Как живут растения презентация 1. Конспект урока

12.02.2024

Конспект урока по окружающему миру.

1-а класс, учитель Михеева Наталия Алексеевна.

Тема: «Как живут растения?».

Цели и задачи урока:

В сфере личностных УУД .

Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач;

Развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности.

Прививать чувство ответственности за сбережение водных ресурсов планеты, воспитывать бережное отношение к воде, интерес к окружающему миру.

В сфере регулятивных УУД.

Научить принимать и сохранять учебную задачу.

Формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать

правильность выполнения действий.

В сфере познавательных УУД .

Научить детей осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использований всех возможных источников.

Развивать речевые навыки при устных высказываниях.

Развивать навык поиска разнообразных способов решения задач.

В сфере коммуникативных УУД .

Развивать навык использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.

Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других.

Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.

Систематизировать знания детей о воде;

Выяснить, каково значение воды в жизни человека;

Выявить причины загрязнения водоёмов и меры по охране водоёмов от загрязнения;

Ученики должны:

- Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

- прослеживать по рисунку-схеме этапы созревания семян;

- обсуждать необходимость заботы о комнатных растениях;

Практическая работа: проводить опыт, показывающие этапы созревания семян;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Оборудование:

Учебник "Мир вокруг нас" А. А. Плешаков, 1 класс,

Рабочая тетрадь "Мир вокруг нас" А. А. Плешаков / 1 класс,

Комнатные растения, шаблоны из бумаги "капельки", рисунки растений, баночки с проросшими семенами бобовых, карточки.

ТСО : компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

У.: Поздоровайтесь с гостями кивком головы. Посмотрите на меня. Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, помощь и поддержка. Вы у меня умные, воспитанные, любознательные. Улыбнитесь своему соседу. Настройтесь на активную работу и тихонечко садитесь.

Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло – голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Человек и время года –
Это все вокруг …природа

У.: Как вы понимаете значение слова «природа» ?

А что вы делали на предыдущих уроках?

Мы сравнивали воду пресную и солёную, наблюдали куда текут реки, делали опыты со льдом и снегом.

2. Актуализация необходимых знаний.

1. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы проделали опыты и выяснили свойства снега и льда. Начнем нашу работу с повторения. У нас графический диктант.

На доске условные обозначения:

+ да - нет

1.Снег при таянии превращается в воду. (Да)

2.Если вода замерзает, она превращается в лёд.(Да)

3.Снег бесцветный. (Нет)

4.Лёд прозрачный. (Да)

5.У снежинки пять лучей. (Нет)

6.Снег рыхлый. (Да)

7.Лёд хрупкий. (Да)

8.Снег непрозрачный. (Да)

9.Все снежинки одинаковые. (Нет)

10.Снег белый. (Да)

(1 уч.- у доски.)

Проверяем ваши ответы.

2. Постановка темы и цели урока.

У.: Отгадайте загадку и узнаете, что мы будем сегодня изучать на уроке окружающего мира?
Дышит, растёт, а ходить не может.

Растения.

У.: К нам сегодня на урок пришел наш друг Муравьишка. Но сегодня он пришел не с пустыми руками. Он принес нам рисунки. На них нарисованы рисунки ваши. (на доске)

У.: Как вы считаете, нужно ли ухаживать за растениями? Предположите, чему мы будем учиться на уроке?

У.: Прочитайте тему урока на с.70 учебника. Какие учебные задачи мы ставим перед собой? (Слайд 1)

3. Работа по теме урока.

1) Беседа.

У.: Какие растения вы знаете? На какие группы мы можем разделить все растения?

Деревья, кустарники, травы. (Слайд 2)

У.: А к какой группе отнесем те растения, которые растут на подоконнике?

Комнатные растения. (Слайд 3)

У.: Что же есть общего у всех растений?

Корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. (Слайд 4)

У.: Как вы считаете, растения живые? Докажите. (Слайд 5)

У.: А кто знает, как начинается жизнь растений? (Ответы детей)

У.: Я вижу у вас на партах баночки с растениями. Что это?(Ответы детей) (Слайд 6,7)

Дома вы проращивали семена бобовых в двух баночках. Расскажите о своих результатах.

(Дети рассказывают о том, что в одной баночке семена были, завернутые в мокрую тряпочку и баночка стояла в теплом месте (у батареи), в другой баночке семена находились в сухой тряпочке, баночка стояла на столе. В первой баночке семена проросли, а во второй ничего не изменилось.)

У.: Что повлияло на то, что семена начали прорастать?

Вода, тепло.

У.: Откуда в природе растения получают воду и тепло?

Воду от дождей, тепло от солнца.

У.: Если семена останутся в банке, сможет ли растение развиваться?

У.: Почему?

Семена нужно посадить в землю.

У.: Некоторые из вас мы посадили проросшие семена в ящик. А куда нужно поставить баночки?

У.: Почему?

Растениям нужен свет, воздух.

У.: На основании проделанного опыта мы можем сделать вывод: Что же необходимо для жизни растений? Как они живут?

(Ответы детей)

На доску вывешивает 1 уч. карточки вода, воздух, свет, тепло.

2) Работа в тетради №1 с.48.

У.: Откройте тетради на с.48. Возьмите картинки, которые мы вырезали из приложения. Расположите картинки в правильном порядке. Наклейте картинки.

(1 уч. – доски магнитами прикрепляет.)

У.: Проверьте свои работы.

Физкультминутка. Гимнастика для глаз.

Любопытная Варвара
Смотрит влево,
Смотрит вправо,
Смотрит вверх,

Смотрит вниз.

3) Работа в парах по учебнику с.70.

