Художественный фильм "бег". Краткое изложение М

28.05.2022

Пьеса «Бег», Михаила Булгакова являлась знаковым произведением для творчества автора и была написана на основании воспоминаний жены Булгакова об эмигрантской жизни и на мемуарах генерала Слащева .

Произведение было сдано в театр МХАТ 16 марта 1928 г. Работу над постановкой должны были начать через месяц, но через некоторое время постановку отменили, а после и вовсе наложили запрет.

Резко отрицательную оценку произведению дал Сталин, хотя счел возможным добавить, что мог бы разрешить ставить пьесу если Булгаков отредактирует ее, но Булгаков отказался это делать, пьесу запретили к показу, и только в 1940 году после смерти автора ее опубликовали.

Суть пьесы

Произведение повествует об окончании Гражданской войны , все ее действие буквально пронизано горечью отчаяния гибели Белого движения.

Судьбы белых эмигрантов, выкинутых революцией за границу проходят через все произведение. Крым - Константинополь - Париж и дальше, бесконечность бегства от революции, из России, и что в какой-то определенный момент происходит понимание того, что бегство — это не выход, от самого себя не убежишь, а Родина — это часть их больной, исстрадавшейся души.

Сон второй, третий, четвертый -действие происходит в первых числах ноября 1920 г. Пятый и шестой сон описывают жизнь героев в Константинополе, летом 1921 г. Седьмой - Париж осень 21 года. Восьмой сон - Константинополь осень 1921 года.

Действие первое

Сон первый. Буквально в нескольких словах Булгаков показывает суровую обстановку войны, работу штаба фронта, знакомит читателя с генералом Хлудовым, который мстит своей родине за предательство, вешая и убивая красноармейцев, отдавая приказ открыть огонь «в разлуку» по Таганашу.

Генерал отдает приказ повесить и Корзухина, который отрекается от своей жены Серафимы, когда ее обвинили красной, говоря, что «начал хорошо, кончил скверно» Хлудов имеет реальный жизненный прототип генерала Слащева. Автор представляет генерала Черноту, который тоже имеет реальный прототип - генерала Улагая. Чернота бежит от буденовцев под видом беременной Барабанчиковой.

Сон второй. Все бегут за границу, и хотя, архиепископ Африкан сравнивает бегство с египетским исходом сынов Израиля, генерал Хлудов находит более емкую аналогию бегства сравнивая его спобегом тараканов от внезапно зажженного света.

Действие второе

Сон третий На сцене появляется новый персонаж контрразведчик Тихий, ищущий компромат на Серафиму Корзухину. Серафима больна, при обвинении что она коммунистка она выбивает окно и зовет на помощь Проходящего мимо с отрядом кавалерии генерала Черноту, генерал с оружием в руках отбивает ее от контрразведки.

Сон четвертый. Дело происходит все еще в Крыму. Хлудов разговаривает с призраком - вестовым. Голубков свидетель происходящего в ужасе. Вошедший с докладом казак сообщает Хлудову что его ждут на корабле Чернота и Серафима. Все накрывает тьма.

Действие третье

Сон пятый. Псевдорусский район Константинополя, генерал Чернота продает серебряные газыри символ генеральского отличия, для того чтобы получить выигрыш с тараканьих бегов. Хлудов сопровождает его и с горечью констатирует «Душный город! И это позорище - тараканьи бега». Хлудова постоянно преследует призрак повещенного им Крапилина.

Сон шестой. Все еще Константинополь, но уже лето. Происходит сора Черноты с Люсей, Голубков играющий на шарманке. Появляется Серафима с греком, несущим покупки. Чернота и Голубков прогоняют грека, Голубков объясняется Серафиме в любви. Хлудов разжалован из армии. Герои мучительно ищут выход из создавшегося положения, тоскуют по родине их буквально пронизывает жажда смерти не где-нибудь, а именно Дома в России.

Действие четвертое

Сон седьмой. Действие происходит в Париже. Чернота обыгрывает Корзухина в карты на 20000 долларов и выкупает у того медальон Хлудова. Теперь у Голубкова есть деньги чтобы помочь Серафиме.

Сон восьмой Снова Константинополь. Хлудова по-прежнему мучает призрак повешенного вестового, Серафима жалеет его и собирается уехать в Питер. Появляется Чернота и Голубков. Голубков и Серафима признаются в любви друг другу. Когда Хлудов остается один он стреляет себе в голову. И снова тьма.

Михаил Афанасьевич Булгаков

(Восемь снов)

Пьеса в четырех действиях

Бессмертье – тихий, светлый брег; Наш путь – к нему стремленье.

Покойся, кто свой кончил бег!..

Жуковский

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Серафима Владимировна Корзухина, молодая петербургская дама.

Сергей Павлович Голубков, сын профессора-идеалиста из Петербурга.

Африкан, архиепископ Симферопольский и Карасу-Базарский, архипастырь именитого воинства, он же – химик Махров.

Паисий, монах.

Дряхлый игумен.

