Содержание международно правовой охраны окружающей среды. Международно-правовые основы охраны окружающей среды

29.03.2024

1 Источники международно-правовой охраны окружающей среды

Понятие источников экологического права получило в теории и практике широкое толкование. Источники международного экологического права представляют собой международные нормативно-правовые акты, содержащие международные эколого-правовые нормы. Следует отметить, что вопросы о субъектах и источниках между- народного экологического права тесно связаны между собой, так как результаты законотворческой деятельности субъектов являются источниками этой отрасли права. Кроме того, нормы международного экологического права содержатся в международных договорах, конвенциях, правда, действительны для того или иного государства при условии их одобрения последним.

Источники международного экологического права делятся на две категории:

  • 1) общепризнанные источники международного права, перечисленные в ст. 38 Статута Международного суда (международные конвенции, как общие, так и специальные; международный обычай; общие принципы права; судебные решения и доктрины квалифицированных специалистов по публичному праву);
  • 2) нормативные акты, не имеющие обязательной силы (решения и резолюции конференций, симпозиумов, форумов, совещаний). Такие акты носят рекомендательный характер. Различают следующие виды международных конвенций, договоров, соглашений, касающихся охраны окружающей среды:
    • - двусторонние и многосторонние;
    • - межгосударственные и с участием международных организаций;
    • - межправительственные и межведомственные;
    • - глобальные, региональные и субрегиональные и т. п.

В числе двусторонних договоров можно назвать: Соглашение между Правительством СССР и Правительством США о сотрудничестве в области охраны окружающей среды от 23 мая 1972 г.; Конвенцию между Правительством СССР и Правительством Японии об охране перелетных птиц и птиц, находящихся под угрозой исчезновения, и среды их обитания 1973 г.; Меморандум о взаимопонимании между Правительством СССР и Правительством Канады о научном сотрудничестве в области исследования водных систем 1989 г. Среди многосторонних актов наиболее известны Конвенция об охране Средиземного моря от загрязнения 1976 г., Конвенция о трансграничном загрязнении атмосферного воздуха на большие расстояния 1979 г., Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер 1992 г., Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., Конвенция об охране озонового слоя 1985 г., Конвенция об изменении климата 1992 г., Конвенция по биологическому разнообразию 1992 г. и др. В этих и других актах стороны обязуются содействовать развитию связей и сотрудничества в области охраны окружающей среды, должным образом учитывать соответствующие факты и проблемы, выражать решимость в охране человека и окружающей его среды, обмениваться информацией и осуществлять научную деятельность, направленную на борьбу с множеством глобальных экологических проблем. Особым источником международного экологического права, имеющим обязательный характер, являются решения некоторых международных организаций: Генеральной Ассамблеи ООН, Экономического и социального совета ООН, региональных экономических комиссий, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Европейского экономического сообщества и др. Решения и резолюции конференций, симпозиумов, форумов, совещаний служат средством обмена опытом природоохранной деятельности, обмена экологически значимой информацией, решениями научных и практических проблем. Эти источники международного экологического права оказывают большое влияние на данную отрасль права. Примерами могут служить Стокгольмская декларация по окружающей человека среде 1972 г., Всемирная стратегия охраны природы 1980 г., Всемирная хартия природы 1982 г.1 , Декларация Рио-де-Жа-нейро по охране окружающей среды и развитию 1992 г. Указанные документы побуждают государства к активной деятельности и сотрудничеству.

2 Принципы международно-правовой охраны окружающей среды

Принцип международного сотрудничества в настоящее время является одним из основополагающих в международно-правовом регулировании охраны окружающей среды. На нем основываются практически все действующие и разрабатываемые в данной области международно-правовые акты. В частности, он закреплен в Конвенции об охране природы в южной части Тихого океана 1976 г., Боннской конвенции о сохранении мигрирующих видов диких животных 1979 г., Конвенции о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г., Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., Венской конвенции об охране озонового слоя 1985 г. В Декларации Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей человека среды 1972 г. данный принцип раскрывается следующим образом: «Международные проблемы, связанные с охраной и улучшением окружающей среды, следует решать в духе сотрудничества всех стран, больших и малых, на основе равноправия. Сотрудничество, основанное на многосторонних и двусторонних соглашениях или на другой соответствующей основе, крайне важно для организации эффективного контроля, предотвращения, уменьшения и устранения отрицательного воздействия на окружающую среду, связанную с деятельностью, проводимой во всех сферах, и это сотрудничество следует организовать таким образом, чтобы в должной мере учитывались суверенные интересы всех государств».

