В чем смысл рассказа о любви. В чем смысл рассказа о любви Краткий анализ произведения о любви

19.06.2022

Антон Павлович Чехов–русский писатель конца 19 века, гений краткой формы, автор известного изречения «краткость – сестра таланта», автор множества лаконичных рассказов, повестей и пьес. Одним из популярнейших творений Чехова является цикл «Маленькие трилогии». Завершающим произведением этого цикла является произведение «О любви».

История данного рассказа, написанного А.П. Чеховым в 1898 году, берет свое начало в биографии писателя. В образе Анны Алексеевной, в которую влюблен главный герой, Алехин, угадывается личность Лидии Александровны Авиловой – русской писательницы и мемуаристки. Она была представлена Чехову Сергеем Николаевичем Худяковым – издателем «Петербургской газеты». В то время, как писала сама Лидия Александровна в своих мемуарах, она знала все написанное Чеховым наизусть.

На момент первой встречи с Чеховым, Авилова была женой Михаила Федоровича, который не мог понять её увлечения писательством и литературой. Мужа она выбрала, «как вещь», и испытывала к нему глубокое уважение, но о любви не могло быть и речи. Авилов знал о переписке своей жены и Антона Павловича, и даже читал некоторые из писем. Чехов помогал Анне Алексеевне в публикации её работ, выступал как рецензент и персональный критик. Теплая переписка сменялась редкими и зачастую неожиданными встречами. Всю глубину отношений между Чеховым и Авиловой раскрывают её воспоминания в «А. П. Чехов в моей жизни», опубликованные лишь в 1940 году. Любовные переживания писателя нашли отражение и в его творчестве. Рассказ «О любви» — это художественное выражение глубокого и непреодолимого чувства, которое испытывал Антон Павлович Чехов к Лидии Александровне Авиловой.

Жанр и направление

Антон Павлович Чехов, как уже было сказано, – мастер краткой литературной формы. Его любимый жанр – это емкий рассказ-миниатюра, в котором заложена глубокая философия авторской мысли. Жанровая особенность произведений Чехова помогает в раскрытии реалистического метода. Как известно, писатель работал в русле реализма. Деталь – важнейший элемент чеховского рассказа, помогла прозаику достичь гармонии между малой «рассказной» формой и глубоким реалистическим содержанием.

Рассказом «О любви» завершается цикл «Маленькая трилогия» (название не авторское, дано исследователями), объединенный сквозной чеховской темой жизни «человека в футляре». Главные герои — повествователи своих историй, каждый из них является главным в своей части цикла.

Суть

О чем же повествует данное творение Чехова? Как ни удивительно, название исчерпывающе отражает основную линию произведения – любовную.

Сюжетной основой является история одного из героев «Маленькой трилогии» — Павла Константиновича Алехина. Павел учился в университете, а после смерти отца был вынужден заняться его имением в Софьине, чтобы погасить отцовские долги. Работа на земле, с крестьянами тяготила молодого человека, привыкшего к культурному обществу. Постепенно Алехин отказывался от роскоши, что нашло отражение в его бытовых привычках. Вскоре главный герой был произведен в мировые судьи, и на одном из судов он познакомился с добрым и простодушным Дмитрием Лугановичем. На обеде у нового приятеля Алехин встретил жену Дмитрия – Анну Алексеевну, оставившую о себе яркое впечатление в сознании дворянина. По мере общения с красивой и умной женщиной Алехин стал понимать, что его любовное чувство к ней отнюдь не безответно. В то же время главного героя мучило чувство вины перед семьей Лугановичей, ведь и муж, и жена были очень благосклонны к нему. Однако, ни Анна, ни Павел не признавались друг к другу в своих чувствах.

Чувство недостижимости счастья в запретной любви стало в последствие мучить Анну Алексеевну. Она легко раздражалась и даже лечилась от нервного расстройства. Ее отношение к Алехину изменилось. На тот момент мужу Анны пришло повышение до председателя одной губернии, супругам предстоял переезд. В сцене проводов Анны Луганович и наступила развязка этого негласного романа. В купе поезда произошло слезное объяснение между Павлом и Анной, после которого они расстались навсегда, а к главному герою пришло осознание упущенного счастья.

Композиция

Композиционной характерной чертой чеховского повествования считается приём «рассказа в рассказе», к которому создатель зачастую обращается. Данный приём дает возможность автору достичь одновременно и объективности изложения, и экономии языковых средств.

Подобная структура композиции свойственна многим произведениям Чехова: сначала говорится о конкретной ситуации или случае из жизни. Упоминание этой ситуации служит толчком к ассоциативному переходу в основное повествование (обычно монолог) главного героя.
К примеру, анализируемый нами текст начинается с упоминания Павла об истории взаимоотношений повара-пьяницы Николая и красивой Пелагеи, которая терпела от первого оскорбления и побои. Небольшая обеденная зарисовка перетекает в рассуждения Алехина о смысле и вопросах любви. Данный прием позволяет плавно ввести читателя в ткань произведения и только затем начать основное повествование.

