Н носов клякса чему учит этот рассказ. Клякса

28.05.2022

Страница 0 из 0

A- A+

Я расскажу вам про Федю Рыбкина, о том, как он насмешил весь класс. У него была привычка смешить ребят. И ему было всё равно: перемена сейчас или урок. Так вот. Началось это с того, что Федя подрался с Гришей Копейкиным из-за флакончика туши. Только если сказать по правде, то никакой драки тут не было. Никто никого не бил. Они просто вырывали друг у друга из рук флакончик, а тушь из него выплеснулась, и одна капля попала Феде на лоб. От этого на лбу у него получилась чёрная клякса величиной с пятак.

Сначала Федя рассердился, а потом он увидел, что ребята смеются, глядя на его кляксу, и решил, что это даже лучше. И не стал смывать кляксу.

Скоро зазвонил звонок, пришла Зинаида Ивановна, и начался урок. Все ребята оглядывались на Федю и потихоньку смеялись над его кляксой. Феде очень нравилось, что он одним своим видом может смешить ребят. Он нарочно сунул палец в флакончик и измазал нос тушью. Тут уж никто без смеха не мог на него смотреть. В классе стало шумно.

Зинаида Ивановна сначала никак не могла понять, в чём дело, но скоро заметила Федину кляксу и даже остановилась от удивления.

– Это чем ты лицо испачкал, тушью?– спросила она.

– Ага,– кивнул головой Федя.

– А какой тушью? Этой? Зинаида Ивановна показала на флакончик, который стоял на парте.

– Этой,– подтвердил Федя, и рот его разъехался чуть ли не до ушей.

Зинаида Ивановна надела на нос очки и с серьёзным видом осмотрела чёрные пятна на лице Феди, после чего сокрушённо покачала головой.

– Напрасно ты это сделал, напрасно!– сказала она.

– А что?– забеспокоился Федя.

– Да, видишь ли, тушь эта химическая, ядовитая. Она разъедает кожу. От этого кожа сперва начинает чесаться, потом на ней выскакивают волдыри, а потом уже по всему лицу идут лишаи и язвочки.

Федя перепугался. Лицо у него вытянулось, рот сам собою открылся.

– Я больше не буду мазаться тушью,– пролепетал он.

– Да уж думаю, что больше не будешь!– усмехнулась Зинаида Ивановна и продолжала урок.

Федя поскорей принялся стирать пятна туши носовым платком, потом повернул своё испуганное лицо к Грише Копейкину и спросил:

– Есть,– шёпотом сказал Гриша. Федя снова принялся тереть лицо, тер и платком и промокашкой, но чёрные пятна глубоко въелись в кожу и не стирались. Гриша протянул Феде ластик и сказал:

– На вот. У меня есть замечательная резинка. Потри, попробуй. Если она тебе не поможет, то пиши пропало.

Федя принялся тереть лицо Гришиной резинкой, но и это не помогло. Тогда он решил сбегать умыться и поднял руку. Но Зинаида Ивановна, будто нарочно, не замечала его. Он - то вставал, то садился, то приподнимался на цыпочки, стараясь вытянуть руку как можно выше. Наконец Зинаида Ивановна спросила, что ему нужно.

– Разрешите мне пойти умыться,– попросил жалобным голосом Федя.

– А что, уже чешется лицо?

– Нет,– замялся Федя.– Кажется, ещё не чешется.

– Ну, тогда посиди. На переменке успеешь умыться.

Федя сел на место и снова принялся тереть лицо промокашкой.

– Чешется?– озабоченно спрашивал Гриша.

– Нет, кажется, не чешется… Нет, кажется, чешется. Не разберу, чешется или не чешется. Кажется, уже чешется! Ну-ка, посмотри, нет ещё волдырей?

– Волдырей ещё нет, а вокруг уже всё покраснело,– шёпотом сказал Гриша.

– Покраснело?– испугался Федя.– Отчего же покраснело? Может быть, уже волдыри начинаются или язвочки?