Специальные принципы международного экологического права наиболее полно неофициально кодифицированы в проекте международного договора - Международного пакта по окружающей среде и развитию, который был разработан в 1995г. специалистами МСОП (существующий в 4-й редакций от 22 сентября 2010г.). Этот документ впервые четко разграничил принципы-идеи и принципы-нормы, выделив среди последних следующие:

  • - принцип обеспечения соблюдения конституционных экологических прав человека - не имеет прямого действия и зависит от того, какие конкретные экологические права закреплены в конституциях и конституционных актах государств, поэтому данный принцип в отношение конкретного государства, следует толковать так: «что предусмотрена вашей Конституцией и конституционными законами в отношений экологических прав человека, то и соблюдайте»;
  • - принцип недопустимости нанесения трансграничного ущерба окружающей среде. Его суть заключается в том, что в случае угрозы причинения ущерба окружающей среде должны быть приняты все меры по предотвращению такого ущерба. Любая деятельность, которая может повлечь такой ущерб, должна быть прекращена. Он является центральным системообразующим принципом международного экологического права;
  • - принцип экологически обоснованного рационального использования природных ресурсов. В самом общем виде юридическое содержание данного принципа раскрывается в нормах «мягкого» международного экологического права следующим образом: рациональное планирование и управление возобновляемыми и не возобновляемыми ресурсами Земли в интересах нынешнего и будущих поколений; долгосрочное планирование экологической деятельности с обеспечением экологической перспективы; оценка возможных последствий деятельности государств в пределах своей территории, зон юрисдикции или контроля для систем окружающей среды за этими пределами; сохранение эксплуатируемых природных ресурсов на оптимальном уровне, то есть на уровне, при котором обеспечивается их не истощительное использование; научно обоснованное управление живыми ресурсами. Устойчивое развитие следует понимать как развитие в согласии с требованиями законов устойчивости биосферы в пределах того коридора (хозяйственной емкости биосферы, а в локальных и региональных случаях - хозяйственной емкости соответствующих экосистем), который предопределен для цивилизации ограничениями и запретами, вытекающими из этих законов.
  • - принцип предосторожности, или предосторожного подхода, в самом общем виде сформулирован в Декларации Рио следующим образом: «В целях защиты окружающей среды государствами согласно их возможностям широко применяется осторожный подход. В тех случаях, когда существует угроза нанесения серьезного или невосполнимого ущерба, нехватка полных научных данных не должна служить причиной отсрочки принятия дорогостоящих мер по прекращению деградации окружающей среды»;
  • - принцип недопустимости радиоактивного заражения окружающей среды распространяет свое действие как на мирную, так и на военную область использования радиоактивных веществ (ядерной энергии). Государства не должны осуществлять ввоз и вывоз средств потенциального радиоактивного заражения без принятия должных (надежных) средств радиоактивной безопасности;
  • - принцип защиты экологических систем Мирового океана. Юридическое содержание данного принципа сводится к обязанности всех государств «защищать и сохранять морскую среду» (ст. 192 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.). Международные нормы и стандарты по предотвращению загрязнения с судов в открытом море, включая исключительные экономические зоны, разрабатываются самими государствами, а обеспечение таких норм и стандартов в исключительной экономической зоне преимущественно, а в открытом море полностью относится к юрисдикции государства флага.
  • - принцип запрета военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду своим появлением обязан принятию в 1976 г. Конвенции о запрещении военного или любо- го иного враждебного использования средств воздействия на природную среду и в 1977 г. Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 года;
  • - основу принципа обеспечения экологической безопасности составляет теория экологического риска - определение уровня приемлемого риска с его непременным учетом при установлении себестоимости продукции и услуг. Под приемлемым риском понимается такой уровень риска, который оправдан с точки зрения экономических и социальных факторов, то есть приемлемый риск - это риск, с которым общество в целом готово мириться ради получения определенных благ в результате своей деятельности.