Концовка служит обрамлением художественного центра произведения. В литературную кайму искусно вплетены маркеры настроения главного героя — перемена погоды за окном. Историю своей любви Алехин начинал, когда «в окна было видно серое небо и деревья», но в конце рассказа «дождь перестал и выглянуло солнце», свидетельствуя о душевном очищении мужчины.

Главные герои и их характеристика

Краткая форма повествования предполагает небольшое количество действующих лиц. А.П. Чехову для сюжета важны два-три персонажа. Часто выбирается рассказчик, чье описание перо автора детально прорисовывает.

  1. Алехин Павел Константинович - главный герой. В самом рассказе «О любви» отсутствует подробное описание портрета мужчины. Оно дано Чеховым в «Крыжовнике». Автор описывает Павла, как сорокалетнего мужчину, больше напоминающего художника или же ученого, нежели представителя помещичьего сословия. По происхождению Павел — дворянин, но задолженности отца оставляют его без средств к существованию. «Белоручка», не привыкший к физическому труду, Павел тяготится работой в имении. Жизнь в Софьине заставляет Алехина забыть о культуре и образованности. Одно из характерных качеств Павла – трудолюбие, помогает ему стать мировым судьей в своей местности. Благодаря этой должности Алехин знакомится с Дмитрием Лугановичем, в чью жену он влюбляется далее. В целом образ Павла Алехина – это образ несчастного и одинокого помещика, который не может решиться на ответственный шаг, потому что боится потерять хорошую репутацию.
  2. Дмитрий Луганович – хороший приятель и друг главного героя, товарищ председателя окружного суда и состоятельный дворянин. В начале рассказа Алехин описывает своего благодетеля как доброго и простодушного человека, но уже в середине размышляет, почему Анна Алексеевна вышла замуж за такого непримечательного и скучного человека.
  3. Анна Алексеевна Луганович – жена Дмитрия Лугановича, помещица, мать двоих детей. Портрет Анны Алексеевны так же дан глазами Алехина. По его описанию становится ясно, что такая женщина, как Анна Алексеевна, ему раньше никогда не встречалась. Он «сразу почувствовал в ней существо близкое». Героиня, подобно своему мужу, обладает добротой и заботится об Алехине. В отличие от Господина Лугановича, Анна молода и умна. Чувство Павла Алехина не остается безответным – он всегда видел по глазам Анны, что она ждала встречи с ним. Так же, как и главный герой, не давала воли своему чувству, боясь потери положения, мужа, детей, и, в конце концов, лжи, которая была бы неудобна им обоим.
  4. Темы

    Одной из главных тем рассказа «О любви» является тема человеческого счастья и его недостижимости. Герои Чехова живут оседлой, комфортной жизнью. Оковы подобного образа даже не жизни, а существования настолько прочны, что даже такое сильное чувство, как любовь, не способно заставить героев выйти из зоны комфорта. И Алехин, И Анна Алексеевна испытывают страдания – об этом свидетельствует эмоциональная сцена их прощания, но счастье для героев остается навсегда упущенным.

    Размышления Павла дают ответ на вопрос «почему счастье в любви было невозможно для этих двух героев?». Они слишком много задавались вопросами о том, насколько правильно любить, либо будучи влюбленным в чью-то жену, либо будучи замужем за хорошим и добрым человеком, имея при этом двоих детей. Только позже Алехин понимает, что безграничное и довлеющее над ним чувство не поддается законам, не вписывается в рамки и не терпит многочисленных вопросов. Счастье находится вне категорий греха и добродетели. Рассуждения – лишь помеха высшему чувству, но для чеховских персонажей эта истина открывается слишком поздно.

    Проблемы

    Проблематика рассказа «О любви» отображает известную чеховскую тему «человека в футляре». Раскрываясь с необычной стороны, «футлярность» присутствует в образах всех героев произведения.

    1. Павел Алехин – это дворянин, осевший в отцовском имении. Деревенская жизнь постепенно меняла перспективный ум и способности молодого человека. Укоренившиеся привычки повлияли и на характер. Главный герой, оказывается, слаб в принятии судьбоносного решения и отказывается от огромной ответственности, которою влечет признание в своих чувствах. Павлу легче потерять любимую женщину, чем разорвать оковы собственного футляра.
    2. Господин Луганович так же является модификацией образа «футлярного» человека. «Футлярность» Лугановича проявляется в ограниченности его ума и безучастном отношении к интеллигентному обществу. Тип человека, который олицетворяет Луганович, не порицается и не отвергнут обществом. Напротив, Дмитрий успешный делец, но отсутствие духовного развития контрастирует с чувственностью и умом его жены Анны, создавая впечатление о нем, как о человеке, привыкшему плыть по течению и равнодушному не только к светскому обществу, но и к семейному счастью.
    3. Анна Алексеевна так же предпочитает «футлярное» существование радикальным переменам во имя собственного счастья. Героиня, испытывая любовь к Павлу, не хочет жертвовать близкой и понятной ей жизнью, любовью к детям, репутацией, родственными связями… Новая жизнь – как синоним неизвестности, пугает ее, и в Анне, как и в Алехине, так же не оказывается достаточно сил для принятия решения. Мучительная любовь выливается в невроз героини, и она успевает скрыто упрекнуть Павла в повседневных диалогах.

