История строительства. Казанский Кремль: краткое описание и основные достопримечательности Кремля Когда был построен казанский кремль

01.07.2022

В. Е. Шматов

Кто же построил Казанский Собор на Красной площади в Москве?

Из многих достоверных источников, 1 дошедших до наших дней, известно, что строителем (в те времена так назывались люди, на чьи деньги строилось сооружение) Казанского cобора в Москве является великий гражданин России, освободитель Отечества – князь Дмитрий Михайлович Пожарский (17/30Х.1577-20IV/03V.1642). 2 Собор был специально построен для помещения в него чудотворной Казанской иконы Божией Матери, которая сопровождала народное ополчение в 1612 году и в сильной мере способствовала победе ополченцев над литовско-польскими захватчиками. Известно так же, что чудотворная Казанская икона хранилась в период с конца 1612 года до построения Д.М.Пожарским Московского Казанского собора в приходской церкви князя, церкви Введения во храм Пречистыя Богородицы, которая находилась на Лубянке напротив его московской усадьбы. Для иконы князем в этой церкви был устроен специальный придел. И после того, как в построенный им Казанский собор был перенесен из Введенской церкви драгоценный Образ, "собор принял функции главного храма-памятника в честь победы 1612 года со всеми связанными с этим праздником особенностями ритуала". 3

Однако в последние два десятилетия стали появляться публикации, из которых следует, что князь Д.М.Пожарский непричастен к строительству Казанского собора на Красной площади в Москве. Этих публикаций немного, но они, к большому сожалению, оказали негативное влияние на лиц из властных структур, от которых зависит, например, такое решение − поместить на стене Казанского собора информацию о его первостроителе, князе Пожарском, или не поместить. Пока не поместили. Поэтому мы поставили перед собой задачу рассмотреть эти публикации и дать оценку достоверности помещенной в них информации.

Одним из авторов упомянутых публикаций является Павлович Г.А. 4 За основу своего заявления о непричастности князя Д.М.Пожарского к строительству Казанского собора он принимает высказывание одного из деятелей середины XIX века, имеющего эту точку зрения, некоего И.Крылова. Крылов пишет в своей работе: "Однако же древние писатели не называют строителем этого собора Князя Пожарского, 5 да и в самом Казанском соборе, кроме чудотворной иконы, 6 нет ни одной малой черты, ни одной вещи, которая напоминала бы о Князе Пожарском, даже как и не о строителе собора; нет ни только рода Пожарского, но и его самого в Синодике Казанского собора" 7 . Павлович даже не пытается осмыслить изложенное Крыловым высказывание. А просто берет его слова на веру и все. И это не случайно. Павловичу так удобнее, ибо высказывание Крылова увязывается и с его концепцией. Но позвольте. А как быть с иной точкой зрения по этому вопросу десятков других исторических деятелей ХVIII, XIX и XX вв.? Павлович об этом умалчивает. А напрасно. Любое высказывание столь значительного рода требует тщательного анализа. Иначе это ведет к искажению исторической действительности и наносит огромный вред как патриотическому и нравственному воспитанию, так и значению в истории нашего Отечества таких выдающихся личностей, как Д.М. Пожарский.

Наряду с этим, в своей публикации Павлович допускает грубые исторические ошибки. Например, на стр. 226 он пишет, что, по вероятному благословению патриарха всея Руси Гермогена, из Казани было "принесение списка (выделено авт.) с чудотворной иконы в первое ополчение, после чего была одержана победа в "етманский бой ", в трудном сражении с гетманом Хоткевичем у Новодевичьего монастыря". Однако среди подавляющего большинства ученых существует мнение, что патриарх Гермоген ради спасения Руси приказал принести из Казани в первое ополчение не список с Казанской иконы Божией Матери, а сам новоявленный Образ, свидетелем явления которого был сам Гермоген. Общеизвестно также, что "етманский бой" был не при первом ополчении, а при втором. Бой второго ополчения, которым командовал князь Пожарский, с войсками гетмана Хоткевича начался 21 августа 1612 года и закончился 24 августа полным разгромом последнего. Не верна ни хронологически, ни исторически и следующая фраза в публикации Павловича: "…сам же Образ, уже прославленный в бою (выделено авт.), взяли в поход в Москву″. Но Образ перед походом в Москву второго ополчения прославлен в бою еще не был. До появления во втором ополчении Образ ранее находился в войске князя Д.Т. Трубецкого, который за ненадобностью отправил его в начале 1612 года обратно в Казань. При этом напрашивается мысль. Если у князя Трубецкого, по мнению Павловича, был список с иконы, а не сам подлинник, какая необходимость была отправлять список в Казань? Ответ очевиден. Трубецким в Казань был отправлен подлинный Образ.

Вот как об этом пишет известный историк, архивист и археограф А.Ф. Малиновский в своем фундаментальном сочинении "Обозрение Москвы", законченном им в конце 20-х годов XIX в., но опубликованном лишь в 1992 году: "Икона сия, 8 провожаемая протопопом с духовенством, прибыла в Ярославль в тот самый день, как и шествовавший из Нижнего Новгорода с ополчением на избавление Москвы князь Пожарский. Столь нечаянно благословенная встреча принята была за доброе предвещание с твердым упованием успеха. Все воинство молило предводителя, чтобы изображение заступницы Казанской сопутствовало им в походе. И так настоящий (выделено авт.) образ остановлен в Ярославле, а список (выделено авт.) с оного, богато украшенный, отпущен был в Казань". 9

На стр. 230 своего труда Павлович в примечании 38 делает ссылку, 10 где пишет, что освящение Казанского собора состоялось 15/16 Октября 1636 года "в присутствии царя, патриарха и, вероятно, царской семьи", умалчивая о том, что при освящении собора присутствовал и князь Д.М. Пожарский. Хотя в источнике, указанном в ссылке, об этом сказано. Делая в примечании 39 другую ссылку, 11 где на стр.7 указан вклад царской семьи Казанскому собору в виде большого колокола, Павлович опять умалчивает о том, что на стр. 5 этого же источника говорится о том, что: "Казанский 12 , что на Красной площади, построен блаженныя памяти при Государе Царе Михаиле Феодоровиче, около 1630 году Князем Димитрием Михайловичем Пожарским, и освящен 1637. Церковь так названа, по тому, что в ней в 1633 году поставлена чудотворная икона Казанския Богородицы". 13

Вот так рождается фальсифицированная история. О чем-то нам расскажут, о чем-то умолчат, а какие-то события изложат в нужном им (фальсификаторам) свете.

В отличие от г-на Павловича, исследования таких знаменитых архивистов, археографов, историков и биографов XVIII, XIX и ХХ вв., как Максимович Л.М, Глинка С.Н., Малиновский А.Ф., Погодин М.П., Бантыш-Каменский Д.Н., Чичагов Н.И., Смирнов С.К., Забелин И.Е., Мельников П.И., Даль Л.В., Савелов Л.М., Корсакова В.Д., а также современных исследователей XX века, таких как Гуляницкий Н.Ф., 14 Журин О.И., Мокеев Г.Я., 15 Н.М. Курганова, 16 Р. Скрыпников 17 и др. говорят об обратном. Все вышеупомянутые авторы утверждали, что Казанский собор на Красной площади в Москве первоначально был построен князем Д.М.Пожарским.

Так А.Ф. Малиновский (1762-1840), сенатор, управляющий архивом Коллегии иностранных дел, 18 пишет: "Казанский собор построен боярином князем Димитрием Михайловичем Пожарским… Родитель государев Филарет Никитич убедил князя Пожарского в 1625 году украсить тот образ многоценною утварью, 19 а в 1630-м создать и особенный храм для оного. Строение Казанского собора, производившееся иждивением князя Пожарского, кончилось в 1633 году, но неизвестно от чего освящение церкви отложено было до 1637 года" 20 . Следует отметить, что все сведения о князе Д.М. Пожарском были взяты А.Ф. Малиновским из документальных источников XVII в., хранящихся в то время в Московском архиве Коллегии иностранных дел. И работать с этими источниками А.Ф. Малиновский начал задолго до Отечественной войны 1812 года, что подтверждает и Н.М. Курганова в своей работе. 21 Когда же в августе 1812 года архив был эвакуирован в Нижний Новгород, то во время эвакуации ряд документов архива был утрачен.

Теперь проведем анализ высказывания И.Крылова. То, что священнослужители не занесли в Синодик Казанского собора имя князя Д.М. Пожарского, еще не означает, что он не был строителем Казанского собора. В Синодике вообще не упоминается о каком-либо строителе собора. Но что может лучше всего напоминать о князе Пожарском, как не сам собор, построенный им? И что может быть драгоценнее дара, чем сам образ Пречистыя Казанския Богородицы, подаренный князем Пожарским Казанскому собору? Согласно исследованиям А.Ф. Малиновского, князь Пожарский "… перенес туда из приходской своей церкви преукрашенную от него драгоценными каменьями Чудотворную икону Пресвятыя Богородицы 22 , из Казани присланную и войско его, при завоевании Москвы, сопровождавшую" 23 . Что же касается неупоминания в Синодике Казанского собора как самого князя Пожарского, так и членов его рода, то ни сам князь Пожарский, ни члены его семьи по мужской линии на территории Казанского собора не похоронены. Имеется лишь захоронение дочери князя Петра Дмитриевича Пожарского – боярыни княгини Евдокии Петровны, жены боярина князя Юрия Алексеевича Долгорукого. Кроме Долгоруких, имеются захоронения из родов князей Шереметьевых, Нарышкиных, Милославских и др., фамилии которых и упоминались в Синодике Казанского собора 24 .

