Сочинение Жуковский В. Лирическая героиня в балладе “Светлана” В

28.05.2022

Василий Андреевич Жуковский вошел в историю русской поэзии не только как поэт, но и как балладник. Жанр бал­лады появился в русской литературе задолго до Жуковского, но именно он сделал его популярным, создав русскую романтическую балладу.

История создания

Жуковский был гениальным переводчиком, и главный его переводной жанр - баллада. Он создал 39 баллад, большинство из которых переводные. Жанр баллады пришел из европейских литератур и был связан с историческим преданием, фольклором, народной песней, устной поэ­тической традицией. Содержанием баллад стали фантастические, исторические или героические предания и мифы.

Следует сказать, что баллады Жуковского - скорее не переводы, а новые литературные про­изведения. В его переводе меняются сами образы, темы, проблемы, сюжетные ходы, авторские оценки и т. д.

Первая европейская литературная баллада появилась в 1771 году. Это была баллада Г. А. Бюр­гера «Ленора», основанная на немецких народных легендах о мертвом женихе, забирающем к себе тоскующую невесту (русский фольклор этого сюжета не знает). Первая баллада Жуковского «Людмила», написанная в 1808 году, - это вольный перевод бюргеровской «Леноры». Поскольку «Людмила» и «Светлана», написанная позже, являются своеобразной дилогией (дилогия - два произведения, связанные между собой тематикой, проблематикой, системой персонажей и т. д.), то необходимо сказать несколько слов и о первом из этих произведений.

В «Людмиле» Жуковский перенес действие в Россию XVI века, героев немецкой легенды пре­вратил в русских «девиц» и юношей, изменил имя героини. В центре авторского внимания на­ходится девушка, возроптавшая на Бога из-за гибели жениха. Постепенно в балладе сгущается атмосфера таинственного, нарастает ожидание чего-то страшного: Людмила ропщет на Бога, не­смотря на предупреждения матери и приближение «полночного часа» (в полночь, как известно, вступает в свои права нечистая сила). В результате Людмила была наказана за то, что восстала против Божией воли: мертвый жених забрал ее с собой в могилу.

Жуковский, видимо, остался недоволен первым вариантом сюжета и почти сразу, в 1808 году, начинает работу над новым вариантом и заканчивает его в 1812 году. В 1813 году «Светлана» появляется в журнале «Вестник Европы» с посвящением Александре Воейковой, младшей сестре горячо любимой поэтом Маши Протасовой). Эта баллада стала более популярной, чем «Людмила», и Жуковского часто называли «певцом Светланы».

Жанр и сюжет

«Светлана» - это романтическая баллада.

Сюжет. Время действия «Светланы» - современность, и все, происходящее в ней, - сон, на­веянный сказочной атмосферой святочных гаданий. С первой же строфы читатель погружается в мир народных поверий и ритуалов, которые сопровождают русские зимние праздники:

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали;

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали...

Затем в балладу входит мотив тоски по милому другу. Дальнейшее развитие сюжета ведет к тому, что Светлана с помощью гаданий на зеркале вызывает жениха. Он зовет девушку ехать девушку к венчанию. Но уже во время путешествия «сердце вещее» внушает Светлане тревогу. Она удивлена и" насторожена долгим молчанием жениха. В храме влюбленные видят гроб, и про­исходит не венчание, а обряд отпевания. Однако кони почему-то проносят молодых мимо храма. Затем из-за поднявшейся метели они сворачивают к одинокой хижине, где жених внезапно исче­зает вместе с лошадьми. Светлана входит в хижину и видит гроб с покойником. Покойник ожи­вает, но он не в состоянии причинить вред Светлане, потому что ее спасает молитва перед иконой Спаса. В результате покойник оказывается возлюбленным Светланы (то же самое происходит и в «Людмиле»), а все происходящее - сном (в отличие от «Людмилы»). Затем из чудесного ми­ра героиня возвращается в мир реальный и встречается со своим возлюбленным. Идея баллады состоит в том, что вера спасла девушку от жениха-оборотня, который пытался увлечь Светлану с собой в потусторонний мир:

Лучший друг нам в жизни сей

Вера в провиденье.

Таким образом, Жуковский оставляет своим героям право выбора, они вольны сами творить свою судьбу; борьба добра и зла всегда происходит лишь в их душе. Получается, что Бог не нака­зывает их, а, наоборот, исполняет их волю. Не Бог, а сами герои становятся вершителями своих судеб.

Национальные черты баллады

Как уже было сказано, «Светлана» - это вольный перевод «Леноры» Бюргера. Однако под пером Жуковского «Светлана» стала подлинно национальным русским произведением. Автор ис­пользует стиль народного сказочного повествования, о чем свидетельствует зачин: «Раз в крещен­ский вечерок...». Фольклорное начало отражено в традиционных для сказок словосочетаниях типа «перстень золотой». Поэт воспроизводит черты русского национального быта, народных обычаев, обрядов, приводит подлинные тексты гадальной песни в обработанном виде и т. д.

Главная героиня баллады - Светлана. В ее образе Жуковский намечает характерные черты идеального русского женского типа: верность, покорность, кротость, поэтичность. Героиня для автора - «милая Светлана» (автор ни разу не назвал так Людмилу), рисуется в окружении других девушек - таких же милых. И вообще все, связанное с этим девичьим миром, вызывает восторг поэта: башмачок, песенки, вечерок, подруженьки и т. д.

Но при своей кротости и мягкости Светлана тверда в своей вере в Бога. Она не ропщет на жизнь, как Людмила, а лишь просит ангела-утешителя утолить ее печаль о погибшем женихе, потому и судьба ее складывается не так, как у Людмилы. Светлана, как и Людмила, тоже с нетерпением Ждет встречи с любимым и гадает в «крещенский вечерок», надеясь получить желанную весть. Как и Людмила, она скачет на коне с женихом. Но если Людмила нарисована на фоне черной, видимо, летней ночи (темнота, освещенная тусклым светом), то «Светлана» выдержана скорее в белом цвете (снег, само имя героини), второй контрастный цвет - не черный, а темный. Кроме того, эта баллада наполнена огоньками (огонек свечи, которую зажгла Светлана, начиная гадать, свет в распахнувшихся дверях церкви, свеча в страшной хижине). Это произведение заканчива­ется счастливо: также оказавшись в ситуации выбора, Светлана полагается на Бога, а не восстает против него; в результате страшная ночная скачка с женихом оборачивается сном, а утром геро­иня встречает своего настоящего суженого.

Произведения создавались на основе стихотворений зарубежных лириков, но отличались самобытностью и понятностью для русского читателя. Характерный национальный колорит особенно ярко проявляется в «Светлане».

Анализ «Светланы» В. А. Жуковского, выполняемый по плану, помогает познакомиться с содержанием произведения, понять особенности и идейное содержание баллады.

История создания баллады

Сочинение «Светлана» окончено спустя четыре года после публикации переводной баллады «Людмила». В основу произведений положена повествовательная песня немецкого поэта Г. А. Бюргера.

Василий Андреевич Жуковский (1783 - 1852) - русский поэт, один из основоположников романтизма в русской поэзии. Переводчик поэзии и прозы, литературный критик, педагог.

Сам стих стал своеобразным свадебным подарком на венчание племянницы и ученицы Василия Андреевича Александры Протасовой и поэта Воейкова. Александре Андреевне автор и посвятил свои лирические строки.

Чтение полного текста «Светланы» занимает не более 8 минут. В балладе ведется рассказ о крещенских гаданиях.

В первых строках описываются различные способы определить будущее и узнать суженого. Одна Светлана грустна и не участвует в забавах подруг. Она печалится о своем далеком любимом.

И все же в ночную пору девушка решается провести обряд гадания и заглянуть в зеркало. Следует описание увиденного в зеркальной глади при свете свечи. Пред Светланой предстает возлюбленный, они мчатся в церковь. В храме сквозь открытые двери девушке видится множество людей и черный гроб. Сани проносятся мимо, прочь, к одинокой избушке.