Федя снова стал поднимать руку и просить Зинаиду Ивановну отпустить его умыться.

– Чешется!– хныкал он.

Теперь ему было не до смеха. А Зинаида Ивановна говорила:

– Ничего. Пусть почешется. Зато в другой раз не станешь мазать лицо чем попало.

Федя сидел как на иголках и всё время хватался за лицо руками. Ему стало казаться, что лицо на самом деле стало чесаться, а на месте пятен уже начинают вздуваться шишки.

– Ты лучше не три,– посоветовал ему Гриша.

Наконец прозвонил звонок. Федя первым выскочил из класса и во всю прыть побежал к умывальнику. Там он всю перемену тёр лицо мылом, а весь класс над ним потешался. Наконец он начисто оттёр пятна туши и целую неделю после этого ходил серьёзным. Всё ждал, что на лице волдыри вскочат. Но волдыри так и не вскочили, а за эту неделю Федя даже разучился на уроках смеяться. Теперь смеётся только на переменках, да и то не всегда.

В этой истории основным персонажем был школьник Федя. Обожал мальчишка веселить своих одноклассников, особенно предпочитал это делать на занятиях.

Однажды сцепился он с ровесником из-за пузырька с тушью. В разгаре потасовки краска из пузырька брызнула и у Феди на лбу появилась небольшая клякса размером с монету. Мальчик поначалу растерялся, но затем узрел, что ребята хохочут без умолку над его забавной рожицей. «Вот и отлично!» - подумал мальчик и не только не стал отмывать пятно, но и размазал кляксу по всему лицу.

Начался урок. В класс вошла учительница и заметила непонятное оживление, царившее среди ребят. Оглядевшись, увидела за партой чумазого и гордого весельчака.

Опытная женщина сразу оценила происходящее, но вида не подала. Она строго спросила ученика что случилось. Федя с довольным видом, оглядываясь на умирающих от смеха детей, показал на флакон. Но оказалось, по словам педагога, эта тушь вредна для кожи, поэтому вскоре у него появятся на лице пузыри и болячки.

Мальчишка жутко испугался и стал вытирать лицом всем, что было у него под рукой, ничего не помогало. Тогда он решил умыться водой с мылом, но учитель не отпустила ребенка во время урока.

Отмылся Федя лишь по окончании всех уроков. Ничего, конечно, на лице у него не появилось, но с той поры желание развлекаться на уроках у него пропало.

Картинка или рисунок Клякса

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Шварц Сказка о потерянном времени

    Сказка о потерянном времени Евгения Шварца повествует о том, как драгоценно время, и как легко мы тратим его в пустоту. Главный герой третьеклассник Петя Зубов

  • Краткое содержание Бёрджесс Заводной апельсин

    Если бы я составлял список литературы, обязательной для изучения в школах, в него бы, без всяких мнений, попал роман Энтони Берджесса Заводной апельсин. Произведение очень жесткое

  • Краткое содержание оперы Иоланта

    Начинается опера со сцены в прекрасном саду в горах. Там принцесса, которая и не знает, что она дочка короля, грустит. Она молода и прекрасна, ее возрасту свойственны сомнения-волнения

  • Краткое содержание Гоббс Левиафан

    Сочинение по политической теории, его часто называют книга переход от средневековой идеологии к современной политической мысли. Это основа становления либеральной идеологической парадигмы.

  • Краткое содержание Захар Беркут Франко

    События происходят в карпатском селе Тухля, жители которого живут свободно ни от кого не зависят. Над ними нет власти, и народ живет дружно. В это село приезжает боярин Тугар Волк

Мальчик Федя Рыбкин любил смешить весь класс, это было даже привычкой. Один раз он подрался с Гришей Копейкиным из-за флакончика туши. И нечаянно одна капля попала на лоб Феде. Он вначале рассердился, но когда увидел, что все ребята смеются решил, что эта клякса на лбу даже к лучшему.