    Таким образом, в проблематике рассказа «О любви» очень тонко подчеркнута основная тема «Маленькой трилогии» — проблема «человека в футляре», основными характеристиками которого в данном случае выступают нерешительность и отсутствие порыва к переменам для возделывания собственного счастья.

    Смысл

    Что же хотел сказать Чехов рассказом «О любви»? Идея чеховской мысли заключается в обличении человеческих слабостей, которые не позволяют герою самому следовать за голосом сердца. Автор показывает людей, чья воля скована внешними обстоятельствами, но сам человек может быть достаточно сильным, чтобы преодолеть общепринятые нормы и пожертвовать хорошим положением в обществе. Главные герои же, напротив, оказываются слабыми и следуют общепринятой морали.

    Основная мысль, заложенная Чеховым, раскрывает идею о том, как человек может убить высокое, светлое чувство, следуя общественным законам. Добропорядочность не гарантирует счастья, а счастье может показаться лишь призрачным ощущением любви и уйти, не оставив и следа. Писатель, показывая представителей общества конца 19 века, выносит приговор самому укладу общественного строя, который не позволяет людям изъявлять своих желаний даже в таком личном и глубоком чувстве, как любовь.

    Вывод

    О чем заставляет задуматься произведение А.П. Чехова? Небольшой рассказ выносит на поверхность проблемы недостижимости счастья, человеческие слабости и философию любви. Произведение противоречиво, неоднозначно, как неоднозначны его персонажи. Двойственность характеров и обстоятельств заставляет читателя размышлять над образами и действиями героев, давая им свою субъективную оценку.
    Авторская позиция здесь остается необозначенной. Можно предположить, что слова автора вложены в уста Алехина, и тогда можно приблизительно судить об отношении А.П. Чехова к своим персонажам. И все же, финал произведения остается открытым, представляя читателю возможность подвести собственный итог.

    С точностью можно утверждать об одном: «О любви» — это рассказ-предостережение читателя о том, что любовь никаким законам подчиняться не может.

    Критика

    Современники Чехова по достоинству оценили последнюю часть трилогии.

    А. Измайлов отмечал драматическую атмосферу произведения, которая характерна для работ Чехова конца 1890-х годов. Критик писал о том, что в творчестве известного писателя начинается перелом, через который проходили все крупнейшие литературные фигуры 19 века — Гоголь, Достоевский, Лесков, Толстой.

    А. Богданович охарактеризовал Павла как человека без «гордости, твердой воли и энергии», который упустил две прекрасные возможности в своей жизни – возможность следовать своему призванию и быть счастливым с любимой женщиной.

    А. Скабичевский видел причину неудавшегося счастья в пустом существовании героев. Жизнь без цели – вот главный палач футлярного человека, коими предстают Павел Алехин и Анна Алексеевна в рассказе «О любви».

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Два охотника, ветеринарный врач и учитель гимназии, попадают под сильный обложной дождь, конца которому не видно. И они решают пойти в деревню Софьино, которая находится недалеко.

Хозяин, Алехин, им очень обрадовался: давно не видел он интеллигентных людей. Проводя вечер в гостеприимном доме, ветеринар рассказывает печальную историю своего брата, который мечтал накопить денег, купить поместье и зажить свободно, барином. И чтобы обязательно у него был крыжовник. Мечта чиновника осуществилась, а рассказ не удовлетворил слушателей. Было уже поздно, и они разошлись спать.

Утренний разговор

А на другой день, после завтрака, стали говорить о любви. Чехов (краткое содержание его рассказов всегда очень емко) поведал читателю историю, отзвуки которой можно найти в более позднем его рассказе «Дама с собачкой». Параллелей найти можно много. Павел Константинович философски подошел к деликатному вопросу о любви. Чехов краткое содержание этой истории начал с вопроса о странностях отношений красавицы-горничной Пелагеи и повара Никанора. Она любила этого мужчину, но замуж идти не соглашалась, поскольку нрав у него был буйный и драчливый. Никанор же не признавал ничего, кроме церковного венчания. Так эта история и не могла никак разрешиться. Оба только мучились. Затем Алехин продолжал рассуждать о любви. Чехов краткое содержание его мыслей до тонкостей понимает. Любя, русский человек постоянно задает себе вопросы, которые его только раздражают: чем это все закончится, плохо это или хорошо.

Ответов нет. Алехин продолжал говорить, и было видно, что ему хочется поведать историю о любви. Чехов краткое содержание повествования заключил в рассказ от первого лица.

