Риторика возникла в древней греции как искусство. Знаменитые ораторы древнего рима Самым известным древнегреческим оратором был

17.04.2024

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Творческая работа

«Знаменитые ораторы Древней Греции»

Выполнила

Проверила: преподаватель

Оренбург 2010

Введение………………………………………………………… ………………3

  1. Родина ораторского искусства…………………………………………..4
  2. Знаменитые ораторы древней Греции…………………………………..5

Заключение…………………………………………………… ………………..12

Список использованной литературы…………………………………………13

Введение

«Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, творит чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить»,- очень метко и образно заметил один из древнейших философов - просветителей Горгий. Однако слово - это не только важнейшее средство воздействия на окружающих. Оно дает нам возможность познавать мир, подчинять силы природы. Слово - могучее средство самовыражения, этой насущной потребности каждого из людей. Но как пользоваться им? Как научиться говорить так, чтобы заинтересовать слушателей, влиять на их решения и поступки, привлечь на свою сторону? Какую речь можно считать наиболее действенной?

Ответ на эти и другие вопросы, связанные с умением владеть словом, дает риторика (от греч искусство красноречия) - наука о мастерстве «убеждать, увлекать и услаждать» речью (Цицерон).

А кто же такой оратор? 1) лицо, профессионально занимающееся искусством красноречия; 2) лицо, произносящее речь; 3) глашатай чего-нибудь; 4) человек, обладающий даром речи.

Не нужно, наверное, убеждать вас в том, что говорить публично приходится каждому школьнику, студенту, который готовит сообщения к урокам или занятиям кружка, выступает на школьных и классных собраниях, на торжественных актах т. д. Вам, наверное, не раз приходилось либо переживать за свои неудачные выступления, либо скучать, слушая своих ораторствующих товарищей. Но в то же время, безусловно, каждый может припомнить яркую, интересную, увлекательную речь лектора, или любимого учителя, или кого-то из своих сверстников.

Для того, чтобы быть отличным ритором нужно знать историю риторики, с чего она началась, как развивалась, как оценивали слово древние ораторы. В этом и заключается актуальность данной темы.

Родина ораторского искусства

Родиной красноречия считается Древняя Греция, хотя ораторское искусство знали в Египте, Вавилоне, Ассирии, Индии. В античности живое слово имело очень большое значение: владение им было важнейшим способом достижения авторитета в обществе и успеха в политической деятельности. Древние греки высоко ценили «дар витийства». Они с благоговением слушали «сладкоречивого» пилосского царя Нестора и восхищались Одиссеем: «Речи, как снежная вьюга, из уст у него устремлялись»

Долгое время ораторское искусство существовало лишь в устной форме. Образцы речей, даже самых лучших, не записывались. Только софисты, «наставники мудрости», во второй половине 5 в. до н. э. ввели письменную фиксацию речей. Софисты разъезжали по городам и за плату обучали искусству спорить и «слабейший аргумент делать сильнейшим». Они считали своей задачей научить учеников «хорошо и убедительно говорить» по вопросам политики и, морали, для чего заставляли их заучивать наизусть целые речи как образцы для подражания. Главное место в софистике занимала теория убеждения, Термин «софизм» был порожден приемами доказательств, применявшимися софистами; используется он и в наши дни для определения положения, доказательства, правильного по форме, но ложного по существу. Параллельно с практическим красноречием софисты начали развивать и теорию ораторского искусства - риторику. Открытие первых риторических школ, создание первых учебников по риторике традиция связывает с именами софистов Корака и его ученика Тисия из Сиракуз (V в. до н. э.).

Знаменитые ораторы Древней Греции

Горгий

Получил признание и внес свой вклад в теорию красноречия софист Горгий из Леонтины (485-380 гг. до н. э.). Горгий был одним из первых ораторов нового типа - не только практиком, но и теоретиком красноречия, за плату обучавшим юношей из богатых семей говорить и логически мыслить. Такие учителя назывались софистами, «специалистами по мудрости». Главное внимание Горгий уделял вопросам стиля. Для усиления психологического влияния речи он применял стилистические средства украшения, известные под названием «горгианские фигуры». Среди них такие, как антитеза (резко выраженное противопоставление понятий), оксюморон (сочетание противоположных по смыслу понятий), членение предложений на симметричные части, рифмованные концовки, аллитерация (игра согласными звуками), ассонансы (повторение в целях благозвучия и выразительности сходных гласных звуков). Современники Горгия - софисты Фразимах, Протагор и другие - продолжали развивать и обогащать теорию красноречия. Благодаря трудам софистов риторика получила большое признание и вошла в круг наук, обязательных для граждан.

Демосфен

Главным учителем его в красноречии был Исей, по некоторым известиям, Демосфен был также ревностным учеником Платона и Сократа. С юных лет Демосфен, мечтая о славе оратора, взял себе за образец Перикла и прилежно изучал Фукидида, переписав его восемь раз собственноручно. Афиняне в то время были очень избалованы по отношению к ораторам: от оратора требовались не только внутреннее содержание, но известная мимика, разные приёмы рук, пальцев, положение тела во время речи, игра физиономии. Между тем Демосфен был косноязычен, имел слабый голос, короткое дыхание, привычку подергивать плечом и пр. Настойчивостью и энергией он победил все эти недостатки.

Он учился ясно произносить слова, набирая в рот черепки и камешки, произнося речи на берегу моря, при шуме волн, заменявших в данном случае шум толпы; всходил на крутизны, громко читая поэтов; упражнялся в мимике перед зеркалом, причём спускавшийся с потолка меч колол его всякий раз, когда он, по привычке, приподнимал плечо. Изучая образцы красноречия, Демосфен по неделям не выходил из комнаты, обрив себе половину головы, во избежание соблазна. Его первые попытки говорить публично не имели успеха; но, ободрённый актёром Сатиром, Демосфен продолжал работать над собой.

Речи Демосфена называют «зеркалом характера». Он не был ритором, не любил придуманных украшений, но действовал на слушателей силой убеждения, логикой, строгим развитием мысли, кстати употребляя доводы и примеры. В приготовлении к речам проводил он нередко целые ночи. Язык его величествен, но прост, серьёзен и приятен, сжат, но вместе с тем удивительно плавен. Он достигал успеха не стремлением к эффектам, но нравственной силой, благородством мысли, любовью к родине, её чести, её славе и её прошлому. Обличительные речи Демосфена были едкими и желчными, за что, по сообщению Плутарха, современники прозвали оратора аргом (др.-греч. ἀργῆς, «змея»). Число речей Демосфена, известных в древности, было 65.