Баев, командир полка в конармии Буденного.

Буденовец.

Григорий Лукьянович Чарнота, запорожец по происхождению, кавалерист, генерал-майор в армии белых.

Барабанчикова, дама, существующая исключительно в воображении генерала Чарноты.

Люська, походная жена генерала Чарноты.

Крапилин, вестовой Чарноты, человек, погибший из-за своего красноречия.

Де Бризар, командир гусарского полка у белых.

Роман Валерьянович Хлудов.

Голован, есаул, адъютант Хлудова.

Комендант станции.

Начальник станции.

Николаевна, жена начальника станции.

Олька, дочь начальника станции, 4-х лет.

Парамон Ильич Корзухин, муж Серафимы.

Тихий, начальник контрразведки.

Скунский, служащие в контрразведке.

Гурин, белый главнокомандующий.

Личико в кассе.

Артур Артурович, тараканий царь.

Фигура в котелке и интендантских погонах.

Турчанка, любящая мать.

Проститутка-красавица.

Грек-донжуан.

Антуан Грищенко, лакей Корзухина.

Монахи, белые штабные офицеры, конвойные казаки белого главнокомандующего, контрразведчики, казаки в бурках, английские, французские и итальянские моряки, турецкие и итальянские полицейские, мальчишки турки и греки, армянские и греческие головы в окнах, толпа в Константинополе.


Сон первый происходит в Северной Таврии в октябре 1920 года.

Сон второй, третий и четвертый – в начале ноября 1920 года в Крыму.

Пятый и шестой – в Константинополе летом 1921 года.

Седьмой – в Париже осенью 1921 года.

Восьмой – осенью 1921 года в Константинополе.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

СОН ПЕРВЫЙ

…Мне снился монастырь…

Слышно, как хор монахов в подземелье поет глухо: «Святителю отче Николае, моли бога о нас…» Тьма, а потом появляется скупо освещенная свечечками, прилепленными у икон, внутренность монастырской церкви Неверное пламя выдирает из тьмы конторку, в коей продают свечи, широкую скамейку возле нее, окно, забранное решеткою, шоколадный лик святого, полинявшие крылья серафимов, золотые венцы. За окном – безотрадный октябрьский вечер с дождем и снегом. На скамейке, укрытая с головой попоной, лежит Барабанчикова. Химик Махров, в бараньем тулупе, примостился у окна и все силится в нем что-то разглядеть. В высоком игуменском кресле сидит Серафима, в черной шубе. Судя по лицу, Серафиме нездоровится. У ног Серафимы, на скамеечке, рядом с чемоданом, Голубков, петербургского вида молодой человек в черном пальто и в перчатках.

Голубков (прислушиваясь к пению). Вы слышите, Серафима Владимировна? Я понял, у них внизу подземелье… В сущности, как странно все это! Вы знаете, временами мне начинает казаться, что я вижу сон, честное слово!

Вот уж месяц, как мы бежим с вами, Серафима Владимировна, по весям и городам, и чем дальше, тем непонятнее становится кругом… видите, вот уж и в церковь мы с вами попали! И знаете ли, когда сегодня случилась вся эта кутерьма, я заскучал по Петербургу, ей-богу! Вдруг так отчетливо вспомнилась моя зеленая лампа в кабинете…

Серафима. Эти настроения опасны, Сергей Павлович. Берегитесь затосковать во время скитаний. Не лучше ли было бы вам остаться?

Голубков. О нет, нет, это бесповоротно, и пусть будет что будет! И потом, ведь вы уже знаете, что скрашивает мой тяжелый путь… С тех пор, как мы случайно встретились в теплушке под тем фонарем, помните… прошло ведь, в сущности, немного времени, а между тем мне кажется, что я знаю вас уже давно, давно! Мысль о вас облегчает этот полет в осенней мгле, и я буду горд и счастлив, когда донесу вас в Крым и сдам вашему мужу. И хотя мне будет скучно без вас, я буду радоваться вашей радостью.

Серафима молча кладет руку на плечо Голубкову.

(Погладив руку.) Позвольте, да у вас жар?

Серафима. Нет, пустяки.

Голубков. То есть как пустяки? Жар, ей-богу, жар!

Серафима. Вздор, Сергей Павлович, пройдет…

Мягкий пушечный удар. Барабанчикова шевельнулась и простонала.

Послушайте, мадам, вам нельзя оставаться без помощи. Кто-нибудь из нас проберется в поселок, там, наверно, есть акушерка.

Голубков. Я сбегаю.

Барабанчикова молча схватывает его за полу пальто.

Серафима. Почему же вы не хотите, голубушка?

Барабанчикова (капризно). Не надо.

Серафима и Голубков в недоумении.

Махров (тихо, Голубкову). Загадочная, и весьма загадочная особа!

Голубков (шепотом). Вы думаете, что…

Махров. Я ничего не думаю, а так… лихолетье, сударь, мало ли кого не встретишь на своем пути! Лежит какая-то странная дама в церкви…

Пение под землей смолкает.