Итак, казалось бы, справедливость восстановлена, так как заявление Павловича (со ссылкой на Крылова) о непричастности князя Д.М. Пожарского к строительству Казанского собора на Красной площади в Москве является беспочвенным и бездоказательным. Однако у Павловича Г.А. имеются немногочисленные последователи, принявшие его точку зрения. И эти последователи, ссылаясь, в свою очередь на Павловича, пытаются оказать влияние на общественное мнение. В результате на свет появляется цветной буклет о Казанском соборе на русском и английском языках, искажающий достоверные исторические факты, излагая их в духе г-на Павловича. Тем самым принижая роль князя Д.М.Пожарского в общественно-политической и духовной жизни России того времени, умаляя его личностные качества как великого гражданина своего Отечества.

Одним из последователей Павловича Г.А. является Эскин Ю.М., сотрудник Российского государственного архива древних актов. Его первая работа о Д.М. Пожарском была опубликована еще в 1976 году в журнале "Вопросы истории" № 8, когда он работал учителем истории в средней школе. Очерк весьма сырой. О первом народном ополчении в очерке вообще ни слова. Очень вольное изложение исторических событий о формировании второго народного ополчения. Какая-то сказка, иначе и не скажешь, о неожиданном приезде Д.М. Пожарского в марте 1611 года в Москву и о его "случайном" возглавлении стихийного восстания жителей Москвы против поляков. Но год публикации работы был 1976 и роль князя Пожарского, как героя России, Эскин решил не подчеркивать. В его очерке Д.М. Пожарский представлен как суздальский князь. Ни слова не сказано о многочисленных нижегородских вотчинах князя. А человеческая сущность князя представлена следующим высказыванием Эскина: "Пожарский считал законным того монарха, которому целовала крест Москва". 25 Хотя общеизвестно, что Д.М. Пожарский не присягал ни Лжедмитрию I, ни Лжедмитрию II, ни польскому королевичу Владиславу, в то время как Москва целовала крест всем троим. Не говоря уже о том, что этих слов князь Пожарский никогда не говорил. Эти слова говорили Пожарскому жители Зарайска, где князь был воеводой в 1610-1611 гг.: "…целуем крест тому, кто будет Московскому государству царь" 26 . На что князь ответил, что и теперь есть царь и незачем требовать другого 27 .

В своем очерке о Д.М.Пожарском Эскин пишет: "В 1631г. князь построил около Красной площади в Москве Казанский собор…". 28 Но через 24 года он открещивается от своих слов в другой своей публикации, 29 ссылаясь на более авторитетный для него источник, чем был ранее – на вышеназванную работу Павловича. В примечании 36 к своей работе Эскин пишет: "Вывод автора о непричастности Д.М. Пожарского к постройке этого собора, 30 вопреки исторической легенде, подтверждает и отсутствие упоминания о нем в духовной″. 31 Но об этом "аргументе" пишет и Павлович со ссылкой на Крылова. Однако вкладов Пожарского в Казанский собор по его завещанию не было потому, что финансовые затраты Пожарского были весьма значительны уже при постройке им самого собора. И как говорилось нами ранее, самый значительный вклад в Казанский собор князь Пожарский сделал еще при своей жизни, подарив собору в 1633 году самое драгоценное, что у него было – чудотворную Казанскую икону Божией Матери украшенную им же драгоценными камнями. Что же касается исторических исследований многих известных архивистов, археографов и историков XVIII, XIX, и XX вв., то они для Эскина не более, чем "историческая легенда".

Примыкает к числу единомышленников Павловича по вопросам умаления роли князя Пожарского в спасении нашего Отечества и Шикман А.П., который так пишет о князе Пожарском: "П. был приглашен К.М. Мининым возглавить войско и осенью отправился в Нижний Новгород. В 1612 году сформировал и возглавил армию". 32 Ни больше, ни меньше. Ни о первом, ни о втором народных ополчениях, ни о всенародном едином порыве освободить Отечество от литовско-польских завоевателей – об этом ни слова. Источниковая же ссылка − на раннюю работу Эскина 33 . Как будто других, более авторитетных, источников о Д.М. Пожарском нет.

Дополняет вышеперечисленных авторов Д.И. Хафизов. В своей публикации "Прославление святой иконы" он пишет, что Казанский собор был построен по государственной инициативе на деньги царя 34 . При этом основным его источником для подобного утверждения является вышерассмотренная нами публикация Павловича, на которую он в своем повествовании ссылается трижды.

Никто, и я в том числе, не призывает снять со стены Казанского собора мемориальную доску, на которой запечатлены имена нынешнего мэра Москвы и его заместителя. Честь им и хвала, что их чаяниями и трудами восстановлен и вновь открыт в 1993 году Казанский собор. Но что мешает московским властям повесить рядом еще одну памятную доску, на которой мы смогли бы увидеть имя первостроителя Казанского собора – князя Дмитрия Михайловича Пожарского? Это было бы достойно имени великого российского героя и исторически справедливо.

Примечания

1.Во всех известных источниках ХVIII, XIX и ХХ веков, кроме обсуждаемых в настоящей работе, первостроителем Казанского собора на Красной площади в Москве называется спаситель нашего Отечества - князь Дмитрий Михайлович Пожарский.

2.Шматов В.Е. О дате рождения князя Д.М.Пожарского. Нижегородская правда. №76, 2005.

3.Гуляницкий Н.Ф. Освободительные идеи Руси в образах памятников архитектуры XVI - первой половины XVII вв. Архитектурное наследство. Выпуск 32. М., 1984. С.39. Ранее, в этой же работе, Гуляницкий пишет: "Наиболее известным храмом - памятником Пожарского в Москве был несохранившийся Казанский собор (был снесен в 1936 году - прим. авт.) на Красной площади, начатый строительством в 20-х годах и освященный в 1637г.". В другой своей работе - "Церковь Покрова в Медведкове и русское зодчество ХVI - XVII вв.".Архитектурное наследство. Выпуск 28. М., 1980. С.59, он писал: "Медведковский храм строился одновременно с другой постройкой Д.М.Пожарского: в 1636 г. он закончил сооружение Казанского собора в Москве на Красной площади, также посвященного победе над польско - литовскими захватчиками".

4.Павлович Г.А. Казанская икона Богородицы и Казанский собор на Красной площади в Москве. Культура средневековой Москвы XIV - XVII вв. М., "Наука", 1995. С. 231.

5.Писателями Крылов называет священнослужителей, ведущих записи в Синодике Казанского собора.

6.Казанской Богородицы.

7.Крылов И. Крестный ход в Казанский Собор 22-го Октября. Московские ведомости, 1850. № 128. С. 1347.

8.Чудотворный образ Казанской Богородицы.

9.Малиновский А.Ф. Обозрение Москвы. Сост.С.Р.Долгова. М., Московский рабочий, 1992. С.88.

10. Выход государей. Изд. П.М. Строева. М., 1844. С.41.

11.Максимович Л.М. Путеводитель к древностям и достопамятностям Московским. Часть I, II, III, IV. Москва, в Университетской типографии, у В. Окорокова, 1792.

13.Орфография сохранена.

15.Журин О.П., Мокеев Г.Я. Казанский собор на Красной площади Москвы в реставрации П.Д. Барановского. Архитектурное наследство. Выпуск 36. М., 1988.

16.Курганова Н.М. Надгробные плиты из усыпальницы князей Пожарских и Хованских в Спасо-Евфимиевом монастыре Суздаля. Памятники культуры: новые открытия 1993. М., 1994.

17.Скрыпников Р. Минин и Пожарский. Хроника Смутного времени. М., 1981.

18.Главный архив России в конце XVIII - начале XIX вв.

19.Казанскую икону Божией Матери.

20.См. п.9. С89.

22.В Казанский собор.

23.Биографические сведения о князе Димитрие Михайловиче Пожарскомъ. Сочинены А. Малиновским. Москва. В типографии С.Селивановскаго. 1817г.

25.Эскин Ю.М. Дмитрий Пожарский. Вопросы истории. 1976. №8.С.110.

26.Корсакова В. Пожарский, кн. Димитрий Михайлович. Русский биографический словарь. Под ред. А.А. Половцова. Спб., 1905.

27.В.И. Шуйский.

28.См. п.25. С.117.

29.Эскин Ю.М. Завещание князя Д.М. Пожарского. Отечественная история. 2000. №1.

30. Павловича.

31.См. п.29. С.149.

32.Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический словарь-справочник" М., 1997г.