Перикл

Афинский политический деятель, сын Ксантиппа, вождь демократической партии, знаменитый оратор и полководец. Постоянное общение с крупнейшим мыслителем того времени безусловно содействовало умственному развитию и ораторскому таланту Перикла. С его именем связано представление о поре расцвета афинской демократии, греческой литературы и искусства. Перикл поднял морское могущество Афин, украсил город, особенно Акрополь , знаменитыми постройками (Парфенон , Пропилеи и пр.). Афины при Перикле достигли высшей степени экономического и культурного развития (Периклов век ).

Фемистокл

Афинский государственный деятель и полководец периода греко-персидских войн (500–449). С 493/492 неоднократно занимал высшие должности – архонта и стратега.

Еще в детстве Фемистокл, по отзывам всех, был полон бурных стремлений, по природе умен и сам развивал в себе наклонность к подвигам и к общественной деятельности. Так, в часы отдыха и досуга, покончив с учебными занятиями, он не играл и не оставался праздным, как другие дети, но его находили обдумывающим и сочиняющим про себя какие-нибудь речи. Темою этих речей было обвинение или защита кого-нибудь из детей. Поэтому учитель его не раз говаривал ему: «Из тебя, мальчик, не выйдет ничего посредственного, но что-нибудь очень великое, – или доброе, или злое!» Действительно, тем предметам, которые изучаются для развития нравственности или для удовольствия и благородного времяпрепровождения, Фемистокл учился лениво и неохотно; но то, что преподавалось для развития ума или для практической жизни, он, как видно, любил не по годам, рассчитывая на свои природные дарования. Поэтому впоследствии, когда во время развлечений, носящих название благородных, светских, люди, считавшие себя воспитанными, насмехались над ним, ему приходилось защищаться довольно грубо и говорить, что лиру настроить и играть на псалтири он не умеет, но, если дать ему в распоряжение город безвестный, ничем не прославившийся, то он сможет сделать его славным и великим.

Исей

Исей из Халкиды - один из десяти (декады) канонических афинских ораторов. Фактически он был логографом, т. е. автором написанных на заказ судебных речей, предназначенных для оглашения в дикастерии (суд в Афинах).

Исей учился у Исократа, а сам был наставником Демосфена. Сохранились 11 речей Исея (в античности их существовало 50; кроме того, ему приписывался трактат по риторике). Исей писал на чистейшем аттическом диалекте, его стиль оказал некоторое влияние на Демосфена. Исея читают ныне куда реже, чем Лисия и Демосфена, в основном потому, что сюжеты его речей весьма однообразны. Все 11 речей посвящены делам о спорном наследовании и усыновлении, по которым Исей, вероятно, специализировался, и потому его тексты стали для нас основным источником по данному вопросу.

Исократ

Афинский оратор. Известностью пользовались не только судебные речи Исократа, но и его политические памфлеты. Происходил из зажиточной прежде, но разорившейся афинской семьи. Смолоду он тоже был вынужден избрать себе профессию логографа, впоследствии открыл ораторскую школу с высокой платой за обучение, из которой вышли многие политики, ораторы и писатели.

В школе Исократа были выработаны основные принципы композиции ораторского произведения, которое должно было содержать следующие части: 1) введение, целью которого было привлечь внимание и благожелательность слушателей;

2) изложение предмета выступления, сделанное с возможной убедительностью;

3) опровержение доводов противника с аргументацией в пользу собственных; 4) заключение, подводящее итог всему сказанному.
Как мастер красноречия, Исократ считался в древности высшим авторитетом - о популярности его произведении говорит большое количество отрывков из его речей, найденных на папирусах.

Сократ

Древнегреческий философ, один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов - т. н. сократического метода. Излагал свое учение устно; главный источник - сочинения его учеников Ксенофонта и Платона. Цель философии - самопознание как путь к постижению истинного блага; добродетель есть знание, или мудрость. Для последующих эпох Сократ стал воплощением идеала мудреца.

Свои приёмы исследования Сократ сравнивал с «искусством повивальной бабки» (майевтика); его метод вопросов, предполагающих критическое отношение к догматическим утверждениям, получил название «сократовской иронии». Свои мысли Сократ не записывал, полагая, что это ослабляет память. А своих учеников приводил к истинному суждению через диалог, где задавал общий вопрос, получив ответ, задавал следующий уточняющий вопрос и так далее до окончательного ответа.

ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО дРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И

ДРЕВНЕГО РИМА

Выполнила:

студентка группы

факультета иностранных языков

Тогошеева Тамара Игоревна

Научный руководитель:

М.Н. Чупановская, к. фил. н., доцент

Иркутск 2016

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ РИТОРИКИ.ОРАТОРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.. 4

2. ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА.. 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 14

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 15

Введение.

Ораторское искусство - искусство публичного выступления с целью убеждения. Ораторское искусство и свойства ораторской речи изучает наука риторика. Уметь правильно излагать свои мысли – значит обладать самым мощным инструментом управления людьми – словом. Однако слово - это не только важнейшее средство воздействия на окружающих. Оно дает нам возможность познавать мир, подчинять силы природы. Слово - могучее средство самовыражения, каждого из людей. Но как пользоваться им? Как научиться говорить так, чтобы заинтересовать слушателей, влиять на их решения и поступки. Ответ на эти и другие вопросы, связанные с умением владеть словом, дает риторика (от греч. искусство красноречия) - наука о мастерстве «убеждать, увлекать и услаждать» речью (Цицерон). Подобное умение было распространено во время судебных процессов или общих собраний древних греков и древних римлян. Решение важных государственных и общественных вопросов зависело от красноречия выступающих, от логичности и доступности их аргументов для понимания и восприятия аудиторией. Многие судьи склоняли свое решение в ту или иную сторону только благодаря пламенным и убеждающим речам защитника или обвинителя – это действует и в современных судах с присяжными. Особое значение риторики состоит в том, что она формируют стиль и логику изложения, позволяют сделать повествование связным и доходчивым для аудитории, что так необходимо человеческой речи в наше время. В этом и заключается актуальность данной темы.

Искусство красноречия существовало с незапамятных времен в силу естественной необходимости что-нибудь доказывать или разъяснять в публичной речи. Но долгое время это искусство рассматривалось только как природный дар, и никто не пытался определять теоретические основы таких выступлений, сохранить их в памяти потомства.

История риторики началась с Древней Греции и тогда называлась «наукой красноречия». Развитие ораторского искусства возможно только при таком строе, который обеспечивает свободу слова. Такие условия появились с установлением демократии. От убедительности речи оратора в народных собраниях, в советах и в судах зависел успех дела. Так и возникла теория ораторского искусства - риторика. Слово «ритор» первоначально значило «оратор», но постепенно им стали называться учителя красноречия.

Возникновение риторики. Ораторы Древней Греции.

