Живопись Великого Новгорода была такой же ясной и лаконичной, как и новгородское зодчество.
Основным видом живописи была иконопись . В XIII в. иконопись играла ведущую роль в новгородском искусстве.
Из самых ранних новгородских икон, дошедших до нас, есть и настоящие шедевры мировой живописи. Например, «Ангел Златые власы».
Архангел Гавриил («Ангел Златые власы»). 2-я пол. XII в. Дерево, темпера. 48.8 × 39 см. Русский музей (Санкт-Петербург)
Волосы ангела выполнены в технике «асиста» сусальным золотом, отчего эта икона и получила такое название. Вдоль волос проложены тонкие золотые полоски. Золото символизирует на иконе неземное, божественное начало. Образ иконы чист и прост. В нём ещё чувствуется византийский стиль. Но печаль в бездонных глазах Ангела, его красота и загадочность уже отражают глубину русской души. В этом лике сочетаются одновременно и человечность, и высокая духовность.
Это храмовая икона Юрьева монастыря . В настоящее время находится в собрании Государственной Третьяковской галереи.
Святой Георгий (ок. 1130). Дерево, паволока, левкас; яичная темпера. 230 × 142 см. Третьяковская галерея (Москва)
В Византии с X в. распространилось изображение святого Георгия в образе воина, а не молодого мученика. Он изображён в полный рост с княжеским венцом на голове. Фон иконы золотой. Правая его рука прижата к груди, в ней находится копьё, а левая рука опущена и держит меч в ножнах. За спиной св. Георгия виден щит круглой формы.
Икона неоднократно поновлялась.
Устюжское Благовещение (20-30-е годы XII в.). Доска, темпера. 238 × 168 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
В середине XVI в. эта икона была перенесена в Москву царём Иваном Грозным из Георгиевского собора новгородского Юрьева монастыря. Название иконы не подтверждено документально, существуют лишь предположения и легенды.
Икона написана на липовой доске темперой. Дева Мария изображена со входящим в Её лоно младенцем Иисусом. Мария в красном мафории (верхняя одежда) и темно-синем хитоне (нижняя одежда, подобие рубашки). Она стоит перед престолом. Лицо Богородицы изображено без ярко выраженных чувств, что характерно для иконы и символизирует смирение перед волей Бога. Она слегка наклонилась в строну архангела Гавриила, который принёс Ей эту весть. В её левой руке моток красной пряжи (прясло на изображении не сохранилось). Правая рука Богородицы образует подобие благословляющего жеста, которым она прикасается к нимбу младенца Христа.
Богомладенец изображён в полный рост, его фигура как бы просвечивается сквозь одеяние Марии. Правая рука младенца сложена в благословляющем жесте, левая опущена вниз. Тело младенца покрыто только набедренной повязкой, намекающей на предстоящее Распятие Христово.
На этой иконе Гавриил также изображён с золотыми волосами. Он обращается к Марии.
В верхней части иконы изображён Ветхий денми, восседающий на херувимах и восславляемый серафимами. Ве́тхий де́нми
– образ из книги пророка Даниила. В иконописи это символическое иконографическое изображение Иисуса Христа или Бога Отца в образе седовласого старца.
Спас Нерукотворный (новгородская икона XII в.). Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Источником данной иконографии служат несколько преданий, каждое из которых сообщает о нерукотворном происхождении образа. Приведём здесь западные варианты предания. Согласно нему, благочестивая еврейка Вероника, сопровождавшая Христа в Его крестном пути на Голгофу, подала Ему льняной платок, чтобы Христос мог отереть с лица кровь и пот. Лик Иисуса запечатлелся на платке. Реликвия, именуемая «плат Вероники», хранится в соборе св. Петра в Риме. На платке, на просвет видно изображение лица Иисуса Христа. Попытки исследовать изображение установили, что изображение было нанесено не краской и не какими-либо известными органическими материалами. В данное время учёные намерены продолжать исследования.
Нерукотворный образ Спасителя связывают и с другой известной общехристианской реликвией – Туринской плащаницей. Плащаница представляет собой 4-метровое льняное полотно, в которое Иосиф из Аримафеи завернул тело Иисуса Христа после его крестных страданий и смерти. На полотне запечатлен лик Христа. В настоящее время Плащаница хранится в соборе Святого Иоанна Крестителя в Турине.
Изображение лика Христа на Плащанице (негатив)
Облачное Успение (конец XII-начало XIII вв.). Дерево, паволока, левкас; яичная темпера. 155 × 128 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Икона из новгородского Десятинного монастыря. Была раскрыта (избавлена от более поздних наслоений) в Третьяковской галерее в 1935 г. искусствоведом И. И. Сусловым. Икона хорошо сохранилась. Написана на липовой доске.
В верхней части иконы «Успение Богородицы» изображён архангел Михаил, возносящий в рай душу Богоматери. Ниже – четыре ангела, принимающих душу Богоматери от Иисуса Христа. В верхней части иконы, по сторонам от смертного одра Девы Марии, изображены апостолы, прилетевшие на облаках проститься с Богородицей.
Сцена прощания апостолов с Богородицей представлена в традиционной иконографии. Скорбящие 12 апостолов изображены по сторонам от погребального одра в два ряда. Перед ложем – красные туфли Девы Марии, за ложем – две свечи.
Самым ранним памятником новгородской монументальной живописи является фрагмент росписи, сохранившийся в южной галерее собора св. Софии в Новгороде (построен между 1045 и 1050 гг.). Расписывать его начали в 1108 г., а до этого были только отдельные изображения святых. К их числу относится и фрагмент южной галереи, на котором изображены святые Константин и Елена в рост. Считается, что это изображение должно было стать основой для мозаики, т. к. выполнено сильно разбавленными красками.
В 1108 г. Софийский собор начали украшать фресками. До нас дошли только семь фигур пророков в барабане, фигуры святых Анатолия, Карпа, Поликарпа Смирнского и патриарха константинопольского Германа в световых проемах над проходами из главной апсиды в боковые. Под новым полом были найдены фрагменты фресок, сбитых со стен при варварской реставрации 1893 г.