Паисий (появляется бесшумно, черен, испуган). Документики, документики приготовьте, господа честные! (Задувает все свечи, кроме одной)

Серафима, Голубков и Махров достают документы Барабанчикова высовывает руку и выкладывает на попону паспорт.

Баев входит, в коротком полушубке, забрызган грязью, возбужден. За Баевым – буденовец с фонарем.

Баев. А, чтоб их черт задавил, этих монахов! У, гнездо! Ты, святой папаша, где винтовая лестница на колокольню?

Паисий. Здесь, здесь, здесь…

Баев (буденовцу). Посмотри.

Буденовец с фонарем исчезает в железной двери

(Паисию.) Был огонь на колокольне?

Паисий. Что вы, что вы? Какой огонь?

Баев. Огонь мерцал! Ну, ежели я что-нибудь на колокольне обнаружу, я вас всех до единого и с вашим седым шайтаном к стенке поставлю! Вы фонарями белым махали!

Паисий. Господи! Что вы?!

Баев. А эти кто такие? Ты же говорил, что в монастыре ни одной души посторонней нету!

Паисий. Беженцы они, бе…

Серафима. Товарищ, нас всех застиг обстрел в поселке, мы и бросились в монастырь. (Указывает на Барабанчикову.) Вот женщина, у нее роды начинаются…

Баев (подходит к Барабанчиковой, берет паспорт, читает). Барабанчикова, замужняя…

Паисий (сатанея от ужаса, шепчет). Господи, господи, только это пронеси! (Готов убежать.) Святый славный великомученик Димитрий…

Баев. Где муж?

Барабанчикова простонала.

Нашли время, место рожать! (К Махрову.) Документ!

Махров. Вот документик! Я – химик из Мариуполя.

Баев. Много вас тут химиков во фронтовой полосе!

Махров. Я продукты ездил покупать, огурчики…

Баев. Огурчики!

Буденовец (появляется внезапно). Товарищ Баев! На колокольне ничего не обнаружил, а вот что… (Шепчет на ухо Баеву.)

Баев. Да ты что! Откуда?

Буденовец. Верно говорю. Главное, темно, товарищ командир.

Баев. Ну, ладно, ладно, пошли. (Голубкову, который протягивает свой документ.) Некогда, некогда, после. (Паисию.) Монахи, стало быть, не вмешиваются в гражданскую войну?

Паисий. Нет, нет, нет…

Баев. Только молитесь? А вот за кого вы молитесь, интересно было бы знать? За черного барона или за советскую власть? Ну, ладно, до скорого свидания, завтра разберемся! (Уходит вместе с буденовцем.)

За окнами послышалась глухая команда, и все стихло, как бы ничего и не было. Паисий жадно и часто крестится, зажигает свечи и исчезает.

Махров. Расточились… Недаром сказано: и даст им начертание на руках или на челах их… Звезды-то пятиконечные, обратили внимание?

Голубков (шепотом, Серафиме). Я совершенно теряюсь, ведь эта местность в руках у белых, откуда же красные взялись? Внезапный бой?.. Отчего все это произошло?

Барабанчикова. Это оттого произошло, что генерал Крапчиков задница, а не генерал! (Серафиме.) Пардон, мадам.

Голубков (машинально). Ну?

Барабанчикова. Ну что ну? Ему прислали депешу, что конница красная в тылу, а он, язви его душу, расшифровку отложил до утра и в винт сел играть.

Голубков. Ну?

Барабанчикова. Малый в червах объявил.

Махров (тихо). Ого-го, до чего интересная особа!

Голубков. Простите, вы, по-видимому, в курсе дела: у меня были сведения, что здесь, в Курчулане, должен был быть штаб генерала Чарноты?..

«Бег» была написана в 1928 г. для МХАТа, но подверглась цензурному запрету. При жизни автора напечатана и поставлена не была.

Материалом для произведения послужили воспоминания Белозерской, второй жены писателя, о том, как она со своим первым мужем бежала через Константинополь в Европу. Булгаков использует также воспоминания генерала Слащева, ставшего прототипом Романа Хлудова, другие исторические источники о гражданской войне в Крыму в 1920 г. Работа над пьесой началась в 1926 г. Первоначальные названия «Рыцарь Серафимы», «Изгои».

Пьеса должна была быть поставлена во МХАТе, но запрещена к постановке Сталиным, считавшим, что «Бег» «представляет антисоветское явление», потому что вызывает симпатию, жалость к «некоторым слоям антисоветской эмигрантщины». За постановку ратовал Горький , указавший, что Чарнота – комическая роль, Хлудов – больной человек, а сама пьеса – «превосходнейшая комедия... с глубоким, умело скрытым сатирическим содержанием».

Многие герои пьесы имеют прототипов (Африкан, Роман Хлудов, Люська, Григорий Чарнота, главнокомандующий). Прототип Хлудова действительно страдал сильнейшей неврастенией, а в 1929 г. был застрелен в своей квартире родственником одной из жертв.