Риторика возникла, прежде всего, в Сицилии, где во второй половине V в. в связи с уничтожением тирании и установлением демократического правления открылся простор для деятельности ораторов, особенно в судах, так как вследствие частых злоупотреблений прежней власти осталась большая путаница и в общественных, и частных делах.

В условиях античного мира живое слово оратора играло исключительно важную роль, существовал культ слова, особенно в Афинах: судебный порядок требовал, чтобы гражданин выступал на суде обязательно лично. Поэтому в конце V в. появилась нужда в опытных людях, которые сумели бы помочь своим советом или даже написать для выступающего соответствующую роль. Так возникла особая профессия адвокатов - «логографов»1, которые за плату писали речи для клиентов. Кроме того, в Совете и в Народном собрании начали выделяться ораторы, руководители общественного мнения или представители политических партий.

Первыми учителями-профессионалами в Древней Греции были софисты, которых называли учителями мудрости и красноречия (V в. до н.э.). Они готовили молодежь к общественной жизни, к проведению дискуссий, развивали у учеников умение использовать приемы доказательства и опровержения, отстаивать свое мнение, используя софизмы. Для доказательства истинности ложного высказывания софисты использовали рассуждение, построенное на логических уловках, т.е. умышленно ошибочных рассуждениях. Софизм строится на внешнем сходстве явлений, преднамеренно неправильном подборе исходных положений, на двусмысленности слов и подмене понятий. Наиболее видный из софистов, идеолог рабовладельческой демократии и политический деятель Протагор из Абдеры (481-411 гг. до н.э.), активно разрабатывал теорию риторики. Придавая первостепенное значение слову в ораторском искусстве, он считал необходимым изучение языка и разработку вопросов грамматики.

Софисты все истины подвергали сомнению, считали, что каждый человек имеет свою особую истину; нет истинных высказываний, все высказывания людей – ложны. Уловки в доказательстве, разработанные софистами, используются и в современной риторической практике, но в более скрытой форме, поэтому их сложно сразу обнаружить.

Софисты справедливо утверждали, что для владения живым словом необходимо не только развивать логическое мышление, но и совершенствовать технику речи (четкое произношение, достаточная громкость, определенный темп) и культуру речи (правильность, качественность). И это положение в риторике осталось незыблемым.

Уже первые риторы учитывали необходимость планомерного построения речи и стали выделять основные части ее: вступление, главную часть, и заключение. Красноречие делилось на три вида: 1) совещательное или политическое 2) судебное, включающее в себя речи обвинительные и защитительные, и 3) эпидиктическое, т. е. показное, или торжественное, ставящее целью прославление какого-нибудь предмета, события, праздника, лица и т. п. и дающее возможность оратору блеснуть своим мастерством.

Греческие ученые эпохи эллинизма из большого числа известных им ораторов выделили «канон» десяти ораторов, как наиболее замечательных; в него входили Антифонт, Андокид, Лисий, Исей, Исократ, Демосфен, Гиперид, Ликург, Эсхин и Динарх.

Первым ритором, был софист Горгий (483-376 гг.). В 427 г. он приехал в Афины в качестве посла от сицилийского города Леон-тин, чтобы просить помощи против Сиракуз. Своими речами он произвел сильнейшее впечатление на афинскую молодежь. Горгий дал также образцы торжественного, эпидиктического красноречия. Известно было его выступление на общегреческом собрании в Олимпии - «Олимпийская речь», в которой он призывал греков забыть свои междоусобия и обратиться против общего врага - персов. Но эта речь не дошла до нас. Сохранился отрывок из его «Надгробного слова». Автор в торжественных, высокопарных выражениях восхваляет доблесть воинов, павших в борьбе за отечество. Горгий в изобилии применяет всевозможные приемы внешнего, формального украшения, получившие впоследствии название «Горгиевы фигуры». Он строит речь на противопоставлениях - «антитезах», которые заостряют мысль автора и придают ей особую четкость; каждая фраза разделяется на члены, или колена, равные по своей длине, и часто их параллелизм подчеркивается созвучными окончаниями - рифмой. Таким образом, рифма в греческой литературе проявилась прежде всего в прозе, а в поэзию вошла только в первые века нашей эры.

Горгий имел много учеников и последователей; его литературное влияние было весьма сильно, что ясно видно в речах Антифонта, Лисия и Исократа, отчасти в «Истории» Фукидида.

На рубеже V-VI вв. до н.э. заявил о себе выдающийся афинский судебный оратор Лисий (около 445 – 380 гг. до н. э.). Он был богатым метэком ("пришельцем") и принадлежал к демократической партии. Во время правления "тридцати тиранов" его брат был казнен без суда, имущество семьи было конфисковано. Лисий бежал и вернулся в Афины лишь после восстановления демократии в 403 г. Он стал профессиональным "логографом", т.е. "писателем речей". Стиль Лисия - простой, прозрачный, и четкий. Искусство этого оратора состоит в том, чтобы создать у суда благоприятное впечатление от личности говорящего, чтобы ее характерный облик (этос - по античной терминологии) предстал в наиболее выгодном свете, сохраняя при этом всю свою естественность и жизненность. Портрет, создаваемый речью, должен свидетельствовать в пользу произносящего ее; разумеется, портрет этот бывает иногда очень далеким от действительности.

Из традиционных частей судебной речи наибольшей художественностью отличается у Лисия повествование; это отмечала уже античная критика. В древности под именем Лисия ходило свыше 400 речей, из которых 233 считались подлинными. До нас дошли 34 речи с различной степенью литературной обработки; относятся они к периоду между 403 и 380 гг. В его речах - яркое, житейски, психологически достоверное бытовое повествование; замечательные социально-нравственные характеристики истцов и ответчиков, создающие обобщенные контрастные типы современников; простота и ясность стиля, сделавшие речи Лисия классическим образцом аттической прозы.

Самый яркий представитель торжественного (эпидейктического) красноречия древней Греции – оратор Исократ (436–338 гг. до н. э.), ученик Горгия, основатель риторической школы в Афинах. Но риторика преподавалась в этой школе не как формальная дисциплина, обучающая только искусству ораторской речи, а как средство познания и распространения истины.

Исократ сам не произносил речей, а только обучал красноречию и писал речи, которые распространялись по Греции. Самая знаменитая его речь «Панегирик» представляет собой прославление Афин; оратор призывает греческие общины к объединению под гегемонией Афин и Спарты.

Характерная черта ораторского стиля Исократа – пышность. Он является создателем так называемого периода – сложного предложения, представляющего собой совокупность подчиненных и подчиняющих предложений с ритмическим началом и ритмической концовкой и ставшего впоследствии нормой для художественной прозы. Гладкие, красивые, симметрично построенные периоды Исократа придавали его речам известную монотонность и холодность и в них нет того одушевления, которое так характерно для самого выдающегося политического оратора Древней Греции – Демосфена.