В настоящее время данный принцип находится в процессе формирования и представляет собой скорее цель, к которой должно стремиться мировое сообщество, чем реально действующий принцип.

Принцип международно-правовой ответственности государств за ущерб, причиненный окружающей среде. В соответствии с данным принципом государства обязаны возместить ущерб окружающей среде, причиненный как в результате нарушения ими своих международных обязательств, так и в результате деятельности, не запрещенной международным правом.

Особенностями происходящего процесса становления международного экологического права следует объяснять тот факт, что специальные принципы в данной области нельзя считать чем-то застывшим, окончательно сформировавшимся. Мы являемся свидетелями именно процесса. По этой причине вполне вероятно появление в ближайшем будущем и других специальных принципов.

Правовая охрана окружающей среды не является проблемой отдельных стран. Она выходит за пределы национальных границ и приобретает глобальный характер.

Международное право окружающей среды - это совокупность правовых норм, регулирующих международные отношения между субъектами по поводу охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности.

Принципы международного права окружающей среды подразделяются на две группы: а) общие (принципы международного права) и б) специальные (непосредственно принципы международного права окружающей среды). К первой группе относятся: неприменение силы или угрозы силой; суверенное равенство государств; невмешательство во внутренние дела; нерушимость государственных границ; мирное урегулирование споров; сотрудничество; добросовестное выполнение международно-правовых обязательств. Вторую группу принципов составляют: охрана окружающей среды на благо нынешнего и будущего поколений; право человека на благоприятную окружающую природную среду; суверенитет государств над своими природными ресурсами; недопущения негативного воздействия на окружающую среду; принятие мер предосторожности с целью защиты окружающей природной среды; международное природоохранное сотрудничество; обмен информацией в сфере охраны окружающей среды; общая, но дифференцированная ответственность государств за ухудшение состояния окружающей природной среды и др.

Основными объектами международно-правовой охраны окружающей среды является Мировой океан, внутренние воды, флора и фауна, атмосферный воздух, космическое пространство, объекты общечеловеческого достояния (Антарктида, Луна).

Субъектами международно-правовой охраны окружающей природной среды выступают государства, международные межправительственные и неправительственные организации. Среди специализированных учреждений Организации Объединенных Наций, деятельность которых так или иначе связана с решением экологических проблем, можно выделить Продовольственную и сельскохозяйственную организацию ООН (ФАО, год основания - 1945); Организацию Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО, 1946 г.); Европейскую экономическую комиссию ООН (ЄБК ООН, 1947 г.); Экономическую и социальную комиссию ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО, 1947 г.); Международную организацию стандартизации (МОС, 1947 г.); Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ, 1948 г.); Международную морскую организацию (ММО, 1948 г.); Всемирную метеорологическую организацию (ВМО, 1950 г.); Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ, 1957 г.); Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД, 1964 г.); Программа развития ООН (ПРООН, 1965 г.); Организацию Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО, 1966 г.); Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП, 1972 г.).

Международными неправительственными природоохранными организациями являются Международный союз охраны природы (МСОП, 1948 г.); Всемирный фонд дикой природы (ВФДП, 1961 г.); Гринпис (1971 г.); Всемирный альянс экологического права; Центр международного права окружающей среды.

К источникам международного права окружающей среды относятся соглашения, договоры, конвенции, резолюции, директивы, хартии, программы действий и т.д.

Международно-правовая охрана Мирового океана и внутренних вод

Мировой океан занимает 70,8 % площади поверхности земного шара, что составляет около 361 млн кв. км. Понятие "Мировой океан" охватывает четыре океана (Атлантический, Индийский, Тихий и Северный Ледовитый), а также подчиненные к ним моря. Мировой океан содержит значительный объем минеральных ресурсов и энергии, имеет важное транспортное значение. Это такая экосистема, от состояния которой зависит жизнь и благополучие всего человечества.