34.Сайт духовной семинарии Казанской епархии "Православный собеседник № 1 (6)", 2004.

Главная и самая посещаемая достопримечательность Казани – это, бесспорно, С января 1994 года на его территории работает музей-заповедник, являющийся уникальнейшим объектом культуры. И хотя кремлевские сооружения – образцы застройки русского периода истории Казани с середины 16 века, тем не менее, планировка и градостроительная композиция бывшей татарской крепости в общих чертах сохранились.

На кремлевской территории, которая занимает почти 150 тысяч кв.метров, расположены ныне существующие учреждения государственности Татарстана, интереснейшие музейные экспозиции, сооружения архитектуры 16-19 веков, среди которых особо выделяются: Губернаторский дворец и красивейший силуэт мусульманской мечети Кул-Шариф , монолит Благовещенского православного собора и взлетевшая ввысь загадочная башня Сююмбике .

Казанский Кремль, сочетающий в себе стили русской и татарской архитектуры, признан на мировом уровне. Комитет Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2000 году провозгласил его своим охраняемым объектом.


Однако, прежде чем совершить ознакомительную прогулку по Казанскому Кремлю надо воссоздать хронологию значимых исторических вех становления города, которое начиналось именно здесь – на высоком кремлевском холме.

Краткая история Кремля

Территория кремлевского холма, благодаря своему выгодному местоположению, начала заселяться с давних времен, но как город Казань появилась на этом месте в результате действий последних булгарских царевичей, перебравшихся ближе к Волге из города Иске-Казань и основавших на этом высоком холме крепость в конце 14 века. Особо мощного развития Казань тогда не достигла - слишком была она слаба в политическом и военном отношении.

А вот в первой половине 15 века этот приволжский город выбрал для своей резиденции бывший золотоордынский хан Улу-Махмет (Мухаммед) . Именно при нем, в результате его военно-политической активности, Казань становится главным городом мощного Казанского ханства – центром, где развивалась торговля, культура и исламская религия. При нем и его последователях строится и укрепляется Казанский Кремль, возводится ханский дворцовый ансамбль, мечети, минареты и прочие градостроительные сооружения.

Казань-столица Казанского ханства - картинка

Однако, параллельно с развитием Казанского ханства, шел рост и укрепление Московского государства и, естественно, между этими двумя мощными государственными объединениями постоянно возникали трения, которые решались чаще всего военным путем. Несколько раз совершал Иван Грозный походы на Казань, но только после постройки укрепленной крепости в Свияжске , после продолжительной осады и применения пороха для подрыва крепостных укреплений, русский царь смог овладеть татарским городом. Произошло это в памятный день 2 октября 1552 г .

И вот с середины 16 ве ка начинается совсем другая история Казани и края. Покоренное мусульманское население было или истреблено, или выселено из центральной части за реку Булак. Мусульманство как основную религию края на протяжении многих столетий пытались полностью уничтожить, татарское население подвергалось насильственному крещению, мечети разрушались. Повсюду возводились оплоты христианства – церковные и монастырские строения. Даже на небольших кремлевских землях, в ознаменование долгожданной победы, сразу же были выстроены три православных сооружения: Благовещенский храм, Спасская церковь и церковь Киприана и Устиньи . В дальнейшем возводится еще четыре церкви, и создаются монастырские братства: Спасо-Преображенское и Троице-Сергиевское .


Территория всего завоеванного края активно заселяется русскими переселенцами . Заселялся ими, естественно, и Казанский Кремль, население которого включало в себя представителей военно-служилого сословия, священнослужителей, чиновников высшей администрации и бюрократических групп. К концу 16 века здесь находилось около сотни дворов.

Таким образом, ко второй половине 16 века от Казани – центра некогда мощного Казанского ханства практически ничего не сохранилось. Штурм мусульманского города 2 октября в 1552 году русскими войсками, предшествующая ему осада и последующий за ним погром города, привели к тому, что архитектурные памятники мусульманского периода 14-16 веков в Казани были почти полностью истреблены. К тому же, Кремль до взятия русскими Казани был деревянным, а это значит, что при штурме и в результате последующих губительных пожаров, даже немногочисленные сохранившиеся постройки мусульманской Казани были безвозвратно утеряны .


После взятия Казани основной задачей Московского правительства было укрепление военно-стратегического положения казанской крепости на случаи восстаний и удержания в повиновении покоренного населения. Поскольку крепостные стены во время штурма были разрушены, то первое, что было сделано по приказу Ивана Грозного – это восстановление деревянного ограждения, а через 3 года, параллельно возведению каменных православных храмов, псковские мастера начали с троительство белокаменных стен из волжского известняка. Причем территория Кремля была расширена в сторону Спасской башни на 120 метров восточнее ее первоначальной территории.

Массивные, грубо обтесанные плиты этого камня можно рассмотреть на примере нижнего яруса Спасской башни. Но тогда из известняка было сооружено только 600 метров стены, остальные были отреставрированы в деревянном виде. Лишь в 17 веке, уже из красного кирпича, были возведены оставшиеся 1150 метров крепостной стены с башнями, опоясав кремлевскую территорию по всему периметру.

Казань 16 века, как и все стратегически важные старинные города состояла из двух частей: из собственно города (крепости, кремля и т.д.) и посада , т.е. поселения, расположенного вне крепостных стен, но в свою очередь тоже обнесенного стенами и укреплённого. Кремль, естественно, являлся более древним и административно значимым поселением, чем посад.


На протяжении веков кремлевские сооружения неоднократно горели, подвергались нападениям извне, что приводило к утрате одних построек и появлению других. Так, например, в результате штурма Кремля Емельяном Пугачевым в 1773 году был утрачен Троицкий монастырь и основательно повреждено несколько башен, которые впоследствии пришлось разобрать.

Возведение новых строений на кремлевской земле уже в 18 веке определялось его ролью административного центра России. Появляются ансамбль Губернаторского дворца , массивы зданий военного Юнкерского училища и Присутственных мест , возникают такие сооружения как духовная консистория и архиерейский дворец .

Октябрьская революция 1917 года внесла коренные изменения в историю Казанского Кремля – начался период уничтожения культовых сооружений. Эта участь коснулась почти всех кремлевских храмов, а в помещениях бывшей консистории, архиерейского и губернаторского дворцов размещаются правительство и всевозможные министерства и ведомства новой власти. В юнкерском училище разместилась созданная Объединенная Татарско-Башкирская военная школа .


90-е годы 20 столетия ознаменовались новым историческим крутым поворотом - начинается эпоха возрождения исторических ценностей . Начинаются фундаментальные реставрационно-восстановительные работы в сохранившихся архитектурных памятниках, строится крупнейшая в Европе мечеть - Кул-Шариф, открываются интересные музейные выставки и экспозиции.


Если осматривать Казанский Кремль подробно и с посещением музеев, но в одно посещение охватить весь его масштаб просто нереально. Но чтобы получить общее впечатление, особенно если заранее хоть немного ознакомиться с историей развития этой не очень большой, но исторически насыщенной территории, достаточно 3-4 часа . В ознакомительной прогулке по кремлю пользуйтесь нашими туристическими рекомендациями и историческими подсказками.

Ознакомительная прогулка по территории Казанского Кремля

Итак, начать знакомство с Казанским Кремлем мы предлагаем от Спасской башни , самой главной и нарядной башни кремля. Небольшое пространство перед ними – площадь 1 Мая – старейший форум города, главное торгово-общественное пространство с 15 по 19 века, место торговли и общения между посадским, кремлевским и приезжим населением.

Спасская башня

На площади 1 Мая находится один из главных въездов на территорию Кремля - Спасская башня , пожалуй, один из интереснейших его объектов. Как главная въездная башня, она всегда была подстроена под нужды эпохи. Вначале это была военная двухъярусная башня с коленчатым проездом, с рвом перед ней и подъемным мостом. Затем, уже парадная башня, с часовней Николая Чудотворца в основном фасаде. В советские времена она также была архитектурным выражением эпохи. И хотя сама площадь 1 Мая со временем утратила свое историческое значение, Спасская башня Казанского Кремля осталась символом и «визитной карточкой» города.


Через арочный вход под Спасской башней мы выходим на единственную полукилометровую кремлевскую улицу – проезд Я.Шейкмана , получивший название в память о расстрелянном здесь белогвардейцами в 1918 году председателе Казанского Совета.

Для лучшего понимания историко-архитектурной планировки кремлевской территории предлагаем разделить ее на пять тематических зон:

Каждая из этих групп включает в себя несколько архитектурно-исторических достопримечательностей.

Спасо-Преображенский монастырь

Влево от арки Спасской башни находятся руины одного из первых, учрежденных самим Иваном Грозным казанских монастырей – Спасо-Преображенского, просуществовавшего здесь вплоть до конца 20-х годов 19 столетия. Посещение этого монастыря, его описание, как и церкви Киприана и Устиньи , которая находилась здесь же, еще присутствуют в путеводителе по Казани 1927 года!