Лучший из учеников Исократа, величайший греческий оратор Демосфен вырос в обстановке острой политической борьбы. Небывалый расцвет культуры и особенно рост общественной значимости и популярности античного ораторского искусства связан с именем Демосфена. Демосфен (384–322 гг. до н. э.) был сыном владельца оружейной мастерской, но уже в детстве осиротел. Отец оставил ему большое состояние, но опекуны расхитили его. Едва достигнув совершеннолетия, Демосфен подал в суд на своих опекунов, но, хотя процесс он выиграл, ему удалось вернуть себе лишь ничтожную часть наследства – дом и немного денег. Этот судебный процесс явился первым толчком к ораторской деятельности Демосфена – самого прославленного из представителей греческого красноречия.

Демосфен имел очень слабый голос, говорил невнятно, слегка заикался, картавил, у него была дурная привычка подергивать плечом и, кроме того, он совершенно не умел держаться перед публикой. Две первые попытки выступления окончились неудачно. И тогда Демосфен решил исправить и исправил все свои недостатки. Каждый день по несколько часов подряд он занимался упражнениями, чтобы исправить неясность произношения. Он никогда не говорил без подготовки, но всегда выучивал наизусть заранее написанную речь; по ночам он старательно готовился к выступлению, тщательно обдумывая каждое слово.

Ораторское искусство с древнейших времен высоко ценилось греками. Установление же демократических форм жизни способствовало его развитию. Поэтому красноречие наивысшего расцвета достигло в Афинах и в городах Сицилии. Следуя принципам риторики, греческие ораторы говорили нараспев, их речь приближалась к ритмической, сопровождалась мимикой и актерскими телодвижениями.

Самым выдающимся деятелем в области разработки греческой ораторской прозы был уроженец Сицилии софист Горгий, современник Еврипида и Геродота . Он говорил, что задача оратора – заставить слушателей поверить ему. Для этого он должен очаровать аудиторию особыми ораторскими приемами, которые теперь принято называть «горгианскими фигурами». Сюда относятся метафоры, звуковые повторы и антитетически построенные фразы, когда одна половина фразы противопоставляется другой; при этом соблюдается особая симметрия: количество слов и. их расстановка в обеих частях фразы должны быть одинаковы.

Влияние теории Горгия распространилось на все виды греческой ораторской прозы: на судебное, торжественное и политическое красноречие.

Оратор Лисий

Наиболее известным судебным оратором Греции конца V – начала IV вв. до н. э. был Лисий .

На основании свидетельств древних можно заключить, что он родился в 459 г. и умер после 380 г. до н. э.

Лишь однажды Лисий непосредственно сам выступил на суде против одного из бывших олигархов Эратосфена, которого он считал виновником гибели своего брата. Все остальные – обвинительные и защитительные – речи были записаны этим греческим оратором в первом лице для других людей, которые, должны были сами выступать на суде с обоснованием своего дела. К нему обращались с заказами люди самого разнообразного общественного положения и образования и т. п., и Лисию приходилось в своих речах приноравливаться к культурному уровню и положению заказчика, для того чтобы эти речи звучали естественно в устах того или иного человека.

Из огромного количества приписываемых оратору Лисию речей до нас дошло 34. Они написаны простым языком, приближающимся к живой разговорной речи. В них чувствуется стремление к жизненной правде. Лисий – оратор-художник; в его речах мы находим живые и яркие картинки быта, выпуклые и психологически верные характеристики людей.

Лучшее в речах оратора Лисия – их повествовательные части, воссоздающие ситуацию. В этих частях он не только умел возбудить симпатию к подсудимому (если речь была защитительной), но и вплести в нее значительную часть аргументации, предупреждающую возможные возражения. При этом ни гнева, ни пафоса, характерного для речей некоторых других греческих ораторов, у Лисия нет: тон его удивительно спокоен, доводы ясны, выражения точны и конкретны. Уже древние отмечали чистоту его языка, отсутствие в нем как неологизмов, так и устаревших слов, а также конструкций, чуждых языку современников.

Насколько обширны повествовательные части речей Лисия, настолько кратки их эпилоги – иногда они состоят из нескольких слов.

Речи Лисия имеют значение не только как образец греческого ораторского искусства той эпохи; они вводят нас в житейские будни греков, знакомят с обычаями, с бытом, с моральными понятиями, правовыми установлениями своего времени. Ценные сведения об этом можно почерпнуть из любой речи Лисия. Примером может послужить «Речь, произнесенная в Ареопаге в защиту неизвестного, обвиненного в уничтожении священной маслины». Культура маслин в Греции была одним из главных источников благосостояния государства. Кроме деревьев, принадлежащих частным лицам, по всей Аттике были рассеяны маслины, якобы выросшие от удара копья Афины ; они считались священными, и срубить такое дерево значило совершить преступление против религии, которое каралось конфискацией имущества и изгнанием виновного. Во время Пелопоннесской войны многие деревья погибли или были повреждены.

Если бы нам не были известны эти факты, мы могли бы почерпнуть их из названной речи оратора Лисия. Он составил ее для человека, обвиненного сикофантами (доносчиками-шантажистами) в уничтожении священной маслины. Человек этот утверждает, что он купил свой участок земли после войны, и на нем не было маслин. В качестве свидетелей он приводит на суд лиц, которым он сдавал купленный участок в аренду. Лисий вкладывает в уста подсудимого многочисленные логические доказательства его невиновности. Подсудимый говорит, что уничтожение дерева принесло бы ему лишь убыток, а не выгоду и что, уничтожив маслину, он оказался бы в руках у собственных рабов: «...Разве я не был бы несчастнейшим в мире человеком, если бы мои слуги как свидетели такого преступления стали на всю мою жизнь не рабами мне, а господами? Таким образом, как бы сильно они не провинились передо мною, я не мог бы их наказать, вполне понимая, что от них зависит и мне отомстить и самим получить свободу за донос» (пер. С. И. Соболевского).

Подсудимый говорит, что для него, человека с усердием выполнявшего все государственные повинности, сражавшегося за отечество, не жалевшего денег на постройку кораблей и на устройство хоров, было бы величайшим несчастием лишиться гражданских прав.

Таким образом, мы узнаем из этой речи оратора Лисия и о том, что дела, связанные с религией, разбирались в ареопаге, а не в гелиэе , и о законе, освобождавшем на волю рабов за донос, и о том, кто такие сикофанты, и об обязанности богатых граждан субсидировать постройку флота и театральные представления и о многих других чертах древнегреческой жизни. Свидетельство очевидца представляет для нас большую ценность даже относительно тех фактов, которые нам известны из других источников.