Жизнь Павла Константиновича Алехина в деревне

Алехин повел спокойный, неторопливый и как бы отстраненный рассказ. Погода была обычная, серенькая и дождливая, и его слушателям больше ничего не оставалось делать. Алехин приехал в деревню давно. На ней был большой долг, оставшийся от отца. И герой повести решил во чтобы то ни стало привести хозяйство в порядок. Первое время, как и положено барину, он жил в верхних комнатах и пытался новую деревенскую жизнь привести в соответствие со своими культурными привычками. Но система быстро дала сбой: тяжко работая, как крестьянин, он стал спать на сеновале, есть в людской, престал мыться, не говоря уже о том, чтобы что-то читать. Но его избрали в мировые судьи и по делам ему приходилось бывать в городе, и ах, как это было приятно - превращаться иногда снова в культурного человека.

Знакомства в городе

Там принимали его радушно, и он завел много приятных знакомств. Так он на свою беду, а может быть, и нет, встретился с семьей Лугановичей. Жена Лугановича, Анна Алексеевна, произвела на Алехина необыкновенно теплое, милое впечатление и вызвала ощущение, что он давно ее знает. Было видно, что это дружная семья, даже по тем мелочам, как они вместе варили кофе, как понимали друг друга, не нуждаясь в словах. Алехин уехал, но воспоминание о милой женщине ненавязчиво было с ним. Осенью ему довелось снова встретиться с Анной Алексеевной. И снова она вызвала те же самые чувства - необыкновенной близости и бьющих в глаза красоты и изящества. Любовь - чувство экзистенциальное. Если его дано пережить, то понять что-то можно. Если оно прошло мимо, то никакие самые лучшие произведения не помогут. Алехин начал довольно часто бывать у Лугановичей и стал «своим», «домашним человеком»: ему предлагали деньги в долг, преподносили подарки, его любили дети и прислуга.

Анна Алексеевна

Простая женщина почему-то казалась необъяснимо прекрасной и нужной - и движение руки, и взмах ресниц, и даже молчание рядом с ней были необходимы. Шло время. Алехин был полон горечи, так как в городе он видел, что и Анна Алексеевна ждет его приезда.

Но оба молчали. Что они могли изменить в своей жизни? Им обоим не хватало решимости, такой, какая была у героев Л. Н. Толстого, у Анны Карениной и Алексея Вронского. Что считал сам Чехов о любви? Анализ чувства, приносящего одновременно и радость, и горечь, и муку, и невыразимое счастье, он дал в этом рассказе. Героев терзали вопросы о семье, о лжи и правде, об уходящей молодости. Могло ли дальше продолжиться счастье, построенное на разрушении всего, что у них было? В их отношениях со стороны Анны Алексеевны появилась раздражительность. Это можно объяснить только постоянной неопределенностью, которую и хочется, и страшно изменить.

Конец

Все кончилось просто, как это и бывает в жизни. Лугановича перевели на службу в другую губернию. Анна Алексеевна ехала сначала в Крым, куда ее послали врачи, а потом - к мужу. Так заканчивает рассказ Чехов. О любви героинаконец-то высказались вслух в купе. Текли слезы, были объятия и поцелуи, было понято сразу, какие мелкие и ненужные чувства вставали перед ними преградой, что все их благонамеренные рассуждения - пустое. О добродетели не стоило думать и вовсе. Но поезд набирал ход, и навсегда разъезжались герои в разные стороны.

Если бы Лугановичи не уехали, то любовь, возможно, невысказанная, робкая, не закончилась бы никогда. Анна Алексеевна потихоньку бы старела и плакала. Блекла бы и вянула жизнь Алехина. Но это была бы любовь. Теперь же от нее остались воспоминания и благодарность, что это случилось.

Открытый урок

по литературе

в 9 классе

А.П.Чехов «О любви» (анализ рассказа)

(семинар директоров школ города

«Создание условий для творческого развития личности)

Провела: учитель русского языка и литературы Быкова Е.Б

2003 г.

Тема: А.П. Чехов « О любви »

Цель урока : анализ рассказа и выявление его идейно-художественного своеобразия.

Методические приёмы: беседа, сообщения учащихся, анализ эпизодов, повторение теории (композиция, портрет, пейзаж), чтение наизусть.

Оборудование: текст произведения.

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя

Сегодня на уроке мы будем анализировать последний рассказ из маленькой трилогии А.П Чехова, который называется « О любви » .

Цель урока – выявление идейной направленности этого произведения. Итак, название « О любви ».

Тема не новая в русской, да и в мировой литературе. Пожалуй, это одна из вечных тем, которую каждый художник решал по-своему. Попытайтесь сейчас перенестись назад, в глубь веков, вспомнить истории влюблённых, с которыми нас знакомит мировая классическая литература.