Спасо-Преображенский собор

Авторы этого путеводителя рассказывают о том, что обыденная церковь Киприана и Устиньи была построена не просто по велению Ивана Грозного, но по всей вероятности на его собственные средства. Но та первая деревянная церковь погибла во время пожара конца 16 века и была заменена каменной, с точным сохранением внешнего вида и размера предыдущей.

Церковь Киприана и Устиньи

Пятиглавый Спасо-Преображенский собор , главный собор монастыря, был построен в каменном виде в начале 17 века и, говорят, поражал своей архитектурой и красотой современников. А вот авторов путеводителя 1927 года возмущали, прежде всего, «колоссальные непроизводительные растраты материальных ресурсов страны на религиозные нужды». У каждого поколения свое отношение к памятникам истории. Но в свое время, этот монастырь по значению был вторым в крае, уступая место только Успенскому в Свияжске .


Территория, занимаемая Спасо-Преображенским монастырем, была небольшой – меньше одного гектара, и отделялась от единственной кремлевской улицы каменной оградой, а на юге и на западе кремлевскими стенами. Этот территориально небольшой монастырь известен именами самых выдающихся священнослужителей ушедшей эпохи. Здесь принял постриг первый архиепископ Казани - Св.Гурий – здесь же его и захоронили. Это захоронение дало начало образованию монастырского погоста, на котором впоследствии обретали покой известные священнослужители, выдающиеся представители купечества, профессуры и чиновники. Здесь же был похоронен и Варсонофий - основатель Спасо-Преображенского монастыря. Какое-то время в монастырскую братию входил Филарет , основавший впоследствии Раифский монастырь .

Ближе к Спасской башне – на тротуаре цветом брусчатки выделено место, где стояла монастырская колокольня . Сначала она была в деревянном виде, затем стояла на одной из галерей Преображенского собора, уже будучи каменной. А с конца 19 века, высокая и красивая, она, вновь отстроенная на Варваринской церкви, взамен обветшавшей, гордо смотрела из-за стен кремля на Ивановскую площадь.

Колокольня Спасо-Преображенского монастыря

В самом центре бывшей территории Спасо-Преображенского монастыря сегодня можно увидеть частично сохранившийся подклет Преображенского собора , построенного в конце 17 века на каменном фундаменте 16 века. По этим археологическим остаткам можно судить о масштабе сооружения и об истории его строения и многочисленных перестройках. Если подклет – это эпоха второй половины 16 века, то северная и южная его галереи – это результат усовершенствований 18 века. Галереи выполняли функции крытых коридоров между собором, домом настоятеля и Никольской церковью .

Подклет Спасо-Преображенского собора

Сохранилась перед алтарем и «пещерка» - небольшое каменное углубление со сводом, служившее местом успокоения Казанских чудотворцев в конце 16 века.

Практически примыкая к западной кремлевской стене, находится реконструированная церковь Николы Ратного (Чудотворца). Вначале это был небольшой храм при большой двухэтажной белокаменной трапезной. В результате многочисленных перестроек получилось Г-образное сооружение объединяющее храм, трапезную и покои настоятеля.

А на северо-востоке от собора, около ограды монастыря находится сохранившийся корпус братских келий , возведенный здесь во второй половине 17 в., с пристроенным к нему в 18 в. трехэтажным казначейским домом.


В конце ограды цветом на мостовой обозначено местоположение церкви Киприана и Устиньи, где та стояла до конца 20-х годов прошлого столетия.

Обойдя всю небольшую территорию Спасо-Преображенского монастыря, возвращаемся на улицу Я.Шейкмана. С двух сторон перед нами уходят к горизонту невысокие каменные 2-3 этажные сооружения. Слева - вдоль проезда Шейкмана - тянутся корпуса бывшего Юнкерского училища , возведенные в начале 19 века на месте ранее расположенного здесь второго старинного кремлевского монастыря – Троице-Сергиевского. А параллельно Юнкерскому училищу – справа – стоит непрерывным монолитом ряд зданий Присутственных мест , заканчивающихся бывшей консисторией.


Здания Присутственных мест

Итак, справа от Спасской башни вдоль проезда тянется шеренга административных зданий комплекса, сложившегося с конца 18 века. Начинается комплекс Г-образным строением, прижатым к юго-восточному углу крепостных стен – это бывшая гауптвахта казанского гарнизона середины 19 века - трехэтажное кирпичное аскетичное в оформлении сооружение с большими прямоугольными проёмами и невысокой кровлей. В этом здании содержались плененные белогвардейцами советские активисты летом в 1918 году. Среди них был Я.Шейкман и М.Вахитов, М.Межлаук и С.Гассар….все они были расстреляны у кремлёвской стены.

А до постройки гауптвахты, с середины 16 века здесь располагалась резиденция «Большого воеводы», так называемый Государев Двор . «Большой воевода» являлся высшим представителем администрации в покоренном русскими крае. Он пользовался самыми широкими полномочиями как гражданскими, так и военными, мог казнить или миловать, посылать карательные отряды против восставших татарских деревень. У воеводы хранились ключи и от ворот Спасской башни. Государев двор 16-17 веков был большим и просторным деревянным сооружением. Около него находилось три тюремных здания. Все эти сооружения погибли в результате одного из многочисленных кремлевских пожаров.

После здания гауптвахты стоит протяженное сочленение зданий Присутственных мест (18-19 века). Эти двух, частично трех этажные сооружения, имеющие цокольный этаж являются разновременной постройкой. Самая старинная его часть – здание бывшей консистории, сооружено в конце 18 века по проекту В.Кофтырева , но по своему назначению оно примыкает к архитектурному ансамблю Благовещенского храма.

Здания Присутственных мест

Консистория соседствовала с помещениями губернской канцелярии, которая в начале 19 века стала Домом Казанского Наместника , для чего были пристроены дополнительные помещения. В результате образовалось очень презентабельное двухэтажное сооружение с 15-ю окнами. Нижний этаж занимали канцелярские помещения и покои семьи наместника. Второй этаж имел великолепный тронный зал с хорами для оркестра. Именно там проводились грандиозные балы для представителей высшей русской и татарской знати. Один из таких балов был дан в 1798 году в связи с прибытием в Казань императора Павла Первого.


Фасадный вид здания хорошо сохранился со стороны двора, там можно полюбоваться сохранившимся декором в виде ризалита, рустованных пилястр, ниш оконных проемов, оформленных декоративной филенкой с разнообразными изображениями вверху и внизу окон. Все эти украшения придавали определенную представительность административному зданию, достроенному еще и залами для Присутственных мест. Главный фасад Присутственных мест очень строг в оформлении. Этажность горизонтально подчеркнута карнизами. Практически все окна оформлены прямоугольниками наличников, кроме нарядно окантованных окон бывших консистории и Дома Казанского Наместника.

В советское время ансамбль Присутственных мест был занят различными министерствами и ведомствами, Арбитражным судом РТ и т.д. Сейчас в здании идет капитальный ремонт, а все учреждения нашли себе другое пристанище.

Напротив ансамбля Присутственных мест тянется Ансамбль сооружений, принадлежавших бывшему Юнкерскому училищу, включающий в себя здание самого училища, строевого Манежа и Пушечного двора.

Ансамбль Юнкерского училища

Манеж

Сразу после Спасо-Преображенного монастыря, до основного здания Юнкерского училища, отдельно от него стоит архитектурно-историческая достопримечательность – строевой Манеж . Это вместительное сооружение удивительно по своей конструкции – оно было использовано для занятий по строевой подготовке.


Главный фасад здания оформлен рустом, в который врезаны пилястры, лопатки и окантовка арочных окон. Сейчас здесь находится выставочный зал , в котором проводятся различные тематические мероприятия – выставки с экскурсионным обслуживанием, мастер-класс для детей и взрослых, праздничные балы, кинопоказы, конференции и концерты.


Спустившись во внутренний двор Манежа, мы попадем на обширную площадку, уложенную декоративным кирпичом, на которой стоит замечательное сооружение современной архитектуры – удивительная и великолепная бело-голубая мечеть Кул-Шариф .

Мечеть Кул-Шариф

Возведенная в конце 20 века в память о мусульманском центре Казанского ханства, мечеть стала символом Казани, его «визитной карточкой» и истинным украшением Кремля.


Мечетью нужно полюбоваться снаружи, обязательно зайти внутрь, чтобы восхититься архитектурной законченностью этого поистине грандиозного и монументального творения и при возможности посетить Музей ислама . После осмотра мечети идем к главному корпусу Юнкерского училища, которое имеет свою архитектурную и историческую судьбу.

Юнкерское училище

В самом начале 19 века в Казанском кремле строится казарменное помещение для кантонистов – так назывались малолетние и несовершеннолетние мальчики низших армейских воинских чинов, а так же польские, еврейские, финские и цыганские дети из бедных семей, насильно забираемые чуть ли не с 8-летнего возраста в рекруты. Позже кантонистские казармы реставрируются и передаются в 1866 году новому учрежденному Юнкерскому военному училищу .