У.: Отгадайте загадку:

В этот гладкий колобок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета. (желудь)

У.:(Слайд 8) Желудь-плод дуба. В нем спрятано семя. Рассмотрите рисунок на с.70 учебника и расскажите как с желудя начинается жизнь дуба.

У.: Что же повлияло на семена дуба так, что они начали прорастать?

Вода, тепло.

У.: Что получилось из проростка?

Корешок и росток.

У.: Что постепенно происходит с ростком?

Он становится выше, больше.

У.:В чем теперь нуждается росток?

В солнечном свете.

У.: Почему одно дерево засохло?

- Ствол поврежден.

У.: Чем же растения похожи на живые существа?

Растут, приносят потомство, когда-нибудь умирают.

У.: Можете ли вы ответить, живые растения или нет?

Физкультминутка.

Продолжение работы по теме урока.

4) Работа по учебнику.

У.: Рассмотрите рисунок на с.71 и подумайте о том, что необходимо растениям для жизни?

Муравьишка и Мудрая черепаха собрались проверить, хорошо ли вы поработали с этими картинками. Они приготовили для вас вопросы. Вы готовы на них ответить?

У.: Рисунок №1. (Слайд 9)

У.: Рисунок №2. (Слайд 10)

У.: Рисунок №3. (Слайд 11)

У.: Рисунок №4. (Слайд 12)

У.: Муравьишка и Мудрая черепаха собрались проверить, хорошо ли вы поработали с этими картинками. Они приготовили для вас вопросы. Вы готовы на них ответить? вопросы учебника с.71

У.: Как же мы должны относится к растениям? (Слайд 13)

У.: Сделайте вывод, что же нужно растениям для жизни?

Свет, тепло, вода, воздух. (Слайд 14)

8. Подведение итогов.

У.: Какую учебную задачу мы ставили перед собой в начале урока?

Убедиться, что растения живые, научиться ухаживать за комнатными растениями.

У.: Как вы считаете, справились ли мы с этой задачей?

Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

Сегодня я узнал...

Было интересно...

Я понял, что...

Теперь я могу...

Меня удивило...

Мне захотелось...

У меня получилось...

Мне было трудно...

7. Рефлексия.

У.: Для жизни растений необходимы вода, воздух, свет и тепло. Вода- это много капелек. У вас на парте – одна из них. Оживите ее, расскажите, с каким настроением вы заканчиваете наш урок? А на переменке можете ее раскрасить.

Наш урок хочется закончить словами:

Я бабочку в лугу ловить не стану:
Небесный цветик, пусть живет себе!
Пусть крылышки порхают над цветами,
Чтоб радостно мне было и тебе!

Лесной цветок я рвать не стану тоже,
С собой домой его не понесу,
Ведь дома он шмеля качать не сможет
И ранним утром не попьет росу!

Ни стебелек, ни ветку, ни травинку
Я не обижу: виноваты чем?
В любой из них теплеется Живинка,
И светится доверием ко всем...

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 городского округа

город Волгореченск Костромской области»

Конспект урока окружающего мира

по теме:

«Как живут растения»

1 класс

УМК «Школа России»

Выполнила: Катаргина Ольга Николаевна,

учитель начальных классов,

МБОУ «СОШ №2» г. Волгореченск

Костромской области

2014 год

Тип урока: урок-исследование

Тема урока : Как живут растения?

Цель :

  1. Познакомить с условиями жизни растений, с жизненным циклом растений;
  2. Развивать логическое мышление, навыки монологической и диалогической речи;
  3. Воспитывать бережное отношение к растениям.

Оборудование : мультимедийная презентация, разрезные карточки для работы в рабочей тетради, карточки для теста, клей, цветные карандаши, образцы комнатных растений (живой и погибший).

Ход урока

I.Оргмомент.

Прозвенел для нас звонок,

Начинается урок.

К нам без опоздания

Приходи старание.

Помоги нам потрудиться,

Мы пришли сюда учиться.

II. Повторение.

Учитель: - На прошлом уроке мы с вами проводили практические работы по изучению свойств снега и льда. Давайте проверим, как вы их усвоили. Проведем тест-игру «Согласен- не согласен». (слайд 2) Если вы с моим высказыванием согласны и считаете его верным, то ставите в первой клетке карточки для теста знак «+», в противном случае – «-» и т. д.

1.Снег при таянии превращается в воду.

2. Если вода замерзнет, она превращается в лед.

3. Снег бесцветный.

4. Лед прозрачный.

5. У снежинки пять лучей.

6. Снег рыхлый.

7. Лед рыхлый.

8. Снег непрозрачный.

9. Все снежинки одинаковые.

10. Снег белый.

Учитель: - Хорошо, закрасьте все клеточки со знаком «+» красным карандашом. У вас получится узор в виде ковровой дорожки. Сравните его с моим. У кого получился такой же узор – встаньте. Молодцы. (слайд 3)

III. Работа над новой темой.

  1. Беседа.

Учитель: - О чем пойдет сегодня разговор, вы мне попробуйте сказать сами. (Слайд 4).

Отгадайте загадки:

  • Её всегда в лесу найдешь –

Пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем.

(ель)

  • Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей.

(береза)

  • Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

(малина)

  • На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар.

(одуванчик)

Учитель:

Береза и ель – это что? Как одним словом сказать? (Деревья).

А малина? (Кустарник).

К какой группе мы отнесем одуванчик? Что у нас под ногами? (Трава).

Деревья, кустарники и трава – как одним словом мы можем их назвать? (Растения).

К какой группе вы отнесете те растения, которые растут на подоконнике? (Комнатные).