О чем говорят нам эти имена? (к доске)

Данте « Суровый Данте не Беатриче

Презирал сонета »

Петрарка « Благословенно Лаура

Первое волненье,

Когда любви меня

Настигнет глас…»

Ромео « Нет повести Джульетта

Печальнее на свете,

Чем повесть о

Ромео и Джульетте »

Татьяна « А счастье было Онегин

Так возможно,

Так близко »

Алехин « О любви » Анна

Павел Алексеевна

Константинович

Учитель: я предлагаю вам проследить за тем, как вопросы счастья и любви решают для себя герои Чехова. Тем более что сам писатель шёл по линии совершенно нового отношения к читателю, привлекая читателя к своей творческой работе, возбуждая читательское воображение, давая толчок читательской мысли.

- Итак, произведение называется « О любви »

У вас на столах листочки, в которых даётся определение « любовь », взятое из Толкового словаря С.И.Ожегова. Зачитайте значения этого слова (зачитывают)

Определите, какое из значений подходит к рассказу Чехова.

Мы вернемся к значению этого слова, проанализировав произведение.

К какому жанру относится это произведение?

(новелла, как и первые две из « маленькой трилогии »)

У: в качестве д/з некоторые из вас выбрали создание проекта композиции этой новеллы. Изложите объективно и её в краткой форме.

Ученик: новелла представляет из себя рассказ в рассказе. Рассказ ведется от лица повествователя, которому отводится незначительное мест. Повествователь передаёт повествование главному герою Алёхину, который рассказывает свою историю любви. Рассказывает знакомым, которые являются эпизодическими лицами. Заканчивает рассказ повествователь. Сюжет просто, незамысловат, в основе его любовный треугольник Алёхин, Анна Алексеевна, Луганович.

Завязкой действия является рассказ повествователя о любви красивой жен женщины Пелагеи и повара Никанора, где Алёхиным высказывается основная идея («тайна сия велика есть»)

Кульминацией является осознание Алёхина и Анны Алексеевны того, что им никогда не быть вместе.

Развязка – это отъезд Анны Алексеевны и прощание с ней Алёхина.

Такова композиция новеллы.

Обратимся к сюжету новеллы и выясним, кто же герой рассказа и какими показаны они?

Ученики:

Никанор (зачитывают из текста).

Учитель: обратите внимание на то, что А.П. Чехов большой мастер портрета. Создает он портрет всего несколькими штрихами или деталями.

- на какую деталь обращает внимание читателей автор?

( Мурло, Пелагея - «красивая»)

Учитель: в портретной характеристике большое значение имеет деталь, которая выражает внутренние качества героя.

- что мы узнаем о Пелагее и Никаноре?

- почему красивая Пелагея любит этого мурло Никанора, пьяницу, который бранит её и даже бьёт?

- дает ли нам ответ Чехов (нет, автор говорит: «тайна сия велика есть»)

- как изобразили наши художники этих двух героев?

Почему так? Какие детали, в их портрете вы хотели подчеркнуть?

Учащиеся выходят к доске с рисунками и рассказывают.

Пелагея Никанор

У: а вы (к художникам) смогли бы объяснить, почему Пелагея любит Никанора?

(это трудно, это сложно объяснить это чувство избирательности).

У: какое значение слова «любовь» подходит для этих героев? (уч-ся зачитывают)

У: остановимся на истории главных героев: Алёхина и Анны Алексеевны.

    Кто такой Алёхин? (рассказ уч-ся(история студента))

Анна Алексеевна?

Луганович?

У: как складываются отношения Алёхина и Лугановича?

Говорит ли сам Алехин о том, к сложились их отношения? (« не было у бабы хлопот…»)

У: - что это за фраза? (пословица)

У Чехова часто в рассказе звучат пословицы и поговорки, что тоже является характеристикой героев

Как вы думаете, забота Лугановича могла каким-то образом сказаться на отношениях Алёхина и Анны Алексеевны?

(проявление совести)

Счастлив ли Алёхин?

(на смотря на то, что его принимаю в доме, он считает себя несчастливым)

Перечитаем текст новеллы « я был несчастлив … ошибка » Обратите внимание на то, что думал Алёхин о муже « верит в своё право быть счастливым » и это неслучайно, потому что каждый человек рожден для того, чтобы быть счастливым.

Итак, Анна Алексеевна, и Алёхин понимают, что они любят друг друга. Но они не отдают до конца этому чувству. Почему? Я попросила вас в качестве д/з подготовить ответ на этот вопрос в форме чтения наизусть фрагмента новеллы. Слушаем наших артистов.

Чтение наизусть.

За Алёхина: « А приезжая в город… если бы мы разлюбили друг друга? »

В новелле нет повествования от лица Анны Алексеевны, за неё говорит Алёхин таким словами: « А она думала о муже, … такая девушка »

Учитель: Как дальше сложилась судьба Анны Алексеевны?