Юнкерское училище

Двухэтажные помещения казарм надстраивается в советский период еще одним этажом. С дореволюционных времен сохранилось оформление трех входов главного фасада, украшенных навесами чебаксинской ковки , в которой хорошо видно вплетение в рисунок различных цветов. Сегодня в бывших казарменных помещениях, внутри которых сохранились мощные лестничные трехмаршевые проемы, базирующиеся на кирпичных арках, находятся замечательные современные музеи. Здесь можно посетить Национальную картинную галерею «Хэзинэ» , представляющую живописные полотна известнейших татарских художников (Б.Урманче, Х.Якупова, И.Зарипова, Н.Фешина и т.д.), экспозицию Музея Великой Отечественной войны , Музей естествознания и выставочный зал «Эрмитаж» .

Художественная Галерея

Выберите любой музей или тематическую выставку и прогуляйтесь по залам и лестницам действующего здесь когда-то Юнкерского училища.

Пушечный двор

Выйдя из музейного комплекса старого Юнкерского училища, пройдя чуть вперед через въездные ворота 17 века, попадаем в Пушечный двор . Его называли Пушечным, Арсенальным или Артиллерийским двором, и был он изначально пристроен к крепостной западной стене. Полностью он оформился здесь к концу 17 в., а вначале был простым П-образным сооружением. До присоединения Казани на этом месте располагался военный ханский полигон, базировались ханские войска и военный арсенал.

Пушечный двор

Территория Пушечного двора была местом изготовления, хранения и ремонта крупного вооружения. Двухэтажный главный корпус, дополненный с двух сторон одинаковыми одноэтажными корпусами и украшенный по углам башнями, имел проездные ворота, сохранившиеся до наших дней через которые мы с вами и вошли. На самой территории двора можно осмотреть частично сохранившийся Южный корпус , содержащий археологические остатки производственных помещений.

Южный корпус Пушечного двора

В 1812 г. была проведена реконструкция Пушечного двора. По западной стороне тогда был пристроен новый Кузнечный корпус , но затем все сооружения Пушечного двора сильно пострадали от пожара 1815 года, после чего деятельность по ремонту и производству оружия прекратилось. Далее судьба Пушечного двора тесно переплелась с открывавшимся военным училищем, для чего архитектором Шмидтом был проведен ряд реставрационных работ и с 1866 года все эти отреставрированные помещения были заняты Юнкерским училищем .

Сейчас, на воссозданной территории Пушечного двора работают музейные выставки военного оружия различных исторических эпох, а в восстановленном Кузнечном корпусе можно купить различные произведения народных умельцев из кожи, металла, дерева и прочее, а также попить ароматного чая с татарскими национальными сладостями. Если же хочется подкрепиться более основательно, то можно зайти в кафе «Пушечный двор» , а далее, отдохнув, двигаться вновь по территории Казанского Кремля, открывая новые его удивительные страницы.

Выйдя через те же арочные проездные ворота, вы окажитесь напротив небольшого сквера , куда мы и предлагаем вам зайти. Это компактный благоустроенный зеленый оазис среди каменных сооружений Кремля, в середине которого находится символический памятник «Зодчим Казанского Кремля» , обобщающий в своих образах память о русских и татарских строителях, работавших на кремлевской территории.

Памятник "Зодчим Казанского Кремля"

Этот скверик является связующим центром архитектурно-исторического ансамбля Благовещенского храма, в который можно включить: бывший архиерейский дворец, чудом уцелевший архитектурный памятник 16 века – Благовещенский собор и бывшую консисторию. Познакомимся с ними по порядку.

Ансамбль Благовещенского собора

Консистория

С юга территорию ансамбля Благовещенского собора очерчивает бывшая духовная консистория, которая плотно прилегает к одной из башен Казанского Кремля - Консисторской. Двухэтажная консистория была выстроена здесь в 18 веке. Ранее эти земли принадлежали архиерейским конюшням.

Формирование здания продолжалось в разные периоды. Консистория заканчивает собой линию ансамбля Присутственных мест. Оконные наличники основного фасада декорированы под стиль русской узорчатой архитектуры и придают сооружению нарядный вид.

Архиерейский дворец

С юго-востока от Благовещенского собора хорошо просматривается дворец архиерея постройки 1829 года. Он был предназначен церковной главе всего казанского округа. В 16 веке на этом месте стояла изба святителя Гурия , затем, с 17 века, здесь располагался архиерейский дворец-резиденция. Время и пожары разрушили здание 17 века, и было отстроено новое кирпичное дворцовое сооружение - двухэтажное, покрытое сложной вальмовой крышей. Возведенное в классическом стиле в восточном фасаде оно имело три ризалитных выступа, в центральном из них находилась домовая церковь Св.Гурия.

Архиерейский дворец

В середине 20 века, в советские времена, была произведена достройка третьего этажа, которая сильно видоизменила бывший архиерейский дворец. Утрата аттика центрального фасада и исчезновение шатрового завершения центрального выступа на восточном фасаде превратило сооружение в ничем непримечательную трехэтажку. Сегодня, в результате реставрационных работ дворца в 2010-13 гг., ему возвращен первоначальный облик эпохи позднего классицизма.

Реставрационные работы архиерейского дворца

Сейчас здесь размещен аппарат президента РТ . Обязательно обойдите дворец вокруг, с тыльной его стороны вы увидите ризалиты, центральный из которых – бывшая домовая церковь Св.Гурия. К тому же, обойдя здание, вы попадете на замечательную смотровую площадку, откуда открываются прекрасные виды на Кремлевскую набережную и Дворец Земледелия, восстанавливаемые монастыри и церкви, на далеко раскинувшуюся перспективу противоположного берега Казанки с колесом обозрения, Чашей и прочими строительными сооружениями.

Обзор со смотровой площадки

Для желающих рассмотреть все более детально на площадке установлен телескоп.

Благовещенский собор

Ознакомившись со зданием архиерейского дворца и осмотрев консистории, можно более детально и пристально ознакомиться с замечательным сооружением 16 века – Благовещенским собором .


Бывший Кафедральный собор , построенный псковскими мастерами, претерпел множество архитектурных перестроек, пережил времена войн и революций, чудом не был уничтожен, а затем полностью восстановлен. Сегодня он является достойным украшением Казанского Кремля, действующим православным собором и открытым для посещения историко-архитектурным памятником.


Со стороны сквера хорошо видна часовня Св. Гурия , чьи мощи ныне хранятся в храме. Обойдя собор с южной его стороны, смело поднимайтесь на крыльцо и идите в сам храм, осмотрите его убранство, воссозданную стеновую роспись, иконостас, его западный и восточный приделы, посвященные один - Борису и Глебу, а другой - Петру и Февронии.

Выйдя из Благовещенского храма, задержитесь на его крыльце и еще раз полюбуйтесь красивым строением Пушечного двора, возвышающейся к северу краснокирпичной башней Сююмбике и прекрасным губернаторским дворцом, который находится за красивыми закрытыми воротами.

После визуального осмотра новых объектов, спустимся с крыльца и направимся знакомиться с последним архитектурным ансамблем, расположенным на самом севере Казанского Кремля – губернаторским дворцом, который с башней Сююмбике и Введенской церковью составляет гармоничный комплекс.

Описание ансамбля Губернаторского дворца

Губернаторский дворец

В сокрушенном в середине 16 века Казанском ханстве, до присоединения Казани к Российскому государству эти северные земли занимал ханский двор , куда входил ханский дворец, мечети, минареты, мавзолеи с захоронениями казанских ханов, множество правительственных и хозяйственных сооружений. Все эти, поделенные на сектора, средневековые постройки были хорошо укреплены, обнесены частично каменными стенами, частично деревянными. Фундаменты мечетей и дворца также были сооружены из камня. Археологические раскопки этого комплекса, названного Хан-Джами , позволили выяснить ряд интересных фактов и найти захоронения известных ханов Казани.

После штурма 1552 года почти все сооружения ханского дворца сильно пострадали, но сам дворец до конца разрушен не был, он просуществовал до 1807 г., упоминаясь в русских летописях как «старый государев двор». Рядом с ним одно время существовал дом обер-коменданта. Затем, к середине 19 в., вместо него был сооружен особняк военного губернатора Казани.


Спроектировал здание известнейший российский архитектор К.Тон , знаменитый такими известными московскими сооружениями как Большой Кремлевский дворец и Храм Христа Спасителя. Интерьеры внутри дворца были оформлены казанским архитектором М.Коринфским .

Двухэтажный Губернаторский дворец (высота около 30 метров) был сооружен в стиле русского классицизма, с простой симметричной планировкой, использованием руста и членения коринфским ордером. Но в оформление фасада дворца были добавлены элементы барокко, мусульманской и древнерусской архитектуры, что придало зданию эклектический вид.


Центр здания – ризалит (выступ) украшенный фронтоном из трех килевидных арок. В виде арок оформлены также оконные и дверные проемы. Вид у губернаторского дворца торжественно респектабельный. Торжественность и солидность зданию добавляет красиво оформленная придворцовая площадь с фонтаном и цветочными клумбами и ажурные ворота , через которые мы можем любоваться на резиденцию нынешнего президента РТ.