Премьера «Бега» состоялась в 1957 г. в Сталинградском театре.

Небольшой отрывок пьесы («Сон седьмой») был напечатан в 1932 г. в «Красной газете» за 1 октября. Пьеса издана в 1962 г.

Литературное направление и жанр

Принадлежность произведений Булгакова к реалистическому или модернистскому направлению – спорный вопрос в булгаковеденье. Пьеса, имеющая такое количество прототипов и основанная на реальных событиях, как будто относится к реалистическому направлению в литературе, хотя Булгаков подчёркивает нереальность и даже невозможность происходящих событий (как рассказ Чарноты о том, что он лежит и рожает).

Не менее сложен вопрос о жанре пьесы. Уже современники Булгакова затруднялись определить, к какому жанру ближе пьеса, к сатирической трагедии или комедии. В.Каверин считал, что пьеса «разрушает условные границы жанра», сочетает в себе черты психологической драмы и фантасмагории. В ней есть и гротеск, и трагедия.

По словам Горького, это комедия, в которой «временами смешно, и даже очень». Трагедия в том, что невозможное происходит на самом деле.

Сам Булгаков определял жанр в подзаголовке – «Восемь снов». Жанр сна позволил изобразить смещённый, воспалённый, безумный мир, поступки людей без мотивов и объясняющихся реальностью причин. В пьесе встречается приём, использованный Кальдероном . «Моя жизнь мне снится», - говорит Голубков.

Проблематика

Проблема, лежащая на поверхности – крушение белого движения и судьба русской эмиграции, о чём упоминал сам Булгаков. Но, создавая героев далёкими от идеала, Булгаков преследовал иную цель. Он стремился объективно оценить все стороны гражданской войны, и красных, и белых, «стать бесстрастно» над ними.

Философская проблема пьесы состоит в том, как каждый отдельный человек может прекратить бессмысленный бег, которым насыщена его жизнь, тем более если к бегу его подталкивают внешние обстоятельства, как героев пьесы. Ни один из рассмотренных в пьесе вариантов не оказывается идеальным: ни убийства, ни болезнь, ни самоубийство, ни перемещения в пространстве. Пожалуй, сам автор выбирает единственный действенный способ – отойти от событий во времени, попытаться осмыслить их объективно.

Одна из социальных проблем пьесы – объективность осмысления исторических событий, вопрос об истине, который был актуален для Булгакова на протяжении всего его творчества.

Впервые в творчестве Булгакова поднимается проблема осмысления жертв, сопровождающих борьбу за любую идею (в данном случае, жертв гражданской войны), цены их крови и их жизней.

Важнейшая проблема пьесы – проблема преступления и наказания. По Булгакову, любое преступление искупает раскаяние, готовность понести заслуженное наказание. Эта идея воплощена в образе Хлудова, которому после раскаяния перестаёт являться призрак Крапилина, им повешенного.

Конфликт

У большинства героев внешний конфликт, заставляющий их бежать (победа большевиков), накладывается на внутренний. У Хлудова внутренний конфликт с совестью приводит к возникновению осуждающего его молчаливого призрака.

Сюжет и композиция

У пьесы есть подзаголовок «Восемь снов», который сразу настраивает читателя на то, что происходит что-то фантасмагорическое, чего на самом деле быть не может.

Эпиграф из стихотворения Жуковского «Певец во стане русских воинов» свидетельствует о том, что Булгаков воспринимал эпоху революции и гражданской войны как уже пережитую, стремился из другого времени показать ушедшие события, хотя, несомненно, симпатии Булгакова на стороне белого движения.

Все сны тусклые, света как будто не хватает. С концом сна герои проваливаются во тьму.

Булгаковым было написано несколько финалов. Наиболее сильный в художественном смысле тот, где Хлудов, мучимый раскаянием, возвращается на родину, соглашаясь с любым возможным наказанием. В других вариантах Хлудов стреляется, предварительно расстреливая тараканьи бега. Неоднозначна также судьба Серафимы и Голубкова. В одних вариантах они уезжают во Францию и становятся изгоями, в других – возвращаются на родину.

Поганым паскудным царством, тараканьими бегами в финале Хлудов называет любое общество в целом.

Герои

Булгаков не в ремарках, а прямо по ходу пьесы описывает внешность и одежду Хлудова. Во внешности контрастируют старые глаза и молодое лицо, оскал заменяет улыбку. Булгаков подчёркивает, что Хлудов болен. Крапилин-вестовой называет Хлудова шакалом, мировым зверем и стервятником, за что его тут же вешают на фонаре.

Идеи Хлудова сами по себе правильны и верны как абстрактные идеи: «Без любви ничего не сделаешь на войне». Но воплощение у них кровавое.

Хлудов – предшественник булгаковского Понтия Пилата, который морально наказан за казни невинных ради идеи. В данной пьесе это белая идея, но в контексте булгаковского творчества идея может быть любой, преступление может быть совершено даже во имя веры, но всё равно за ним последует моральное наказание.