(вместе в театре сидели рядом … но прощались, она лечилась, двое детей, сознание неудовлетворённости, испорченной жизни, когда не хотелось видеть ни мужа, ни детей)

Учитель: и каков же финал истории любви Алёхина и Анны Алексеевны? (« у счастью или к несчастью..» Отъезд Анны Алексеевны и проводы) Алёхин (чтение наизусть, « я вбежал к ней в купе.. навсегда») – подготовил ученик.

Как вы думаете, кто виноват, что люди, так любившие друг друга много лет, оказались несчастливы в своей любви и счастья не обрели?

Почему Анна Алексеевна столько лет молчала и не могла объясниться Павлу Константиновичу в любви?

Почему она плачет?

Что её останавливает?

(пересуды, разговор, муж, который любит её, внутренняя совесть; может быть понимание того, что на чужом несчастье своего счастья не построишь)

Учитель:

- Вернемся к началу урока и вспомним, чем закончились истории любви литературных героев, поэтов, воспевающих эти чувства?

Данте Беатриче безответственность

Петрарка Лаура безответственность

Ромео Джульетта трагичность

Онегин Татьяна безысходность

Алёхин Анна Алексеевна «я был несчастлив »

Вот как закончились эти истории.

Были ли они счастливы?

Так может быть не стоит отдавать этому чувству столько душевных сил, лет жизни?

Как вы понимаете высказывание А.Блока, который говорил: « Только влюблённый достоин звания человека»?

Перечитаем слова значения слова «любовь» Скажите, какое из них объясняет чувства героев новеллы Чехова?

Вернёмся к тексту произведение. Как заканчивается новелла?

(пейзажная зарисовка: дождь перестал, вышло солнце, все любовались и в то же время жалели, что этот человек с добрыми и умными глазами вертится здесь как белка в колесе).

Почему жалели? (не сложилась личная жизнь у хорошего, доброго и умного человека)

Учитель: писатель не дает ответ на вопрос, что такое любовь, он только говорит, «тайна сия велика есть».

Чехов не проповедует, авторский голос в его произведениях скрыт. Но эта чеховская недоговорённость действует на читателя сильнее громких слов. Он умел схватить общую картину жизни по маленьким её деталям. В записной книжке А.П. Чехова сохранилась маленькая аллегория, взятая им у французского писателя Альфонса Додэ:

Почему твои песни так коротки? – спросили однажды птицу.

Или у тебя не хватает дыхания?

У меня очень много песен, - ответила птица, - и я хотела бы поведать миру все.

Литературное наследство Чехова составляет несколько драм и множество мелких коротких произведений, в которых писатель тоже словно торопился поведать читателям всё, что он думал. Краткость формы и талантливость для него были синонимами. Всего на нескольких страницах Чехов сумел заглянуть в подсознание человека, в подтексте отношений людей. Показать трагическое противоречие мечты и жизни, любви и долга, несчастья и счастья.

Домашнее задание. Завершением нашей работы по маленькой трилогии станет домашнее творческое мини - сочинение на тему: « Счастливые и несчастливые герои Чехова ».

ЛЮБОВЬ

1. Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное с Чары; муки любви; признание в любви, страдать, страстная любовь.

2. Чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности;

Любовь к родителям, детям. Любовь к ближнему.

3. Постоянная сильная склонность, увлеченность чем – нибудь. Любовь к правде, истине. Любовь к балету, чтению, к театру.

4. Предмет любви (тот или та, кого кто – нибудь любит, к кому испытывает влечение, расположение.) Он ее первая любовь. Она его очередная любовь.

5. Пристрастие, вкус к чему – нибудь. Любовь к сладкому, к нарядам, комфорту.

6. Интимные отношения, интимная связь.

Анализ рассказа А.П. Чехова "О любви"

Рассказ «О любви», написанный Антоном Павловичем Чеховым, был впервые опубликован в журнале "Русская мысль" в 1898 году. Ранее в том же году и в том же журнале было опубликовано еще два рассказа: «Человек в футляре» и «Крыжовник». Эти три рассказа составляют «маленькую трилогию», в которой три героя - два охотника Павел Константинович Буркин и Иван Иваныч Чимша-Гималайский и небогатый помещик Алёхин - рассказывают друг другу истории из своих и чужих жизней. В рассказе «О любви» главным героем становится тот самый небогатый помещик, который поведал двум свои гостям историю своей любви.

Алёхину в наследство выпала не самая лучшая участь - отец его задолжал, но так как это произошло отчасти потому, что много тратилось на образование сына, Алёхин решил долг выплатить. Ему пришлось остаться работать в этом громадном имении и, «вертеться как белка в колесе, а не заниматься наукой или чем-нибудь другим, что делало бы его жизнь более приятной».

В первые же годы Алёхина выбрали в почетные мировые судьи. Иногда приходилось выезжать в город, где его принимали очень радушно, и где Алёхин очень охотно знакомился. Наверно самым главным и основательным его знакомством стало знакомство с Лугановичем - председателем окружного суда, а так же по совместительству и мужем в то время «молодой, прекрасной, доброй, интеллигентной, обаятельной» женщиной Анной Алексеевной. Встретив её, Алёхин полюбил с первого взгляда.