Исчезают и кони, и жених, а девушка входит в хижину. На столе под белой скатертью стоит гроб с возлюбленным Светланы. Увиденное производит ужасающее впечатление на деву, и она просыпается. Что же сулит увиденный сон? «Села (тяжко ноет грудь) под окном Светлана». И видятся ей на дороге мчащиеся санки. Из саней выходит статный гость, ее жених.

Все печальные события оказались лишь мрачным сновидением, «счастье – пробужденье». Автор побуждает верить в провиденье и желает не ведать пугающих снов. В последних строках следуют пожелания светлой и веселой жизни.

Анализ баллады «Светлана»

Сочинение В. А. Жуковского «Светлана» получило положительные отзывы современников.

Анализируя идею и художественное своеобразие, В. Г. Белинский отмечал насыщение «поэтическими картинами русских святочных обычаев и зимней русской природы». А Н. В. Гоголь подчеркивал сильное впечатление, произведенное балладой «на всех в то время».

Смысл произведения

Главная мысль баллады содержится в заключительном отрывке, где автор говорит, что в жизни необходимо верить в Провидение, а все несчастья – «лживый сон; счастье - пробужденье».

Нет нужды жить беспочвенными предчувствиями и постоянным ожиданием беды. Действительность не имеет ничего общего со страшными сновидениями. Люди не должны путать реальность и фантазии. А когда возникают сомнения и страхи, необходимо обращаться к вере.

Жанр и направление

Произведение написано в эпоху романтизма и несет в себе ярко выраженные черты данного направления. В «Светлане» четко вырисовываются основные особенности жанра баллады. Поэтому ошибочно из-за значительного объема считать произведение поэмой. Баллада относится к основным жанрам романтического стиля.

В лирическом произведении Жуковского присутствуют основные типичные признаки баллады. Это лиро-эпическое художественное произведение, описывающее необыкновенный драматический случай. Стихотворные строки «Светланы» обладают особой напевностью, а сюжет наполнен мистицизмом и таинственными событиями.

Автор активно использует средства художественной выразительности: метафоры, олицетворения, сравнения. Наблюдается неразрывная связь сюжета с фольклором русским и немецким. Для немецкого фольклора типичным является присутствие мертвого жениха, встающего из гроба. Русское народное творчество наделяет особым мистицизмом обряды святочных гаданий.

В балладе много символики, свойственной фольклору Руси. Вестником смерти служит ворон, таинственная ветхая избушка напоминает жилище сказочной Бабы-Яги, белый голубь относит читателя к воплощению библейского Святого Духа. И все страхи и мистические образы исчезают, как только раздается крик Петуха.

Другой характерный прием романтизма, присутствующий в стихотворении — побуждение сном. Перед главной героиней встает главный вопрос: на чью сторону встать. Сохранить ли в сердце святую веру в Провидение или поддаться мистическим соблазнам?

Стихотворный размер и композиция

В основе композиции баллады лежит прием противопоставления. Автор рисует такие контрастные понятия как любовь и смерть, ночь и день, реальность и сон. При помощи этого приема В. А. Жуковский демонстрирует противоречивость внутреннего мира человека.

Текст баллады «Светлана» (для увеличения нажмите)

Композиция последовательна и легко воспринимается читателем. Основу сюжета составляет лирический сон главной героини. Экспозицией служит стихотворное описание обрядов крещенских гаданий.

Завязкой выступает решение Светланы гадать в полночь в одиночестве и последующее появление на пороге жениха.

Развитие событий происходит стремительно и сопровождается зимней непогодой и бешеной скачкой на конях.

Кульминация – появление возлюбленного юной девы в таинственной избушке в гробу.

Крик петуха и пробуждение ото сна девушки, а затем появление живого и невредимого жениха Светланы является развязкой.

Стихотворный размер баллады – чередующийся четырехстопный и трехстопный хорей. Рифма – перекрестная.

Главные герои и их характеристика

В балладе присутствуют второстепенные персонажи и символические образы.

Главная героиня – девушка Светлана. В первых строках стиха автор дает девушке следующую характеристику: «Молчалива и грустна милая». В образе Светланы Жуковский воплощает высшие национальные качества.

В героине сочетается красивая внешность и душевная чистота. На протяжении года, ничего не зная о возлюбленном, она смиренно ждет. Ее грусть кротка и нежна. Она не ищет развлечений в разлуке, а тихо предается воспоминаниям.

Ее «душа – как ясный день», поэтому счастье не обходит Светлану стороной. Итогом всех сомнений и тревог становится долгожданная встреча и вечная любовь.

Другой романтический герой баллады – жених Светланы. Он обладает всеми характерными качествами: красотой, удалью, добротой и статью.

Темы баллады

В балладе раскрывается несколько основных тем:

  • любви;
  • веры в Бога;
  • предсказаний.

Любовная тема является основной движущей силой произведения. Она проходит лейтмотивом через все повествование. Любовь побуждает Светлану к мистическим гаданиям, она придает сил и помогает верить в лучшее.

Искренняя вера в Бога защищает героиню от представителей потустороннего мира и ведет к счастливой жизни.

Тема святочных предсказаний подается автором в оригинальной манере. Видения возникают не в зеркале, а в воображении Светланы, во сне. Отвергается основное правило гаданий – отказ от божественной поддержи, снятие нательного креста перед обрядом. Девушка проходит испытания «с крестом своим в руке». И здесь Жуковский вновь говорит о важности веры в Провидение.

Проблематика

Оценивая проблематику стихотворения, необходимо четко представлять, в какую историческую эпоху оно было написано. Жуковский писал прежде всего для современников. Он поднимал проблему православного вероисповедания, значение обрядовой деятельности.

Чему учит баллада «Светлана»

В лирическом произведении Жуковского даются иллюстрации народной жизни, описываются необычные драматические события, оказавшиеся всего лишь страшным сном. Автор учит читателя стойкости и верности, следованию общечеловеческим ценностям.

Сон и пробуждение главной героини трактуются не только буквально, но и символически. Сновидения тревожат душу, создают ошибочное понимание действительности. Пробуждаясь, человек способен прозреть и понять истинный смысл жизни.

Жуковский делает упор на основные моральные ценности и учит беречь любовь, сохранять надежду и верить в счастливые моменты жизни.

Творчество В.А.Жуковского открыло русскому читателю в начале XIX века неожиданный и таинственный мир романтизма. Великий поэт и переводчик сочинил множество элегий, посланий, романсов, баллад и эпических произведений. Особую известность принесли поэту баллады. Именно этот жанр он ввел в русскую поэзию. У Жуковского встречаются три вида баллад – «русские», «античные» и «средневековые». Название «русские» баллады условно, потому что Жуковский переделывал на национальный лад зарубежную средневековую балладу.

«Светлана» - самое знаменитое произведение Жуковского это перевод-переложение баллады немецкого поэта Бюргера «Леонора». Сюжет «Светланы» основан на традиционном старинном мотиве народных исторических и лирических песен: девушка ждет жениха с войны. События разворачиваются таким образом, что счастье зависит от самой героини. Жуковский использует типичную ситуацию «страшной» баллады: Светлана мчится по фантастической дороге в мир темных сил. Сюжет произведения «вырывается» из реальности (гадания девушек в «крещенский вечерок») в сферу чудесного, туда, где нечистая сила совершает свои черные дела. Дорога в лес, во власть ночи – это дорога от жизни к смерти. Однако Светлана не умирает, и ее жених не погибает, а возвращается после долгой разлуки. В балладе счастливый конец: героев ожидает свадебный пир. Такая концовка напоминает русскую народную сказку.

Главная героиня в балладе наделена лучшими чертами национального характера – верностью, чуткостью, кротостью, простотой. В Светлане сочетается внешняя красота с внутренней. Девушка – «милая», «красавица». Она молода, открыта для любви, но нелегкомысленна. Целый год, не получая вестей от жениха, героиня верно ждет его. Она способна на глубокое чувство:
Год промчался – вести нет;
Он ко мне не пишет;
Ах! а им лишь красен свет,
Им лишь сердце дышит…

Девушка грустит и тоскует в разлуке с любимым. Она эмоциональна, чиста, непосредственна и искренна:
Как могу подружки петь?
Милый друг далёко…

Мир народной культуры оказал влияние на духовное развитие Светланы. Не случайно автор начал балладу с описания русских обрядов и обычаев, связанных с церковным праздником Крещения, с венчанием в Божьем храме. Так поэт объясняет народные истоки чувств Светланы: надежда и долг в сердце героини оказываются сильнее сомнений.