Фрагменты фресок княжеского дворцового Николо-Дворищенского собора , возведенного в 1113 году, относятся ко второму десятилетию XII века. Этот собор – один из древнейших новгородских храмов. По возрасту уступает лишь Софийскому собору. Был заложен в 1113 г. на территории Ярославова Дворища князем Мстиславом Владимировичем.
Лазарь четверодневный. Фреска в алтаре Николо-Дворищенского собора в Великом Новгороде (XII в.)
В первые годы своего основания собор был расписан фресками. Но сохранились лишь небольшие фрагменты: сцены «Страшного суда» на западной стене, три святителя в центральной апсиде и «Иов на гноище» на юго-западной стене – фреска с изображением страданий Иова Многострадального. Его жена, чтобы не заразиться, кормила его с палки.
Фреска Николо-Дворищенского собора (XII в.). Фрагмент композиции «Иов на гноище» (жена Иова)
Специалисты считают, что стройная пропорциональная фигура жены Иова с тонким строгим лицом восходит к киевским традициям. Возможно, это работа заезжего киевского мастера.
Преподобный Антоний в 1117 г. построил в своем монастыре каменный собор Рождества Богородицы, он был расписан фресками. Роспись собора была выполнена в 1125 г.
Фреска Антониева монастыря «Дьякон»
В XX в. было расчищено много фресок: фигуры и головы святых, медальоны с полуфигурами святителей, остатки «Сретения» в жертвеннике, две сцены из житийного цикла Иоанна Крестителя, фрагменты «Поклонения волхвов» и «Успения» на стенах. Фрески повреждены.
Недавно расчистили фрески башни Георгиевского собора Юрьева монастыря (XII в.), которые тоже сильно повреждены.
В ближайших окрестностях Великого Новгорода, рядом с дорогой в Юрьев монастырь, находится церковь Благове́щения в Аркажа́х.
Церковь построена в 1179 г. Фрески этой церкви – самые ранние в Новгородской живописи. Долгое время они были скрыты под побелкой и записями, в 1930 г. их начали раскрывать. Эту работу продолжили в 1966-1969 гг. На фресках изображены сцены из жизни Иоанна Крестителя и фигуры святых, Богородичный цикл и др.
Святители
Христос во славе изображён посреди приближающихся к нему с обеих сторон святителей, которые держат развернутые свитки. Аркажские фрески имеют сходство с романскими, но написаны в широкой манере, свойственной новгородцам.
Общие сведения
До сих пор не совсем ясны истоки, с которых началось развитие Новгородского княжества. Древнейшие упоминания о главном городе региона относятся к 859-му году. Однако предполагается, что в то время летописцы не использовали погодные записи (они появились к 10-11 веку), а собирали те легенды, которые были наиболее популярны в народе. После того как Русь переняла византийскую традицию составления сказаний, авторы должны были составлять рассказы, самостоятельно прикидывая даты, до начала погодных записей. Разумеется, такое датирование далеко неточно, поэтому доверять ему полностью не следует.
Каким был этот регион в древности? Новгород обозначает "новый город". Городом в Древней Руси называли укрепленные поселения, окруженные стенами. Археологами было найдено три поселения, находившихся на территории, которую занимало Новгородское княжество. Географическое положение этих районов указано в одной из летописей. Согласно сведениям, область находилась на левом берегу Волхова (там, где сейчас расположен Кремль).
С течением времени поселения объединились в одно. Жители соорудили общую крепость. Она и получила название Новгорода. Исследователем Носовым была развита уже существовавшая точка зрения о том, что историческим предшественником нового города было Городище. Оно располагалось несколько выше, недалеко от истоков Волхова. Судя по летописям, Городище являлось укрепленным поселением. В нем пребывали князья Новгородского княжества и их наместники. Местные краеведы даже высказывали достаточно смелое предположение, что в резиденции жил и сам Рюрик. Учитывая все это, можно вполне утверждать, что от этого поселения и пошло Новгородское княжество. Географическое положение Городища можно считать дополнительным аргументом. Оно стояло на балтийско-волжском пути и считалось в то время достаточно крупным торгово-ремесленным и военно-административным пунктом.
В первые столетия своего существования поселение было небольшое (по меркам современности). Новгород был полностью деревянным. Он располагался по двум сторонам реки, что было достаточно уникальным явлением, поскольку обычно поселения находились на холме и на одном берегу. Первые жители сооружали свои дома неподалеку от воды, но не вплотную к ней, из-за довольно частых наводнений. Улицы города строились перпендикулярно Волхову. Чуть позже их соединили "пробойными" переулками, которые шли параллельно реке. С левого берега возвышались стены Кремля. В то время он был намного меньше, чем тот, что стоит в Новгороде сейчас. На другом берегу в Словенском поселке располагались усадьбы и княжеский двор.
Новгородское княжество упоминается в записях достаточно мало. Однако эти немногочисленные сведения имеют особую ценность. В летописи, датированной 882-м годом, рассказано о походе князя Олега на Киев из Новгорода. В результате объединились два восточнославянских крупных племени: полян и ильменских славян. Именно с того времени и начинается история Древнерусского государства. Записи 912-го года говорят о том, что Новгородское княжество платило скандинавам в год по 300 гривен за поддержание мира.
Новгородское княжество упоминается и в византийских летописях. Так, например, император Константин VII писал о руссах в 10-м веке. В скандинавских сагах также фигурирует Новгородское княжество. Самые ранние сказания появились со времен правления сыновей Святослава. После его смерти между двумя его сыновьями Олегом и Ярополком разгорелась борьба за власть. В 977-м году произошла битва. В результате нее Ярополк разгромил войска Олега и стал великим князем, посадив в Новгороде своих посадников. Был еще третий брат. Но опасаясь быть убитым, Владимир бежал в Скандинавию. Однако его отсутствие было сравнительно недолгим. В 980-м году он вернулся в Новгородское княжество с наемными варягами. Тогда он разгромил посадников и двинулся на Киев. Там Владимир сверг Ярополка с престола и стал Киевским князем.
