к знакомым смело, в уверенности хорошего приема.

"Чрезвычайное происшествие!" - кричит Бобчинский. "Неожиданное известие!" - восклицает Добчинский, вбегая в комнату городничего, где все настроены на один лад, а особливо сам городничий весь сосредоточен на idee fixe (навязчивой идее (франц.)). "Что такое?" -"Приходим в гостиницу!"- восклицает Добчинский. "Приходим в гостиницу",- перебивает его Бобчинский. Начинается рассказ самый обстоятельный, самый подробный, от начала до конца: зачем пошли в гостиницу, где, как, когда, при каких обстоятельствах, словом, по всем правилам тоников или общих мест старинных реторик. Чудаки перебивают друг друга; каждому хочется насладиться своею важностию, быть центром общего внимания, а вместе и занять себя, наполнить свою пустоту пустым содержанием. Забавнее всего то, что им самим хочется как можно скорее добраться до эффектного конца, а между тем и хочется продолжить свое торжество и рассказать все с начала и подробнее. Бобчинский овладевает рассказом, говоря, что у Добчинского "и зуб со свистом и слога такого нету", и Добчинскому осталось только помогать жестами рассказу счастливого Бобчинского, изредка обегать его некоторыми фразами, которые тот снова перехватывает и продолжает свой рассказ.

Наконец дошли до "молодого человека недурной наружности, в партикулярном платье". Представьте себе, какое впечатление должен был произвести этот "молодой человек недурной наружности, в партикулярном платье" на воображение городничего, уже и без того настроенное ожиданием проклятого "инкогнито"! И вот наконец Бобчинский передает донесение трактирщика Власа: "Молодой человек, чиновник, едущий из Петербурга - Иван Александрович Хлестаков, а едет в Саратовскую губернию, и что чрезвычайно странно себя аттестует: больше полуторы недели живет, дальше не едет, забирает все на счет и денег хоть бы копейку заплатил". Следует остроумная сметка проницательного Бобчинского: "С какой стати сидеть ему здесь, когда дорога ему лежит Бог знает куда - в Саратовскую губернию? Это, верно, не кто другой, как самый тот чиновник". Не естествен ли после этого ужас городничего?

Городничий . Что вы говорите? не может быть! Да нет, это вам так показалось. Это кто-нибудь другой.

Бобчинский . Помилуйте, как не он! И денег не платит, и не едет - кому же быть, как не ему? И с какой стати жил бы он здесь, когда ему прописана подорожная в Саратов?

<...>Городничий уже верит страшному известию, и как утопающий хватается за соломинку, так он пустым вопросом хочет как бы отдалить на время сознание горькой истины, чтобы дать себе время опомниться; Бобчинский, напротив, всеми силами старается поддержать и в других и в самом себе уверенность в справедливости известия, которое вдруг придало ему такую важность. Да, в этой комедии нет ни одного слова, строгой и непреложной необходимости которого нельзя б было доказать из самой сущности идеи и действительности характеров. Но вот Бобчинский, по тем же причинам, как и его достойный друг, и с такою же основательностию и очевидностию, подает голос о несомненности факта:

Он, он!., ей-Богу, он!.. Я ставлю Бог знает что... Такой наблюдательный: все обсмотрел и по углам везде, и даже заглянул в тарелки наши полюбопытствовать, что едим. Такой осмотрительный, что Боже сохрани...

После такого довода нет больше сомнения! Такой наблюдательный, что даже в тарелки заглядывал! Боже мой, да если бы в эту минуту бедному городничему сказали о наблюдательности его кучера, он принял бы его за ревизора, отличительным признаком которого, в его испуганном воображении, непременно должна быть наблюдательность...

Чему нас учит комедия « Ревизор »?

Эта комедия учит нас не лгать, ведь все тайное становится явью. Делать свою работу прилежно, «не спустив рукава», а то есть быть более ответственными. Так же нужно сказать про личные качества: быть добрее и тогда другие будут относиться к тебе так же, не быть наглым, ведь не наглость украшает человека, а скромность.

Отзывы современников о комедии Гоголя "Ревизор"

<...>говорят, что "Ревизор" - комедия безнравственная, потому что в ней выведены одни пороки и глупости людские, что уму и сердцу не на ком отдохнуть от негодования и отвращения, нет светлой стороны человечества для примирения зрителей с человечеством, для назидания их, и проч. <...> Но как же требовать, чтобы каждый художник посвятил себя на должность школьного учителя или дядьки? На что вам честные люди в комедии, если они не входили в план комического писателя? Он в известную минуту, в данном положении взглянул на несколько лиц - и нарисовал их в том виде, с теми оттенками света, безобразиями, какими они представились взору его. <...> Неужели из того, что комик не вывел ни одного честного человека, следует заключить, что автор имел целью доказать, что честных людей вовсе нет? <...>

Образ Бобчинского и Добчинского в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

Выполнила ученица 8 класса «А» Гусманова Аделина

Афоризмы (крылатые выражения) из комедии «Ревизор»

1. "Большому кораблю - большое плавание"

2. "Срывать цветы удовольствия "

3. "Не по чину берешь!"