Ворота Губернаторского дворца

Губернаторский дворец в своем статусе существовал до Октябрьской революции, и именно в его залах была провозглашена Советская власть в регионе. А затем в течение длительного советского временного периода здание бывшего Губернаторского дворца занималось Верховным Советом и Советом Министров ТАССР.

Полюбовавшись дворцом и обогнув губернаторские ворота слева, мы подходим к загадочной, овеянной легендами достопримечательности – Башне Сююмбике .

Башня Сююмбике

Это архитектурное сооружение, ставшее символом и «визитной карточкой» города, до сих пор вызывает споры и различные суждения о времени, авторстве и назначении постройки. А вот легенд о ней сложено более, чем о каком-либо другом объекте кремля! Семиярусная «падающая» краснокирпичная башня без особых архитектурных изысков, чье название связано каким-то странным образом с именем последней татарской царицы, неизменно притягивает пристальное внимание всех туристов.

Башня Сююмбике

Слева около башни Сююмбике можно увидеть законсервированные археологические раскопки, выявившие в этом месте захоронения некоторых казанских ханов , которые были перезахоронены в специально созданном Мавзолее . Увидеть часть Мавзолея можно через смотровой стеклянный купол. Далее, справа по ходу движения перед нами появляется Введенская церковь, композиционно соединенная с Губернаторским дворцом.

Введенская церковь

Считается, что эта церковь построена на оставшемся фундаменте татарской Муралиевой мечети периода Казанского ханства. Однако, это тоже спорные суждения. Время постройки храма принято относить к 17 веку, хотя глубокий прочный фундамент датируется 16 веком. Возможно, она была построена в 17 веке, но в результате неоднократных пожаров перестраивалась при восстановлениях.


Сейчас церковь представляет собой двухъярусный, ранее пятиглавый, а ныне одноглавый храм (высота около 30 метров). Удивляет его архитектурная схожесть ступенчатости построения с нижним ярусом башни Сююмбике, которая также оснащена широким гульбищем. Это еще одна нераскрытая загадка Казанского Кремля.

Во время функционирования губернаторского дворца церковь играла роль домовой для семьи губернатора и в тоже время приходской для слуг и охраны дворца. Церковь обслуживал один священнослужитель, который жил непосредственно во дворце. В начале 18 века церковь по своему назначению стала военной и именовалась теперь Церковью во имя Введения во храм Пресвятые Богородицы при Казанском батальоне . Позднее она использовалась как полковая церковь Свияжского гарнизона.

Церковь неоднократно горела, после пожаров восстанавливалась, иногда с очень большим перерывом. Например, после страшного пожара 1815 года, в обгоревшем полуразрушенном здании церкви долгое время находился склад пороха. По распоряжению военного министра М.Б. Барклая-де-Толли , разрушенную часть церкви разобрали, а все имеющее ценности были отданы для строительства здания воспитанникам военно-сиротского отделения кантонистов. Функции военной перешли к Спасской церкви.

Храм был приведен в порядок лишь к середине 19 в., причем по личному распоряжению Николая Первого , находившемуся в Казани и увидевшего плачевное его состояние. Восстанавливал церковь архитектор Ф.Петонди , во многом изменивший вид и планировку здания, но сохранивший схематичность и стилистику предыдущего сооружения. Галереи двух этажей были закрыты, главный вход перенесен на западную сторону, интерьеры оформлены в стиле классицизма с элементами барокко, которые прослеживаются в пышных угловых капителях, нарядных оконных наличниках и т.д.


Возрожденный храм был освящен как храм Сошествия Святого Духа . На нижнем этаже разместился придел Николая Чудотворца, причем икона для этого придела была пожертвована храму потомками поэта Е.Боратынского , проживающими в Казани. Второй этаж был оборудован приделом Св. мученицы Александры. Крытая галерея соединила храм с дворцом губернатора.

1918 год не стал для храма исключением – подобно всем прочим церковным сооружениям, он был закрыт и разграблен . В советские времена в нем находилась столовая для работников многочисленных министерств и ведомств, обитавших на кремлевской территории. Сейчас здание храма отреставрировано и в нем расположен Музей татарской государственности , который мы также рекомендуем вам посетить. Но, перед тем, как подняться по широкому крыльцу в Введенскую церковь, загляните во дворик между башней Сююмбике и храмом, там можно посмотреть на законсервированные археологические исследования 1977 года , которые обнаружили здесь остатки культового комплекса татарского периода: часть стены, фундамент мечети, плиты надгробий.

Осмотрев здание Введенской церкви и расположенные в ней музеи, рекомендуем спуститься к самой северной проездной башне Казанского Кремля, сооруженной псковскими мастерами в 16 веке – Тайницкой, и, выйдя через нее, обойти крепостные стены слева по кремлевскому холму. Во время этой прогулки можно любоваться панорамой города и внимательно осматривать уникальные памятники средневекового оборонительного зодчества - стены и башни кремля.

Стены и башни Казанского кремля

Казанский Кремль создавался как оборонительное сооружение и, естественно, был окружен крепкими стенами с бойницами, дозорными и боевыми башнями, часть из которых были проездными. Во времена Казанского ханства и ранее стены были в основном деревянные. После взятия Казани, стратегическое значение стен оставалось очень важным и поэтому они были восстановлены в первую очередь. Сначала как деревянные укрепления, но вскоре стали перестраиваться в каменном виде из белого известняка, а в 17 веке уже из красного кирпича.


Ширина стен порядка 6 м., высота колеблется от 8 до 12, а общая протяженность составляет 1800 м. В стенах устраивались специальные ниши для хранения боеприпасов, что можно было наблюдать при прогулке по внутренней территории. Башенных сооружений вначале было тринадцать. Среди них были круглые, проездные, и даже одна пятигранная. Но часть из них была разрушена в различные века и по разным причинам – их законсервированные основания можно видеть и в наши дни. Итак, перед нами

Тайницкая башня

Тайницкая башня как дозорно-проездная башня была снабжена воротами, решетками и имела коленчатый проезд, проходя через который ощущаешь дыхание средневековья, исходящее от белого волжского известняка. И вот мы выходим налево на дорожку, идущую по верхнему гребню кремлевского холма.


Далее мы увидим Северо-Западную башню , вернее, только ее основание. А вот следующая - круглая Безымянная кирпичная башня , построенная в 17 веке дожила до наших дней. За стеной, примыкающей к башне видны верхушки Кузнечных корпусов Пушечного двора. Далее, перед нами опять только основание башни – когда-то здесь стояла пятигранная башня, сооруженная в 16 веке псковскими мастерами.

Чуть дальше - четырехугольная проездная башня – Преображенская . Внутренняя ее сторона примыкала к Спасо-Преображенскому монастырю. Построена она была псковскими мастерами в 16 в., но позже неоднократно перестраивалась. В далекие времена процветания Казанского ханства кремлевская территория здесь и заканчивалась, а далее тянущиеся стены идут уже по увеличенной русскими территории.


Дойдя до очередной круглой башни, называемой Юго-Западной и которая была построена вместе со Спасской башней, восхитимся сохранившимся образцом средневекового псковского оборонительного сооружения. И, наконец, поворачиваем к уже хорошо знакомой нам Спасской башне, чуть поодаль которой расположена аналогичная Юго-Западной круглая Юго-Восточная башня .

На этом описание территории Казанского Кремля можно считаться законченным, но мы уверены, что вы еще неоднократно сюда вернетесь, чтобы еще раз ощутить связь времен, полюбоваться удивительно органичными и прекрасными памятниками архитектуры Казанского кремля, посетить интересные выставки и музеи, и просто погулять по уже знакомым и полюбившимся местам.

Казанский кремль расположен на мысу высокой террасы левого берега Волги и левого берега Казанки . Казанский кремль представляет собой комплекс архитектурных, исторических и археологических памятников, раскрывающих его многовековую историю: археологические остатки первого (XII-XIII вв.), второго (XIV-XV вв.) и третьего городищ (XV-XVI вв.); построенный из волжского известняка и кирпича кремль, ряд храмов и зданий, имеющих большую историко-архитектурную и культурную ценность. Территория кремля представляет в плане неправильный многоугольник, повторяющий очертания кремлевского холма, вытянутый с северо-запада, от реки Казанки, на юго-восток, к Площади 1 мая (быв. Ивановской, по близлежащему Иоанно-Предтеченскому монастырю) и зданию Гостиного двора (ныне музей РТ) . Общая площадь кремля составляет 1500 квадратных метров, окружность 1800 м. Южная стена Кремля с пятью башнями выходит на Площадь Тысячелетия - вид на Кремль с этой площади является самой распространённой «визитной карточкой» города. Кремль имеет богатую подсветку в тёмное время суток.

История

Древнейшая история кремля

До наших дней не сохранилось письменных свидетельств возникновения кремля, но по официальной версии город Казань был основан в начале X века . В начале своего существования Кремль именовался Керман (тат. Кирмән ). Какие-либо письменные источники на этот счёт отсутствуют.