Характеристика Новгородского княжества будет неполной, если не говорить о значении веры в жизни народа. В 989 произошло крещение. Сначала оно было в Киеве, а затем и в Новгороде. Власть усилилась за счет христианской религии и ее единобожия. Церковная организация была построена по иерархическому принципу. Она стала мощнейшим инструментом становления русской государственности. В год крещения в Новгород был прислан Иоаким Корсунянин (византийский священник). Но, надо сказать, что христианство не сразу прижилось. Многие жители не спешили расставаться с верой своих предков. Согласно археологическим раскопкам, многие языческие обряды сохранились вплоть до 11-13 столетий. А, например, Масленица празднуется и сегодня. Хотя этому празднику придана несколько христианская окраска.
После того как Владимир стал киевским князем, он отправил в Новгород сына Вышеслава, а после его кончины – Ярослава. С именем последнего связана попытка избавиться от влияния Киева. Так, в 1014-м году Ярослав отказался платить дань. Владимир, узнав об этом, стал собирать дружину, однако в ходе подготовки внезапно умер. На престол взошел Святополк Окаянный. Он убил своих братьев: Святослава Древлянского и причисленных впоследствии к лику святых Глеба и Бориса. Ярослав был в достаточно трудном положении. С одной стороны, он был совершенно не против захватить в Киеве власть. Но с другой – его дружина была недостаточно сильна. Тогда он решил обратиться к новгородцам с речью. Ярослав призывал народ захватить Киев, вернув, таким образом, себе обратно все, что было отобрано в виде дани. Жители согласились, и через некоторое время в битве у Любеча Святополк был на голову разбит и бежал в Польшу.
В 1018-м году вместе с дружиной Болеслава (своего тестя и короля Польского) Святополк возвратился на Русь. В битве они разбили основательно Ярослава (он бежал с четырьмя дружинниками с поля). Он хотел отправиться в Новгород, а затем планировал двинуться в Скандинавию. Но жители не дали ему это сделать. Они порубили все ладьи, собрали деньги и новое войско, дав возможность князю продолжать сражаться. В это время, уверенный в том, что достаточно крепко сидит на престоле, Святополк поссорился с польским королем. Лишенный поддержки, он проиграл битву на Альте. Ярослав после сражения отпустил новгородцев домой, дав им особые грамоты – "Правду" и "Устав". По ним они должны были жить. В течение следующих десятилетий Новгородское княжество также зависело от Киева. Сначала в качестве наместника Ярослав прислал своего сына Илью. Затем он отправил Владимира, который в 1044-м году заложил крепость. В следующем году по его велению было начато строительство нового каменного собора вместо деревянного Софийского (который сгорел). С того времени этот храм символизирует новгородскую духовность.
Он складывался постепенно. В истории выделяется два периода. В первом существовала феодальная республика, где властвовал князь. А во втором - управление принадлежало олигархии. В течение первого периода в Новгородском княжестве существовали все главные органы госвласти. Высшими институтами считались Боярский совет и вече. Исполнительной властью были наделены тысяцкий и княжеский суды, посадник, старосты, волостели и управляющие волостелями. Вече имело особое значение. Оно считалось верховной властью и обладало здесь большей силой, чем в других княжествах. Вече решало вопросы внутри- и внешнеполитического характера, изгоняло или выбирало правителя, посадского и прочих должностных лиц. Оно также являлось высшей судебной инстанцией. Другим органом являлся Совет бояр. В этом органе сосредотачивалась вся городская система управления. В составе Совета присутствовали: именитые бояре, старосты, тысяцкие, посадники, архиепископ и князь. Власть самого правителя была значительно ограничена в функциях и объеме, но при этом, безусловно, занимала ведущее место в органах управления. Сначала кандидатура будущего князя обсуждалась на Совете бояр. После этого он приглашался для подписания договорной грамоты. В ней регламентировался правовой и государственный статус и обязанности властей по отношению к правителю. Князь проживал со своим двором в предместье Новгорода. Правитель не имел права издавать законы, провозглашать войну либо мир. Вместе с посадником князь командовал войском. Имевшиеся ограничения не позволяли правителям закрепляться в городе и ставили их в подконтрольное положение.
Новгород своим могуществом выделялся из городов северо- запада. «Господин великий Новгород» - называли его. Благодаря своему географическому положению, Новгород стал торговым посредником между Западом н Востоком.
Власть князя в Новгороде была ограничена вече, почитавшимся верховным государственным органом. Это была боярская республика, но и голос народа на вече был слышен.
С древности новгородцы славились как строители деревянных храмов, крепостей, дворцов.
В 1045-1050 годах они воздвигли первый каменный собор - Софийский в центре Детинца (новгородского кремля), на берегу Волхова. Его основатель - князь Владимир, сын Ярослава Мудрого. Это пятинефный храм с пятью апсидами на востоке. Он проще и суровее киевской Софии, имеет пять глав (вместо тринадцати). От росписей в храме сохранилась композиция с изображением первого христианского императора Константина и его матери Елены. Рядом с ее головой - надпись «Олепа», что говорит о новгородском происхождении автора фрески.
В начале XII века Новгород превращается в вечевую республику, князей изгоняют из Детинца. Они обосновываются на Городище, где строят монастыри-крепости с храмами, утверждая свой авторитет.
Самый крупный памятник этого времени - Георгиевский собор Юрьева монастыря. В нем сочетались монументальность, эпическая мощь и простота. Непроницаемые степы расчленены мощными лопатками. Собор имеет три асимметрично расположенных купола, к которым как бы устремлено все внутреннее пространство храма.
В живописи начала XII иска существовали два направления: грекофнльское, находящееся иод влиянием Византии (роспись Николо-Дворищенского собора и другие), и направление, испытавшее влияние Западной Европы (фрески собора Рождества Богородицы Антониева монастыря).