Хлудов не однозначный злодей. Он меняется с того момента, как ему начинает являться солдат. Хлудов чувствует, что душа его раздвоилась, слова, окружающая действительность доходят до него мутно. Он подобен тонущему свинцу.

В пьесе Хлудов раскаивается в преступлениях и готов понести наказание на родине, «пройти под фонариками», то есть даже быть повешенным на фонаре.

Самоубийство Хлудова в финале плохо мотивировано, кажется искусственным.

Голубков – почти точная анаграмма фамилии Булгаков. Этот герой воплощает скрытые мысли автора. Булгаков долго примерял на себя жизнь эмигранта, отказавшись от неё только в начале 30-х.

Голубков легко подписывает показания против Серафимы, но это не характеризует его как подлеца, а просто как слабого человека.

Серафима – жена миллионера. Она чем-то напоминает Белозерскую времён её эмиграции.

Приват-доцент Сергей Голубков наделён чертами философа и богослова Сергея Булгакова, который тоже был во время гражданской войны в Крыму и был выслан в Константинополь. Через Голубкова Булгаков осмысливает проблему интеллигенции и революции. В отличие от Сергея Булгакова, Сергей Голубков идет на компромисс с совестью, возвращаясь на родину и смиряясь с большевизмом.

Корзухин – товарищ министра торговли. Корзухин в пьесе – это символ стяжателя. Один из прототипов – знакомый Белозерской предприниматель и литератор Крымов, уехавший из России, «как только запахло революцией». Крымов вовсе не был омерзительным и бездушным человеком, как характеризует в пьесе Корзухина Голубков.

Генерал Чарнота – симпатичный образ. В отличие от Хлудова, он не запятнал себя преступлениями. Такой человек должен обрести счастье, так что Чарнота закономерно выигрывает у Корзухина в карты 20 тысяч. Хлудову он говорит о своей жизненной позиции, что от смерти он не бегал, но и за смертью к большевикам не пойдёт. В финале генерал Чарнота ассоциирует себя с Вечным Жидом, Голландцем, которые вынуждены вечно скитаться, не находя покоя, быть в состоянии вечного бега.

Образ Чарноты комичен. Бессмысленна его предпринимательская деятельность в Константинополе, «потомок казаков» комично смотрится в женском платье, без штанов. Но через осмеяние в герое происходит перерождение в новую жизнь. Образ бравого генерала, храброго бойца перекрывает комические эпизоды и превращает Чарноту в эпического героя.

Стилистические особенности

В пьесе большую роль играет звуковое сопровождение. Звучат монастырь и конные отряды, Россия и Константинополь. С помощью звуков Булгаков расширяет художественный мир до эпических масштабов, проблема русских эмигрантов становится общемировой.

В пьесе важен «тараканий» мотив. Хлудов говорит о разбегающейся белой армии как о тараканах, шуршащих в сумерках. Чарнота называет Артура, владельца тараканьих бегов, тараканьим царём. Все герои пьесы подобны тараканам, бегущим по кругу, а на них ещё и делают ставки. Как говорит Хлудов, все они ходят «один вослед другого».

Особое значение приобретает Константинополь, по словам Голубкова, ужасный, нестерпимый, душный город. Это символ ненавистной чужбины.

Первый сон, Северная Таврия, октябрь 1920 г.
В монастырской церкви, слабо освещенной свечами,находятся несколько человек. Голубков, сын профессора из Петербурга, везет СерафимуКорзухину в Крым к ее мужу, товарищу министра торговли. Беременная женщина Барабанчиковалежит на скамье, с головой укутавшись в попону. А у окна сидит химик Махров. Барабанчикова часто стонет, но от предложения Голубкова сбегать в поселок за акушеркой категорически отказывается. Внезапно появляются красные, проверяют монастырь и документы у всех, находящихся там.
После их ухода Барабанчикованачинает ругаться. Она говорит, что генералКрапчиков получил депешу о том, что красные в тылу, но вместо расшифровки сел играть в винт. Услышав голос командира белых де Бризара, Барабанчиковасбрасывает с себя попону и превращается в генерала Чарноту. Он рассказывает де Бризару и своей походной жене Люське, что весь штаб расстреляли красные, а он с трудом спасся. В поселке учитель Барабанчиков дал ему по ошибкене своидокументы, а беременной жены.
Махров тоже оказывается не тем, за кого себя выдавал, а Африканом, архиепископом Симферопольским. Монахи очень радуются его появлению, но когда Чарнотасообщает Африкану, что белая армия уходит в Крым, т.к. Буденный вот-вот догонит их, его высокопреосвященство без раздумий бросает монахов и бежит вмести с Чарнотой. Голубков уговаривает белых взять их с собой, но Серафима пытается отказаться. У нееначинается жар, Люська говорит, что это тиф. Силком Серафиму уводят в двуколку.