Так о чем пойдет сегодня речь на нашем уроке?

Сегодня мы будем разговаривать о том, как живут растения, что с ними происходит, чтобы знать, как к ним относиться и надо ли за ними ухаживать.

Назовите, какие еще растения вы знаете? (ответы детей)

Посмотрите, какое многообразие растений нас с вами окружает в природе и дома.

  1. Физкультминутка. (слайд 5)

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше.

Руки согнули, кисти встряхнули,

Ветер срывает росу.

В стороны руки, плавно помашем-

Это к нам птицы летят!

Как они сели – тоже покажем,

Крылья сложили назад!

  1. Продолжение работы над темой.

Учитель: - Как выдумаете, что общего можно выделить у всех растений? Посмотрите на слайд (слайд 6) и ответьте. (Корень, стебель, листья, цветок, плод).

Имея столько общего, как живут эти прекрасные создания природы? Давайте найдем ответы на два вопроса: можно ли назвать растения живыми и какие условия для жизни необходимы, чтобы расти, цвести и радовать нас?

Как вы думаете, растения – живые? (Слайд 7) Обоснуйте свою точку зрения, почему вы та считаете. (Ответы детей).

Вывод : все растения живут, размножаются и когда-нибудь умирают. Есть растения, живущие полгода, а есть растения, которые живут сотни лет. Конечно же, растения – живые.

  1. Работа по учебнику.

Учитель:

Кто знает, с чего начинается жизнь растений? (Ответы детей) (слайд 8)

Послушайте загадку. Догадайтесь, о чем идет речь?

В этот гладкий коробок

Бронзового цвета

Спрятан маленький дубок

Будущего лета.

(желудь)

Желудь – это плод дуба. В нем спрятано семя.

Откроем учебники на стр. 50. Рассмотрите рисунок и составьте небольшой рассказ, как с желудя начинается жизнь дуба. Работаем в паре.

(Заслушивается рассказ ученика у доски)

Ребята, как вы думаете, почему одно дерево засохло? (Ответы детей).

Гуляя во дворе или в парке, мы порой ломаем ветки дерева или рвем цветы, не задумываясь о том, что растениям в этот момент больно и оно может погибнуть. Представьте, что потребуется 10 лет, что желудь стал юным деревцем.

  1. Работа в Рабочей тетради. (стр. 21)

Как из зернышка появляется колосок? Расположите и приклейте картинки в правильном порядке. Покажите, что у вас получилось. Молодцы.

  1. Физкультминутка. (слайд 9)

Хомка, Хомка, хомячок –

Полосатенький бочок,

Хомка раненько встает,

Щечки моет, шейку трет.

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку,

Раз-два – выше голова.

Три-четыре – руки шире.

Пять-шесть – тихо сесть.

Семь-восемь –лень отбросим.

  1. Продолжение работы по теме урока.

(слайд 10)

Учитель:

Дома вы проращивали семена гороха, фасоли в двух баночках. Расскажите о своих результатах. (Эксперимент. Наблюдения детей) (слайд 11)

Беседа.

Что повлияло на то, чтобы семена проросли? (Вода и тепло) (слайд 12)

Откуда в природе растения получают воду и тепло? (Воду от дождя, тепло от солнца)

Если семена останутся в банке, сможет ли растение развиваться дальше?

Почему?

Если мы посадим проросшие семена в ящик, куда его нужно поставить? (На подоконник)

Почему?

Подведем итоги. Какие условия необходимы для жизни растений? (Вода, тепло, воздух, свет).

Учитель:

Если в природе за растениями ухаживает солнце, ветер, дождь, то, кто же ухаживает за комнатными растениями? Какие условия нужны им для жизни, чтобы жить и радовать человека? (слайд 13)

Посмотрите на первую картинку. Зачем поливают комнатные растения?

Почему их ставят близко к окну?

Что делает девочка на следующем рисунке?

Что произошло с этим растением и почему?

Вывод:

И комнатным растениям необходима вода, тепло, воздух и свет. Иначе может случиться и такое… (учитель показывает погибшее растение).

8. Итог урока:

Мы проследили, как живут растения и какие условия необходимы для жизни. Вспомните, какие выводы мы сделали на протяжении урока? Принимать их будет Мудрая черепаха. (слайд 14)

Проведем небольшой проверочный тест (слайд 15). Взаимопроверка.

9. Рефлексия.

Наш урок заканчивается. За что вы себя можете сегодня похвалить или своего одноклассника.

Что на уроке вас удивило?

ЧТО ОБЩЕГО У ВСЕХ РАСТЕНИЙ? листья корень стебель Цветок, плод

Р А С Т Е Н И Я РАСТУТ РАЗМНОЖАЮТСЯ ПОГИБАЮТ Ж И В Ы Е

В этот гладкий колобок Бронзового цвета Спрятан маленький дубок Будущего лета. Жёлуди - плоды дуба. В каждом желуде - одно крупное семя. Жизнь дуба начинается с желудя.

Хомка, Хомка, хомячок – Полосатенький бочок, Хомка раненько встает, Щечки моет, шейку трет. Подметает Хомка хатку И выходит на зарядку, Раз-два – выше голова. Три-четыре – руки шире. Пять-шесть – тихо сесть. Семь-восемь –лень отбросим.

Что необходимо растениям для жизни?

УСЛОВИЯ ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ СВЕТ ВОДА ТЕПЛО ВОЗДУХ ЗЕМЛЯ

РАСТЕНИЯ – ЖИВЫЕ: РАСТУТ, РАЗМНОЖАЮТСЯ, УМИРАЮТ РАСТЕНИЯМ НЕОБХОДИМО ДЛЯ ЖИЗНИ ВОДА, ВОЗДУХ, СВЕТ И ТЕПЛО.