Особое значение имели фрески церкви Спа- “ са па Нередице, когда-то единым ковром покрывавшие стены, своды, купол храма. Опп свидетельствуют о том, что в Новгороде сложилась своя школа фрескистов. В куполе - сцепа Вознесения Христа, в апсиде - Богоматерь О ранга с изображенном па груди Христа в круге, а под нею - два ряда святителей. На западной стене изображен Страшный суд, па степах - евангельский рассказ о страстях Христа. Искусство:ло суровое и даже грозное. В образах святых дышит подлинно народная, волевая п мужественная сила.
Высокого уровня достигла иконопись. В иконе «Ангел Златые »ласы» (конец XII в.) еще чувствуется влияние Византин, но «печаль в глазах, такая лучистая и глубокая» (Л. Любимов), отражает уже состояние русской души. Выразительно лпцо Христа в иконе «Спас нерукотворный». Икона «Успение» (первая половина XIII в.) поражает жизненной правдой в изображении горя святых, оплакивающих Марию.
К новгородской школе относится икона «Христос па тропе» (XIII в.), отличающаяся ярким, народным характером живописи, орнаменталыюстыо. В местной, новгородской манере написана п икона «Николай Чудотворец» (\29/\ г.), первое произведение станковой живописи, имеющее подпись художника - Алексей Петров. Лицо у святого округлое, русское, вид добродушный, ласковый.
Свидетельством высокого уровня культуры Новгорода являются берестяные грамоты, сохранившие черты разговорной речи новгородцев, их быта, образа жизни.
Подобным Новгороду торговым п ремесленным центром был Псков, где тоже управляло вече и жизнь отличалась большим демократизмом.
Псков - передний край обороны от ливонских рыцарей, от Литвы. Здесь воздвигаются мощные укрепления. Соборы напоминают крепости. Архитектурные сооружения этого периода: Псковско-Печерский монастырь, Спасо-Преображеискпй собор Мирожского монастыря. В искусстве Пскова сказалось народное начало. В иконописи преобладает не киноварь, как в
новгородских иконах, а зеленый цвет: «Собор Богоматери», «Сошествие во ад» и другие.
Монголо-татарское иго привело к разрушению многих памятников искусства Северо-Восточной Руси, погибли или были увезены в плен мастера. В первой половине XIV века начинается возрождение Руси, объединяются северо-восточные княжества. Центры культуры - Новгород, Псков, в конце XIV века - Москва.
В XIV веке Новгород испытывает подъем культуры. О напряженной философской мысли свидетельствуют еретические учения, явившиеся своеобразным протестом против официальной церкви. Новгородцы совершают путешествия, происходит сближение с южными славянами.
Новые черты появляются в зодчестве. Воздвигаются церкви Федора Стратнлата (1360-е годы) и Спаса Преображения на Ильине (1374 год), для них характерно восьмнскатпое покрытие и одна апсида на востоке. Это одноглавые высокие храмы с нарядным декором. В XV веке особенно выдающиеся сооружения - каменные стены и башни новгородского кремля, епископский дворец, а также здание, получившее затем название Грановитой палаты.
Расцвет монументальной живописи XIV века связан с деятельностью Феофана Грека - художника, пришедшего иа Русь из Византии. В 1378 году он расписал новгородскую церковь Спаса Преображения на Ильине. Сюжеты фресок - традиционные: грозный Христос Пантократор, пророки и праотцы. Феофан был мастером острых индивидуальных характеристик святых, которые наделены суровыми и сильными характерами. Один из самых ярких сюжетов - Троица, рядом с ней - фигуры святых. Здесь н столпники - первые святые отшельники, истязавшие плоть п жившие па столпах; и аскеты, удалившиеся в пустыню. Святые Феофапа - мудрые философы, каким был и сам художник.
Общий красно-коричневый тон, темные контуры, складки одежд, подчас образующие молниеподобные зигзаги, виртуозно брошенные белильные «движки» - «нервная, предельно динамичная живопись, передающая (...) людские страсти, сомнения, раздумья, порывы» (Л. Любимов).
Новгородские иконы XV века - это блестящая страница в истории мировой живописи. Они отмечены яркой самобытностью. Эго, в оспов- ном, изображение популярных в Новгороде святых - пророка Ильи, Параскевы с Анастасией, покровительниц торговли, святого Георгия, поражающего дракона. Св. Георгин раскрывается как борец за победу света над мраком.
Интересна икона «Битва суздальцев с новгородцами», самое раннее в русском искусстве живописное произведение па историческую тему. Композиция трехъярусная, где последовательно разворачивается рассказ о перенесении нкопы из церкви Спаса на Ильине в Детинец, о коварстве суздальцев и победе новгородцев. Красота иконы - в графической четкости, в ритме изображенного, в предельной выразительности ее колорита.
Одна из знаменитых новгородских нкои XV века - «Депсус и молящиеся новгородцы», выполненная по заказу бояр Кузьминых, они и представлены н нижнем ярусе иконы. Эпизоды евангельского сказания изображены в иконе «Рождество Христово» (в центре яркой киноварью написаны Богоматерь с младенцем). Необычна икона «Флор и Лавр», восходящая к славянскому языческому искусству. Драматичен сюжет иконы «Положение во гроб», отличающейся эмоциональным, экспрессивным характером. Припавшая к телу Христа Богоматерь являет образ безутешного страдания. Это традиционный русский плач над усопшим, это материнское горе, так знакомое русским женщинам.
Культура Новгородского княжества.
Студент ИНЭКа
Группа НИН-127
Кириллова Е.С.
Научный руководитель
Феклина О.Б.
Г.Уфа 2013
Введение…………….………………………………………. .............................. .стр.3
Архитектура……….……………………………………… …………….………………………...стр.4
Книжность,образование, грамотность…………………………………………….. …….стр.10
Военная слава Новгорода……………………………………… ……………………………..стр.15
Заключение…………………………………………………… ……………………………стр.18
Введение.
Цель:
Целью реферата является
изучение культуры Новгородского княжества.