Народные представления у девушки сочетаются с религиозными, с глубокой верой в Бога и в судьбу. Имя главной героини образовано о слова «светлый» и связывается с выражением «Божий свет», который проник в ее чистую душу. Светлана надеется на Божью помощь и постоянной обращается к Богу за душевной поддержкой:
Утоли печаль мою,
Ангел утешитель.

В самую напряженную минуту, увидев во сне в избушке гроб, Светлана находит в себе силы сделать самое главное:
Пред иконой пала в прах.
Спасу помолилась;
И, с крестом своим в руке,
Под святыми в уголке
Робко притаилась.

В награду за истинную веру, за кротость и терпение Бог спасает девушку. Светлана не погибает в разлуке с любимым, а обретает счастье на земле. Жуковский считал, что даже гибель жениха не сможет уничтожить любовь. Поэт был убежден, что любящие души соединяются и за пределами земного бытия. Такой же верой обладает и его героиня. Она не ропщет на Провидение, а робко спрашивает:
Тайный мрак грядущих дней,
Что сулишь душе моей,
Радость иль кручину?

Своеобразный сказочный «двойник» героини – «белоснежный голубок». Это и есть тот самый «ангел-утешитель», к которому Светлана обращалась до гадания и умоляла: «Утоли печаль мою». Это и есть добрый посланник небес, «с светлыми глазами». Эпитет дает представление о чистоте, святости ангела. Он хранит Светлану. Спасает ее от мертвеца:
Тихо вея, прилетел,
К ней на перси тихо сел,
Обнял их крылами.

«Голубок» - ласковое, нежное название. Это символ любви. Любовь спасает Светлану, а о голубке автор говорит с нарастающей нежностью: «но не спит голубочек белый». Добро противостоит злу и побеждает его:
Встрепенулся, развернул
Легкие он крылы;
К мертвецу на грудь вспорхнул…

Образ жениха Светланы тоже соответствует романтическим представлениям. Он красив, удал, добр. Возлюбленный девушки способен на всепоглощающее чувство:
… все тот же он
В опыте разлуки;
Та ж любовь в его очах,
Те ж приятны взоры;
Те ж на сладостных устах
Милы разговоры.

Повтор в этих строках подчеркивает главные качества, которые ценит автор в своих героях – веру и верность.

В балладе «Светлана» побеждает добро, торжествуют народно-религиозные начала. Жуковский раскрыл в своем произведении характер русской девушки, открытой и сердечной, чистой, радующейся жизни. Светлана достойна счастья, потому что в ней «душа – как ясный день…»

Героиня стала одним из самых любимых персонажей русской литературы. Как Лиза из повести Н.М.Карамзина, как Татьяна Ларина из романа А.С.Пушкина.

Данное сочинение было написано преподавателями и было включено в «шпаргалку-2003 от BOBYCH.SPB.RU» для выпускного экзамена по литературе.

В. А. Жуковский познакомил русского читателя с одним из наиболее любимых жанров западноевропейских романтиков - балладой. И хотя жанр баллады появился в русской литературе задолго до Жуковского, но именно он придал ему поэтическую прелесть и сделал популярным. Болеее того, он срастил поэтику жанра баллады с эстетикой романтизма, и в результате жанр баллады превратился в характернейший знак романтизма.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема: В.А.Жуковский «Светлана» Нравственный мир героини баллады

Цели:образовательные : познакомить учащихся с творчеством Жуковского, рассмотреть народность и поэтичность баллады «Светлана», способствовать постижению своеобразия художественного мира Жуковского: тончайший психологизм, неудовлетворённость действительностью, элегическая грусть, мечтательность, устремлённость к идеальному;

Развивающие : развивать умение учащихся проникать в мир чувств лирического героя, наблюдать за развитием лирического сюжета;

Воспитательные: воспитывать любовь к произведениям русских классиков.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Рассказ учителя о жизни и творчестве поэта.

Василий Андреевич Жуковский родился 29 января 1783 года в селе Мишенском Тульской губернии. Он был внебрачным сыном помещика А. И. Бунина и пленной турчанки Сальхи. Фамилию и отчество получил от крестного отца, бедного дворянина А. Г. Жуковского. Учился в Благородном пансионе при Московском университете. В 1802 году напечатал элегию «Сельское кладбище», которая принесла ему широкую известность. Современник Жуковского Ф.Ф. Вигель откликнулся на элегию словами: «Как можно так трогательно, всею душою грустить и потом от всего сердца смеяться?». В качестве ополченца участвовал в Отечественной войне 1812 года, которая повлияла на мировоззрение поэта. В этом же году Жуковский становится знаменит благодаря стихотворению «Певец во стане русских воинов». Жуковский является одним из основателей и активным участником литературного общества «Арзамас». В 1841 году уехал в Германию. Умер 12 апреля 1852 года в Баден-Бадене.

Личность В.А. Жуковского служила для современников своего рода нравственным эталоном; гуманность и бескорыстие поэта проявилось в выкупе из крепостной неволи украинского поэта Тараса Шевченко, в освобождении собственных крестьян, в учреждении стипендий и пособий для начинающих художников. Жуковский заступался за сосланных на каторгу декабристов, просил о помиловании А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

Жуковский осуждал произвол и насилие, считал, что крепостное право несовместимо с элементарными нравственными принципами. Он стремился облегчить участь осужденных декабристов, неоднократно выступал в защиту А.С. Пушкина, содействовал освобождению от крепостной зависимости Т.Г.Шевченко, принимал живое участие в судьбах Е.А.Баратынского, А.В.Кольцова, А.И.Герцена.

Жуковский отдавал предпочтение двум литературным жанрам: баллада и элегия. Элегическая лирика Жуковского сосредоточивается вокруг двух основных тем-погибшей дружбы и разрушенной любви. В основе интимной лирики поэта лежит его чувство к горячо любимой племяннице Маше Протасовой, которой посвящены элегии «Песня», «Воспоминание», «К ней». Основной жанровый признак баллады - сюжетное повествование. Но сюжет баллады существенно отличается от сюжета в произведениях других жанров: напряжённость повествования, его недосказанность, фрагментарность, драматическая насыщенность, условность временных и пространственных координат происходящего, решающее значение подтекста: лирического, философского или социально психологического.

Литературная баллада восходит к народным истокам, но отличается авторскими особенностями: ярким необычным сюжетом, в основной части содержит диалог, соединяются повествовательное начало и эмоциональность.

Разочарованный балладой «Людмила», опираясь на сюжет бюргеровской «Леноры», Жуковский задумал в 1808 году (закончил в 1812 году), опубликовал в 1813 году самую радостную балладу, которую назвал «Светлана».

3.Чтение и анализ баллады

(баллада связана с русскими обычаями, с фольклорной традицией. Поэт изображает нам гадание девушек в крещенский вечерок. Перед нами открывается зимняя Русь со своими обычаями и традициями.)

- Какой вам представляется главная героиня – Светлана?

Это облик милой русской девушки, которая грустна, ведь ее жених где-то далеко. Она немного пуглива, когда гадает. Но она какая-то светлая и чистая.)

- Современники называли Жуковского «певцом Светланы». Считается, что это первый в отечественной поэзии художественно убедительный образ русской девушки. Каковы черты русской женщины в образе Светланы? (верность, покорность, поэтичность, кротость)

Какие средства создания образа главной героини использует Жуковский? (имя, сон, бытовые детали).

Писатели часто прибегают к описанию сна героя как к приёму художественного предварения. Каковы признаки сна Светланы? (не является вещим, занимает большую часть пространства произведения, сон является кульминацией произведения, несчастье страшного сна противопоставлено счастью пробужденья).