XII-XIV вв. Булгарская крепость

Наиболее ранние археологические находки были найдены в северной части кремля, ближе к Казанке, там где находилось древнейшее булгарское укрепленное поселение и позднее, в течение столетия, крепость Казанского ханства. Исследователи расходятся относительно датировки деревянных крепостных сооружений древнейшего периода: некоторые полагают, что булгарское торговое поселение было укреплено уже в X веке, другие - только в XII веке. Относительно характера укреплений ученые также расходятся, одни полагают, что каменные стены частично были возведены уже в XII веке, другие полагают, что лишь в XV или в XVI веке, после реконструкции кремля по указу Ивана Грозного псковскими зодчими. Со 2-й половины XIII века до 1-й половины XV века Кремль превращается в центр Казанского княжества в составе Золотой Орды: в 1236 году монгольские орды во главе с Батыем вторглись в пределы Волжской Булгарии и разорили ее столицу Булгар , а в 1240 году Булгария, как и русские княжества, окончательно оказалась в подчинении Золотой Орды . Часть булгар бежала в районы речки Казанки и основали Иски-Казань, город в 45 километрах от Казани. В 1370 году булгарский князь Хасан заложил основу крепости на месте современного Казанского кремля, служившей резиденцией булгарских князей до 1445 года.

XV - первая половина XVI века. Ханская крепость

Памятный знак у фундамента ханского мавзолея рядом с башней Сююмбике

Ханская цитадель была обнесена дубовыми (возможно местами каменными) стенами, толщиной до 9 метров с 4 проездными башнями: Нур-Али, Елабуга, Большие ворота, Тюменские ворота. Илистый Булак (от тат. «рукав», проток, соединявший реку Казанку и озеро Кабан) защищал крепость с запада; а с наименее защищенной юго-восточной стороны крепость была огорожена глубокими рвами. Курбский оставил такое описание Казани: «а от Казань-реки гора так высока, иже оком воззрити прикро; на ней град стоит и палаты царские и мечети зело высокие, мурованные, идеже их умершие царие клались, числом памятимися, пять их…» («мурованные» - каменные). Соборная мечеть Кул-Шариф имела по преданию 8 минаретов. Есть все основания предполагать, что внешний облик мечетей был сходен с каменными строениями того же времени в Касимове и Булгаре , где гладкие плоскости стен контрастируют с изящными резными и керамическими вставками элементов декора. Тезицкий (тезик араб. - купец) ров отделял ханскую цитадель от южной части, где застройка была деревянной. Здесь селились приближенные хана и находилось кладбище. При мечетях находились медресе и мавзолеи.

Вторая половина XVI века. Строительство каменного кремля псковскими зодчими

Архитектура башни

Башня состоит из 7 ярусов: первые три яруса в плане квадратные и имеют открытые галереи-гульбища, остальные четыре - восьмиугольные. Башню завершает 6-гранный кирпичный шатер (высота 58 метров или 34 сажени 6 футов), который до 1917 года был увенчан двуглавым орлом, покоившемся на золоченом «яблоке» (по преданиям казанских татар в шаре были заключены важные документы, связанные с историей и культурой татар). Грани всех ярусов украшены лопатками или тонкими кирпичными валиками. В нижнем ярусе башни - сквозной проезд. На западном и восточном фасадах пилоны нижнего яруса имеют по 2 приставные колонны коринфского ордера, пересеченные посередине высоты «типично русскими горизонтальными валиками» . Стены кирпичные, раствор известковый, фундамент покоится на дубовых сваях. С 1917 до 1930-х - российский герб заменили полумесяцем, в 1930-х полумесяц убрали, в 1990-х полумесяц вновь водрузили на башне.

Дворцовая церковь

Дворцовая (Введенская, освящена с 1859 в честь Сошествия Св. Духа) церковь

В авторитетном труде «Казань в памятниках истории и культуры. Под ред. С. С. Айдарова, А. Х. Халикова, М. Х. Хасанова, И. Н. Алеева» авторы склоняются к версии, что Дворцовая церковь «поставлена на месте, где в период Казанского ханства стояла мечеть Нур-Али», однако эта версия опирается на поздние источники (экспликации к плану города 1768 года, где храм указан как «церковь, обращенная из мечети») и является одной из гипотез истории Введенской (освященной в 19 веке в честь Сошествия св. Духа) церкви.

Введенская церковь была сильно повреждена пожаром 1815 года и долго простояла в руинах. По приказу Николая I , посетившего Казань в 1836 году, церковь была восстановлена по «высочайше» утвержденному в 1852 году проекту как дворцовая при Губернаторском дворце. В 1859 году церковь была освящена в честь Сошествия Святого Духа. Новый храм точно воспроизводил конструктивную схему и стилистические особенности прежней Введенской церкви, архитектурными аналогами которой в Казани можно считать разрушенные Введенский собор Кизического монастыря , и Воскресенский собор - Новоиерусалимского монастыря («Архиерейской дачи»), также имевшие крытые арочные галереи и ступенчатую схему объемов. Сам дворцовый храм Сошествия Св. Духа с приделом св. мученицы царицы Александры занимал только второй этаж, на первом этаже размещался придел во имя Николая Чудотворца, храмовая икона в который была пожертвована в середине XIX века Анной Давыдовной Боратынской.

Чередование 4 и 8-гранных объемов, сама ступенчатая структура церкви, созвучна ступенчатой архитектуре башни Сююмбике, превосходя дозорную башню по богатству убранства декора.

Губернаторский дворец

Президентский (быв. Губернаторский) дворец

Дворец казанского губернатора расположен в северной части кремля, на том месте, где в древности находился дворец казанских ханов, а в XVIII веке - обер-комендантский дом. Здание построено в 40-е гг. XIX века в т. н. псевдовизантийском стиле . Проект «дома военного губернатора с помещениями для императорских квартир» составил известный московский архитектор А. К. Тон , автор проекта Большого Кремлевского дворца и Храма Христа Спасителя в Москве. Дворец состоит из главного корпуса и примыкающей со двора циркумференции служб. Постройкой дворца руководил направленный из Петербурга архитектор А. И. Песке, отстраивавший Казань после городского пожара 1842 года. Отделка интерьеров проходила под руководством архитектора М. П. Коринфского, одного из архитекторов комплекса «Казанского императорского университета». Центр главного фасада - ризалит, завершенный фронтом с тремя килевидными арками. Здание имеет два крыльца на 2-х ордерных колоннах с арочными дверными проемами. Первый и второй этажи разбиваются рядом ордерных пилястр и арочных оконных проемов. Фасад в плане представляет полукруг и имеет проезд во внутренний дворик дворца. В эклектическом декоре здания сочетаются элементы русского классицизма (членение коринфским ордером, рустовка 1 этажа, общая симметрия), барокко (раскреповка антаблемента над пучками колонн главного ризалита, характер фронтонов портиков) и древнерусского зодчества (висячие гирьки спаренных арок окон 2 этажа, килевидные закомары центрального ризалита, характер фигурных опор арочного подвесного перехода в Дворцовую церковь). В советское время в здании находился Президиум Верховного совета и Совета Министров ТАССР.

Здание присутственных мест (губернской канцелярии)

2-этажное здание губернаторского правления - присутственных мест - расположено по правую сторону главной кремлевской улицы и Спасской башни. Проект составлен В. И. Кафтыревым, который был в 1767 году направлен сенатом в Казань для детализации генерального плана города, разработанного комиссией Санкт-Петербурга и Москвы после большого пожара в Казани в 1765 году. Главным был второй этаж, куда высшие чиновники и важные посетители поднимались по парадной лестнице, и где располагался зал «аудиэнции» перед «судебной палатой» - центральный зал с 4 окнами. К ней примыкали «секретная» и «секретарская», в остальных комнатах сидели «приказные служители». Здание имеет подвальный этаж со сводчатыми помещения. Для проезда в протяженный двор между зданием присутственных мест и восточным пряслом кремлевской стены, здание имеет два сквозных проезда, делящих здание на 3 секции. С северной стороны к зданию примыкает здание бывшей Консистории.

Благовещенский собор

Благовещенский собор и колокольня в начале XX века

Построен в XVI веке псковскими зодчими Иваном Ширяем и Постником Яковлевым. Белокаменный крестовокупольный в плане собор первоначально был почти в 2 раза меньше современного храма, расширившегося в результате нескольких реконструкций. Свод покоится на 6 круглых, как в Успенском соборе Московского кремля столпах. Купола собора в 16 веке имели шлемовидную форму. В конце 16 века к храму были пристроены боковые приделы: северный во имя св. Петра и Февронии муромских и южный во имя св. князей Бориса и Глеба, соединенных папертью, которая огибала центральный кубовидный объем собора.