Нормы по охране Мирового океана содержатся в международно-правовых актах - как в общих (Конвенция об открытом море от 29 апреля 1958 года; Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне от 29 апреля 1958 года; Конвенция о континентальном шельфе от 29 апреля 1958 года; Конвенция ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 года), так и специальных (Конвенция о предотвращении загрязнения моря сбросами отходов и других материалов от 29 декабря 1972 года; Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов от 2 ноября 1973 года (с поправками) и Протокол к ней 1978 г.).

Женевские конвенции и Конвенция ООН по морскому праву определяют международно-правовые режимы открытого и территориального моря, прилежащей зоны и континентального шельфа, закрепляют общие положения по предотвращению их загрязнения и рационального использования. В Конвенции об открытом море последнее определяется как все части моря, которые не входят ни в территориальное моря, ни до внутренних вод какого-либо государства. Провозглашается принцип свободы открытого моря для всех государств (свободы судоходства, рыболовства, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, полетов над ним), а также принцип, по которому ни одно государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету.

Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне толкует понятие "территориальное море" как морской пояс, примыкающий к сухопутной территории и внутренних вод государства и на который распространяется ее суверенитет; а "прилегающая зона" - это зона открытого моря, непосредственно примыкающая к территориальному морю государства, где она может осуществлять контроль, необходимый для недопущения нарушений его таможенных, фискальных, иммиграционных и санитарных правил. Конвенция устанавливает суверенитет прибрежных государств на территориальное море, воздушное пространство над ним, а также на поверхность и недра его дна, фиксирует право и определяет условия мирного прохода через территориальное море.

В Конвенции о континентальном шельфе приводится следующая дефиниция понятия "континентальный шельф": это поверхность и недра морского дна подводных районов, примыкающих к берегу, но находящихся вне зоны территориального моря, до глубины 200 м или за этим пределом, где глубина покрывающих вод позволяет разработку естественных богатств этих районов, а также поверхность и недра подобных подводных районов, примыкающих к берегам островов. Конвенция закрепляет суверенное право прибрежного государства на разработку природных ресурсов континентального шельфа.

Специальные международно-правовые акты регулирующие вопросы охраны отдельных компонентов морской среды и защиты моря от конкретных источников загрязнения. Целью Конвенции о предотвращении загрязнения моря сбросами отходов и другими материалами есть индивидуальное и коллективное содействие эффективной борьбе со всеми источниками загрязнения морской среды, осуществление всех возможных мер для предотвращения этого сбросами отходов и материалов, которые могут представлять опасность для здоровья людей и повредить жизни живых ресурсов моря. Конвенция содержит предписание, что каждое государство в отдельности (в зависимости от ее научных, технических и экономических возможностей), а также государства коллективно обязаны принять эффективные меры для предупреждения загрязнения морской среды, вызываемого сбросом отходов и других материалов.

Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов направлена на сотрудничество государств с целью достижения полного прекращения умышленного загрязнения морской среды вредными веществами и сведение к минимуму их случайных сбросов. Конвенция обязывает государства сотрудничать в выявлении нарушений, сообщать об инцидентах, связанных со сбросом вредных веществ, обмениваться информацией.

Существует ряд международно-правовых актов, устанавливающих ответственность за загрязнение морской среды нефтью и определяют комплекс мер по предотвращению такого загрязнения и уменьшения его последствий. Среди них Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью от 29 ноября 1969 года; Международная конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью от 29 ноября 1969 года, к которой 2 ноября 1973 года был принят Протокол о вмешательстве в открытом море в случаях загрязнения другими веществами; Конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью в результате разведки и разработки минеральных ресурсов морского дна от 17 декабря 1976 года.