Какие образы олицетворяют зло во сне Светланы? (чёрный гроб, «чёрный вран», метель и вьюга, мертвец в хижине).

Какой цвет преобладает в балладе? (белый).

С помощью чего создаётся эффект белизны? (имени героини, искрящегося под луной снега, огонька свечи, зажженной Светланой, света из распахнутых дверей церкви).

Пейзажные зарисовки баллады тесно связанны с психологическим состоянием героини. Какие душевные переживания девушки-невесты раскрывают картины природы, изображённые в произведении? (глухую тревогу, напряжённое ожидание опасности, обострённость чувств Светланы).

Зачем такой страшный сон показывает нам автор? Ведь мы говорили о том, что это самая радостная баллада. (Жуковский формулирует главную идею баллады словами: «Лучший друг нам в жизни сей вера в провиденье…».Что вы можете на это сказать? Может быть, автор хотел нам сказать, что жизнь на земле кратковременна, а настоящее и вечное – в загробном мире.)

Важную роль играет в балладе диалог. Кому жалуется Светлана на свою горькую участь? (подружкам).

Какие приёмы народного сказочного повествования использует поэт в балладе? (фольклорный зачин, изображение черт русского национального быта, описание обычаев и обрядов, включение

полного текста обработанной гадальной песни, постоянные эпитеты).

Для чего вводит Жуковский фрагмент песенки «Идёт кузнец из кузницы…»? (намёк на счастливую развязку).

Какие реалии природного мира представлены в балладе? (поле, дорога, небо, луна).

Каким размером написана баллада? (чередованием четырёхстопного и трёхстопного хорея).

4. Подведение итогов.

Сегодня мы окунулись в Россию девятнадцатого века. Благодаря произведениям Василия Андреевича Жуковского, мы ощущаем душевное благородство, патриотизм, торжество справедливости и любви. Имя его живет и будет жить долго благодаря произведениям словесной живописи, природе и культуре, красоте и музыке его слова. Не зря А.С. Пушкин сказал пророческие слова: «Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль».

5.Домашнее задание: выучить наизусть начало баллады.


Дайте план к произведению Жуковского (Светлана)

Ответы:

В. А. Жуковский, баллада "Светлана" 1. Крещенский вечер. Гадание девушек 2.Девушки поют гадальные (подблюдные) песни 3. Светлана грустна. Девушки просят её погадать на суженого. 4.Светлана грустит по своему другу, которого нет рядом больше года. 5,Светлана начала гадать перед зеркалом. К ней явился милый друг. Он завёт её венчаться. 6.Светлана и Друг едут в санях. Светлана замечает, что он резко изменился: бледен и молчалив. 7. Они подъезжают к Божьему Храму. Входят в него. Светлана видит там чёрный гроб. 8.Неожиданно пропадает все: кони, сани, церковь. Поднялась вьюга. Светлана одна в пустом заброшенном доме. Она снова видит гроб, накрытый запоной. 9.Светлана упала перед иконой, помолилась, метель утихла. 10. К Светлане подлетел белый голубь. Обнял её крыльями. 11. Светлана увидела, что мертвец шевелится. 12. Голубь, защищая Светлану, сел на грудь мертвецу. И Светлана увидела, что мертвец - её Друг. 13. Светлана проснулась. Это был страшный сон. 14.Светлана слышит звон бубенцов, к дому приближается Статный гость. Её жених. 15.Соберитесь, стар и млад; Сдвинув звонки чаши, в лад Пойте: многи леты!

Похожие вопросы

  • ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА Задание 107. Составьте словосочетания, ставя существительны?? в нужном падеже. Употребите предлоги. 1. Бежать (дорога) , плыть (река) , забыть (рассеянность), скучать (товарищ). 2.Возвратиться (театр), приехать (занятие) , вернуться (школа) , прибыть (Урал). . Что связало эти слова в словосочетания?? Задание 108. Составьте предложения из слов темный, хвойный, лес, утро, вечер, хлопотать, проворные, белки.Если нужно, измените эти слова и используйте служебные часть речи
  • 24)25)26)27)28)29 пожалуйста
  • Помогите решить Вычислите площадь фигуры, ограниченной линиями y=2+x^3, y=0, x=1, x=0
  • Составьте выражение по условию задачи. Алёша в первой четверти получил 36 пятрок, а во второй на м пятёрок меньше, чем в первой. сколько всего пятёрок за две четверти получил Алша? решите задачу при м=9
  • Срочно помогите! У Гули имеется монеты достоинством 50 тенге и 20 тенге. Сколько вс??го денег у Гули,если у каждой из них и 12 монет?
  • 1.почему государство Караханидов было разделено на две части? 2.когда государство Караханидов полностью захвотило Мавераннахр? 3.как была развита культура государства Караханидов?

Сочинение

Имя Василия Андреевича Жуковского, друга и учителя АС. Пушкина, вошло в русскую литературу как автора целого ряда баллад. Он воскрешал в балладах образы феодального Средневековья и полные наивной веры народные предания. Впервые определение баллады как жанра дал В.Г. Белинский Он так определил его своеобразие: «В балладе поэт берет какое-нибудь фантастическое и народное предание или сам изобретает событие в этом роде, но в ней главное не событие, а ощущение, которое оно возбуждает, дума, на которую оно наводит читателя. » Большинство баллад Жуковского - переводные. Сам поэт так писал о специфике таланта поэта-переводчика: «Переводчик: в прозе есть раб, в поэзии - соперник»

Первой балладой Жуковского была «Людмила» (1808), являющаяся вольным переводом баллады немецкого поэта Бюргера «Ленора». Используя сюжет немецкого поэта, Жуковский придал иной национальный колорит, перенеся действие в Московскую Русь XVI- XVII веков, дал героине русское имя Людмила, ввел песенные обороты и фольклорные особенности, присущие русскому народу.

Следующая баллада «Светлана», написанная в 1812 году, также на сюжет Бюргеровой «Леноры». Но в «Светлане» уже усилен национальный колорит, который создается деталями быта и картинами русской природы. Поэтому «Светлана» была воспринята читателями как подлинно народное, русское произведение. Она была построена на широкой и устойчивой народной основе: здесь и гадания, приметы, обрядовые песни, и народные предания о злых мертвецах, и мотивы русских народных сказок.

Сюжет баллады «Светлана» напоминает во многом сюжет «Людмилы». Грустная Светлана гадает в крещенский вечерок у зеркала о своем милом. Она грустит о своем женихе, о котором давно нет известий:

Год промчался - вести нет:

Он ко мне не пишет,

Ах! а им лишь красен свет,

Им лишь сердце дышит...

Светлана смотрит в зеркало и слышит голос любимого, который зовет ее за собой венчаться в церкви. По дороге в церковь она видит в темноте черный гроб в открытых вратах. Наконец сани подъезжают к хижине. Кони и жених исчезают. Героиня, перекрестившись, входит в дом и видит гроб. Из него встает мертвец и тянет к ней руки. Но Светлану спасает чудесный голубок, закрывающий ее от страшного призрака:

Встрепенулся, развернул

Легкие он крилы;

К мертвецу на грудь вспорхнул...

Всей лишенный силы,

Простонав, заскрежетал

Страшно он зубами

И на деву засверкал

Грозными очами...

В этом страшном призраке Светлана узнает своего милого и пробуждается. Это оказался страшный, грозный сон. В финале баллады появляется живой жених Герои соединяются и играют свадьбу. Все заканчивается хорошо. Оптимистическое звучание баллады расходится с концовкой «Людмилы», в которой умерший жених увлекает невесту в царство теней. Фантастические события- явление мертвого жениха путь в его «обитель», оживление мертвеца- отражают борьбу добра и зла. При этом побеждает добро:

Лучший друг нам в жизни сей

Вера в провиденье.

Благ зиждителя закон:

Здесь несчастье - лживый сон;

Счастье - пробужденье.