Задачи:
В данной работе рассмотрена архитектура
Новгорода.Это Софийский собор построенный
в 1045-1050 годах., Георгиевский собор Юрьева монастыря, Церковь Успения на Волотовом поле и другие. Так же рассмотрена экономическая,
духовная и культурная жизнь новгородцев.
В период раздробленности на Северо-Западе
Руси появилось самостоятельное государственное
образование – Новгородское княжество.
Отличалось это княжество от прочих весьма
оригинальным политическим устройством:
верховная власть принадлежала не князю,
а вечу, поэтому правомерно называть Новгород
республикой, характером экономики: здесь
в наивысшей для Руси того времени степени
были развиты ремесло и торговля, и оригинальной
культурой. Изучение этих особенностей
позволяет объяснить многие проблемы
современности
Но поскольку можно выделить три особенности
Новгородской республики, то и изложение
сведений о Новгороде в основной части
реферата разделяется на три части: государственное
устройство, экономика и культура. Пункт
о географическом положении и предварительные
исторические сведения во введении нужны
для того, чтобы показать, на каком пространстве
и в какое время существовала Новгородская
республика.
Новгород давно стал в нашей историографии одним из популярнейших объектов исторического исследования и продолжает оставаться таким до настоящего времени. Это вполне оправдано общим выдающимся значением его в нашей истории и частными обстоятельствами его исторической, судьбы.
Новгород - один из древнейших русских городов, дата основания которого не зарегистрирована достоверными письменными источниками: они застали город уже существующим. Именно к таким городам, за отсутствием точных о них сведений, пытливая мысль древних летописцев привязывала странствующие международные легенды. Лопата современных археологов должна искать их «дна» на колоссальной глубине культурного слоя, порядка нескольких метров толщины.
Новгород - спутник и свидетель всей нашей истории. Наряду с Киевом, он был центром самостоятельного дофеодального государственного образования на территории Руси. Войдя в Киевское государство, он совершал общий с другими русскими городами путь исторического развития. В период XIII-XIVвв., когда нормальное развитие этих городов было нарушено татарским нашествием, Новгород его продолжал и для известного времени является для нас показателем направления и хода развития русской культуры.
Искусство Новгородской республики
занимало одно из самых видных мест в культуре
средневековой Европы. Великорусское
искусство в значительной степени сформировалась
в Новгородской земле. Новгородская республика
на протяжении длительного времени была
сокровищницей и хранительницей исконной,
самобытной великорусской культуры. «В
истории русского искусства средних веков
(XIII–XV) Новгороду принадлежит первое место.
Здесь сформировался и в наибольшей чистоте
сохранился великорусский тип, вдали от
татарской неволи и крепостного рабства.
Здесь и сейчас фольклористы находят лучшие
песни и былины, старинные костюмы и интереснейшие
памятники деревянного зодчества» {170} .
Своей оригинальностью
новгородская культура отличалась от
культур и Запада, и Востока. «Для
всего мира Новгород - это блистательный
центр мировой культуры, не менее
важный, чем многие города Италии. Это
один из центров Проторенессанса, центр прославленной живописи и архитектуры.
Его значение в том, что он оберегал Русь
не только в военном отношении, но еще
в большей мере в отношении культурном:
от растворения в культурах Востока и
Запада» {171} . Самобытность выделяла новгородскую
культуру и среди культур других русских
земель.
С начала XIV века разгорается борьба
за первенство на Руси между Тверью
и Москвой. «Новгород долго пытался
отстаивать свою независимость от великокняжеской
власти, используя соперничество Твери
и Москвы. Именно поэтому в зодчестве,
как и в живописи, Новгород продолжал идти
своим путем, не только развивая старые
художественные традиции, но и подчеркнуто
противопоставляя свое искусство тем
новым художественным движениям, которые
возникали в искусстве Твери и Москвы» {172} .
* * *
Новгородцы были тонкими
ценителями искусства. Их летописи, в
отличие от других отечественных и зарубежных хроник, изобилуют
сведениями обо всех хоть сколько-нибудь
значимых событиях культурной жизни Великого
Новгорода. «Я не допущу преувеличения, -
писал Д. С. Лихачев, - если скажу, что основным
героем литературных произведений Новгорода
были памятники зодчества и живописи.
Редкое крупное здание в Новгороде не
имело легенды о своем возникновении,
не имело своей истории, зафиксированных
в летописи сведений о себе. А с другой
стороны, редкое произведение новгородской
литературы не было связано с теми или
иными памятниками» {173} .
«Если мы внимательно присмотримся
к новгородской письменности, то увидим,
что вся она пронизана интересом
к искусству… Ни в одной из литератур
других русских областей писатели не выказывают
себя такими знатоками строительного
искусства, техники живописи» {174} .
В новгородской литературе существовал
жанр, посвященный описанию далеких стран.
Авторы так называемых «хождений» всегда
подробно рассказывали о культурных достижениях
других народов. В своих произведениях
новгородцы-путешественники значительное
место уделяли детальному описанию заграничных
памятников искусства. При этом они проявляли
удивительное художественное чутье и
профессиональное знание мастеров.
«Историки литературы многократно
отмечали в литературе Новгорода
ее простоту, деловитость, отсутствие
украшенности, любовь к бытовому просторечию,
трезвый практический ум и здравость понятий.
И действительно, сравнительно с литературами
других областей литература Новгорода
одна из самых простых, как просты и естественны
памятники новгородского зодчества. Однако
за этой внешней непритязательностью
кроется настоящее чувство художников,
ценителей искусства, умельцев и знатоков
своего дела. Это была деловитость художников,
делателей, зодчих, иконописцев, ремесленников,
для которых искусство было делом жизни.
В их подходе к памятникам искусства чувствуется
профессиональная заинтересованность
и настоящее их понимание
Литература.
1. Ключевский В.О. Собрание сочинений.
Курс русской истории.”Мысль”. 1987. С. 74.
2.Вернадский.Россия в средние
века.(с.37)
3. Василий Федорович Андреев 1983. Очерки
истории средневекового Новгорода. Северный
страж Руси.