Конвенция о защите Черного моря от загрязнения от 21 апреля 1992 года и Протоколы к неї4 направленные на достижение прогресса в защите морской среды Черного моря и сохранения его живых ресурсов. Основными положениями этого документа является сотрудничество в предотвращении загрязнения морской среды опасными веществами, закрепление перечня опасных (Приложение И) и ядовитых (Приложение II) веществ и материалов, а также установление ограничений относительно их сброса.

Внутренние воды - это часть водной территории государства. Они делятся на внутренние морские (воды, расположенные между берегом государства и прямыми исходными линиями, принятыми для отсчета ширины территориального моря) и внутренние неморські воды (воды рек, озер, каналов и других водоемов, расположенные в пределах государственных границ). Несмотря на то, что внутренние воды находятся на государственной территории (следовательно, на них в полном объеме распространяется суверенитет и юрисдикция государства), они тоже относятся к объектам международно-правовой охраны. Это обусловлено прежде всего тем, что воды рек попадают в международные воды; некоторые реки протекают по территории не одного государства, а потому получают международный статус; некоторые озера принадлежат к мировой природного наследия и имеют международное значение.

Среди международных актов, направленных на охрану внутренних вод, необходимо выделить Конвенцию по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер от 17 марта 1992 года и Протокол о воде и здоровье от 17 июня 1999 года, а также Конвенция о сотрудничестве по охране и устойчивому использованию реки Дунай (Конвенция об охране реки Дунай от 29 июня 1994 года.

Целью Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер является принятие национальных и международных мер для охраны, рационального использования, предотвращения, ограничения и сокращения загрязнения трансграничных вод. В соответствии с Конвенцией трансграничные воды - это любые поверхностные или подземные воды, которые обозначают, пересекают границы между двумя и более государствами или расположены в таких границах; в случаях если трансграничные воды впадают непосредственно в море, они ограничиваются прямой линией, пересекающей их устье между точками, расположенными на линии малой воды на их берегах.

Важное значение для охраны и рационального использования вод имеют двусторонние соглашения с приграничными государствами. Как пример можно привести соглашения между Украиной и Россией, Венгрией, Словакией, Молдовой.

Международный юридический институт

При министерстве юстиции Российской Федерации

Волжский филиал

Курсовая работа

По международному праву на тему:

Международное право охраны окружающей среды

г. Волжский, Волгоградская область


Введение

Глава 1. Общие положения и понятие международного права охраны окружающей среды

1.1 Понятие и источники международного права охраны окружающей среды

1.2 Объекты международно-правовой охраны окружающей среды

1.3 Принципы международного права окружающей среды

Глава 2. Международное сотрудничество в сфере охраны окружающей среды

2.1 Международные экологические организации

2.2 Международные конференции по окружающей среде

2.3 Участие России в международном сотрудничестве

Глава 3. Международные правонарушения в области окружающей среды

3.1 Международная ответственность за экологические правонарушения

3.2 Международный экологический суд

Заключение

Список используемой литературы

Человек – часть природы. Вне природы, не пользуясь ее ресурсами, он не может существовать. Природа всегда будет основой и источником жизни человека. По отношению к человеку она выполняет ряд функций, связанных с удовлетворением его потребностей: экологическую, экономическую, эстетическую, рекреационную, научную, культурную и другие .

Окружающая природная среда – совокупность естественных систем, природных объектов и природных ресурсов, включая атмосферный воздух, воду, земли, недра, флору и фауну, а также климат в их взаимосвязи и взаимодействии.

Благоприятная природная среда – такое состояние природных объектов, формирующих созданную человеком окружающую среду, а также качество жизни и условий, которое соответствует законодательно установленным стандартам и нормативам, касающимся ее чистоты, ресурсоемкости, экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства

Охрана окружающей природной среды – деятельность по сохранению и восстановлению (если оно нарушено) благоприятного состояния окружающей среды, предупреждению ее деградации в процессе общественного развития, поддержанию экологического равновесия .