Второй сон, Крым, начало ноября 1920 г.
Большая станция, залзаполнен белыми офицерами. Везде полевые телефоны, и штабные карты с флажками. Здесь третьи сутки стоит штаб фронта. Генерал Роман Валерьянович Хлудов, изможденный больной человек, довольно жестко пытается решить проблему, по которой не может пройти бронепоезд. Хлудова не интересуют подробности, он просто дает приказ арестовать коменданта и повесить начальника станции, если через 15 минут проблема не будет решена.
Когда приходит Чарнота, Хлудов приказывает ему уходить на Карпову балку, тот тускло уходит, вернаяЛюськаследует за ним. Появляется муж Серафимы, Корзухин. Он хочет узнать о судьбе рабочих,арестованных Хлудовым в Симферополе. Есаул Голован показывает Корзухину, где повешены рабочие. Потрясенный Корзухинпросит пропустить в Севастополь вагоны с экспортным пушным товаром. Генерал приказывает эти составы загнать в тупик и поджечь. Корзухинзатравленно грозится всё доложить главнокомандующему.
Приезжает Главнокомандующий в сопровождении архиепископаАфрикана. Хлудов сообщает ему, что большевики в Крыму. Африканиспуганно молится, но Хлудов грубо перебивает его и заявляет, что Бог давно уже отступился от них. После ухода Главкома Хлудов вскрывает данный ему конверт и приказывает свернуть ставку и перебираться в Севастополь. Штаб быстро пустеет, но тут появляется Серафима, еепытаются удержатьГолубков и вестовой Крапилин. Серафима кричит Хлудову, что онзверь, только и делает, что вешает людей, а остановить красных не может. Голубков умоляет Хлудова не слушать бедную женщину, так как она больна. Хлудов выясняет, как ее имя и вызывает Корзухина, однако тотсразу почуял ловушкуи отрекся отжены. Серафиму сГолубковымарестовывают, а Крапилин продолжает обвинятьХлудова, называет егошакалом и трусом, и вдруг вздрагивает, очнувшись. Он, говорит, что был в забытьи, и умоляет егопощадить,но Хлудов приказывает повеситьвестового.

Третийсон, Крым, начало ноября 1920 г.
Тихий, начальник контрразведки,угрозами вынудилГолубковасказать, что Серафима Корзухинакоммунистка, что она приехала в Севастополь для пропаганды исвязи с подпольем. Отпустив Голубкова, Тихийвызывает Серафиму. Она очень больна, однако ее признание нужно Тихому, чтобы шантажировать ее мужа. Он посылает своего служащего Скунского к Корзухину, рассчитывая получить с него десять тысяч долларов, и пообещав Скунскому две тысячи.Серафима, когда прочла показание Голубкова, бросилась к окну, выбила локтем стекло и стала кричать и звать на помощь Чарноту, конница которого как раз проходила мимо. Чернота с револьвером в рукахосвободил Серафиму.

Четвертый сон, Крым, начало ноября 1920 г.
В кабинете дворца Главком выговаривает Корзухину за статью, напечатанную в его газете. В нейв насмешливой форме написано про Главнокомандующего, и даже сравнение его с Александром Македонским выглядит оскорбительно. Разозленный Корзухин решает уехать в Париж, и быстро уходит. Появляется Хлудов и снова начинает пренебрежительно разговаривать с главнокомандующим, а после угрозы ареста заявляет, что в вестибюле его ждет конвой, и пригрозил скандалом. Главкомпонял, что Хлудов давно скрывает ненависть к нему. Хлудов не стал отрицать, он ненавидит главкома за то, что именно он вовлек всех в эту напрасную борьбу.
Оставшись один, Хлудов разговаривает сам с собой.Появляется Голубков, он пришел к Главнокомандующему в надежде добиться справедливости. Увидев Хлудова, Голубков растерялся. Хлудов узнал посетителя, позвонил есаулу и приказал доставить во дворец Серафиму, если ее еще не расстреляли. Голубков от этих слов пришел в бешенство и пообещал убить Хлудова, если это так. Увидев, как генерал разговаривает непонятно с кем, Голубков заявил, что он сумасшедший.Хлудов кинул ему револьвер, но стрелять Голубков отказался. Входит Головани сообщает, что Серафима жива, но Чарнота увез её в Константинополь. Голубков говоритХлудову, что плывет с ним в Константинополь.

Пятый сон,Константинополь, лето 1921 г.
Жаркая душная улица Константинополя. ВыпившийЧарнотаторгует резиновыми прыгающими игрушками, торговля идет плохо.Чарнотаподходит к кассе, где делают ставки тараканьих бегов, и просит кассиршу поставить в кредит.Она отсылает Чарноту к хозяину Артуру, тот отказывает в кредите. Чарнота продает Артуру задешево серебряные газыри и ящик с игрушками и ставит все на таракана Янычара. Бега начались, собрался народ. И тут кто-то крикнул: «Янычар сбоит!» Как оказалось, Артур пивомопоил таракана. Разозленный народ бросается на Артура, тот пытается убежать и зовет полицию. Начинается драка итальянцев с англичанами, в ход идут ножи.Чарнота у кассыхватается за голову. Сон разваливается.