Образ Светланы противопоставлен Жуковским как Леноре Бюргера, так и Люд- миле. Грустная Светлана, в отличие от отчаявшейся Людмилы, не ропщет на судьбу, не зовет на суд Творца, не молит «ангела-утешителя» утолить ее печаль. Поэтому темные силы не властны погубить ее чистую душу. Неумолимый рок уступает место благому Провидению. Балладная логика разрушается, счастливый, сказочный финал опровергает традиционную схему. Светлая душа героини оказывается сильнее ночного мрака, вера и любовь вознаграждаются. Отношение автора к тому, что произошло со Светланой, выражается в словах:

О! не знай сих страшных снов

Ты моя Светлана…

Будь, создатель, ей покров!

Светлана в балладе Жуковского поражает нас чистотою своего внутреннего мира Чистота, кротость, покорность провидению, верность, набожность - вот отличительные черты этого характера. Само имя героини задает в стихотворении тему света, противостоящего балладной тьме и побеждающего ее. Для изображения своей героини поэт использовал фольклорные краски,

Светлана - один из важнейших для Жуковского поэтических образов, связывающий воедино его судьбу и творчество. Имя Светланы стало для Жуковского и его друзей символическим обозначением особого миросозерцания и мироощущения, «светлой» веры, призванной осветить своим присутствием мрачную сущность жизни. Оно оказалось своего рода талисманом, защищающим от злых сил. Образ Светланы вдохновил знаменитого русского художника К. Брюллова на создание картины «Гадание Светланы». Пушкин не раз вспоминал «Светлану», брал из ее стихов эпиграфы, сравнивал свою Татьяну с героиней баллады.

Высокое поэтическое мастерство, романтический национальный колорит баллады привлекли к ней интерес читателей, и она была признана современниками лучшим произведением Жуковского, которого стали называть певцом Светланы. Анализ литературного наследия Жуковского показывает высокую художественную ценность его поэзии и дает возможность понять, как велико значение этого поэта для русской поэзии и литературы. Сбылись слова А.С. Пушкина, сказавшего о Жуковском почти двести лет тому назад:

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль...

«Светлана» - самое знаменитое произведение Жуковского, это перевод-переложение баллады немецкого поэта Бюргера «Леонора». Сюжет «Светланы» основан на традиционном старинном мотиве народных исторических и лирических песен: девушка ждет жениха с войны. События разворачиваются таким образом, что счастье зависит от самой героини. Жуковский использует типичную ситуацию «страшной» баллады: Светлана мчится по фантастической дороге в мир темных сил. Сюжет произведения «вырывается» из реальности (гадания девушек в «крещенский вечерок») в сферу чудесного, туда, где нечистая сила совершает свои черные дела. Дорога в лес, во власть ночи – это дорога от жизни к смерти. Однако Светлана не умирает, и ее жених не погибает, а возвращается после долгой разлуки. В балладе счастливый конец: героев ожидает свадебный пир. Такая концовка напоминает русскую народную сказку.

Год промчался – вести нет;

Он ко мне не пишет;

Ах! а им лишь красен свет,

Им лишь сердце дышит…

Как могу подружки петь?

Милый друг далёко…

Утоли печаль мою,

Ангел утешитель.

Пред иконой пала в прах.

Спасу помолилась;

И, с крестом своим в руке,

Под святыми в уголке

Робко притаилась.

Тайный мрак грядущих дней,

Что сулишь душе моей,

Радость иль кручину?

Тихо вея, прилетел,

К ней на перси тихо сел,

Обнял их крылами.

Встрепенулся, развернул

Легкие он крылы;

К мертвецу на грудь вспорхнул…

… все тот же он

В опыте разлуки;

Та ж любовь в его очах,

Те ж приятны взоры;

Те ж на сладостных устах

Милы разговоры.

Творчество В.А.Жуковского открыло русскому читателю в начале XIX века неожиданный и таинственный мир романтизма. Великий поэт и переводчик сочинил множество элегий, посланий, романсов, баллад и эпических произведений. Особую известность принесли поэту баллады. Именно этот жанр он ввел в русскую поэзию. У Жуковского встречаются три вида баллад – «русские», «античные» и «средневековые». Название «русские» баллады условно, потому что Жуковский переделывал на национальный лад зарубежную средневековую балладу.

«Светлана» - самое знаменитое произведение Жуковского это перевод-переложение баллады немецкого поэта Бюргера «Леонора». Сюжет «Светланы» основан на традиционном старинном мотиве народных исторических и лирических песен: девушка ждет жениха с войны. События разворачиваются таким образом, что счастье зависит от самой героини. Жуковский использует типичную ситуацию «страшной» баллады: Светлана мчится по фантастической дороге в мир темных сил. Сюжет произведения «вырывается» из реальности (гадания девушек в «крещенский вечерок») в сферу чудесного, туда, где нечистая сила совершает свои черные дела. Дорога в лес, во власть ночи – это дорога от жизни к смерти. Однако Светлана не умирает, и ее жених не погибает, а возвращается после долгой разлуки. В балладе счастливый конец: героев ожидает свадебный пир. Такая концовка напоминает русскую народную сказку.

Главная героиня в балладе наделена лучшими чертами национального характера – верностью, чуткостью, кротостью, простотой. В Светлане сочетается внешняя красота с внутренней. Девушка – «милая», «красавица». Она молода, открыта для любви, но нелегкомысленна. Целый год, не получая вестей от жениха, героиня верно ждет его. Она способна на глубокое чувство:
Год промчался – вести нет;
Он ко мне не пишет;
Ах! а им лишь красен свет,
Им лишь сердце дышит…

Девушка грустит и тоскует в разлуке с любимым. Она эмоциональна, чиста, непосредственна и искренна:
Как могу подружки петь?
Милый друг далёко…

Мир народной культуры оказал влияние на духовное развитие Светланы. Не случайно автор начал балладу с описания русских обрядов и обычаев, связанных с церковным праздником Крещения, с венчанием в Божьем храме. Так поэт объясняет народные истоки чувств Светланы: надежда и долг в сердце героини оказываются сильнее сомнений.

Народные представления у девушки сочетаются с религиозными, с глубокой верой в Бога и в судьбу. Имя главной героини образовано о слова «светлый» и связывается с выражением «Божий свет», который проник в ее чистую душу. Светлана надеется на Божью помощь и постоянной обращается к Богу за душевной поддержкой:
Утоли печаль мою,
Ангел утешитель.

В самую напряженную минуту, увидев во сне в избушке гроб, Светлана находит в себе силы сделать самое главное:
Пред иконой пала в прах.
Спасу помолилась;
И, с крестом своим в руке,
Под святыми в уголке
Робко притаилась.

В награду за истинную веру, за кротость и терпение Бог спасает девушку. Светлана не погибает в разлуке с любимым, а обретает счастье на земле. Жуковский считал, что даже гибель жениха не сможет уничтожить любовь. Поэт был убежден, что любящие души соединяются и за пределами земного бытия. Такой же верой обладает и его героиня. Она не ропщет на Провидение, а робко спрашивает:
Тайный мрак грядущих дней,
Что сулишь душе моей,
Радость иль кручину?

Своеобразный сказочный «двойник» героини – «белоснежный голубок». Это и есть тот самый «ангел-утешитель», к которому Светлана обращалась до гадания и умоляла: «Утоли печаль мою». Это и есть добрый посланник небес, «с светлыми глазами». Эпитет дает представление о чистоте, святости ангела. Он хранит Светлану. Спасает ее от мертвеца:
Тихо вея, прилетел,
К ней на перси тихо сел,
Обнял их крылами.

«Голубок» - ласковое, нежное название. Это символ любви. Любовь спасает Светлану, а о голубке автор говорит с нарастающей нежностью: «но не спит голубочек белый». Добро противостоит злу и побеждает его:
Встрепенулся, развернул
Легкие он крылы;
К мертвецу на грудь вспорхнул…

Образ жениха Светланы тоже соответствует романтическим представлениям. Он красив, удал, добр. Возлюбленный девушки способен на всепоглощающее чувство:
… все тот же он
В опыте разлуки;
Та ж любовь в его очах,
Те ж приятны взоры;
Те ж на сладостных устах
Милы разговоры.

Повтор в этих строках подчеркивает главные качества, которые ценит автор в своих героях – веру и верность.