4. "Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?"

Образ Бобчинского и Добчинского в комедии «Ревизор»

Прочитав комедию «Ревизор», я попыталась проанализировать всех героев. Все они по-своему схожи и по-своему разные. Но самыми смешными оказались помещики Бобчинский и Добчинский, и рассказать про каждого отдельно невозможно, по моему мнению, они одно целое. А вот как их описывает Н.В.Гоголь: «Оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга, оба с небольшими брюшками, оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и руками. Добчинский немножко выше и серьезнее Бобчинкого, но Бобчинский развязнее и живее Добчинского.

В жизни города они играют роль разносчиков разных новостей и сплетен, и поэтому о приезде Ревизора сообщают именно они. Бобчинский и Добчинский не чиновники, а помещики, они не зависят от Городничего. Следовательно, бояться Хлестакова им не нужно, но чтобы не отрываться от «стада» и показать, что они тоже имеют хоть какое-то значение в обществе, несут взятку Хлестакову. Бобчинский и Добчинский наивны и не особо образованны, они очень «похожи друг на друга и неразлучны, в комедии почти всегда появляются вместе», и не случайно столь сходственны их фамилии и одинаковы имена и отчества. Они вечно торопятся и крайне суетливы. Эти образы нелепы и беспомощны, они хотят что-то значить в обществе, но обречены пожизненно оставаться предметом для насмешек.

Петр Иванович Бобчинский и Добчинский выступают в роли городских шутов, которые живут провинциальными сплетнями. Окружающие относятся к ним с презрением или же покровительственно. Их терпят, словно домашних животных. Герои подсознательно это понимают и всячески пытаются выслужиться, рассказывая новости и сплетни, которые составляют основу жизни уездного городка. Обращаются с ними без всяких церемоний, и как только их общество наскучит, мгновенно от него избавляются. Насобирав как можно больше свежих сплетен, они начинаются гордиться собственным «достижением». В результате они вырастают в собственных глазах и направляются скорее в гости к знакомым, которые, как они уверены, примут их с радостью.

Рассказывая ту или иную историю, Бобчинский с Добчинским постоянно друг друга перебивают, пытаясь перетянуть одеяло на себя, насладиться собственной важностью, привлечь всеобщее внимание исключительно на себя. История из их уст разбирается подробнейшим образом от самого начала и до конца. Самоутверждаясь таким образом, чиновники занимают себя, наполняют пустое свое содержание той же пустотой. В своем рассказе им хочется скорее добраться до его «грандиозного» финала, но в то же время одолевает неуемное желание продолжать историю до бесконечности, продлевая тем самым свое торжество. Всякий раз им хочется пересказывать новость с самого начала и с еще большими подробностями. Чтобы стать единоличным рассказчиком, Бобчинский указывает на проблемы с дикцией у Добчинского. Последнему остается лишь активно жестикулировать и бросать короткие фразы в редких моментах. Фразы эти моментально перехватываются Бобчинским и рассказ продолжается с еще большим подъемом.

В рассказе вдруг пошла речь о «молодом человеке недурной наружности, в партикулярном платье». На городничего, замученного тяжелым ожиданием ревизора, эта реплика произвела ужасающее впечатление. Далее, проанализировав поведение «чиновника из Петербурга», Бобчинский приходит к окончательному и неоспоримому выводу: «Это, верно, не кто другой, как самый тот чиновник». Очевидно, что городничий всем этим чрезвычайно ошарашен. Он не может поверить в правдивость этих слов. Такого просто не может быть! Вам показалось! Это совсем другой человек. Бобчинский в ответ вопрошает: как же это может быть не он? Денег не дает, в дорогу не отправляется. Зачем же ему здесь находиться, если пункт его назначения – Саратовская губерния.

Городничий осознает ужас всего положения, но пустыми вопросами старается отдалить от себя страшную истину. Бобчинский, наоборот, из кожи вон лезет, чтобы доказать правдивость своих слов, которые придали ему уверенность и такую большую важность.

Действия и слова этих героев полностью соответствуют их сущности. И ни одно из них не вызывает сомнений или удивления. Все в этой комедии закономерно. Бобчинский, как и его друг, с той же уверенностью и очевидностью утверждает о непреложности факта приезда ревизора, и что им является тот самый «молодой человек из Петербурга».

И такой он весь наблюдательный, внимательный, придирчивый: заглянул в каждый уголок, обсмотрел все тарелки, спросил, что кушают. И всем-то он интересуется и такой весь осмотрительный, что страшно вообразить.

После таких разъяснений, места для сомнений просто не остается. Настолько наблюдательный, что тарелки все осмотрел! И если бы в этот момент городничему сказали об осмотрительности его кучера, он бы и его посчитал за ревизора. Ведь именно наблюдательность, по его мнению, является главной отличительной особенностью проверяющего чиновника…

Вариант 2

Гоголь, создавая таких персонажей, как Бобчинский и Добчинский, показал все свое тонкое типологическое мастерство. Несмотря на то, что они всегда ходят вместе, каждый наделен собственным, отличающимся от другого, характером. Например, Бобчинский ловчее Добчинского, в то время как Добчинский обладает некоторой солидностью и серьезностью – он может достойно распускать слухи, думая, что делает что-то важное.