П Р О В Е Р Ь С Е Б Я В В А

http://s53.radikal.ru/i139/0903/e4/c84f40564acf.jpg http://s56.radikal.ru/i153/0903/04/f835f525e070.jpg http://www.hitz.ru/data/media/25/hitz.ru_32.gif http://www.plantarium.ru/dat/img/857_f458a96b.jpg http://www.fotoplex.ru/photos/dwi63/Schatura/i-134125.jpg http://ekater-us.narod.ru/gibiskus.gif http://greenhome.org.ua/wp-content/uploads/2008/11/calathea4.jpg http://cveti.ucoz.ua/cveti442.jpg http://www.kleo.ru/img/items/fengshui_4.jpg Презентацию подготовила Катаргина Ольга Николаевна


Урок по предмету «Мир вокруг нас»

1 класс.

Тема: «Как живут растения»

Урок - исследования

    Цель: познакомить с условиями, необходимыми для жизни растений.

Создать условия для решения задач:

образовательные:

- ознакомления с жизненным циклом растений, с условиями необходимыми для жизни растений .

Формировать познавательную активность учащихся.

- развивающие:

Способствовать развитию умений наблюдать, анализировать, обобщать рассуждать, логически мыслить.

Способствовать развитию коммуникативных навыков, умению работать в группах;

воспитательные:

Содействовать воспитанию чувства любви и заботы ко всему живому.

Технологии: ИКТ, педагогическое сотрудничество.

Оборудование: мультимедийный аппарат, карточки для работы в группах, баночки, семена растений для проведения опыта.

Структура урока.

Этап.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

I .Организационный момент.

II Актуализация знаний. Введение в тему.

Слайд № 1.

Слайд № 2

III . Сообщение темы.

Слайд№3

IV . Повторение изученного.

Слайд № 4,5,6

Обобщение

Физминутка.

Слайд № 11.

Физминутка

Слайд № 7.

Воспитательный момент.

Слайд № 12.

Слайд № 8

Слайд №9

VI. Рефлексия.

Слайд №10

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок
Наши ушки на макушке
Глазки широко открыты
Слушаем, запоминаем
Ни минуты не теряем.

Сегодня у нас необычный урок. А почему вы поймете сейчас. Ребята, к нам в школу пришло письмо с просьбой о помощи. Обращается к нам король из далёкой сказочной страны Растиндии. Вот послушайте, что у них случилось. В некотором царстве в некотором государстве жили король с королевой, и родилась у них маленькая принцесса. Всё было бы хорошо, но принцесса всё время спала. Шли годы, а маленькая принцесса не росла и не просыпалась. И тогда король крикнул клич во все концы света. Чтобы собирались самые лучшее няньки и разбудили маленькую девочку. И вот одна нянька пришла и не с чем ушла, и вторая не смогла разбудить, да и третья как не старалась, ничего у неё не получилось. Совсем отчаялся король. Однажды мимо королевства пролетала фея, она и подсказала королю, что тот сможет разбудить принцессу кто загадку отгадает.А загадка сложной была.

И тогда король решил написать письмо в школу. Ведь именно здесь находятся маленькие дети, которые могут отгадать любую загадку.

Может, сможем мы с вами отгадать загадку?

Спит волшебным сном малютка

Разбудить её не шутка!

Трое нянечек хотели разбудить ёе в постели.

Сколько порознь ходили,-

Только зря: не разбудили,-

А втроём его коснулись-,

Вмиг глаза его проснулись.

А здесь и приписка есть.

Чтоб принцессу разбудить сложный путь вам придётся пройти.

Ну что не побоимся, отправимся?

А вот и карта давайте посмотрим, как же нам двигаться.

Что мы видим в этом неизвестном мире?

Как назвать, одним словом эти организмы?

Растения бывают разные. А какие группы растений вы уже изучили?

Найдите главные отличительные признаки растений.

А что общего у всех этих растений?

Составьте части растений.

Какой части не хватает? А может она и вовсе не нужна растению? Докажите что та часть, которая отсутствует, она необходима.

Ребята получается, что растение питается, размножается, умирает?

А какие организмы могут дышать, жить, погибать?

Значит растения – это живые организмы.

Танец

Смотрите на карте указано опытное поле.

Само слово опытное поле говорит о том, что здесь опыты проводят. А не то ли это место, где мы ставили свои опыты. Неделю назад мы поставили четыре баночки. Каждая группа закладывала семена. Что вы делали, расскажите?

Вам, наверное, не терпится заглянуть в них и увидеть, что же там происходит? И вот мы, наконец, дождались результата.

А что нужно для того, чтобы растение начало свою жизнь?

Растение- это живой организм, что ещё нужно живым организмам, чтобы существовать?

Живые организмы дышат, а значит для развития растения нужен воздух.

Как росло наше растение?

А может растение развиваться дальше? Почему? А помните мои семена? Я их раньше поставила в баночку и те, у которых была вода и тепло они проросли, и жалко мне стало их. Решила посадить и посмотрите, что у меня получилось? Теперь наша фасолинка будет жить с нами в классе, дальше расти, а мы с вами будем наблюдать за ней. А если мы будем просто наблюдать, будет, ли она дальше расти.

Правильно надо ухаживать за ней, ведь не смотря на, что она живая, она не может за собой ухаживать. Как вы будете ухаживать?

А чем растения может отблагодарить человека за его помощь?

Отгадай загадку и получишь отгадку.

Спит волшебным сном малютка

Разбудить её не шутка!