4,http://fictionbook.ru/ author/mizun_yuriyi_ gavrilovich/haniy_i_knyazya_ zolotaya_orda_i_russkie_ knyajestva/read_online.html? page=3
5. http://www.spsl.nsc.ru/ history/descr/kn02.htm
6. http://www.bibliotekar.ru/ rusNovgStrazh/8.htm
7. Арциховский А. В. Археологичес кое изучение Новгорода
// Труды Новгородской археологической
экспедиции. М., 1956. Т. 1.
8. Гордиенко Э. А. Новгород в XVI веке и его духовная
жизнь. СПб., 2001.
АРХИТЕКТУРА.
Издревле новгородцы
по всей Руси славились как самые
искусные плотники. Новгородские мастера
создали немало архитектурных шедевров
из дерева. Одними из первых на Руси новгородцы освоили
и строительство из камня.История города начинается
в 9 веке со строительства деревянной крепости-кремля,
ставшей впоследствии сердцем Новгородского
княжества. В первоначальном деревянном
варианте крепость была круглой и раза
в два меньше той, которую можно увидеть
сейчас. Уже в 1044 году стены кремля стали
постепенно заменять на каменные, но это
строительство растянулось почти на 4
века. Только в 20-х годах 15 века Новгородский
Кремль-Детинец стал окончательно каменным.
Это старейший из всех кремлей на территории
России, сохранившийся до наших времен.
Внутри него расположились Владычная
палата и двор, резиденция архиепископа
и храмы. Владычная или как ее еще называют
Грановитая палата – единственное строение
15 века в России, которое относится к готическому
стилю. Владычный двор – старейшая часть
Кремля. Первоначально деревянный, он
был обнесен камнем в 12 веке и являл собой
своеобразную крепость внутри крепости.
Новгородская София, подобно киевскому прототипу,
была парадным сооружением, резко выделявшимся
среди окружавших ее деревянных жилищ
горожан. Подчеркнутая монументальность
княжеских парадных построек характерна
для искусства феодального общества. В
этом отношении чрезвычайно выразительна
также организация внутреннего пространства
храма, резко расчлененного на две части
- нижнюю полутемную, как бы подавленную
низкими сводами хор, доступную для всех
горожан, и верхнюю - залитые светом роскошные
полати (хоры), предназначенные только
для князя, его семьи и ближайшего круга
придворных, входивших на полати через
лестничную башню.
Несмотря на близость к киевскому собору, новгородская София существенно отличается от него не только в конструктивных особенностях, но и в своеобразии художественного замысла: она проще, лаконичнее и строже. Проще решена вся композиция масс здания. Сложное завершение киевского собора тринадцатью главами заменено более строгим пятиглавием. Архитектурные формы новгородской Софии монолитнее и несколько статичнее, чем расчлененные динамичные массы Софии киевской, с пирамидальным нарастанием устремленной ввысь архитектурной композиции.
Различен и характер интерьеров обоих соборов: в новгородской Софии намечается некоторый отход от сложного "живописного пространства" Софии киевской. В новгородском соборе больше простоты и больше расчлененности, разобщенности пространственных ячеек здания, значительно строже декор. Отказ от мрамора и шифера, мозаики в пользу фресок делает интерьер новгородской Софии более суровым.
В начале XII века Новгород становится вечевой республикой. Боярство завладевает государственным аппаратом, оттесняя князя на роль наемного военачальника города. Князья переселяются в Городище, возле которого возникает княжеский Юрьев монастырь, а чуть позже - Спасо-Нередицкий.
В течение двенадцатого века князья делают ряд попыток противопоставить потерянной для них Софии новые сооружения. Еще в 1103 году князь Мстислав заложил на Городище церковь Благовещения; часть стен была обнаружена в 1966-1969 гг. раскопками. Судя по остаткам, этот древнейший после Софии храм представлял собой большую парадную постройку. В 1113 г. выстроен пятиглавый храм Николы на Ярославовом дворище, который был княжеским дворцовым храмом. По типу и художественным особенностям Николо-Дворищенский собор является большим городским соборным храмом, что, по-видимому, вызвано нарочитым противопоставлением нового княжеского храма храму Софии.
Георгиевский собор Юрьева монастыря, выстроенный в 1119 году князем Всеволодом, по размерам и строительному мастерству занимает в новгородском зодчестве первое место после Софии. Новгородский князь стремился построить здание, которое могло бы если не затмить собор Софии, то хотя бы конкурировать с ним. Поздняя новгородская летопись сохранила имя русского зодчего, выстроившего собор - "мастер Петр". Георгиевский собор, как и собор Николы на Дворище сохраняет образ большого парадного здания. К его северо-западному углу мастер приставил высокую прямоугольную башню с расположенной внутри лестницей, ведущей на полати собора. Выдающийся русский зодчий достиг в этой постройке исключительной выразительности, доведя до предела лаконичность форм, строгость пропорций и ясность конструктивного замысла. Все это придавало собору характер монолитного целого.
В чрезвычайно напряженной политической обстановке строятся два последних княжеских храма -церковь Ивана на Опоках в 1127 году и церковь Успения на Торгу в 1135 году (заложены князем Всеволодом незадолго до изгнания его из Новгорода). В основе обоих построек - упрощенный план Николо-Дворищенского собора: нет башен, вход на хоры устроен в виде узкой щели в толще западной стены.
После 1135 года крайне неуютно чувствовавшие себя в городе князья не выстроили ни одного здания. Нередко сбегавшие с "новгородского стола", а еще чаще изгоняемые вечевым решением, они не решались на крупное строительство, требовавшее времени и средств.
Только в обстановке вот таких новых политических условий может быть понят последний памятник княжеского строительства в Новгороде - церковь Спаса Нередицы, заложенная в 1198 году князем Ярославом Владимировичем подле новой княжеской резиденции на Городище.