Обеспечение благоприятного качества окружающей среды и организация рационального природопользования является одной из наиболее актуальных проблем не только России или стран Европы, но и всего мирового сообщества. Осознание наступившего глобального экологического кризиса органами власти большинства государств мира в середине прошлого века привело к формированию международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и динамичному изменению внутригосударственного экологического законодательства большинства стран мира, включая и Россию. Провозглашение права человека на благоприятную окружающую среду в Декларации принципов, принятой на Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде 1972 г., а также подписание Российской Федерацией ряда международных документов обусловило имплементацию международных экологических норм и стандартов в российское законодательство. Это обусловило формирование экологического правосознания у населения России, рост общественного экологического движения и формирование судебной практики по делам о защите прав и законных интересов граждан в сфере охраны окружающей среды .

Указанная динамика получила отражение в данной курсовой, содержащей рассмотрение современных проблем обеспечения экологической безопасности, обусловленных реалиями XXI века и процессами глобализации в современном мире.

Объект курсовой работы – окружающая природная среда.

Предметом является изучение международных прав в области охраны окружающей среды.

Цель курсовой работы заключается в поиске эффективных путей, направленных на гарантированное обеспечение благоприятной окружающей среды, экологической безопасности с применением международно-правовых экологических принципов и норм.

Задачи курсовой работы:

Изучение роли международного экологического права;

Рассмотрение принципов международного права окружающей среды;

Анализ деятельности международных организаций в сфере охраны окружающей среды;

Выявление международных экологических правонарушений;

Разработка мероприятий и перспектив по улучшению экологических систем.

Методологической основой курсовой работы являются труды учёных в области международного права, права окружающей среды, а также нормативные документы, законодательные акты в области экологического права.

Становление международного права окружающей среды. В своем развитии международное право окружающей среды прошло несколько этапов.

В научном мире применимо к данной области пользуются различными терминами и определениями. Кроме понятия «окружающей среды» используют термины: “природопользование”, “природные ресурсы”, «природная среда» и т.д.

Что включает в себя понятие “окружающая среда”? Какие объекты естественной “живой” природы попадают в сферу регулирования норм международного права. Это:

Растительный и животный мир (флора и фауна);

Водный и воздушный бассейн (гидросфера и атмосфера);

Почва (литосфера);

Околоземное космическое пространство;

Искусственные природные сооружения (водохранилища, заповедники, каналы и т.д.)

Поскольку окружающая среда включает целый ряд природных компонентов условиям - различают несколько категорий охраняемых нормами международного права природных объектов:

1) Мировой океан;

2) Материки (суша Земли);

3) Атмосферный воздух;

4) Космос - все пространство, лежащее за пределами Земли и ее атмосферы. С развитием технического прогресса внешние границы этого объекта отдаляются от Земли.

В настоящие время в международно-правовой охране нуждается часть космоса, включающая Луну и планеты солнечной системы.

По юридической принадлежности природные объекты делятся на:

1) внутригосударственные, т.е. находящиеся под национальной (государственной) юрисдикцией или контролем отдельных государств.

2) международные, интернациональные - находящиеся вне национальной юрисдикции и контроля: Мировой океан, за пределами территориальных вод, континентального шельфа и экономических зон, Антарктида, часть атмосферы и космос.

Охрана окружающей среды включает в себя три взаимосвязанных между собой уровня: национальный, региональный и всемирный.

Эти уровни отличаются не только по территориальному признаку, но и по сложности представленных проблем; по количеству задействованных субъектов международного права; по материально-техническому и финансовому обеспечению; по количеству используемых международно-правовых актов с целью охраны окружающей среды.



Национальное законодательство используется в первую очередь для охраны окружающей среды в пределах территориальной юрисдикции государств.

Универсальные международно-правовые договоры регламентируют охрану окружающей среды на территориях с международным режимом /открытое море, Антарктида, космическое пространство и небесные тела, морское дно за пределами континентального шельфа/.

Региональные соглашения направлены на охрану окружающей среды на отдельных, достаточно больших территориях Земли. В этом случае данные регионы представляют интерес для охраны нескольких государств /международные реки, проливы, каналы, пограничные природные комплексы и т.д./.

Принципы и нормы международного права, направленные на охрану окружающей среды на этих трех уровнях в своей совокупности в системе составляют международное право окружающей среды. Отдельную отрасль международного права.