Оратор Исократ

Самый яркий представитель торжественного (или эпидейктического) красноречия древней Греции – оратор (436–338 гг. до н. э.), ученик Горгия, основатель риторической школы в Афинах. Но риторика преподавалась в этой школе не как формальная дисциплина, обучающая только искусству ораторской речи, а как средство познания и распространения истины.

Исократ сам не произносил речей, а только обучал красноречию и писал речи, которые распространялись по Греции. Самая знаменитая его речь «Панегирик» представляет собой прославление Афин; оратор призывает греческие общины к объединению под гегемонией Афин и Спарты.

Оратор Исократ

Характерная черта ораторского стиля Исократа – пышность. Он является создателем так называемого периода – сложного предложения, представляющего собой совокупность подчиненных и подчиняющих предложений с ритмическим началом и ритмической концовкой и ставшего впоследствии нормой для художественной прозы. Этот греческий оратор также ввел правило, по которому следует избегать зияний – стечений гласных в составе слова или на стыке слов.

Гладкие, красивые, симметрично построенные периоды Исократа придавали его речам известную монотонность и холодность; форма в них превалирует над содержанием, и в них нет того одушевления, которое так характерно для самого выдающегося политического оратора Древней Греции – Демосфена.

Оратор Демосфен

(384–322 гг. до н. э.) был сыном владельца оружейной мастерской, но уже в детстве осиротел. Отец оставил ему большое состояние, но опекуны расхитили его. Едва достигнув совершеннолетия, Демосфен подал в суд на своих опекунов, но, хотя процесс он выиграл, ему удалось вернуть себе лишь ничтожную часть наследства – дом и немного денег. Этот судебный процесс явился первым толчком к ораторской деятельности Демосфена – самого прославленного из представителей греческого красноречия. Имя его стало нарицательным именем вдохновенного оратора-борца. Время его жизни – IV в. до н. э.– представляло собой эпоху кризиса греческого демократического полиса. Поражение Афин в Пелопоннесской войне привело не только к глубокому упадку афинской демократии, но и к ослаблению связи между полисами, благодаря которой Греции удавалось противостоять экспансии извне. Теперь же города-государства, раздираемые внутренними противоречиями, с трудом сопротивляются новым силам, появившимся на политическом горизонте, в первую очередь, Македонии.

Демосфен задолго до завоевания Греции Македонией разгадал грозящую греческой независимости опасность и всю жизнь боролся в качестве оратора и государственного деятеля против македонской экспансии.

В Афинах была довольно большая партия, придерживавшаяся македонской ориентации, т. е. считавшая, что борьба против Македонии бесполезна и необходимо ей подчиниться.

Оратор Демосфен

Самым ярким из политических противников Демосфена был оратор Эсхин . В своей речи «О недобросовестном посольстве» Демосфен обвиняет Эсхина в предательстве интересов Эллады и в сговоре с македонским царем Филиппом. Эсхину удалось оправдаться, но ораторская борьба между ним и Демосфеном продолжалась несколько лет, и после блестящей речи Демосфена «О венке» , завершившей эту борьбу, Эсхин вынужден был уйти в изгнание.

С именем Демосфена связано представление о человеке огромной целеустремленности и железной воли. Плутарх и другие античные авторы рассказывают, что он обладал физическими недостатками, недопустимыми для греческого оратора: у него была плохая дикция, слабый голос и «короткое дыхание», заставлявшее его прерывать период, что мешало пониманию смысла фразы; во время декламации он дергал плечом – это отвлекало внимание слушателей.

Благодаря непрерывному и упорному труду Демосфен избавился от всех этих недостатков. Упражняясь в декламации, он говорил, набрав в рот мелких камешков, чтобы выработать четкую дикцию; будущий великий греческий оратор громко читал отрывки из поэтов на бегу, не останавливаясь на крутых подъемах, чтобы научиться произносить длинные фразы, не переводя дыхания; упражняясь в красноречии, он укреплял на крыше меч, направленный острием к его плечу: боязнь уколоться заставляла его усилием воли удерживаться от подергивания плечом и т. п.

Речи Демосфена как политического оратора были рассчитаны на большое скопление народа, и это сказалось на их структуре: стиль речей сжат и суров; чтобы не расхолаживать аудиторию, оратор, сделав краткое вступление, быстро переходил к сути дела. Рассказ его полон экспрессии и динамики, он прерывается риторическими вопросами, в нем много метафор, антитез, олицетворений, сравнений. Демосфен широко использует прозаический ритм и «фигуру умолчания», которая заключается в том, что оратор подчеркнуто умалчивает о том, что обязательно должно прозвучать в его речи, и чего ожидают слушатели.

Демосфен видел недостатки афинской демократии своего времени, боролся против злоупотреблений и предрассудков. В одной из речей (IX, 36) он сетует на то, что греки утратили свободолюбие, которое в свое время позволило им победить персов. Раньше они ненавидели взяточников, считали величайшим позором подкуп; виновного в нем сурово наказывали, не допуская ни заступничества за него, ни снисхождения, а теперь подкуп полководцев и ораторов в порядке вещей, и тот, кто признается в том, что принял взятку, вызывает только насмешки.

Наиболее знаменитые ораторские речи Демосфена – речи против Филиппа Македонского (так называемые «Филиппики»), покорившего Грецию в 338 г. до н. э. Как и другие речи Демосфена «Филиппики» замечательны силой аргументации и проникнуты страстным и мужественным пафосом борьбы.

В третьей речи против Филиппа он говорит, что в народных собраниях звучит лесть и угодничество, которые вредят политике любого греческого государства: «Свободу речи во всех других случаях вы считаете настолько общим достоянием всех живущих в государстве, что распространили ее и на иностранцев, и на рабов, и часто у нас можно видеть рабов, которые с большей свободой высказывают то, что им хочется, чем граждане в некоторых других государствах, но из совещаний вы ее совершенно изгнали» (Демосфен, IX, 3; пер. С. И. Радцига).

Уже из этих слов видно, что оратор Демосфен был безусловным приверженцем демократии, которую он считал единственным приемлемым государственным строем. Всякое единовластие представлялось ему противоестественным, враждебным свободе и законам. В речи «О преступном посольстве» он говорит: «Нет, нет на свете ничего такого, чего следовало бы бояться больше, чем такого положения, когда позволяют кому-нибудь становиться выше большинства» (Демосфен, XIX, 296; пер. С. И. Радцига).

После смерти Филиппа Демосфен боролся против его сына Александра Великого . В конце жизни, в 324–322 гг. до н. э., Демосфен был в изгнании. В 322 г. он принял участие в восстании Афин против Македонии , и когда афиняне потерпели поражение, он принял яд, чтобы не попасть в руки врагов, которые хотели взять живым прославленного оратора.