нянечек хотели разбудить его в постели.

Сколько порознь ходили,-

Только зря: не разбудили,-

Вчетвером его коснулись-,

Вмиг глаза его проснулись.

Так что нужно, чтобы растение могло прорасти и дальше развиваться?

Барометр настроения”

Итак, ребята, что интересного было для вас сегодня на занятии? Что не понравилось? Что бы вы хотели узнать еще о растениях? Ваши пожелания!

Предлагаю вам выбрать лицо человечка, которое отразит, с каким настроением вы уходите с сегодняшнего урока.

1. Если занятие понравилось – улыбающееся.
2. Не очень понравилось – с прямым ртом.
3. Не понравилось – грустное.

Много мы узнали нового и доброе дело сделали, помощь оказали. А что там за последний красный фонарик?

И я вам говорю: «Всем спасибо за работу!»

Пробуют отгадать загадку.

Ответы детей

Работа в группах.

Работа в группах. Каждая группа рассказывает о своём опыте

Делают выводы.

Класс: 1

Цель урока:

  • дать учащимся представление о развитии растения из семени, проследить цикл жизни растений, познакомить c условиями жизни растений, с насекомыми-опылителями, показать связь растений и животных в распространении семян,
  • учить правильно ухаживать за комнатными растениями,
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: учебники А.А.Плешакова "Мир вокруг нас", рабочие тетради к учебнику 1 класса "Мир вокруг нас", на доске изображение солнца, круги, вырезанные из цветной бумаги, мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Ход урока

I. Организационное начало урока.

Сегодня на уроке понадобится ваше внимание, помощь и поддержка. Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова: "Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился большой сверкающий голубой шар. Это Земля. Жизнь начинается: Мир ослепительно переливается. И так важно, чтобы это продолжалось вечно". <Приложение 1>

Итак, жизнь продолжается, урок начинается.

II. Сообщение темы урока.

Растения - важная часть природы. Они превращают солнечный свет в пищу. Без растений не существовало бы животных. Они представляют пищу и кров многим животным. А вот сегодня мы узнаем "Как живут растения?". <Приложение2>

III. Работа по теме урока.

Наблюдение за жизнью растений весной.

Мы сейчас совершим путешествие во времена года и понаблюдаем за растениями в разные периоды их жизни. А вот с какого времени мы начнём путешествие вы догадаетесь сейчас сами.

Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт.

О каком времени года идёт речь в этой загадке? (О весне)

Весна - удивительное время года. <Приложение 3>

(Ученик читает стихотворение)

Тает снег, журчит ручей,
Солнце пригревает.
И уже среди берёз
Подснежник расцветает.

Отгадайте загадку Мудрой Черепахи.

Зеленеет даль полей,
Запевает соловей,
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первый летят.
Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это? : (май)

Весной все растения просыпаются от долгого зимнего сна. <Приложение 4> Природа пробуждается, оживает. Весной на сады словно опускаются белорозовые облака - столько цветов на яблонях и вишнях. Каждое дерево тихонько гудит от множества насекомых. Но проходит время, и там, где были цветы, появляются румяные яблоки, сочные плоды.

Почему так происходит?

Конечно участвовали в создании этого изобилия пчёлы, шмели и другие насекомые.

На цветке сидит цветок
Пьёт цветочный сладкий сок.
- Этот цветочный сладкий сок - нектар.
Он оделся в мех нарядный,
Рукавицы не забыл.
Так как день стоял прохладный,
А полёт далёким был.

Насекомые, великие труженики. Для сбора 1 кг мёда пчеле нужно налетать 300 000 км и посетить 19 000 000 цветов.

Мы любуемся цветами, радуемся им. Всё это верно.

А как вы думаете, для чего на растениях образуются красивые цветы? (ответы детей)

Однако цветут они вовсе не для людей. Яркие краски, аромат необходимы цветам, чтобы привлекать к себе насекомых.

Восхищаться красотой цветов можем только мы, люди. А насекомым важны лишь окраска, форма цветка и запах.

Ведь цветы не просто приманивают, они ещё и кормят одних насекомых - соком - нектаром, других - пыльцой, третьих - и тем и другим. Пыльца и нектар - любимая пища насекомых.

Насекомые никогда не перепутают цветы. Летят только к тем, в которых для них пища подходящая и добыть её можно.

2. Физкультминутка.

Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре -
Полетели, закружились.

3. Наблюдение за жизнью растений летом. <Приложение 5>

Лето красное настало, (Слайд 1)
На полях цветы растут,
Ягоды, грибы ребята
Из лесу домой несут.
В речке плавают весь день,
Не спасает даже тень.

А что же происходит с растениями летом? (ответы детей)

Летом растения продолжают расти и цвести. Так, например, липа цветёт в июле. На Украине июль так и называют - липень. На улицах, аллеях, в парках и садах издавна растут эти красивые, душистые деревья. Липа - самое городское дерево. (Слайд 2)

Всего 10-12 дней цветёт липа. Пчёлы так торопятся успеть запасти сладкую дань дерева, что иногда собирают её даже по ночам!

Но пора цветения у каждого растения когда-то заканчивается. Что же происходит с растением после этого? (ответы детей)

К концу лета у растений на месте цветов образуются плоды с семенами.

Муравьишка Вопросик не может догадаться о ком здесь идёт речь:

Выпускает он листы
Широченной широты.
Держатся на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких:
Если их не обойдёшь -
На себе их все найдёшь.
(репей) (Слайд 3)

4. Размножение растений.

Каждое растение размножается по-своему.

Назовите известные вам способы распространения семян растений.