В балладе «Светлана» побеждает добро, торжествуют народно-религиозные начала. Жуковский раскрыл в своем произведении характер русской девушки, открытой и сердечной, чистой, радующейся жизни. Светлана достойна счастья, потому что в ней «душа – как ясный день…»

Героиня стала одним из самых любимых персонажей русской литературы. Как Лиза из повести Н.М.Карамзина, как Татьяна Ларина из романа А.С.Пушкина.

Данное сочинение было написано преподавателями и было включено в «шпаргалку-2003 от BOBYCH.SPB.RU» для выпускного экзамена по литературе.

Загружено с учебного портала

Неожиданная встреча

Ранним студеным осенним утром в современно устроенной квартире корреспондента газеты «Районная хроника» Иннокентия Овчинникова неожиданно раздался телефонный звонок. Ответственный секретарь редакционной коллегии Геннадий Серебряный передал ему экстренное задание - немедленно выехать в станицу Каменную и подготовить материал о незаконно приватизированном мошенниками общественном здании станции юных натуралистов. По словам Серебряного, приватизация была аннулирована только после кассационной жалобы, направленной квалифицированными юристами в апелляционный суд.

Будучи собранным и организованным человеком, Овчинников мгновенно приготовился к отъезду. В считанные минуты он бросил в дорожную сумку сменное белье, стираные и отглаженные рубашки и латаный-перелатаный зеленый шерстяной шарф, вязанный еще бабушкиными руками.

В Каменной Иннокентий быстро отыскал станцию юннатов. Она была размещена в деревянном особняке с колоннами, окруженном старинной кованой оградой. Деревянный дом, как правило, строится нерасчетливо. Проходит несколько лет после его возведения, и с изумлением замечают: дома не узнать. Справа выросла несообразная пристройка, слева обрушился карниз (первоначально милая затея), плющ разросся как бешеный и совсем закрыл балкон. Хорошо, что обрушился карниз, он был бы теперь некстати.

Судьба семей зависит от того, в каменном ли доме они живут или в деревянном. В деревянном доме семья не рушится, она расползается. Вырастает нелепая пристройка. Кто-то женится, рожает детей, жена умирает. Вдовец зарастает плющом, новый карниз возводится...

Опять идут дети, - и уж муж умирает. Вдова остается, а у детей подруги и приятели из соседнего дома... И вдова берет соседских детей к себе на воспитание. Все это растет, смеется, и опять кто-то выходит замуж. Приезжает подруга, с которой лет тридцать не виделась вдова, и остается навсегда, возводится новая пристройка, ни на что не похожая.

Кто здесь мать? дочь? сын?

Дом один все за всех знает: он помогает всем своим жильцам жить. Видимо, и деревянный дом, в котором была размещена станция юннатов, был предназначен для совместной жизни родителей, детей, внуков.

Нежданно-негаданно незваным и непрошеным гостем предстал Иннокентий перед директором станции. Это была энергичная и уверенная в себе женщина с необыкновенно холеным лицом и крашенными в какой-то странный цвет волосами. Неожиданно Овчинников узнал в ней свою давнюю возлюбленную Инну Блинникову. Несмотря на преданную и самозабвенную любовь Иннокентия, Инна совершенно необоснованно считала его ветреным и легкомысленным юношей. После одной из постоянных и беспочвенных ссор они расстались, и Овчинникову казалось, что Инна была потеряна для него навсегда.

Ошеломленно и подавленно, с деланной улыбкой смотрел Иннокентий на удивленную Инну. Было видно, что она обрадована и немного растеряна. Умудренный жизненным опытом, Овчинников уверенно пригласил Инну в ресторан.

В ресторане все было устроено в подлинно народном духе. Помещение было освещено масляными лампами. У беленных мелом стен стояла старинная мебель из мореного дуба, а на скобленном до белизны некрашеном полу лежали плетеные дорожки. Ободренный и несказанно обрадованный встречей, Овчинников почувствовал себя подлинным именинником и предложил Инне провести следующий день вместе. Та жеманно, но благосклонно согласилась. Это была неслыханная победа: Иннокентий был прощен. (454 слова)

По И. Баклановой

Загружено с учебного портала http://megaresheba.ru/ все изложения для сдачи выпускного экзамена по русскому языку за 11 классов в РБ.

Загружено с учебного портала http://megaresheba.ru/ все изложения для сдачи выпускного экзамена по русскому языку за 11 классов в РБ.

Загружено с учебного портала http://megaresheba.ru/ все изложения для сдачи выпускного экзамена по русскому языку за 11 классов в РБ.

Рассказ В. Токаревой «Самый счастливый день»

События рассказа происходят в не столь отдаленное время, и перед сегодняшними старшеклассниками стоят те же проблемы, что и перед героиней рассказа, размышляющей о честности и лжи во имя достижения личных целей, об эгоизме и карьеризме в современном обществе, об истинных и ложных целях и ценностях, умении сочувствовать и сопереживать. Ее одноклассники «строчат с невероятной скоростью и страстью» сочинение на не очень корректную тему, заданную учительницей, а главная героиня все еще стоит перед выбором - написать чтонибудь общепринятое или, махнув рукой на все условности, написать пусть и не о самом счастливом, но о просто счастливом дне своей жизни, потому что самого счастливого дня у нее еще не было. «Он у меня впереди», - убеждена девочка.

Задача писателя - заставить читающего задуматься о смысле жизни, о самой главной ее составляющей - о счастье. Слово счастье и производные от него употреблены в рассказе двадцать семь раз. Этому слову отведена центральная роль в организации содержания текста. В рассказе слово счастье реализуется в двух значениях: польза и удовольствие. Отсюда и сочетаемость слова счастье со словами лексико-семантических групп польза и семья, ведь именно в семье с родными людьми героиня испытывает «невыразимо прекрасные» чувства.

Важной отличительной чертой стиля В. Токаревой является афористичность. В организации текста рассказа «Самый счастливый день» афористические высказывания, цитаты играют немаловажную роль. В них раскрываются основные жизненные представления героини рассказа и ее своеобразного оппонента - учительницы Марьи Ефремовны. «Человек бывает понастоящему счастлив только в том случае, когда приносит людям пользу», - произносит Марья Ефремовна, и в ее устах это известное высказывание звучит несколько искусственно. От частого употребления оно несколько стерлось, и читатель не верит в его истинность. В то же время не менее известная цитата: «Каждый человек за свою жизнь должен посадить дерево, родить ребенка и написать книгу о времени, в котором он жил», - естественна и вполне созвучна душевному настрою героини, поэтому и не вызывает у нее неприятия. Афоризмы в тексте В. Токаревой прямо либо косвенно помогают раскрыть основное ключевое понятие рассказа - счастье. Они несут не только идейно-смысловую, но и эмоциональную нагрузку.

Особый интерес представляет для нас ироничность как отличительная черта стиля автора. Героиня рассказа, как и многие современные девушки, умна и иронична. Она знает свои сильные стороны: много читает, у нее «большой словарный запас и она легко им орудует». Но, сравнивая себя с одноклассниками, героиня с сожалением убеждается в том, что эти ее достоинства совершенно не нужны современному человеку. За своей иронией, как за маской, она прячет то, что хочет скрыть от окружающих: свои сомнения, тревоги и острое чувство счастья в общении с близкими людьми. В тексте рассказа не случаен афоризм «воспитание дано человеку именно для того, чтобы скрывать свои истинные чувства. В том случае, когда они неуместны». И задача текста - научить подростка не скрывать свои взгляды, открыто высказывать свое мнение и уметь приводить убедительные аргументы в его защиту.

Круг проблем, поднятых в рассказе, важен и имеет первостепенное значение для формирования жизненной позиции человека. Но Токарева говорит о них не в назидательном тоне, что почти всегда вызывает резкое неприятие, особенно у молодых людей, а с иронией. (490 слов)

По Л. Коротенко

Загружено с учебного портала http://megaresheba.ru/ все изложения для сдачи выпускного экзамена по русскому языку за 11 классов в РБ.

Загружено с учебного портала http://megaresheba.ru/ все изложения для сдачи выпускного экзамена по русскому языку за 11 классов в РБ.