Шестой сон, Константинополь, лето 1921 г.
Дома Чарнотаговорит Люсе, чтотовар у него украли, но она понимает, что деньги Чарнотапроиграл. В доме нечего есть, Люся разозлилась и стала кричать, что теперь ей снова надо идти на панель, чтобы накормить Черноту и Серафиму.Та слышит эти слова, обещает добыть денег и уходит. Во двор,играя на шарманке,входит Голубков. Увидел Чарноту, обрадовался, что наконец нашел их. Но когда узнал, куда пошла Серафима, Голубков впал в ярость. Пришедшего с ней грекаонударил в ухо. Серафиме очень стыдно от того, что она нищая, от того, что Голубков все это видел, и она убегает.Люся тоже уходит отЧарноты, заявив, что уезжает в Париж. Появляется Хлудов в штатском, это он приютилГолубковав Константинополе. Голубков просит Хлудова найти Серафиму и позаботиться о ней, пока он поедет в Париж к Корзухину и заставит его помочь жене.Вместе с ГолубковымедетЧарнота.

Седьмой сон,Париж, осень 1921 г.
Голубков рассказывает Корзухину о бедственном положении Серафимы, но тот заявляет, что не знает ее и никогда не был женат. Тогда Голубковпросит тысячу долларов взаймы. Корзухинв ответ читает лекцию о том, как тяжело достаются деньги, что бы отдавать их незнакомым людям. Голубков уже решил уходить, но тут явился Чарнота в одних кальсонах. Он предлагает сыгратьКорзухинуи ставит медальон Хлудова по крайне низкой цене: 10 долларов. Игра закончилась выигрышем Чарнотысуммы в двадцать тысяч долларов.Он выкупает медальон за 300 долларов и собирается уходить. Корзухинначинает кричать и требовать деньги обратно, и тут появляется Люся. Чарнота не выдает своего удивления. Люся успокоила Корзухина, сказала, что раз проиграл, то ничего уже не изменишь.На прощанье Люся в окно говоритГолубкову, чтобы он берег Серафиму, а Чарноте пожелала купить себе штаны.

Восьмойсон, Константинополь, осень 1921 г.
В своей комнате Хлудов разговаривает с призраком вестового, говорит ему, что вот выполнит свое обязательство перед живыми, вот тогда... Входит Серафима, пытается выяснить, с кем он разговаривает. Женщина говорит Хлудову, что он болен, но все в прошлом, ему не нужно больше казниться за то, что он творил.Серафимарассказала, что все время думает о Голубкове, жалеет, что отпустила его в Париж. И тут раздается стук в дверь,это вернулись Чарнота и Голубков. Серафима очень рада, они с Голубковым решают вернуться в Россию. Чарнотарешает, что останется в Константинополе. А Хлудов говорит, что тоже хотел бы вернуться. Все пытаются отговорить его, говорят, что его неминуемо расстреляют.Чарнотауходит, за ним и влюбленные. Хлудов остается один, пишет записку, показывает ее призраку, радуется, что вестовой исчез. Подходит к окну, несколько раз стреляет, последнюю пулю выпускает себе в голову. Темно.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Бег». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.


Сон 1. Северная Таврия, октябрь 1920 г.

Беседа идет в келье монастыря. Приходили буденовцы и проверили документы. Молодой питерский интеллигент Голубков недоумевает, откуда они взялись, если вся местность в руках белых. В келье лежит беременная Барабанчикова, которая тут же разъясняет, что генерал отложил расшифровку, узнав, про красных в тылу. Когда ей задают прямой вопрос о месте нахождения штаба генерала Чарноты, она отвечает уклончиво и неоднозначно. Еще в этой беседе участвует Серафима Корзухина, молодая дама из Петербурга, которая вместе с Голубковым бежит в Крым, чтобы там встретиться с мужем. Она предлагает вызвать акушерку для Барабанчиковой, но та, заслышав цокот копыт и голос де Бризара, белого командира, сбрасывает тряпье и оказывается генералом Чарнотой.

Он рассказывает де Бризару и появившейся тут же походной жене своей Люське, что друг его Барабанчиков вместо своих документов, в спешке подсунул ему документы своей беременной жены. Все вместе они обсуждают план побега, предложенный Чарнотой. Но вдруг у Серафимы случается жар, она больна тифом, Голубков уводит ее. Все уезжают.

Сон 2. Крым, начало ноября 1920 г.