Начался урок, а Федя специально еще больше намазался тушью. Ребята покатывались со смеху. Когда учительница заметила, что Федя сделал, то сказала ему, что тушь химическая, ядовитая и от нее будут волдыри и язвочки.

Федя испугался и весь урок тер лицо то промокашкой, то платком, но ничего не помогало. Он испугался и поднял руку, чтобы выйти умыться, но учительница его не отпустила. Феде уже начало казаться, что лицо уже начинает чесаться, но учительница сказала: "Ничего. Пусть почешется. Зато в другой раз не станешь мазать лицо чем попало".

Федя сидел как на иголках и все время хватался за лицо. На переменке Федя побежал умываться. Всю перемену тер лицо мылом. Потом всю неделю Федя ходил серьезный: все ждал, что на лице волдыри вскочат. Но волдыри так и не вскочили, а за эту неделю Федя даже разучился на уроках смеяться. Теперь смеется только на переменках, да и то не всегда.

КОНСПЕКТ УРОКА в 4 классе

Предмет: Литературное чтение Тема: Урок чтения и осмысления рассказа Н.Носова «Клякса». (Автор учебника «Любимые страницы» О.В.Кубасова ) Тип урока: Урок «открытия» нового знания Планируемые результаты. Личностные результаты:
    допускать существование других точек зрения, выслушивать собеседника, не перебивать, высказывать свою точку зрения спокойно. знать о правилах школьной жизни, осознанно применять их на уроках литературного чтения, обосновывать их существование и пользу для ученика. строить морально-этическое суждение из 2-3 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения. формировать антикоррупционое мировоззрение, воспитывая такие нравственные качества как долг, ответственность и справедливость.
Метапредметные результаты. Регулятивные:
    формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока.

    выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме

    давать самооценку.

Коммуникативаные:

    участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

    аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя.
  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Познавательные:
    пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении небольших литературных текстов с опорой на вопросы учителя; Понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, толковать их; анализировать мотив поведения героя с помощью вопросов.
Предметные результаты:
    самостоятельно определять тему произведения; под руководством учителя определять главную мысль произведения;
  • развитие художественно-творческих способностей;