Круиз по Оке и Волге

Для того чтобы отдохнуть от московской жары, мы отправились в круиз по Оке и Волге.

Когда мы прибыли на речной вокзал, нам сообщили, что теплохода нет, потому что Ока обмелела и поэтому теплоход отправится из Рязани. Пришлось начать отдых со штурма автобусов, в которых все стремились занять места получше. Заметим, что в автобусах, которые доставили нас до Рязани, не было кондиционеров и окна не открывались. Казалось, что за те два часа, в течение которых мы продирались сквозь московские пробки, солнце расплавит автобус.

Рязани мы достигли, когда стемнело. Капитан заверил отдыхающих, что как только механики починят двигатель, теплоход отправится в рейс, но не смог сказать когда.

После того как мы покинули автобусы, единственным нашим желанием было как следует вымыться. Однако когда мы подошли к душевой, мы увидели дежурную, которая терпеливо объясняла пассажирам, что если найдется ключ, то они обязательно примут душ.

Новая проблема возникла, когда нам понадобилось зарядить проголодавшийся мобильник. Оказалось, что в каюте, которая запиралась на ключ и где можно было оставить телефон без присмотра, не было электрических розеток. Выяснилось, что две или три розетки есть в коридоре, по которому ходят все кому не лень. Из одной из розеток уже торчало нечто, на чем висел пластиковый пакет. Когда мы приблизились, стало понятно, что кто-то воткнул в розетку зарядник, который был подсоединен к телефону, а на зарядник повесил пакет, где лежал мобильник. Мы поняли, что выход из любой ситуации есть всегда, особенно если хорошо подумать. Подозреваю, что хозяин этого пакета - очень богатый человек, если он не побоялся, что в течение ночи кто-нибудь позвонит по его телефону в Магадан или Кливленд.

Почему-то к старинным русским городам, которые манили своей красотой и в которых хотелось облазить каждый закоулок, теплоход причаливал часов в шесть утра. Нам было очень трудно проснуться, так как накануне мы долго не ложились спать, потому что кормили крикливых чаек.

Несмотря на то что неожиданности так и сыпались на нас, мы радостно фотографировали монастыри, которые отражались в реке, а если удавалось вздремнуть часок-другой, то чувствовали себя счастливыми. Жаль только, что мы проспали тот момент, когда теплоход все же сел на мель.

Сперва все бытие ваше как будто расширяется, и существование ваше станет вам яснее от одного взгляда на роскошную картину приволжского берега. Налево у ног наших, под ужасною крутизною, мы увидели широкую реку-матушку, любимую народом, прославленную русскими поверьями; гордо играет она, и блещет серебряной чешуей, и плавно и величественно тянется в сизую даль. Направо, на скате горы, громоздятся дружною кучей между кустов и деревьев живописные хаты, а над ними, на обрыве, вдавшемся в реку, мы видим белую ленту монастырской ограды, из среды которой возвышаются купола церквей и кельи иноков.

С одной стороны, на гористом береге возвышается древний кремль, и чешуйчатые колокольни высоко обозначаются в голубом небе, и весь город наклоняется и тянется к приволжскому скату. С другой, луговой стороны, взор объемлет необозримое пространство, усеянное селами и орошенное могучими течениями Оки и Волги, которые смешивают свои разноцветные воды у самого подножия города. (485 слов)

По И. Баклановой

Загружено с учебного портала http://megaresheba.ru/ все изложения для сдачи выпускного экзамена по русскому языку за 11 классов в РБ.

В.А.Жуковский «Светлана»: черты баллады. Образ главной героини баллады

Радькова Ю.Н.

МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска

Цели : рассмотреть народность и поэтичность баллады В.А.Жуковского «Светлана», развивать умение учащихся проникать в мир чувств лирического героя, наблюдать за развитием лирического сюжета; воспитывать любовь к произведениям русских классиков.

Ход урока.

1.Подготовка к восприятию.

На предыдущих уроках мы неоднократно говорили о том, какую важную роль сыграл В.А.Жуков-ский в истории русской литературы. Сам же поэт оценивал своё творчество так: «У меня почти всё чужое или по поводу чужого, и всё, однако, моё». Как вы понимаете эти слова? Что они означают?

Действительно, поэт имеет в виду прежде всего баллады - а их у Жуковского 39, и почти все переведены с английского и немецкого языков, но каждую из них Жуковский сделал неповторимым, по-настоящему самостоятельным произведением. Своеобразной «визитной карточкой» поэта являет-ся баллада «Светлана», её название даже стало прозвищем Жуковского в литературном обществе «Арзамас».

О балладе «Светлана» и о главной героине этого произведения и пойдёт речь сегодня на уроке.

2.Сообщение темы и целей урока.

3.Работа по теме урока.

Вспомните, что такое баллада? Что характерно для этого жанра?

Баллада - лиро-эпическое произведение с острым, напряжённым сюжетом, часто фантастичес-ким.

Жанр литературной баллады появился только в XVIII веке, до этого баллада была исключительно фольклорным жанром. XVIII столетие - это период увлечения УНТ, в котором поэты и исследовате-ли пытаются угадать, понять национальный характер. Это приводит к тому, что произведения УНТ активно собираются и издаются.

С самого начала литературная баллада ориентировалась на фольклор. Поэты насыщали её необык-новенно выразительными эмоциональными приёмами. Всё это сулило балладе большое будущее, и, действительно, возникнув в XVIII веке, баллада прочно укрепилась среди литературных жанров и благополучно существует до нашего времени.

Баллада обладает краткостью и необыкновенной выразительностью, эмоциональной насыщеннос-тью. В фольклорной балладе рассказывалось о страшных вещах: убийствах, кровосмешениях, преда-тельствах. В ней появлялись призраки, ожившие мертвецы и даже сам дьявол.

Таким образом, баллада - это лиро-эпический жанр, в котором от лирики - эмоции и страсти; а от эпоса - повествование, сюжет.

Сюжет баллады содержит:

Фантастические и мистические образы;

Чудеса, необыкновенные истории.

Характерным признаком баллады как жанра является диалог. Иногда это может быть монолог, но всё равно подразумевается безмолвный собеседник.

Жанр бал-ла-ды ро-дил-ся в Рос-сии в 1808 году . В де-вя-том но-ме-ре жур-на-ла «Вест-ник Ев-ро-пы» за этот год было на-пе-ча-та-но сти-хо-тво-ре-ние под на-зва-ни-ем « Люд-ми-ла» . Это было пер-вое про-из-ве-де-ние В.А.Жуковского, уже про-сла-вив-ше-го-ся к тому вре-ме-ни сво-и-ми эле-ги-я-ми, в жанре бал-ла-ды. Рус-ские чи-та-те-ли встре-ти-ли новое про-из-ве-де-ние вос-тор-жен-но. Бе-лин-ский впо-след-ствии от-ме-чал: « То-гдаш-нее об-ще-ство бес-со-зна-тель-но по-чув-ство-ва-ло в этой бал-ла-де новый дух твор-че-ства, новый дух по-э-зии. И об-ще-ство не ошиб-лось».

«Люд-ми-ла» Жу-ков-ско-го была пе-ре-во-дом на рус-ский язык бал-ла-ды зна-ме-ни-то-го немец-ко-го поэта Бюр-ге-ра «Ле-но-ра». Эта бал-ла-да яв-ля-ет-ся ли-те-ра-тур-ной об-ра-бот-кой ми-сти-че-ско-го сю-же-та о том, как к де-вуш-ке яв-ля-ет-ся мёрт-вый жених. Рус-ская чи-та-ю-щая пуб-ли-ка XVIII века была вос-пи-та-на на про-све-ти-тель-ской ли-те-ра-ту-ре, а в Про-све-ще-нии су-ще-ство-вал культ ра-зу-ма, то есть ис-клю-ча-лось всё ми-сти-че-ское, необъ-яс-ни-мое. По-это-му можно пред-ста-вить себе, с каким за-ми-ра-ни-ем сер-дец чи-та-ли новое про-из-ве-де-ние Жу-ков-ско-го (осо-бен-но ба-рыш-ни).