Международное право окружающей среды /МПОС/ - представляет собой систему принципов и норм, регулирующих отношения субъектов международного права по охране и рациональному использованию природных ресурсов на Земле.

Принципы международно-правовой охраны окружающей сред ы. Принципы охраны окружающей среды являются неотъемлемой частью данной отрасли международного права. Они подразделяются на:

1. Общепризнанные /основные/ принципы международного права.

2. Отраслевые /специальные/ принципы международного права окружающей среды.

Все основные принципы международного права являются регуляторами правоотношений в сфере охраны и рационального использования окружающей человека среды. Вместе с тем международно-правовая охрана окружающей среды имеет свои специфические принципы.

1. Окружающая среда - общая забота человечества. Смысл этого принципа заключается в том, что международное сообщество на всех уровнях может и должно совместно и в отдельности охранять окружающую среду. Этот принцип не является новым, он применяется в различных отраслях международного права (защита прав человека, международное трудовое право, международное гуманитарное право и т.д.). Применительно к охране окружающей среды рассматриваемый принцип закреплен во многих международных договорах. Например, преамбула международной конвенции по регулированию китобойного промысла 1946 г. гласит о том, что народы мира заинтересованы в сохранении для будущих поколений тех огромных естественных богатств, которые представляют собой стада китов. Преамбула Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г. признает, что морская среда и питаемые ею живые организмы имеют жизненное значение для человека и все люди заинтересованы в обеспечении управления этой средой таким образом, чтобы не ухудшались ее качество и ресурсы. Преамбула Африканской конвенции по сохранению природы и природных ресурсов 1968 г. подчеркивает, что почва, вода, флора и фауна являются жизненно важными для человечества. наконец, в преамбуле Конвенции о биологическом разнообразии 19992 г. подтверждается, что сохранение биологического разнообразия является общей задачей всего человечества.

2. Окружающая природная среда вне государственных границ является общим достоянием человечества. Природные ресурсы за пределами действия национальной юрисдикции являются общим достоянием, и сохранение их есть задача всех государств и народов.

3. Свобода исследования и использования окружающей среды и ее компонентов. Все государства и международные межправительственные организации вправе без какой-либо дискриминации осуществлять правомерную мирную научную деятельность в окружающей среде.

4. Рациональное использование окружающей среды. Эксплуатация природных ресурсов должна осуществляться на максимально экономном и устойчивом уровне. Государства обязаны осуществлять эффективные мероприятия по воспроизводству и возобновлению природных ресурсов.

5. Содействие международному сотрудничеству в исследовании и использовании окружающей среды.

6. Взаимозависимость охраны окружающей среды, мира, развития, обеспечения прав человека и фундаментальных свобод.

7. Преосторожный подход к окружающей среде. Недостаток научных результатов не может являться причиной для отсрочки принятия существенных мер по недопущению нанесения ущерба окружающей среде. Этот принцип закреплен в Принципе 15 Декларации РИО-92 в следующей редакции: в целях защиты окружающей среды государства в зависимости от своих возможностей широко применяют принцип предосторожности. В тех случаях, когда существует угроза серьезного или необратимого ущерба, отсутствие полной научной уверенности не используется в качестве предлога или отсрочки принятия эффективных с точки зрения затрат мер по предупреждению ухудшения состояния окружающей среды.

8. Право на развитие. Этот принцип предусматривает, чтобы право на развитие было тесно связано с охраной окружающей среды. Он четко изложен в Принципе 3 Декларации РИО-92: право на развитие должно соблюдаться таким образом, чтобы адекватно удовлетворялись потребности нынешнего и будущих поколений в области развития и окружающей среды.

9. Предотвращение вреда. В соответствии с данным принципом все государства должны идентифицировать и оценивать вещества, технологии, производство и категории активности, которые влияют или могут влиять существенным образом на окружающую среду. Они обязаны систематически исследовать, регулировать или управлять ими в целях предотвращения нанесения вреда окружающей среде или его существенного уменьшения.