    характеризовать героя произведения под руководством учителя (кто он? какой он?);
Ход урока. 1.Проверка домашнего задания . Дети задают друг другу самостоятельно составленные вопросы по тексту Н.Носова «Огородники».
2.Подготовка к первичному восприятию текста. Постановка цели урока. Посмотрите на выставку книг Догадайтесь, произведение какого автора сегодня мы будем изучать. Да, тоже Н. Носова. Но среди книг есть «лишняя» книга. Найдите её (книга Е.Носова). Несколько слов о писателе Вглядитесь в портрет писателя. Каким он вам представляется? Какие произведения писал Носов, в каком жанре? (рассказы). На какую тему? (0 детях). Ребус Посмотрите на слайд. Отгадайте название рассказа, который будем сегодня читать: (После отгадывания на доске появляется обложка книги.) Работа со словом. Что обозначает слово «клякса»? (Ответы детей.) В словаре С.И.Ожегова можно найти ответ: «Чернильное пятно на бумаге» Как вы думаете, это современное слово или устаревшее? Кто будет хорошо на уроке работать, тот будет иметь возможность после урока поставить настоящую кляксу. Нам ещё встретятся слова «флакончик туши» (пузырёк краски); «пятак» (монета в 5 копеек); «во всю прыть» (очень быстро); «потешаться» (смеяться не со зла), «покачала головой сокрушённо» (огорчённо), «сидел как на иголках» (беспокойно).
3.Первичное восприятие текста, проверка первичного восприятия. (Чтение по цепочке). Чем похож этот рассказ на предыдущий? (он о детях; дети попадают в необычные ситуации, смешные и грустные одновременно; тексты поучительны).
Динамическая пауза (Привстаньте на цыпочки, как Федя, столько раз, сколько слогов в словах Федя, Григорий, Зинаида.)
4.Анализ литературного произведения. Откройте словарик настроений. Определите, какой этот рассказ по настроению? (серьёзный и грустный, смешной, радостный). Найдите слова из текста, которые подтверждают это. Составление портретов главных героев Каким предстаёт перед читателями главный герой рассказа Федя Рыбкин в начале рассказа? (зачитайте). Как изменился ли Федя в конце истории? (зачитайте). Какие чувства испытывал Федя за время этой истории? (На доске выписываются нужные слова). Как вам кажется, Федю можно назвать шалуном или хулиганом? Почему? Что заставило Федю измениться? Почему Зинаида Ивановна повела себя именно так? Какой вы представляете себе Зинаиду Ивановну? (мудрой, справедливой). Как вы считаете, права ли учительница в отношении к мальчику? (Докажите). От лица кого ведётся рассказ? (от лица мальчика, ученика этого класса). Что вы можете сказать о друге Феди? (поддерживал, предлагал резинку…) Найдите пословицу, которая подходит к отношению двух друзей («Не в службу, а в дружбу»). Объясните её смысл. Найдите рисунок к тексту и отрывок, который подходит к данной пословице.
Зрительная пауза («Собери букет»: подарите цветочки Зинаиде Ивановне. Глазами находим над доской жёлтый цветок, синий, зелёный…)
5.Обобщение результатов анализа. Чтение по ролям. Как будем читать: громко или тихо? Почему (Тихо, так как идёт урок). Каким тоном будем читать за Федю? (тревожным, беспокойным). За Гришу? (озабоченным, деловым) Итог урока. Чему хотел научить нас автор? (Чтобы мы всё делали вовремя: учились на уроках, веселились на переменках; ответственно относились к тому делу, которым занимаемся). Какая пословица подходит к данному рассказу? («Делу время – потехе час») Творческое задание. На выданных листочках нарисуйте кляксу и напишите пожелание Феде (под музыку). Дорисуйте её таким образом, чтобы она «ожила». Как называется такой литературный приём? (олицетворение). Какой вы ещё знаете литературный приём? (сравнение). Сравните кляксу, на что она похожа? (на облачко, лужу…) А кляксы на слайде на что похожи? Вспомните, в какой сказке один нерадивый ученик поставил кляксу в тетради? (на доске – иллюстрация к сказке «Приключения Буратино») Самооценивание с использованием карточек красного, зеленого и желтого цветов. Домашнее задание . Чтение по ролям; представить себя автором и подумать, что бы вы изменили в рассказе. Время даром не теряйте- Книги Носова читайте!
После урока дети ставят на листочках кляксы и делятся друг с другом мнением, на что они похожи.

Разделы: Начальная школа

Цели:

  • Продолжить знакомство с творчеством Н.Н.Носова.
  • Развитие памяти, интереса к чтению, творческих способностей учащихся.
  • Развивать умение анализировать и оценивать поступки героев, соотносить их с собственным жизненным опытом.
  • Развивать речь учащихся обучая их построению собственных высказываний, творческое начало при прогнозировании содержания текста.
  • Воспитывать умение контролировать свою деятельность, оценивать её, опираясь на объективные показатели знаний.
  • Воспитывать нравственные качества.

Оборудование: выставка книг писателя, лист достижений, задания, рисунки.

Лист достижений

Ученик(ца)Ф.И.______________________________

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте, гости дорогие!

Давайте улыбнемся, друг другу, и от улыбок станет всем нам уютнее и теплее!

Стало в классе светлее даже.

В хорошем настроении примемся за работу.

2. Знакомство с планом урока.

1. Организация класса.

2. Проверка домашнего задания.

3. Работа над новым материалом.

А) тема и цели.

Б) словарная работа.

В) "мастер слова"

4. Физминутка.

5. Анализ произведения.

6. Домашнее задание.