А вот у репейника плодики крючками цепляются за шерсть зверей, за одежду человека и едут на них, пока не упадут. Человек и животные - транспорт лопуха.

Декламирование учащимися хором:

Под забором у края степей
Сладко спал одинокий репей.
Спал и видел прекрасные сны.
Как он вцепится в чьи-то штаны,
В волчий хвост или в заячью грудь
И в далёкий отправится путь.

Почему репейник так любит путешествовать? Чтобы репейникам-малышам не погибнуть, семена и отправляются в путь. И на козах, и на лошадях ездят репейники. Вот для чего репейнику колючки - цеплючки.

Заимствуя у природы.

Растения помогают людям выдумывать новое. Многие полезные приспособления в строительстве, на транспорте и в других областях нашей жизни человек подглядел у природы. Лопух стал прообразом застёжки на липучке. (Показ).

Народная примета.

Шишки репейника перед дождём расправляют колючки.

Репейниками в народе называют и лопух, и чертополох и некоторые другие растения, которые странствуют бесплатными пассажирами.

Когда про человека говорят "прилип как репей"? (Назойливый)

Хорошо это или плохо?

О каком растении идёт речь?

Когда идёшь тропинкою.
Куда ни глянь, в полях
Белеют чудо - шарики
На стройных лепестках.
Летят пушинки чистые
За луг, за сад, за лес,
И к нам парашютистами
Спускаются с небес.
(Одуванчик). (Слайд 4)

Почему одуванчику надо быть большим, заметным, ярким, а теперь, когда созрел, лёгким, почти прозрачным. (Чтобы ветер унёс его деток и разбросал по земле).

5. "Научно-исследовательская лаборатория". Работа в группах. <Приложение 6>

А теперь посмотрим, как приспособились к жизни семена других растений. Для этого нам нужно поработать в научно - исследовательской лаборатории.

(Каждой группе детей раздаются различные семена растений - подсолнечника, гороха, фасоли, клёна)

Итак, мы исследуем семя по плану:

Эта детка с какой ветки?

Внешний вид, на что похоже?

Какой формы?

(По истечении некоторого времени каждой группе предоставляется слово. Ученики рассказывают о семенах по плану. Во время рассказа учащихся о размножении клёна даю дополнительные задания)

Словарь - крылатка.

Подберите родственные слова к слову крылатка.

Как вы думаете, почему так назвали?

Заимствуя у природы.

Вертолёт летит, когда вращаются его крылья. Это похоже на то, как движется по ветру крылатка клёна.

Сообщение ведущего лаборанта.

Клён - одно из самых распространённых деревьев наших широколиственных лесов. Весёлый клён любит солнечный свет. Клён сажают для украшения городского парка. Далеко летят семена клёна. Упадёт семечко в удобное место, тут на другой год вырастет тоненький кленок.

А вот о том, как развивается дуб, узнаем из учебника на стр. 50.

6. Работа по учебнику.

С колпачком на голове.
Будто в путь готовый,
Он скрывается в листве
Дуба золотого.

Цветёт дуб, когда у него ещё совсем маленькие листья, и деревья кажутся одетыми в тонкое зелёное кружево.

После цветения сначала разрастается маленькая чашевидная обёртка, а затем и сам жёлудь. В каждом жёлуде одно крупное семя. Жёлуди очень питательны. Возможно, жёлуди были "первым хлебом" населения Европы.

Исследуем это семя:

Внешний вид, цвет, форма.

Скорлупа.

Давайте поможем Муравьишке Вопросику. Он совсем запутался и хочет понять, как всё-таки происходит развитие дуба. <Приложение 7>

(Учащиеся рассказывают об этапах развития растения на примере дуба)

Какой же вывод мы можем сделать о жизни растений? (Растение живое. Оно растёт, приносит потомство. Каждое растение когда-нибудь умирает.)

Чтение вывода в учебнике на стр. 50.

Сообщение ведущего лаборанта.

Жёлуди очень капризны. Они совершенно не выносят высыхания. Стоит им потерять даже небольшую часть воды, как они высыхают.

Жёлуди падают на землю ранней осенью. После этого дуб сбрасывает листья, и они защитным слоем покрывают желуди.

Как вы думаете почему?

(Предохраняют от высыхания; чтобы не поедали животные. Ведь из 1 млн. желудей вырастет лишь 1 деревце).

Дополнительный материал.

А ещё большие и тяжёлые плоды дуба - жёлуди и орехи лещины падают рядом с деревом и ждут, когда "носильщики" перенесут их в другие места. Белки, мыши не заставляют себя долго ждать. Набегут, подхватят жёлуди и орехи и разнесут по своим норам и дуплам. Стоит потрудиться: ведь жёлуди и орехи платят за путешествие вкусной пищей и хорошими запасами на зиму. Некоторые из забытых и потерянных запасов прорастут весной ростками новых деревьев и кустарников.

Под землёй он будет спать
В непогодь и стужу.
А когда-нибудь опять
Выбьется наружу.

Пусть растёт он до небес
С каждым годом выше.
Пусть раскинет свой навес
Многоскатной крыши.

И березе, и липе, и ёлке ветер тоже помогает - крутятся их летучие семена, словно вертолётики, и улетают далеко - далеко.

Подхваченные ветром, как планеры, летят семена, поднимаясь высоко в небо. Перелетают через деревья, дома, реки. Бывает сплошным слоем покрывают они дорожки, улицы, скамейки, воду: Куда только не заносит их! Но вот семена отлетались, успокоились и залегли спать на зиму. Весной им опять предстоит большая работа - растить новое дерево.