В 280 г. до н. э., через 40 лет после смерти Демосфена, греки почтили его память бронзовой статуей с надписью:

«Если бы мощь, Демосфен, ты имел такую, как разум,
Власть бы в Элладе не мог взять македонский Арей»
(пер. М. Е. Грабарь-Пассек).

ВВЕДЕНИЕ.

Слово — один из ключевых инструментов воздействия на окружающих. Слово — могучее средство самовыражения, насущной потребности каждого из людей. Но как пользоваться им? Как научиться говорить так, чтобы заинтересовать слушателей, влиять на их решения и поступки, привлечь на свою сторону? Какую речь можно считать в наибольшей мередейственной? Для решения подобных проблем существует ораторское искусство.

Ораторское искусство - искусство красиво говорить, выражать свои мысли. В нём важны две составляющие: идея, или содержание речи (так как риторика - это искусство убеждать словом) и красота речи, её форма и стиль (ведь риторику можно рассматривать ещё и как искусство украшения речи). Оно зародилось в демократических государствах Древней Греции, поскольку там впервые появилась публичная политика и публичный суд. При этом, ораторское искусство знали в Египте, Вавилоне, Ассирии, Индии. В античности живое слово имело очень большое значение: владение им было важнейшим способом достижения авторитета в обществе и успеха в политической деятельности.

Ораторы Древней Греции.

В жизни демократических древнегреческих государств ораторское искусство имело чрезвычайное значение. Своё начало европейская риторика получает в Древней Греции, в школах софистов, главной задачей которых было чисто практическое обучение красноречию; поэтому их риторика заключала много правил, относящихся собственно к стилистике и грамматике.

Ни одна другая древняя культура не уделяют такого пристального внимания ораторике, как греческая. Наиболее известными древнегреческими ораторами были Платон, Перикл, Аристотель,

Демосфен. Демосфен - афинский политический деятель, оратор, вождь демократической антимакедонской группировки. Призывал греков к борьбе против захватнической политики македонского царя Филиппа II (речи Демосфена против него — «филиппики»). Добился создания антимакедонской коалиции греческих полисов.

Демосфен родился в Афинах, в семье владельца оружейной и мебельной мастерских. С детства он страдал физическими недостатками (косноязычие, слабый голос, нервный тик). В возрасте семи лет мальчик лишился отца, а имущество семьи было растрачено опекунами. Самостоятельную жизнь Демосфен начал в 364 года с успешного судебного процесса против недобросовестных опекунов. В дальнейшем Демосфен стал логографом — зарабатывал на жизнь составлением речей для участников судебных процессов. Упорными упражнениями он сумел преодолеть свои физические недостатки, учился ораторскому искусству у Исея — известного в то время составителя речей.

Современная наука признает принадлежащими Демосфену 41 речь, а также несколько десятков вступлений к речам и писем. Условно его речи разделяют на судебные, судебно-политические и политические. Судебные речи (364-345) Демосфена характерны точной и конкретной аргументацией, в них даны яркие, живые картины современного ему быта. Из судебно-политических речей в наибольшей мереяркие — «О преступном посольстве» (343) и «За Ктесифона о венке» (330), направленные против Эсхина. Самым значительным в наследии Демосфена признают политические речи, из которых выделяются 8 речей против Филиппа II, произнесенных между 351-341 годами.

Демосфен тщательно готовил свои публичные выступления, но большое значение уделял живому и непринужденному изложению текстов речей. Поэтому он не придерживался жесткого плана, активно использовал паузы, которым способствовали риторические вопросы: «Что это значит?», «В чем причина?». Вступление и повествовательная часть у Демосфена были сведены до минимума, все усилия он направлял на опровержение доводов оппонентов и доказательство своей правоты.

Демосфену было важно именно в момент произнесения речи убедить слушателя в своей правоте. Начиная новый раздел речи, он сразу раскрывает его содержание, в процессе изложения подводит итоги сказанному, неоднократно повторяет особо важные мысли. Нередко он строил воображаемый диалог с противником. Большое значение в ораторском искусстве Демосфена имела мимика, жестикуляция, модуляции голоса. Он свободно соединял и варьировал риторические стили, использовал разнообразные варианты построения фраз и предложений. Демосфен умело применял антитезы («век нынешний» и «век минувший»), соединения синонимов в пары («знайте» и «понимайте»), метафоры, олицетворения, фигуры умолчания, когда слушатели сами догадывались о чем шла речь. В результате его выступления никогда не были монотонными.

Стремление убедить рождало страстный пафос речей Демосфена. По преданию даже Филипп II признавался, что если бы слушал речи Демосфена, то обязательно голосовал бы за войну против себя. Признание красноречия Демосфена было столь высоким, что современники и последующие поколения древних греков называли его просто Оратором.

Платон - Великий древнегреческий философ и писатель, основоположник идеализма как философского течения. Происходил из аристократической семьи, принимавшей активное участие в политической жизни Афин. В юности слушал софиста Кратила (древнегреческий философ-досократик), в 20 лет познакомился с Сократом, начал регулярно посещать его беседы и даже отказался от реальной политической карьеры. Принимал участие в Коринфской войне. В 387 году основал в Афинах свою философскую школу в гимназии Академия. По свидетельству Олимпиодора, Платон был не только философом, но и олимпийским чемпионом. Дважды он выигрывал соревнования по панкратиону — смесь бокса и борьбы. Платон является одним из основателей идеалистического направления в мировой философии. В философии Платона легко обнаружить признаки дуализма. Платон часто противопоставляет душу и тело как две разнородные сущности. Во многих свои произведениях Платон подробно рассматривает теорию о бессмертии души. В диалоге «Федон» Платон излагает четыре аргумента в пользу этой теории.

По мнению Платона, подлинное красноречие основано на знании истины и поэтому доступное только философу. Познав сущность вещей, человек приходит к правильному о них мнению, а познав природу людских душ, имеет возможность внушить свое мнение слушателям. Ценное в теории красноречия Платона — идея воздействия речи на душу. По его мнению, оратору «необходимо знать, сколько видов имеет душа», ведь слушатели бывают абсолютно разными. И какая речь, каким образом воздействует на душу.

Перикл - афинский политический деятель, вождь демократической партии, знаменитый оратор и полководец.

Родился в аристократической семье, издавна принадлежавшей к правящей элите Афин. Получил прекрасное образование. В дальнейшем стал не только замечательным государственным деятелем, давшим развитие афинской демократической конституции, но и замечательным полководцем. Законодательные меры Перикла способствовали расцвету афинской демократии. Перикл поднял морское могущество Афин, украсил город, особенно Акрополь, знаменитыми постройками (Парфенон). Афины при Перикле достигли высшей степени экономического и культурного развития (Периклов век). Внешняя политика Перикла была направлена на расширение и укрепление афинской морской державы. При Перикле был создан специальный фонд для раздачи малоимущим гражданам денег на посещение театра Был руководителем ряда военных кампаний во время Пелопоннесской войны Умер от чумы.