7. Подведение итогов.

Желаю плодотворной работы.

3. Проверка домашнего задания.

С каким рассказом мы познакомились на прошлом уроке?

"Огородники" Н.Н.Носова. кадр №1 (Презентация )

А знаете хорошо ли вы содержание? Проверим. (У детей на партах листочки с 1 заданием:

1) Расставьте пункты плана по порядку.

1. Будем соревноваться!

2. Начало работы

3. " Когда в товарищах согласья нет:"

4. Хитрый план

5. "Ах мы ослы!"

6. Нас взяли на буксир.

7. Красное знамя все-таки досталось нам.

(обменялись листочками и проверили своего соседа по парте сравнивая с образцом на доске)

Оценили себя.

Без ошибок +

Допущены ошибки -

Какое было творческое задание?

Каждая группа демонстрирует фрагмент диафильма, сопровождая чтением текста.

2) "Демонстрация" диафильма "Огородники"

Вперёд!

(дети показывают рисунок и зачитывают отрывок из произведения) группа 4чел.-1 с рисунком, 3чел. читают по ролям).

Молодцы!

4. Подготовка учащихся к активному и осознанному усвоению нового материала.

Прочитайте записи про себя записи на карточках. кадр№2.

Что общего в них?

Это названия рассказов Н.Н.Носова. Это весёлые, смешные рассказы.

Да, мы не первый урок изучаем (читаем) произведения Н.Носова.

А что вы знаете о этом писателе? Каким он был человеком?

1) Проверка знания биографии писателя:

На листках зелёного цвета текст (биография писателя) оставьте только достоверные факты ненужное зачеркните.

(Один человек у доски. Он выбирает карточки со словами необходимыми для заполнения пропусков слов). кадр №3.

Проверим. Оценим себя.

У кого так?

Ставите +, нет -.

Вывод: молодцы хорошо знаете биографию писателя.

Что характерно для произведений Н.Н.Носова?

Они короткие, весёлые, четко сконструированные.

Вот как отзывается о Н.Н.Носове ещё один замечательный писатель Валентин Катаев. кадр №4.

2) Сообщение темы и целей изучаемого материала.

С каким произведением мы познакомимся сегодня на уроке?

Прочитайте начиная с большой буквы. кадр № 5.

Что такое клякса?

Клякса - это пятно от капнувших с пера чернил.

На уроках литературного чтения мы чему учимся?

Каковы цели сегодняшнего урока?

  • Познакомиться с произведением.
  • Выявить авторский замысел.
  • Учиться правильно читать (бегло, без ошибок, выразительно).

Главный вопрос урока?

Какова идея произведения? (записано на доске)

3) Словарная работа.

Цель: На этом этапе мы поговорим о значении некоторых слов, которые встречаются в тексте. Как вы думаете, с какой целью мы будем это делать?

Чтобы понять смысл этих слов, обогатить свой словарный запас, точнее понять смысл произведения.

В произведении встретятся: слова. Если мы не сможем их объяснить толкователем будет:(Хадаровская Кристина).

  • флакончик
  • волдыри
  • лишаи
  • язвочки
  • разъедает
  • ластик
  • потешать

Вывод: Разобрались в словах. Молодцы.

4) Упражнения на развитие навыка чтения.

Чтобы избежать ошибок при чтении, потренируемся в чтении этих слов.

  • Спешить - смешить
  • Перепутался - перепугался
  • Понимать - поднимать
  • Опустить - отпустить
  • Хватался - хвастался
  • Прозвенел - прозвонил

(кто готов "домик")

2) Упражнения для глаз.

Поморгайте. Зажмурьте сильно глаза, затем широко их распахните.

5. Знакомство с текстом произведения. (мастер слова, народный артист СССР Лев Дуров- 5минут запись). Анализ произведения (художественного образа).

Подошло время узнать, о чём это произведение.

Прослушайте внимательно мастера слова, народного артиста СССР Льва Дурова.