Это кубического типа постройка, почти квадратная в плане, с четырьмя столбами внутри, несущими единственный купол. Узкий щелевидный вход на хор в западной стене. Отнюдь не блещет красотой пропорций - стены ее непомерно толсты, кладка грубовата, хотя еще повторяет старую систему "полосатой" кладки. Кривизна линий, неровность плоскостей, скошенность углов придают этой постройке особую пластичность, отличающую новгородское и псковское зодчество от памятников владимиро-суздальской архитектуры и зодчества ранней Москвы, унаследовавшей владимиро-суздальские традиции.
Во второй половине двенадцатого века в Новгороде складывается новый тип храма. Вместо грандиозных, но немногочисленных сооружений появляются здания небольшие и простые, но строящиеся в большом количестве.
Решительно меняется характер интерьера. Пышные открытые полати - хоры - заменяются закрытыми со всех сторон угловыми камерами на сводах, соединенными между собой небольшим деревянным помостом.
Снаружи масса храма также становится монолитнее и проще. Башни для входа на хоры заменяются узким щелевидным ходом в толще западной стены. Парадная многокупольность, столь характерная для более раннего зодчества с конца двенадцатого века исчезает совершенно. Фасады становятся лаконичнее.
Первая дошедшая до нас постройка нового типа - церковь Благовещения у деревни Арканжи под Новгородом, построенная в 1179 году. Это квадратный четырехстолпный однокупольный храм с тремя полуциркульными апсидами на восточной стороне.
Церковь Петра и Павла на Синичьей горе, выстроенная в 1185-1192 гг., полностью совпадая с выше охарактеризованным типом, имеет одну примечательную особенность: она выстроена из одного кирпича, без рядов камня, причем, лежащие в плоскости фасадов ряды кирпича чередуются с рядами, утопленными в растворе, поверхность которого гладко затерта. Эта особенность характерна для полоцкого зодчества двенадцатого века и объясняется, по-видимому, прямым влиянием полоцкой традиции.
Не стоит забывать и церковь Кирилла в Кирилловском монастыре, полностью разрушенную в годы Второй мировой войны, выстроенную братьями Константином и Дмитром в 1196 году. Летопись сохранила имя зодчего - мастера Корова Яковлевича с Лубяной улицы. Само здание представляет собой ближайшую аналогию церкви Спаса Нередицы.
В церкви Параскевы Пятницы на Торгу, построенной в 1207 году появляются некоторые типовые изменения. К средней полукруглой апсиде примыкали с двух сторон апсиды, имевшие полукруглую форму лишь внутри. Снаружи они были прямоугольные. С трех сторон к основному кубу здания примыкали пониженные притворы, углы которых, как и углы основного куба, были декорированы уступчатыми (пучковыми) лопатками, также необычными для Новгорода. Фасады основного куба имели трехлопастные завершения, соответственно которым делались и покрытия храма. Эту особенность интересно сравнить с аналогичными чертами отлично сохранившегося памятника смоленского зодчества этого периода - церкви Михаила Архангела (1194г.). Здесь чувствуется прямое влияние традиций зодчества Смоленска.
В XIII веке появляется новая техника кладки: из грубоотесанной волховской плиты на растворе из извести с песком. В кладке столбов и сводов применялся кирпич в форме продолговатых брусков крупного размера. Эта кладка типична для Новгорода XIIIXV веков. Подобная техника придает поверхности чрезвычайно неровный вид и скульптурную пластичность.
Такова церковь Спаса на Ковалеве (1345г.) Она имеет еще позакомарное покрытие (чуть позднее оно будет пощипцовое), однако, при отсутствии трех лопаток на фасадах, с одной апсидой и тремя притворами.
Церковь Успения на Волотовом
поле (1352г.). Одноглавый кубический
четырехстолпный храм. Но подкупольные
столбы придвинуты к стенам. Нижние части
столбов округлы. Последний прием, впервые
примененный в русском зодчестве в Волотовской
церкви, впоследствии стал характерной
чертой новгородского и псковского зодчества
XIVXV веков.
Последующие исторические
периоды не привнесли столь значимых
архитектурных объектов в облик города, как период его основания
и господства. Город уже не играл такой
большой роли в жизни страны, и ему не уделялось
должного внимания. Внимание правителей
было приковано теперь к Москве, а в последствие
и к Санкт-Петербургу, Новгород же превратился
из центра политической жизни в среднестатистический
российский город-крепость. Усугубило
ситуацию и то, что он неоднократно подвергался
нападениями и разрушениям.
Несмотря на то, что он
являлся центром Новгородской губернии,
в архитектурном плане город
продолжал деградировать, как в дореволюционный,
так и в советский период. После очередных
разрушений периода Великой Отечественной
войны город был практически отстроен
заново. Что удивительно, несмотря на большие
испытания, выпавшие на долю этого великого
русского города, большая часть памятников
архитектуры сохранилась и дошла до нас
практически в первозданном виде.
Великий Новгород. Или Господин Великий Новгород, как называли его современники, занимал особое место среди других русских княжеств . Как центр славянских земель в северо-западном углу Руси, Новгород к концу IX в. становится соперником Киева. Он победил Киев, но после перенесения столицы единой Руси на юг киевские князья стали посылать в своих наместников, как правило, старших сыновей.
И все-таки Новгород сохранил свое особое положение, княжеская власть не укоренилась здесь, как в других городах Руси. Причиной тому был весь строй жизни древнего Новгорода. Город с самого начала вырос в первую очередь как торговый и ремесленный центр. Он располагался на знаменитом пути «из варяг в греки» .
Отсюда шли пути в Южную Прибалтику, в немецкие земли, в Скандинавию. Через озеро Ильмень и реку Мету пролегал путь на Волгу, а оттуда — в страны Востока.
Новгородцам было чем торговать. Они вывозили прежде всего пушнину, которую добывали в северных лесах. Ремесленники Новгорода поставляли на внутренний и зарубежный рынок свои изделия. Славился Новгород мастерами кузнечного и гончарного дела, золотых и серебряных дел, оружейниками, плотниками, кожевенниками. Улицы и «концы» (районы) города зачастую носили названия ремесленных профессий: Плотницкий конец, улицы Кузнецкая, Гончарная, Щитная. В Новгороде ранее, чем в других городах Руси, появились объединения крупных купцов. Богатые торговцы имели не только речные и морские суда, но и склады, амбары. Они строили богатые каменные дома, церкви. В Новгород приходило немало иноземных купцов. Здесь располагались «Немецкий» и «Готский» дворы, что указывало на тесные торговые связи города с немецкими землями. В торговлю включались в Новгороде не только купцы, ремесленники, но и бояре, представители церкви.