Немаловажная деталь: Добчинский, как только расскажет слушок, сразу побежит на улицу, чтобы насобирать еще слухов. Анна Андреевна каждый раз отправляет его на улицу, чтобы тот исполнил свое предназначение. Именно поэтому, не смотря на то, что один Бобчинский рассказал о приезде ревизора, мэр города везет к нему не только Бобчинского, но и Добчинского. Мол, получится посолиднее и посерьезнее. А первый пусть побудет в роли клоуна, как обычно.

Бобчинский и Добчинский – это дворяне, которые обособились от своих земель. Они ведут подлое и мещанское существование и поэтому изображаются авторами пустышками. Чиновничье общество с его увлечениями азартными играм, распущенностью, развратом, алкоголизмом превратили Добчинского и Бобчинского в пустые манекены, что как призраки шепчут в уши населению неправдоподобные и отчасти лживые слухи.

Довольно детально это показал Гоголь на примере его скудной речи. Речь Бобчинского построена следующим образом. Он не может разделить всю информацию на главные и второстепенные части и поэтому, как только открывает рот, пытается сказать мгновенно и обо всем. И это, конечно, оставляет отпечаток на его речи: она сплошь состоит из коротеньких, всегда не оконченных фраз, только союзно связанных между собой. Делаем логичный вывод, что духовная деградация героя порождает и скупость языка.

Бобчинский и Добчинский – единая структура. Они вместе наблюдают, изучают, рассказывают. Но различия в их характере явно есть, как удалось выяснить выше. Это говорит о том, что друзья превратились постепенно в соперников, самовыдвиженцев, оппозиционеров в неделимом, как казалось ранее, организме. Достаточно вспомнить то, какая обстановка царила за несколько дней до приезда Хлестакова в кабаке. Она была нервной, больной, лихорадочной, сопернической, поскольку Добчинский и Бобчинский в тот момент могли перегрызть друг другу глотки, лишь бы только вперед соперника сообщить горожанам важную весть. Следовательно, мы начинаем постепенно понимать, что своеобразное соревнование двух бывших друзей сыграло важную, если не основную, роль в великом обмане.

Несколько интересных сочинений

  • Образы крестьян в поэме Кому на Руси жить хорошо сочинение

    Писатель создает групповой портрет семерых крестьян, которые путешествуют по Руси и ищут счастливых людей, среди которых, они уверенны, нет крестьян, солдат и прочих более низких классов

  • Сатира Салтыкова-Щедрина (юмор в сказках, произведениях, творчестве) сочинение

    Уже в школьные годы Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин занимался написанием сатирических произведений. Основным видом его деятельности в тот период являлось написание стихотворений «неодобрительного содержания»

  • Образ и характеристика Дефоржа в романе Дубровский Пушкина

    Главным и одновременно второстепенным героем произведения «Дубровский» является преподаватель – француз Дефорж, который выполняют ключевую роль в романе. Впервые учитель появился на станции в доме у смотрителя

  • Осень в картинах русских художников

    Осень в картинах русских художников – “унылая пора”, но, вместе с тем и “очей очарованье”. Теплые желто-золотистые краски, кое-где багрово-красные вкрапления, трогательные спокойные пейзажи во всей простоте и великолепии русской природы.

  • Главные герои произведения Куст сирени Куприна

    «Куст сирени» - рассказ А.И. Куприна. Главными героями произведения являются Николай Евграфович Алмазов и его супруга Вера Алмазова.

Петр Иванович Бобчинский – один из второстепенных персонажей комедии «Ревизор», городской помещик. Наряду с Петром Ивановичем Добчинским он не является чиновником. Оба этих героя – зажиточные помещики, живущие не за жалование, а значит не зависящие от городничего. Бобчинский с Добчинским первыми узнают и сообщают о тайном приезде ревизора из Петербурга. Они наперебой спешат рассказать «отцам города» эту новость. Несмотря на внешнюю схожесть, эти герои имеют различный характер, часто спорят по пустякам и стараются обогнать один другого в разговоре. Они оба низкие ростом, с небольшими брюшками, много жестикулируют руками и говорят скороговоркой, перебивая, повторяя, или дополняя друг друга.

В отличие от Добчинского, Бобчинский более проворный и живой. Однако Добчинский чуть выше и серьезнее него. У этих героев не только одинаковые имена, но они и думают, и говорят почти одинаково. Рассказы, которые они передают с большим количеством ненужной информации, указывают лишь на то, что они простые обыватели и сплетники. Автор изобразил эти схожие образы нелепыми и комичными. В то же время они беспомощны и трагичны. Они переживают о том, что не входят в чиновничью епархию и всячески пытаются доказать свое участие в жизни города. После приезда