7. Наблюдение за жизнью растений осенью. <Приложение 8>

Раскрашены листья в осенний наряд.
Как золото, ярко на солнце горят.
Рябина горит, полыхает огнём
И ягоды спелые нам отдаёт.

Жёлтый цвет - символ осени. С жёлтых листьев деревьев начинается её время. Солнечный наряд садов, парков и лесов дал ей название.

Как вы думаете, что это за название? (золотая).

Зачем деревьям сбрасывать такой великолепный наряд? Стояли бы себе да стояли до самой весны с листьями. (Предположения детей)

Нельзя растениям на зиму оставаться с листьями. Если ляжет, налипнет снег на листву, то ветви деревьев не выдержат его тяжести и обломятся. Иногда такое случается, если снег на много раньше времени выпадает. Вот деревья листву и сбрасывают.

Кроме того, дерево, предусмотрительно все ненужные для себя вещества выводит в листву. Потом, будто пробкой, затыкается черешок листа омертвевшими клетками. И с первым же порывом ветра листья отламываются и падают.

Сообщение лаборанта.

Раньше всех теряют листья липа, берёза и вяз. Уже в конце ранней осени у них начинается листопад. С первыми заморозками осыпаются листья осины, затем - клёна. Только ель и сосна стоят зелёные. Их листочкам - хвоинкам - морозы не страшны. Каждая хвоинка, как шубой, покрылась восковым налётом.

Отгадывание кроссворда.

А сейчас проверим, какие вы сообразительные. Давайте все вместе отгадаем кроссворд.

Лежало на свету,
Бросилось в темноту,
Да и там покоя нет:
Как бы выбраться на свет. (сем я)

Я румяную Матрёшку
От подруг не оторву,
Подожду, когда Матрёшка
Упадёт сама в траву. (ябло ко)

Рыжий Егорка упал в озёрко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул. (л ист)

Весь в пыли,
Хоть сил немного,
У дороги он торчит.
У него согнулись ноги,
Неприметен он на вид. (подоро жник)

Нам в дождь и в зной
Поможет друг,
Зелёный и хороший -
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек. (д ерево)

С неба солнце золотое
Золотые льёт лучи.
В поле дружною стеною
Золотые усачи. (пшениц а)

Летом - в огороде,
Свежие, зелёные,
А зимою - в бочке,
Крепкие, солёные. (огурцы )

Молодцы!

8. Наблюдение за жизнью растений зимой. <Приложение 10>

В каком времени года мы с вами ещё не побывали?

Правильно, мы ещё не вспомнили о том, как живут растения в зимнее время года.

Что же происходит с растениями с приходом зимы? (Ответы детей из собственных наблюдений)

Как шубой укрывает слой снега землю. Способность снега не пропускать от земли тепло и тем самым создавать как бы естественный парник очень важна для растений. Под снегом не вымерзают травы и посевы. Плохо им, когда долго не ложится снежный покров.

Приготовили и деревья себе шубы. Всё лето каждый год откладывают деревья под кожицей ствола и веток пористую пробковую ткань - мёртвую прослойку. Пробка эта замечательна тем, что не пропускает ни воду, ни воздух. Воздух застаивается в её порах и не выпускает тепло из живого тела дерева. Чем старше дерево, тем толще пробковый слой. Поэтому старые деревья легче переносят холод, чем молодые и тонкие.

А вот комнатным растениям хорошо в любое время года!

Зачем поливают комнатные растения?

Почему комнатные растения стоят близко к окну?

Для чего девочка протирает листья растений?

Почему растение погибло на следующем рисунке?

Как вы думаете, при каких же условиях комнатные растения будут хорошо расти? (ответы детей)

Конечно, каждое растение нуждается в солнечном свете, тепле и питании, т.е. воде.

10. Работа в тетрадях. (с. 21)

Выполним задание №2 в тетради.

Какой вариант рисунка вы выбрали? Почему? (На втором рисунке правильный полив, т.к. лейка расположена близко к горшку, вода не разбрызгивается, земля не размывается струёй воды.)

Итак, наше путешествие заканчивается. Мы с вами вернулись в класс. Посмотрите, как рады нам наши комнатные растения, за которыми вы ухаживаете. А взамен они дарят нам свою красоту, свежий воздух. А если мы будем смотреть на их зелёную листву в течение нескольких минут, то и наши глаза смогут отдохнуть, потому что зелёный цвет успокаивает.

Давайте попробуем сделать это. (Дети рассматривают зелёную листву в течение нескольких минут под спокойную музыку.)

IV. Рефлексия.

У вас на партах лежат круги. Изобразите на них своё настроение. А теперь каждый кружочек прикрепим на наше солнышко, которое висит на доске. Вот с каким настроением мы заканчиваем наш урок. Я думаю, что радость, доброта и улыбка всегда помогут человеку.

V. Подведение итогов.

Что нового для себя вы сегодня узнали из нашего путешествия?

О чём сможете рассказать дома родителям?

Докажите, что растения живые. (Они растут, размножаются, умирают.)

Что необходимо растениям для жизни?

VI. Творческое задание.

В тетрадях на с. 21 дома вы сможете выполнить интересное задание. Дома каждый из вас снова может побыть исследователем и ответить на вопрос: Как из зёрнышка появляется колосок?

Конспект урока по окружающему миру

по теме: « Как живут растения?»