Шли годы. Алёхин уже стал «своим» в доме Лугановичей, к нему привыкли, и если он долго не приезжал, муж и жена очень сильно беспокоились. Но как это ни странно, несмотря на возникшую еще при первой встрече любовь между Алёхиным и Анной, они молчали и робели, боясь признаться друг другу; несмотря на то, что Алёхин «чувствовал, что она близка к нему, что она его, что им нельзя друг без друга, выходя из театра, они всякий раз прощались и расходились, как чужие.»

К счастью или нет, рано или поздно всему приходит конец. Анна Алесеевна уезжала в Крым, куда её послали доктора. Понимая, что это возможно их последняя встреча, и они уже больше никогда не увидятся, Алёхин и Анна открылись друг другу, но было уже слишком поздно. Алёхин проводил её и «потом пошёл к себе в Софьино пешком…»

Как и в двух предыдущих рассказах трилогии, основной темой рассказа «О любви» является «футлярность». Алёхин и Анна, полюбившие всею душою чисто и бескорыстно, вместо того, чтобы открыть свои чувства, бояться, начинают думать и выдумывать, при этом отбрасывая настоящие чувства в сторону. Исключая её саму, они низводят любовь на уровень только материальных проблем и ценностей, где она перестает существовать; на «сцену» выходят голая логика и тупой, жесткий рационализм.

А. П. Чехов не случайно завершил «Маленькую трилогию» именно этим рассказом. В «Человеке в футляре» главный герой умирает, окружающая его среда никоем образом не изменяется, а люди, непосредственно работавшие с ним, даже были рады его смерти; в «Крыжовнике» главный герой осуществляет свою мечту, он искренне рад, но не понимает, попросту не видит, какой ценой ему это всё досталось…. В свою очередь в «О любви» главный герой не умирает, и осознает свою ошибку, к тому же он еще не совсем стар, и есть так называемый «луч надежды». Рассказ Алёхина заканчивается многоточием, а образ человека, идущего по дороге домой, на мой взгляд, символизирует странника, который ищет свой путь. Неизвестно куда именно он придет, но, по крайней мере, он ещё идет, ещё ищет.

Проблема любви в расс казе А.П. Чехова «О любви» Цель: определить идейное содержание рассказа, формировать навык анализа произведения

Антон Павлович Чехов «О любви»

Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её бодро, осмысленно, красиво. А.П.Чехов Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом. Пифагор Любовь…обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное, из несчастья делает счастье. Л.Н.Толстой

Анализ Три рассказа входят в трилогию: «Крыжовник», «Человек в футляре», «О любви». Объединены одной проблемой – проблемой футлярной жизни. Объединены общими героями: Бурыкиным, Иваном Ивановичем Чимшой -Гималайским. С самого начала, в завязке, речь идет о любви (Повар и Пелагея) Завязка завершается умозаключением Алехина: любовь – тайна великая, она индивидуализирована. В любви человек задает себе много вопросов: хорошо это или плохо – неизвестно, но это мешает, раздражает.

Композиция – рассказ в рассказе Сам рассказ – это рассказ Алехина о своей любви Начинается с фразы:… Предваряется картиной природы По какой причине Алехин поселился в деревне? Как это повлияло на него? Знакомство с Лугановичами

Какую роль играет вставной рассказ о любви Пелагеи к повару Никанору? Рассказ пронизан мыслью о дисгармоничности жизни. Дисгармонична жизнь Алёхина, упустившего личное счастье, и жизнь семьи Лугановичей, и красивой, деликатной Пелагеи, любившей пьяницу повара, «не подходящего к ней по её душевным и внешним качествам»

Что мы узнаём об Алёхине из его рассказа о жизни в Софьине? Алёхин говорит о себе: «По воспитанию я белоручка, по наклонностям – кабинетный работник». Он вынужден заниматься именем, чтобы расплатиться с долгами отца. Для героя рассказа это вопрос чести, но решает он работать «не без некоторого отвращения», «скучал и брезгливо морщился», «спал на ходу». «Я мало-помалу перебрался вниз…» Эти слова Алёхина говорят не только об отказе от культурных привычек, но и о его духовном падении

О чём говорит первое впечатление Алёхина от встречи с Анной Алексеевной? Он сразу почувствовал в ней «существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери».

Как развивались отношения между героями? Во время второй встречи, почти через полгода, у Алёхина опять возникает то же чувство близости. Анна Алексеевна признаётся, что думала о нём, предчувствовала их встречу. Каждая встреча с Анной Алексеевной производила впечатление «чего-то нового, необыкновенного и важного» для героя рассказа.