Перикл был великолепным оратором, но перед публикой выступал мало, так как не хотел, чтобы его выступления стали привычными для народа. Речи его были прекрасными по форме и глубокими по содержанию. Речь Перикла была красочной и образной. Хорошее образование позволило ему развить свои природные ораторские способности.

Аристотель - великий древнегреческий философ и ученый, ученик Платона, основатель Перипатетической школы.

Родился в городе Стагире. В 17 лет приехал в Афины и с 367 по 347 был в платоновской Академии сначала на правах ученика, затем - в качестве преподавателя. После смерти Платона уезжает из Афин и почти 14 лет (347-334) проводит в странствиях. В 334 Аристотель возвращается в Афины и основывает собственную философскую школу - Ликей (перипатетическую школу). Название школы возникло из-за привычки Аристотеля прогуливаться с учениками во время чтения лекций. Наиболее известна учение о душе. Он считал, что душа, обладающая целостностью, есть не что иное, как неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его объективно наблюдаемого поведения. Смерть тела освобождает душу для вечной жизни: душа вечна и бессмертна. Аристотель также создал иерархию уровней всего сущего (от материи как возможности к образованию единичных форм бытия и далее). Аристотель выделяет 11 этических добродетелей: мужество, умеренность, щедрость, великолепие, великодушие, честолюбие, ровность, правдивость, любезность, дружелюбие, справедливость. Последняя — самая необходимая для совместной жизни. Умер от болезни в изгнании.

В своём труде «Риторика», состоящем из трёх книг, Аристотель обобщил и возвёл в правила достижения греческого ораторского искусства. В первой книге рассматривается место риторики среди других наук, обозреваются три вида речей: совещательные, эпидеиктические, судебные. Назначение речей судебных — обвинять или оправдывать, они связаны с анализом мотивов и поступков человека. В основе эпидейктических речей — понятия прекрасного и постыдного, добродетели и порока; их цель — восхвалять или порицать.

Вторая книга рассказывает о страстях, нравах и общих способах доказательства. Оратор, по Аристотелю, должен эмоционально воздействовать на слушателей, выражать речью гнев, пренебрежение, милость, вражду к ненависти, страх и смелость, стыд, благодеяние, сострадание, негодование.

Третья книга посвящена проблемам стиля и построения речи. Аристотель требовал от стиля, прежде всего принципиальной и глубочайшей ясности. Построение речи, по Аристотелю, должно соответствовать стилю, должно быть ясным, простым, всем понятным. Труды Аристотеля по риторике оказали огромное влияние на все дальнейшее развитие теории красноречия.

Ораторы Древнего Рима

В жизни Древнего Рима ораторское искусств о играет не менее значимую роль, чем в Древней Греции. Развитию красноречия в Риме во многом способствовали блестящие образцы греческого ораторского искусства, которое со II в. до н. э. становится предметом тщательного изучения в специальных школах. Из ораторов Древнего Рима в наибольшей мереизвестны Цицерон, Марк Антоний, Цезарь.

Марк Антоний Оратор - древнеримский политик-цезарианец и военачальник, триумвир 43-33 гг. до н. э., трижды консул. Выдвигался как начальник конницы во время войны в Палестине и Египте (57—55). В 54 примкнул к Юлию Цезарю и участвовал в галльских походах, управлял восточными владениями Римской державы. Марк Антоний Оратор был одним из учителей знаменитого философа Цицерона.

После поражения в битве при Акции покончил жизнь самоубийством.

Марк Антоний Оратор был одним из учителей знаменитого философа Цицерона.

Цицерон писал о Марке Антонии как об одном из двух (вместе с Луцием Лицинием Крассом) в наибольшей меревыдающихся ораторов старшего поколения. Согласно характеристике Цицерона, Антоний был расчётливым оратором, который умело подбирал в наибольшей мересильные доводы в поддержку своей позиции и использовал их. Благодаря своей памяти он произносил только тщательно продуманные речи с рассчитанным эффектом, хотя всегда казалось, будто он выступает экспромтом. Вместе с тем, Антоний очень выразительно использовал невербальные средства общения, как например жесты, как будто «телодвижения у него выражали не слова, а мысли». Благодаря этим качествам Антоний был в наибольшей меревостребованным оратором своего времени на суде. Антоний написал небольшое сочинение «О красноречии», которое, однако, не сохранилось.

Марк Туллий Цицерон -древнеримский политик и философ, блестящий оратор.

Он родился в Арпине, происходил из сословия всадников, получил блестящее образование. Деятельность Цицерона на этом посту была настолько успешной, что слава о его мирных подвигах перешагнула границы острова. Вернувшись в Рим, Цицерон вошел в состав Сената и вскоре приобрел репутацию выдающегося оратора. Цицерон был убит наемными убийцами.

Марк Туллий Цицерон произнёс более сотни речей, политических и судебных из которых полностью или в значительных фрагментах сохранились 58. Его философские трактаты, не содержащие новых идей, ценны тем, что излагают, подробно и без искажений, учения ведущих философских школ его времени. Работы Цицерона оказали сильное влияние на религиозных мыслителей, в частности, Св. Августина, представителей возрождения и гуманизма (Петрарку, Эразма Роттердамского, Боккаччо), французских просветителей (Дидро, Вольтера, Руссо, Монтескье) и многих других. Особо знамениты четыре речи, произнесённые в ноябре и декабре 63 года до н. э. в Римском сенате консулом Цицероном, при подавлении заговора Катилины. Сохранились в литературной обработке автора, выполненной им в 61-60 годы до н. э. Речи являются примечательным образцом ораторского искусства

Признавая, что «оратору следует преувеличить факт», Цицерон в своих речах применяет приемы преувеличения. Живость его речи приобретается благодаря пользованию общенародным языком, отсутствию архаизмов и редкому употреблению греческих слов Видное место отводится языку, ритмичности и периодичности речи, ее произнесению, причем Цицерон ссылается на выступление актера, который мимикой, жестами добивается воздействия на душу слушателей. Он также не чуждался и театральных приемов. Особо он подчеркивал связь содержания и словесной формы: «Всякая речь состоит из содержания и слов, и во всякой речи слова без содержания лишаются почвы, а содержание без слов лишается ясности».

Избранные цитаты:

Дамоклов меч:Из древнегреческого мифа о сиракузском тиране Дионисии Старшем, пересказанном Цицероном в сочинении «Тускуланские беседы»

Отец истории:Такое почетное наименование греческого историка Геродота впервые присвоено ему Цицероном в сочинении «О законах»

Заключение.