Уверенное хозяйственное развитие Новгорода во многом объяснялось не только выгодными природными и географическими условиями, но и тем, что он долгое время не знал серьезной внешней опасности. Ни печенеги, ни половцы не доходили до здешних мест. Немецкие рыцари появились здесь позднее. Это создавало благоприятные условия для развития края.
Большую силу в Новгородском княжестве со временем получили крупные бояре-землевладельцы. Именно их земельные владения, леса, рыбные угодья давали основную торговую продукцию — пушнину, мед, воск, рыбу, другие продукты земли, леса, воды. Именно бояре и крупные купцы нередко организовывали дальние экспедиции ушкуйников, речных и морских, в целях овладения новыми промысловыми землями, добычи пушнины. Интересы боярства, купечества, церкви сплетались воедино, вот почему верхушка города, так называемая аристократия, опираясь на свои несметные богатства, играла такую большую роль в политической жизни Новгорода.
Аристократия в политической жизни вела за собой ремесленников, прочий люд. Новгород выступал единым фронтом против политического давления то со стороны Киева, то со стороны Ростово-Суздальского княжества. Здесь все новгородцы были заодно, защищая свое особое положение в русских землях, свой суверенитет. Но во внутренней жизни города такого единства не было: нередки были ожесточенные столкновения интересов простых горожан и городской верхушки, что выливалось в открытые выступления, восстания против боярства, богатого купечества, ростовщиков. Не раз врывались восставшие горожане и на архиепископский двор. Городская аристократия также не представляла собой единого целого. Соперничали между собой отдельные боярские и купеческие группировки. Они боролись за земли, доходы, привилегии, за то, чтобы поставить во главе города своего ставленника — князя, посадника или тысяцкого.
Подобные же порядки складывались и в других крупных городах Новгородской земли — Пскове, Ладоге, Изборске, где были свои сильные боярско-купеческие кланы, своя ремесленная и работная масса населения. Каждый из этих городов, являясь частью Новгородского княжества, в то же время претендовал на относительную самостоятельность.
Новгород соперничал с Киевом не только в смысле хозяйственном, торговом, но и по части внешнего облика города. Здесь рано на левом берегу Волхова, на взгорье, появился свой кремль, обнесенный каменной стеной, в отличие от многих других русских детинцев, огороженных деревянно-земляными укреплениями. Сын Ярослава Мудрого Владимир выстроил здесь Софийский собор, который соперничал по красоте и величественности с киевской Софией. Напротив кремля располагался торг, где обычно проходило городское вече — сход всех политически активных новгородцев. На вече решались многие важные вопросы жизни города: выбирались городские власти, обсуждались кандидатуры приглашаемых князей, определялась военная политика Новгорода.
Иллюстрация. Новгородское княжество
Между левобережным и правобережным Новгородом был выстроен мост через Волхов, который играл важную роль в жизни города. Здесь нередко происходили кулачные бои между различными враждующими группировками. Отсюда по приговору городских властей сбрасывали в глубины Волхова осужденных на смерть преступников.
Новгород был для своего времени городом высокой культуры быта. Он был вымощен деревянными мостовыми, власти внимательно следили за порядком и чистотой городских улиц. Признаком высокой культуры горожан служит повсеместная грамотность, проявлявшаяся в том, что многие новгородцы владели искусством письма на берестяных грамотах, которые в изобилии археологи находят при раскопке древних новгородских жилищ. Берестяными грамотами обменивались не только бояре, купцы, но и простые горожане. Это были долговые расписки и просьбы о займах, записки к женам, челобитные грамоты, завещания, любовные письма и даже стихи.
По мере ослабления власти киевских князей, развития политического сепаратизма становится все более независимым от Киева. Особенно ярко это проявилось после смерти Мстислава Великого. В Новгороде тогда «сидел» его сын Всеволод. Когда он выехал из Новгорода и попытался неудачно добыть себе более почетный в княжеской семье престол Переяславля, новгородцы не пустили его обратно. Но город нуждался в князе — для командования войском, для обороны владений. Считая, видимо, что Всеволод Мстиславич получил хороший урок, бояре вернули его назад, но Всеволод вновь попытался, опираясь на Новгород, ввязаться в междукняжескую борьбу за власть. Он втянул Новгород в противоборство с Суздалем, которое закончилось поражением новгородской рати. Это переполнило чашу терпения новгородцев. Против князя выступили бояре и «черные люди» ; не поддержали его ни церковь, ни купечество, которое он ущемлял в правах. В 1136 г. Всеволод с семьей по приговору веча, в котором приняли участие представители от Пскова и Ладоги, был заключен под стражу.
Затем его выслали из города, обвинив в том, что он «не блюдет смерд» , т. е. не выражает интересов простых людей, плохо руководил войском во время войны с суздальцами и первым бежал с поля боя, втянул Новгород в борьбу на юге.
После событий 1136 г. к власти в Новгороде окончательно пришла городская аристократия — крупное боярство, богатое купечество, архиепископ. Город стал своеобразной аристократической республикой, где несколько крупных боярских и купеческих семей, посадник, тысяцкий, архиепископ определяли всю политику. Вече приглашало князей в качестве военных руководителей и верховных судей. Неугодные князья изгонялись. Иногда в течение года сменялось несколько князей.
Со временем Новгород в своих хозяйственных связях все менее ориентировался на юг, теснее становились его связи с южнобалтийским миром, скандинавскими и немецкими землями. Среди русских земель наиболее прочные связи Новгород сохранял со своими соседями: Полоцким, Смоленским и Ростово-Суздальским княжествами.