Знакомство с Лугановичами Рассказывая о Лугановичах, характеризует супругов: Дмитрий Луганович Анна Алексеевна Милиейшая личность, добряк, простодушный, верящий всему, неинтересный человек, почти старик, с скушным здравомыслием, вялый, ненужный, с покорным, безучастным выражением, верит в свое право на счастье Молодая, прекрасная, добрая, интеллигентная, обаятельная, приветливые, умные глаза, изящная, благородная рука, прическа, прическа, платье, голос – все производило неизгладимое впечатление Мужа характеризует скупо, больше отрицательно, он соперник

Какие вопросы мучают Алёхина и Анну Алексеевну? Герой задаёт себе бесчисленное множество вопросов, которые, с его точки зрения, оправдывают его: «К чему может повести наша любовь?», «Честно ли это?», «Куда бы я мог вести её?», «Как бы долго продолжалось наше счастье?» Подобными вопросами задавалась и героиня.

Почему не состоялась любовь П.К. Алехина и Анны Алексеевны? Рассуждения Алехина Рассуждения Анны Алексеевны «Куда бы я мог ее увести?» «Принесет ли мне счастье ее любовь?» Думала о муже, о детях, о матери Страшно и неудобно сказать им правду. Итог любви: Анна Александровна заболела, и спытывает раздражение по отношению к Алехину, который ничего не предпринимал и продолжал приходить в гости. Лугановичи уезжают. В вагоне состоялся разговор перед р азлукой навсегда.

Знали ли Алёхин и Анна Алексеевна о том, что любовь взаимна? Почему герои скрывали свои чувства? На этот вопрос косвенно отвечает Алёхин: «Во мне все видели благородное существо». Эта фраза подразумевает, что благородство было внешним. Соблюдение приличий, общественной морали, бесконечные сомнения, неверие в себя и любимого человека привели к обратному результату: герои разрушают истинные чувства, лгут себе и другим. Это приводит Анну Алексеевну к «расстройству нервов», сознанию «неудовлетворённой, испорченной жизни». Примерно то же испытывает и Алёхин. Он понимает, но поздно, «как ненужно, мелко и обманчиво было всё то, что…мешало любить».

Словарная работа. Что такое счастье? В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова дано следующее определение счастья: «Счастье – чувство и состояние полного, высшего удовлетворения». В «Советском энциклопедическом словаре» счастье – «понятие морального сознания, состояние человека, соответствующее внутренней удовлетворённости своим бытием, полноте и осмысленности жизни».

Что мешает счастью героев? Прочитайте слова Л.Н.Толстого – эпиграф к уроку: «Любовь…обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное, из несчастья делает счастье.» Счастье человека зависит от него самого, от его отношения к окружающему миру, от способности строить гармоничные связи…Любовь, особенно если это чувство взаимно, даёт человеку возможность быть счастливым.

Что понял Алехин? «Я понял, что когда любишь…» ДОСКАЖИТЕ ЗА НЕГО - Ваш взгляд на проблему? - Точка зрения автора? Пейзаж в рассказе – ответ на этот вопрос.

Какое значение имеют картины природы в рассказе? « НАЧАЛО Серое небо и деревья, мокрые от дождя» - пейзаж подчёркивает скуку, безнадёжность жизни героя. В конце рассказа пейзаж преображается: «…дождь перестал и выглянуло солнце…прекрасный вид на сад и плёс, который теперь на солнце блестел, как зеркало». Природа оставляет впечатление простора, гармонии, свободы, в противоположность той жизни, которую ведут герои

В каких произведениях русской литературы остро стоит проблема счастья? Например, в повести И.С.Тургенева «Ася» Что мешает людям быть счастливыми? Часто ли вам встречаются в жизни счастливые люди? О чём заставил задуматься рассказ А.П.Чехова «О любви»? К каким выводам вы пришли?

Обрамление в рассказе Картина природы: выглянуло солнце, прекрасный вид на сад и плес, который блестел, как зеркало. Слушатели любуются картиной природы., жалеют Алехина, доброго, умного, чистосердечного (он один рассказал о себе), который не занимается наукой, а вертится, как белка в колесе.

Почему рассказ отнесен к циклу рассказов о футлярной жизни? Жизнь Алехина - это тоже футляр, в который он загнал себя добровольно.

ВЫВОД Алехин понял необходимость чего-то высшего, но обрести его не смог. Чехов завершает трилогию картиной радостной природы, что вселяет надежду на то, что перемены неизбежны и близки, но добиться этого нелегко: надо бороться за красоту, любовь, свободу, за осмысленную и духовную жизнь Но герои трилогии, понимая это, не способны, к сожалению, что-либо изменить ни в своей жизни, ни в чьей-либо вообще. Автор высказывает протест против футлярной жизни, против социального испуга и надеется на изменение жизни к лучшему. По его мнению, каждый должен сам определять важное и высшее в своей жизни.

Домашнее задание Написать сочинение - письмо в будущее «Быть счастливым я смогу, если…» (5 человек)