10. Предотвращение загрязнения окружающей среды. Государства должны предпринять, индивидуально или коллективно, все меры, необходимые для предотвращения, уменьшения и контроля за загрязнением любых компонентов окружающей среды, в частности, от радиоактивных, токсичных и других вредных веществ. Для этих целей государства обязаны использовать применяемые на практике меры.

11. Ответственность государств. Согласно этого принципа любое государство несет политическую или материальную ответственность в рамках своих обязательств, предусмотренных договорными или другими нормами международного права в области охраны окружающей среды.

12. Отказ от иммунитета от юрисдикции международных или иностранных судебных органов. Любой иммунитет от судебного разбирательства в соответствии с национальным законодательством или международным правом неприменим в отношении обязательств, возникающих в силу положений ряда международных конвенций в области охраны окружающей среды. Иными словами, государства не могут ссылаться на иммунитет в отношении судебного разбирательства деликтов, подпадающих под действие соответствующих норм международного экологического права. Этот принцип сформулирован в нескольких договорах гражданско-правового содержания.

Источники международно-правовой охраны окружающей среды. В международном праве окружающей среды источниками являются уже традиционные для международного права:

Правовой обычай;

Конвенционные нормы.

Специфика международно-правового обычая заключается в том, что он не представляет собой официального документа с явно выраженной формулировкой соответствующего правила. Проявление обычаев происходит во внешнеполитических документах государств, дипломатической переписке, наконец, в определённом порядке взаимоотношений между государствами, сложившемся в той или иной области.

Международно-правовая охрана окружающей среды – сравнительно новая отрасль международного права, представляющая собой совокупность принципов и норм международного права, составляющую особую отрасль системы международного права и регулирующую действия ее субъектов по предотвращению, ограничению и устранению ущерба окружающей среде из самых различных воздействующих источников, а также по рациональному, экологически обоснованному использованию природных ресурсов.

В рациональном использовании природных ресурсов заинтересовано все мировое сообщество, так как охрана окружающей среды усилиями отдельных государств не только малоэффективна, более того, она практически бесполезна.

В настоящее время в сфере охраны природной среды действует немало международных организаций – Международная морская организация, Всемирный фонд диких животных, Всемирная организация здравоохранения и т. д.

Такое понятие, как окружающая среда, охватывает широкий круг элементов, которые связаны с условиями существования человека. Они распространяются на три группы объектов – объекты естественной среды (флора, фауна), объекты неживой среды (гидросфера, атмосфера и литосфера), околоземное космическое пространство и объекты, созданные человеком.

Специфика предмета регулирования соответствующих отношений и объем нормативного регулирования отношений по охране окружающей среды позволяют сделать вывод о том, что в современном международном праве произошло формирование новой отрасли – права охраны окружающей среды.

Основными источниками данного права являются Конвенции:

1) об охране мигрирующих видов животных 1979 г.;

2) об охране биологического разнообразия 1992 г.;

3) о международной торговле видами дикой фауны, находящейся под угрозой исчезновения, 1973 г.;

4) по причинам и предотвращению ущерба, наносимого лесам и водным ресурсам в результате загрязнения воздуха в Европе, 1984 г. Основные направления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды – охрана окружающей среды и ее рациональное использование.

Объектами являются:

1) животный и растительный мир;

2) Мировой океан;

3) атмосфера Земли, околоземное и космическое пространство.

Принципы охраны окружающей среды, проявляющие себя в международном праве, подразделяются на основные и специальные.

К основным (фундаментальным) принципам относятся следующие принципы: 1)территориальная целостность государств;

2) сотрудничество государств;

3) уважение государственного суверенитета;

4) мирное разрешение международных споров;

5) международно-правовая ответственность и т. д.

К специальным принципам относятся следующие принципы:

1) защита окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений;

2) экологически обоснованное рациональное использование природных ресурсов;

4) принцип защиты экологических систем Мирового океана;

5) недопустимость нанесения трансграничного ущерба;

6) недопустимость радиоактивного заражения окружающей среды.