Традиции современной ораторской речи восходят к античной риторике Древней Греции и Рима. На протяжении всего периода античной культуры риторика предопределяла не только стиль речи, но и в значительной степени образ мыслей и поведения, т. е, философию жизни. Труды древних ораторов по риторике оказали огромное влияние на все дальнейшее развитие теории ораторского искусства, они внесли значительный вклад и на развитие практического красноречия.

Если для греков главное в риторике — искусство убеждать, то римляне больше ценили искусство говорить хорошо. Риторика, родившаяся в Древней Греции и получившая развитие в Древнем Риме, не погибла вместе с античной цивилизацией, а продолжала жить в Средние века и «Новое время».

Риторика - наука о красноречии. В Греции с ее древних времен всегда ценилась красивая, убедительная и яркая речь. Обучению мастерству ораторства отдавали десятки лет. Умения эти приветствовались, а люди, обладающие необходимыми навыками - были достойны уважения и почтения.

Именно в древней Греции берет свое начало методика преподавания риторических основ. Древние мыслители называли ее «наукой о красноречии». Со временем, соседство Греции с Римом и постоянное соперничество философов этих государств, привело к примерно равным возможностям тех и других.

Что такое риторика?

Наука эта испокон веков несла в себе идею формирования у человека логического мышления и собственного стиля изложения мыслей. Основная цель - довести информацию до людей в понятном для них виде. Важное значение риторика приобретала в период проведения массовых процессов в суде, на собраниях старейшин. Решение главных государственных проблем не обходилось без красноречивых мыслителей, которые своими выступлениями доводили до сведения собравшихся важные факты, аргументируя каждое свое слово. Риторические приемы используют и сегодня адвокаты, и прокуроры в своих судебных выступлениях.

Зарождение риторики относят к 5 в. до н.э. Родиной красноречия стала Эллада. Ученые считают, что предпосылки для мощного толчка в развитии этой науки заложил общественно-поли тический строй этого государства. Известно, что городами правили наиболее почитаемые жители из народа, а верховным органом было Народное собрание. Политики и рядовые граждане со своими вопросами обращались к «верхушке» на глазах сотен людей. Показательно проходили и суды. Обвиняемый был вынужден защищаться самостоятельно, и во многом от ораторского мастерства подозреваемого зависела его жизнь.

Мыслители - основоположники риторики

Практически с первых лет более или менее устоявшегося положения риторики и ее популярности, в Греции появились учителя красноречия (софисты). Они за некоторую плату давали наставления и тренировали желающих получить уроки риторики. От этих мастеров позже получили распространение наиболее значимые законы ораторского искусства.

Первый учебник риторики был написан все в том же 5 в. до н.э. До нас дошли только лишь упоминания о том труде. Создал его грек Коракс, который открыл в свое время школу красноречия в Сиракузах. Известно, что в издании приведены основы мастерства ораторства.

Примечателен опыт Демосфена. Изначально он настолько вяло и невыразительно говорил, что толпа всегда смеялась над его речью. Это заставило будущего непревзойденного оратора работать над собой. Он достиг в своём мастерстве таких высот, что люди слушали его, замирая, и буквально открыв рты.

Не менее ярким в своем красноречии был и Цицерон. Прославился он не только блестящим мастерством, но и трудами. Свет увидели трактаты:

    «Брут».

    «Об ораторе».

    «Оратор».

По идее мыслителя, оратором мог стать только хорошо образованный человек. При этом он должен бороться за справедливость и счастье людей. Основы сочинений Цицерона - упражнения для оптимальной ритмики речи, работа над ее выразительностью, правильностью произношения, дикцией. Не меньшее внимание уделялось жестам и мимике. Речь должна стать проще, но, в то же время, быть возвышенной и выразительной. «Наука убеждать мастерством слова», — говорил о риторике Цицерон.

Когда мир увидели труды Аристотеля, они стали актуальными. Это продолжалось во все времена. Остаются они таковыми и по сей день. Книга Аристотеля так и называлась - «Риторика». В ней 3 части: общие принципы (с видами текстов для выступлений, характеристиками и доводами), имена ораторов и правила обращений к людям (основы словесного формирования предложений).

Грек Квинтилиан произвел на свет 12 своих трудов. Цикл книг называется «Риторические наставления». Ученый изложил мысли о воспитании мастера ораторского искусства, чести, совести и благополучном слове. Уделено внимание и форме изложения речи. Начинается все со вступления (приступ), далее излагается основная мысль (повествование), после - мысль доказывается (доказательство) и делается вывод (заключение). В процессе в речь могут вклиняться рассуждения автора, его умозаключения. По мнению Квинтилиана, оратор своим выступлением должен «цеплять» толпу, вызывая у людей смех или гнев. Речь его должна быть ясной, правильной и украшенной всевозможными оборотами, с правильным произношением.

В целом, древнегреческие философы стали основоположникам и следующих основ риторики, ставших аксиомами на долгие годы и дошедших до современников:

    Базой красноречия могут являться природные данные человека, которые необходимо развивать.

    Право на выступление дает образование, опыт оратора. Неученый человек не может доводить до людей свои идеи. Оратор должен учитывать все нюансы темы, о которой говорит.

    Речи классифицируются. Среди них есть военные, судебные, деловые, учебные.

    В основе красноречия лежит логическая мысль, нравственность и слово.

    Наука о красноречии подразделяется на несколько частей. Среди них: труд над содержанием речи, ее запоминание и правильное произнесение, использование возможностей расположения к себе людей.

Со временем наступившая эпоха христианства напрочь отвергла идеи древних греков, как язычников. Но из риторики было перенято искусство красноречия для успешного церковного богослужения. Основы ораторского мастерства преподавали в духовных семинариях, чтобы священники могли подготовиться к общению с людьми, донося до них основные божьи законы. Помогало искусство ораторства и в проповедях.

Мастерство речи и сегодня ценится не меньше чем во времена древней Греции. Принципы ораторства помогают современным грекам достигать вершин мастерства в своем деле и сохранять культурные традиции страны.

    Озеро Пластира - греческая Швейцария.

    Если вы намечаете путешествие в Грецию, и вдруг захотите увидеть природные красоты Швейцарии, вам никуда не придется ехать. Специально для вас сказочная Эллада позаботилась об этом и создала прекраснейшее озеро Пластира. Оно искусственное и официально называется Тавропос. Озеро обеспечивает водой местную гидроэлектростанцию и жителей города Кардицы, неподалеку от которой оно находится на высоте 750-ти метров над уровнем моря.

    Оракулы в Древней Греции

    Гомеровская Греция

    Спиртные напитки в Греции

    Традиционные спиртные напитки – это индикатор, по которому легко определить темперамент нации, ее отношение к алкоголю и всему, что с ним связано. В Греции горячительные напитки являются неотъемлемым составляющим любого застолья: как шумного веселья большой компании, так и сокровенного романтического ужина.