Цель: к какому жанру относим произведение. Кто главный герой? Следите по тексту, следите за интонацией.

(прослушивание 5 минут)

Вам понравилось произведение? Чем?

По характеру какой серьёзный или смешной, грустный или радостный?

К какому жанру относится это произведение?

Соответствует всем признакам рассказа.

Небольшой объём, описание одного эпизода, мало героев.

Кто главный герой этого произведения.

Федя Рыбкин. Этот герой обладает набором определённых качеств характера.

Но в тексте ни разу об на прямую не упоминается.

Попробуйте сейчас определить те качества, которыми обладает Федя.

Отметьте +. (жёлтые листочки)

  • Жестокий
  • Озорной
  • Корыстный
  • Злобный
  • Смешной
  • Шаловливый
  • Трудолюбивый
  • Непоседливый
  • Предусмотрительный
  • Искренний
  • Ответственный

Правы вы или нет мы узнаем, когда найдём в тексте те предложения, отрывки, которые помогают узнать о качествах характера героя.

Каким предстаёт перед читателями главный герой рассказа в начале произведения?

":У него была привычка смешить весь класс:перемена сейчас или урок"

Значит какой он?

Подтвердите описанием его поступка:

"Феде очень нравилось:нос тушью"

кривляка

шаловливый

Каким образом отреагировала Зинаида Ивановна на проделку Феди?

Она удивилась. Рассказала какую опасность подстерегает Федю.

Почему учительница вела себя именно так? Ваше мнение.

Она хотела прочить непослушного мальчика, но так, чтобы он сам понял свою ошибку.

Изменился ли Федя после всей этой истории? Что заставило его измениться?

" Федя перепугался:пролепетал он."

Зачитайте отрывок, который подходит к иллюстрации.

":Федя снова принялся:это не помогло".

непоседливый

искренний

Оценили себя.

Без ошибок +

Допущены ошибки -

Какие выводы сделал для себя Федя?

":за эту неделю Федя: и то не всегда"

Ваше отношение к герою в начале произведения.

Он своим поведением мешал остальным ребятам учиться. Мешал учителю. Это плохо. Ведь в школу приходят получать знания, а не срывать уроки, не хулиганить.

Ваше отношение к герою в конце рассказа.

Он молодец понял исправился.

Вы сопереживали герою?

Остроумно и весело рассказывает писатель о Феде Рыбкине. Самые обычные жизненные случаи превращаются в рассказах Н.Н. Носова в необычно смешные поучительные истории. Писатель не навязчиво без "взрослых нравоучений показывает бессмысленность, нелепость дурных поступков. Он описывает тревогу, волнение, которое испытывает маленький школьник, совершивший неблаговидный поступок. Читатели сопереживают героям, потому что сами могли оказаться в таких ситуациях.

Давайте вспомним наш главный вопрос урока. Для более точного выражения своих мыслей используйте пословицы. (кадр №6.)(кадр №7).

Соотнеси пословицы с главной мыслью рассказа.

Подчеркни те высказывания, которые отражают главную мысль произведения. (розовые листочки)

Обоснуйте свой ответ.

  • Одни учатся на опыте других, а иные на своих ошибках.
  • Умел ошибиться, умей поправиться.
  • Терпение и труд всё перетрут.
  • Поспешишь - людей насмешишь.

Оценили себя.

Без ошибок +

Допущены ошибки -

Ответили мы на главный вопрос урока?

7. Рефлексия.

Было ли интересно на уроке? (по таблице с помощью сигнальных кругов)

Оценивая нашу совместную работу (использовать оценочную таблицу), я вижу, что у нас хорошо сформированы умения::::::, нужно поработать над развитием:::.

8. Домашнее задание.

Дома вы выполните задания, связанные с изучением на уроке произведения, при этом каждый выберет задание для себя по силам.

3)* Постановка маленького спектакля по этому рассказу.

У вас всё получится.