«Свет-ла-на» была всего лишь тре-тьей бал-ла-дой, на-пи-сан-ной поэтом . До неё он на-пи-сал уже упо-мя-ну-тую «Люд-ми-лу» и бал-ла-ду «Кас-сандра», ко-то-рая яв-ля-лась пе-ре-во-дом про-из-ве-де-ния ве-ли-ко-го немец-ко-го поэта Шил-ле-ра, и речь в ней шла о со-бы-ти-ях ан-тич-ной ис-то-рии.

«Свет-ла-на», без-услов-но, самая зна-ме-ни-тая бал-ла-да Жу-ков-ско-го, и хотя в ос-но-ве её сю-же-та лежит всё та же ис-то-рия о том, как к де-вуш-ке яв-ля-ет-ся мёрт-вый жених, эта бал-ла-да стала абсолютно оригинальным произведением.

Ра-бо-та над «Свет-ла-ной» про-дол-жа-лась на про-тя-же-нии че-ты-рёх лет (с 1808 по 1812 гг.). Из-ме-нил-ся не толь-ко сюжет, но и имя ге-ро-и-ни, что не слу-чай-но и очень важно. Замысел поэта - показать героиню с «русской душой», при-дать бал-ла-де рус-ский ко-ло-рит . Имени « Светлана» не было в русских православных святцах, оно образовано от слова «светлый» и связано с выражением «Божий свет». Героиня Жуковского надеется на Божью помощь и постоянной обращается к Богу за душевной поддержкой, наделена чертами русского национального характера - верностью, сердечностью, кротостью, добротой, нежностью, простотой.

Кроме того, выбор имени Свет-ла-на мог быть свя-зан и с ха-рак-те-ром про-то-ти-па ге-ро-и-ни этой бал-ла-ды, племянницы поэта Алек-сан-дры Ан-дре-ев-ны Про-та-со-вой-Во-ей-ко-вой, которой произведение было преподнесено в качестве свадебного подарка. Все знав-шие Сашу Про-та-со-ву от-зы-ва-лись о ней как о че-ло-ве-ке необык-но-вен-но-го оба-я-ния и при-вле-ка-тель-но-сти. Такой она была с са-мо-го дет-ства, и по-взрос-лев-шей Сашей вос-хи-ща-лись зна-ме-ни-тые рус-ские поэты: Ни-ко-лай Ми-хай-ло-вич Язы-ков, Иван Ива-но-вич Коз-лов, Ев-ге-ний Аб-ра-мо-вич Ба-ра-тын-ский. Они по-свя-ща-ли ей стихи.

По-ми-мо имени ге-ро-и-ни, важ-ным мо-ти-вом, со-зда-ю-щим на-ци-о-наль-ный ко-ло-рит бал-ла-ды «Свет-ла-на», стало при-уро-чи-ва-ние происходящих со-бы-тий к со-вер-шен-но опре-де-лён-но-му вре-ме-ни - кре-щен-ским свят-кам . Про-чи-тай-те зачин бал-ла-ды (с.131, 1 и 2 строфы).

Зачин погружает нас в обстановку русского национального быта. Действие разворачивается в «крещенский вечерок», издавна считавшийся на Руси временем чудес. Баллада полна примет русского быта, традиций и верований: гадание на башмачке, «подблюдные» песни, гадание со свечой и зеркалом. Ведь этот осо-бый, свя-точ-ный мир, мир га-да-ний и раз-лич-ных свя-точ-ных забав был бли-зок и по-ня-тен не толь-ко в про-сто-на-ро-дье, кре-стьян-ству, но и дво-рян-ству. Это дей-стви-тель-но был мир об-ще-на-ци-о-наль-ный.

При-об-ре-тя на-ци-о-наль-ный ко-ло-рит, бал-ла-да всё равно оста-лась бал-ла-дой - про-из-ве-де-ни-ем, на-сы-щен-ным ир-ра-ци-о-наль-ны-ми, ми-сти-че-ски-ми, сверхъ-есте-ствен-ны-ми со-бы-ти-я-ми. Действие происходит в полночь, в атмосфере мрачной таинственности:

Туск-ло све-тит-ся луна
В су-мра-ке ту-ма-на -
Мол-ча-ли-ва и груст-на

Милая Светлана.

Чем обеспокоена Светлана? Почему она «молчалива и грустна»?

«Милый друг далёко…Год промчался - вести нет». Светлана беспокоится о судьбе своего жениха.

А даль-ше перед чи-та-те-лем пред-ста-ёт кар-ти-на га-да-ния перед зер-ка-лом - од-но-го из свя-точ-ных га-да-ний, ко-то-рое было очень по-пу-ляр-но и в на-род-ной, и в дво-рян-ской среде. Зеркало - способ связи с потусторонним миром. Как вы думаете, почему Светлана обращается именно к этому гаданию? Расскажите, что произошло со Светланой после того, как она села перед зеркалом?

Ничего не зная о судьбе жениха, Светлана беспокоится о том, жив ли он: «Где, в какой ты стороне? Где твоя обитель?», поэтому и обращается к зеркалу.

Народные представления в душе героини баллады сочетаются с представлениями религиозными, с неиссякаемой верой в Бога и в благость его предначертаний. И хотя Светлана беспокоится о женихе, она верит во встречу с ним и надеется на Божью помощь, постоянно обращается к Богу за душевной поддержкой:

Утоли печаль мою,

Ангел-утешитель.

Что произошло со Светланой после того, как она села перед зеркалом?

«С трес-ком пых-нул ого-нек, Крик-нул жа-лоб-но свер-чок», «Вот… ле-го-хонь-ко зам-ком Кто-то стук-нул», Светлана «Робко в зер-ка-ло гля-дит: За ее пле-ча-ми Кто-то, чу-ди-лось, бле-стит Яр-ки-ми гла-за-ми». Светлана слышит шёпот и видит жениха, который зовёт её с собой, чтобы обвенчаться. Они садятся в сани и едут в церковь, но там идёт отпевание. Затем они приезжают в уединенную хижину, «и вмиг из очей пропали: кони, сани и жених будто не бывали». Перекрестившись и помолившись, Светлана входит в избушку и видит гроб. «Пред иконой пала в прах, Спасу помолилась; И, с крестом своим в руке, Под святыми в уголке робко притаилась». Неожиданно прилетел белый голубь, который «к ней на перси тихо сел, обнял их крылами». Неожиданно из гроба поднимается мертвец - жених Светланы, но «белый голубочек» защищает её от мертвеца. А затем все ужасы исчезают и оказываются сном.

Упо-ва-ние на ми-ло-сер-дие Божие спа-са-ет Свет-ла-ну. Таким образом, поэт, внешне сохраняя традиционный сюжет (к девушке является мёртвый жених), отступает от него: с главной героиней не случается никакого несчастья, так как она не ропщет на судьбу и сохраняет глубокую веру в Божью милость, за что ей и воздана награда: её жених вернулся целым и невредимым . Главная идея баллады - «Лучший друг нам в жизни сей вера в провиденье…» - звучит в заключительной части произведения.

Новаторство Жуковского—романтика заключалось и в том, что он первым выразил характер человека в его неразрывной связи с обычаями, традициями и верованиями, понял личность как неотрывную часть народа, а народ как совокупность личностей. Вот почему даже не жаловавший поэзию Жуковского за пристрастие к иноземным сюжетам и образам декабрист Кюхельбекер отметил, что стихи «Светланы» несут печать подлинной народности. Пушкин же, ценивший «Светлану», воспользовался тем же, что и Жуковский, приемом. Он включил фантастические балладные мотивы, предвещавшие роковое несчастье в судьбе Татьяны, в ее сон, но не опроверг их в дальнейшем ходе романа, а дал им иное, преображенное истолкование.

4.Д/З: читать комедию А.С.Грибоедова «Горе от ума», подготовить рассказ о замысле комедии, ходе работы над ней и источниках текста (по учебнику, с.144 - 145, 148 - 149).

Литература: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский. Литература 9 класс. - М.: Просвещение, 2013