Штаб белых расположился в зале станции. Там, где раньше был буфет, заседает генерал Хлудов, который явно чем-то болен и постоянно дергается. Товарищ министра торговли Корзухин (муж Серафимы) просит Хлудова помочь протолкнуть составы с ценным грузом в Севастополь, но Хлудов отдает приказ сжечь их. Он раздражен и шипит, что красные близко и завтра уже будут тут. Корзухин все собирается доложить главнокомандующему. Входит конвой, а за ним главнокомандующий белых и архиепископ Африкан. После того, как Хлудов сообщает главкому о присутствии большевиков в Крыму, Африкан начинает молиться, но Хлудов Богу уже не верит. Главком уходит. Появляется Серафима, Голубков и вестовой от Чарноты Крапилин. Серафима возмущается, что Хлудов не предпринимает никаких мер, а только вешает людей. В штабе подозревают, что она – коммунистка, Голубков, ссылаясь на тиф, говорит, что она бредит, а Корзухин отрекается от нее, боясь гнева Хлудова. Серафиму с Голубковым уводят, а Крапилин, находясь в забытьи, называет Хлудова зверем и говорит, что он не знает настоящей войны. Затем, придя в себя, он просит о пощаде, но оскорбленный Хлудов приказывает его повесить.

Сон 3. Крым, начало ноября 1920 г.

Голубкова допрашивает Тихий, начальник контрразведки, и под страхом смерти вынуждает его показать, что Серафима состоит в коммунистической партии и приехала с целью пропаганды. Голубков написал показание, его уводят, а Тихий со своим помощником Скунским прикидывают, сколько получат от Корзухина, который захочет откупиться. Приводят Серафиму, ей показывают признание Голубкова, она слышит за окном звуки приближающейся конницы Чарноты, выбивает стекло и зовет на помощь. Чарнота появляется с револьвером в руках и отстаивает Серафиму.

Сон 4. Крым, начало ноября 1920 г.

Происходит серьезный разговор между Хлудовым и главкомом. Хлудов честно признается, что ненавидит главкома за то, что он вовлек его в это дело, которое заведомо напрасно и не имеет смысла. Главком уходит, оставив его одного, а Хлудов говорит с призраком и выплескивает всю свою злость. В это время приходит Голубков, чтобы пожаловаться главкому на Хлудова и рассказать об аресте Серафимы. Неожиданно встретив Хлудова, Голубков находится в панике, а Хлудов приказывает есаулу доставить Серафиму во дворец, если она еще не расстреляна. Голубков в бешенстве от этих слов, говорит, что любит Серафиму, хотя она ему просто случайная знакомая. Хлудов продолжает издеваться над чувствами молодого человека. Появляется есаул и докладывает, что Серафиму с оружием отбил Чарнота и увез с собой в Константинополь. Хлудова тоже ждут на корабле, он болен, продолжает разговаривать с призраком вестового. Голубков просится с ним в Константинополь. Все уходят.

Сон 5. Константинополь, лето 1921 г.

Одна из улиц Константинополя. Выпивший Чарнота пытается сделать ставку в кассе тараканьих бегов в кредит, «тараканий царь» Артур ему отказывает. Чарнота тоскует по России, продает свои серебряные газыри и ящик игрушек, а потом все ставит на фаворита бегов Янычара. Собрался народ, бегут тараканы с бумажными наездниками. В разгар состязания, оказывается, что Артур опоил таракана-фаворита Янычара. Все, кто на него ставил, бросаются к Артуру, а он зовет на помощь полицию. Тьма.

Сон 6. Константинополь, лето 1921 г.

Между Люсей и Чарнотой происходит ссора. Он врет, что ящик и газыри у него украли, а она, зная, что он просто все проиграл, признается, что занимается проституцией. Люся упрекает его, что разгромив контрразведку, Чарнота бежал из армии, а теперь они вынуждены существовать в нищете. Он возражает, что спасал от смерти Серафиму. Во дворе появляется Голубков, который играет на шарманке. Чарнота рассказывает ему, что Серафима жива, но пошла на панель. Серафима приходит с каким-то греком, Голубков и Чарнота прогоняют его. Голубков признается Серафиме в любви, но она уходит, не желая портить ему жизнь. Входит Люся и заявляет, что едет в Париж. Появляется в штатском Хлудов, его разжаловали из армии. Голубков решает ехать в Париж к Корзухину, который просто обязан помочь Серафиме. Он обращается к Хлудову и просит беречь ее до его возвращения, тот соглашается помочь и дает ему в дорогу 2 лиры и свой медальон. Чарнота едет вместе с Голубковым. Они вдвоем уходят. Тьма.

Сон 7. Париж, осень 1921 г.

Голубков просит Корзухина помочь Серафиме и дать для нее в долг 1000 долларов. Корзухин отказывается помогать, говорит, что никогда не был женат, а только планирует жениться на своей секретарше. Голубков обвиняет его в черствости и бездушии. Входит Чарнота и предлагает Корзухину сыграть в карты на деньги. Перед этим он продает ему медальон Хлудова, затем играет, выигрывает у Корзухина 20 тысяч долларов и за 300 долларов выкупает медальон обратно. Корзухин возмущен, на крик его появляется Люся. Чарнота удивлен, но виду не подает. Люся уверяет Корзухина, что деньги вернуть нельзя, поскольку он их сам проиграл. Голубков и Чарнота уходят. На прощанье Люся тихонько просит Голубкова, чтобы тот берег Серафиму.

Сон 8. Константинополь, осень 1921 г.