В XVIII и XIX веке ряд переделок радикально изменил облик собора, в особенности вид с западной стороны. В 1736 году шлемовидные купола были заменены на луковичные, а центральный купол получил завершение в виде так называемой «бани» в стиле украинского барокко . Рядом с собором стояла церковь Рождества Христова, построенная в 1694 году при митрополите Казанском Маркелле. К 1821 году Христорождественский храм сильно обветшал и техническая комиссия предложила на его месте построить новый теплый храм. Император Николай I, посетивший Казань в 1836 году, предложил на месте Рождественского храма выстроить новую теплую трапезную Благовещенского собора, расширив собор на запад. По проекту казанского губернского архитектора (1834-1844) Фомы Петонди (1794-1874) собор был расширен на запад, север и юг, для чего были снесены одноэтажная трапезная и старое крыльцо XVIII века. Эта реконструкция сделала собор более удобным для молитвы, однако сильно изменила его первоначальный гармоничный облик. С тех пор экстерьер собора не изменялся, если не считать разрушения построенного по проекту Ф. Петонди крыльца собора, снесенного после революции, и уничтоженной коммунистами в 1928 году великолепной 5-ярусной колокольни XVII века, хранившей самый большой колокол Казани. Вес его составлял 1500 пудов (около 24570 кг).

Ансамбль Спасо-Преображенского монастыря

Преображенский собор Спасского монастыря в начале XX века

Основан в XVI веке св. Варсонофием . Сохранились братский корпус в северной части монастыря; кирпичная ограда с восточной стороны монастыря, реконструированный в формах XIX века храм Николы Ратного (служивший чайной в расположенной в советское время здесь военной части); подклет взорванного в 1930-х годах Преображенского собора; фундамент разрушенной после 1917 года монастырской колокольни с храмом св. Варвары в нижнем ярусе.

Здание консистории

Здание духовного ведомства в XIX веке. В советское время в здании размещалось Министерство здравоохранения ТАССР.

Завоевательные походы татаро-монгольских народов на Русь, судя по всему, начались в XIII веке. Но и ранее различные тюркоязычные племена кочевали по территории современной России. Этот особенный период отечественной истории ознаменован не только массовыми военными конфликтами, но изменениями в культуре, политике и манере ведения хозяйства.

Разрушались и возводились прекрасные тюркские и монголо-татарские города, которые сохранившись, в дальнейшем стали русскими.

Казань

Этот город был основан в XIII-XIV веках, как пограничная крепость одной из орд, состоявших из кутригурских племён и остатков хазар. В дальнейшем поселение стало важным торговым и политическим центром в составе Золотой Орды.

Появление необычного названия окутано рядом мифов и легенд, связанных с обозначением традиционной посуды кочевых тюркоязычных племен - казана. Общее принятие пищи, скорее всего, было связано с неким ритуалом. Но многие лингвисты при этом обращают внимание на такие русские слова, как «казна» и «казнить», имеющие отношение к государственной власти.

В XV веке Казань стала столицей отдельного татаро-монгольского ханства. В городе стремительно развивалось производство кожаных, гончарных изделий, оружия и процветала торговля, в том числе с Московским царством.

В начале второй половины XVI века Казанское ханство было разгромлено войсками Ивана Грозного и вместе со своей столицей вошло в состав России.

Арт - Арск

В XIII веке на реке Казанка в 65 км к северо-востоку от Казани, ханом Батыем была основана крепость Арт, что в переводе с общетюркского означает - задний, тыльный. Артская цитадель являлась северным тыловым форпостом Казанского ханства. В 1552 году деревянная крепость, охраняемая небольшим ордынских гарнизоном, была захвачена русским отрядом, посланным Иваном Грозным. С того времени Арск - небольшой татарский городок, входящий в состав России, ныне он имеет железнодорожное сообщение и развитую инфраструктуру.

Алабуга - Елабуга

Поселение, основанное кутригурскими племенами в 1005-1010 годах на высоком правом берегу Камы, у места впадения в нее реки Тоймы, очевидно, к концу XI века уже имело каменные стены и башни, ведь одна из них сохранилась до сих пор. Возможность возведения монолитной крепости в ту раннюю пору говорит о том, что город был экономически развит и имел большое население.

Алабуга стояла на важной для волжских булгар, а затем и ордынцев, торгово-караванной дороге, соединявшей европейские земли с Приуральем. Согласно летописям, в XII веке в Алабуге была сооружена белокаменная мечеть с восемью башнями и полубашнями, от которой ныне остались руины. Археологи и архитекторы предполагают, что конструкцией эта мечеть была похожа на аналогичные средневековые мечети-крепости, отчасти сохранившиеся в тунисском в Сусе и в столице Ирака - Багдаде. А это значит, что уже тогда между приуральскими и центрально-азиатскими, а также северо-африканскими землями существовала связь, благодаря которой развивалась мусульманская культура.

Билер - Биляр

На левом берегу реки Малый Черемшан правого притока реки Большой Черемшан, впадающего в Волгу, в X-XII веках был основан город с деревянными стенами толщиной до 10 метров. В сохранившихся летописях XII века его называют «Великий Город» и судя по всему, в нём проживали славяне. Однако археологические изыскания позволили установить, что в X веке в нём была сооружена белокаменная мечеть-крепость с колоннами и минаретами.

Тогда же поблизости располагались каменные дома с оштукатуренными стенами и галереями, что нехарактерно для древнерусского зодчества, был комплекс бань, целый гончарный квартал и даже мастерская алхимика. Подобного культурного уровня в то время вряд ли можно было увидеть даже в южно-европейских полисах. На момент существования Золотой Орды Билер был одним из самых развитых городов ханства, ныне он существует только как археологический музей-заповедник.

Бахчисарай

Бахчисарай, столица Крымского ханства, был основан ордынцами в первой половине XVI века в месте пересечения других татарских поселений - территории крепости Кырк-Ер, созданной в V веке византийцами для защиты своих владений, и села Салачик.

Город Кырым, именовавшийся раньше Солхат и село Салачик своими названиями обязаны итальянцам - венецианцам и генуэзцам, которые в начале XIII века создали их в качестве своих колоний и именовали Solcati. И многие другие крымско-татарские полисы, на самом деле основаны понтийскими греками и аланами, исстари проживавшими на полуострове. Это подтверждают археологические раскопки и найденные учёными артефакты.

И только Бахчисарай, живописно раскинувшийся на склоне Внутренней гряды Крымских гор, действительно был построен татаро-монголами в качестве новой резиденции Крымского ханства.

Уже в середине XVII века Бахчисарай состоял более чем из 2000 домов, в нём были грузинские и греческие кварталы, кожевенные, портняжные, башмачные и оружейные мастерские, кузницы, винные, овощные и другие торговые ряды. Вплоть до XVIII столетия это был самый развитый тюркско-татарский город, находившийся на территории современной России.

История создания Казанского Кремля относится к XI-XII вв. Первоначально крепость строилась как оборонительное сооружение Волжской Булгарии для защиты от вражеских нападений. Здесь размещались торговые ряды, была построена мечеть, главным украшением площади был Кремль. Но все было разрушено и сожжено в 1552 году во время нападения войска Ивана Грозного. После завоевания Казани новый правитель распорядился заново отстроить на Казанском холме здание Кремля и восстановить облик административного центра.

В XVIII веке Казанский Кремль принял последнее вражеское нападение - Емельяна Пугачева в 1773 году и отстоял свои позиции. Враг отступил, но последствия разрушений археологи находят и сегодня.

После создания Республики Татарстан в 1992 году Казанский Кремль стал первой резиденцией президента. Началась активная деятельность по восстановлению культурно-исторического наследия: реставрировались здания, открывались музейные комплексы. В 2000 году уникальный музей под открытым небом был внесен в список культурного наследия ЮНЕСКО.

Главные достопримечательности Кремля

Одной из ярких достопримечательностей Казанского Кремля стала мечеть Кул Шариф. Построенная из белоснежного мрамора, мечеть украшена голубыми куполами и минаретами. Свое название мечеть получила в честь национального героя Татарстана - имама Хул Шарифа. Имам принял непосредственное участие в защите мечети во время нападения войск Ивана Грозного и был убит. Мечеть была сожжена и вновь отстроена к 1000-летию Казани. Строительство заняло долгих 9 лет и стало главным событием в юбилейный год столицы. Комплекс Кул Шариф занимает территорию около 19 тыс. кв.м. и состоит из мечети, закладного камня и административного здания. Мечеть вмещает 1500 человек, а прилегающая территория - до 10 000 человек.

Спасо-Преображенский монастырь и Благовещенский собор Казанского Кремля были построены в середине XVI века, последний - несколько раз перестраивался, реконструировался и реставрировался. В настоящее время ведутся работы по присоединению этих комплексов к Музею археологии Татарстана.

Еще одна достопримечательность Казанского Кремля - башня Сиюмбике, которая входит в состав Президентского комплекса. Башня, высотой 58 метров, имеет своеобразный наклон в сторону на 1,8 м от оси. Благодаря произведенным укрепительным работам в 1998 году удалось остановить падение башни.

Экскурсии по Казанскому Кремлю

Казанский Кремль находится в центральной части столицы республики. Добраться сюда можно на общественном транспорте до остановки «ЦУМ», или на метро до станции «Кремлевская».

Вход на территорию Казанского Кремля свободный для всех посетителей. Здесь можно заказать как групповую, так и индивидуальную экскурсию. Вас проведут по всем значимым местам и расскажут много интересных сведений из истории крепости.