Тип урока: изучение нового материала

Форма поведения: урок-исследование

Оборудование для учителя: мультимедийная презентация

Оборудование для учащихс я: учебник «Окружающий мир»

А.А. Плешаков 1 класс, рабочая тетрадь « Окружающий мир», 1 класс, А.А. Плешаков

Цель: знакомство с условиями жизни растений, расширение представлений о жизни и росте растений;

Личностные УУД:

1) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

3) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

4) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

5) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД:

    Организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

    Определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя;

    отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Познавательные УУД:

    Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;

    Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике;

    Сравнивать предметы, находить общее и различия;

Коммуникативные УУД:

    Участвовать в диалоге на уроке;

    Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

    Слушать и понимать речь других;

    Участвовать в паре

Предметные УУД:

1) Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

2) наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях;

3) прослеживать по рисунку-схеме этапы жизни растения;

4) формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений.

Ход урока:

    Организационный момент

Спал цветок и вдруг проснулся (руки через верх в стороны)

Больше спать не захотел (наклоны в стороны)

Шевельнулся, потянулся (потягивание)

Песню солнышку запел (повороты)

Ребята, посмотрите у нас на уроке присутствуют гости, они будут наблюдать как вы работаете, поэтому давайте покажем все чему научились уже за это время. Для работы на уроке вам потребуются учебник, рабочая тетрадь, карандаши, проверьте все ли на месте. Улыбнитесь друг другу, и с хорошим настроением начнем работу.

    Повторение изученного

О чем говорили на прошлом уроке?

Что узнали о снеге и льде?

Чем похожи снег и лед?

Чем различаются?

А какую роль в жизни растений играет снег? Какую пользу приносит растениям?

    Самоопределение к деятельности

Для того чтобы определить тему нашего сегодняшнего урока, поиграем в игру « Третий лишний».

    Лотос, орел, сова

    Лиса, голубика, белка

    Бабочка, жук, сосна

Посмотрите, какие картинки мы исключили. Что между ними общего?

Как назвать эти предметы одним словом?

Что вы уже знаете о растениях?

А как вы считаете, растения живые существа?

Тогда как и всем живым существам им что-то нужно для жизни?

    Сообщение темы

Тема сегодняшнего урока « Как живут растения?»

Какие задачи поставим перед собой?

    Работа по теме урока

У всех растений есть одинаковые части, одной из которых является плод с семенами. Так вот на прошлой недели мы в классе открыли научную лабораторию, и в течение недели вы были учеными –исследователями, и закладывали опыты с семенами фасоли, чтобы узнать что же необходимо для жизни растений?

Выслушаем научного руководителя первой группы:

(мы взяли два стакана, поместили в них семена фасоли. В один налили немного воды, а во втором оставили семена сухими. Через несколько дней смоченные семена проросли.)

Вода. (карточку на доску)

Выслушаем научного руководителя второй группы:

(мы взяли два стакана с семенами фасоли. В одном стакане семена лишь смочили водой, а другой полностью заполнили водой, тем самым исключили доступ воздуха к семенам. Через несколько дней смоченные водой семена проросли, а во втором стакане семена испортились)

Так что же необходимо для жизни растений?

Воздух (карточку на доску)

Выслушаем научного руководителя третьей группы:

(Мы взяли два стакана с семенами фасоли, в оба стакана налили немного воды, но один оставили в тепле, а другой поместили в холодное место. Через несколько дней семена в тепле проросли, а в холоде остались без изменений)

Так что же необходимо для жизни растений?

Тепло (карточку на доску)

Какие же условия необходимы для жизни растений?

    Первичное закрепление

Откройте учебник на стр. 71-ой, рассмотрите рисунки.

Какие комнатные растения изображены? (герань, бегония, фикус)

Зачем девочка поливает комнатные растения? (для растений нужна вода, без нее они погибнут).

А вы заметили, какой водой мы поливаем в классе растения?

Почему растения ставят близко к окну? (им нужен свет).

Так значит еще одним условием является свет (карточку на доску)

Что делает девочка на рисунке 3? Почему?

(стирает пыль, т.к. она мешает дышать растениям)

А все ли комнатные растения можно протирать салфетками?

А еще можно опрыскивать растения из распылителя, особенно те которые любят высокую влажность воздуха.

А что произошло с растением на рис. 4?

Почему? (комнатные растения попали к нам из жарких стран, холодный воздух может быть для них смертельным.

Посмотрите, кроме воды, воздуха, тепла и света, что еще нужно растениям, чтобы они росли им было комфортно? Конечно же забота и уход. (карточку на доску)

    Физминутка

Я из крошки-бочки вылез (поднять руки вверх)

Корешки пустил и вырос (движение руками внизу, показать рост)

Стал высок я и могуч (показать силу)

Не боюсь ни гроз, ни туч (движение руками в стороны)

А о чем говориться в физминутке?

Что же такое желудь?

Это плод дуба, в котором спрятано семя.

Демонстрация разрезанного желудя. Посмотрите, у вас на партах лежат плоды дуба, сверху он покрыт корочкой, а внутри находится семя.

А если семечко попадает в землю, в которой есть все условия жизни, то из него обязательно прорастет росток и при благоприятных условиях вырастет молодой дубок.

Рассмотрите на стр. 70 этапы жизни дуба. Расскажите друг другу, как из желудя начинается жизнь дуба (работа в парах, коллективное обсуждение)

Так какие этапы проходят все растения, которые размножаются семенами?

(семечко, росток, листики, растение)

    Рефлексия

У вас на столах карточки с этапами жизни растений, расположите их в нужном порядке и проверьте друг друга.

Так что же нужно для благоприятного роста растений?

Все правила, о которых мы говорили на уроке, я поместила в памятку, которая лежит у вас на столах. Возьмите её с собой, дома с родителями поделитесь знаниями по уходу за растениями и узнайте у них новую информацию по уходу за растениями.

А сейчас давайте оценим ваши достижения на уроке с помощью смайликов.

Спасибо за работу на уроке!