Экскурсия к водоёму. Урок – заочная экскурсия «Жизнь пресного водоёма

06.07.2023

Елена Пурюшина

Задачи: познакомить детей с прудом - природным водоемом, в котором живут рыбы, лягушки, насекомые, есть водные растения (по берегам пруда растут деревья, кустарники, травы, которые очень любят влагу; в пруду живут рыбы, водные насекомые; возле пруда люди отдыхают, любуются водой, растениями; пруд не следует засорять: в грязной воде растениям и животным жить плохо - они начнут умирать, а пруд превратится в болото).

Оборудование и подготовка: воспитатель заранее (за 1-2 дня) объявляет-детям о предстоящей экскурсии; вместе с ними подготавливает водный сачок, банку.

Примерный ход экскурсии

1-я часть (по дороге к пруду).

Воспитатель просит детей обращать внимание на окружающую обстановку: как идет дорога, куда она поворачивает, что расположено вдоль дороги, что растет по обочинам. Просит запоминать дорогу: объявляет, что после экскурсии они все вместе будут делать карту местности. Привлекает внимание дошкольников к красоте летней природы, нежной зелени деревьев и кустарников. Игра «Фотографы». Дети могут сфотографировать (понарошку) интересные явления и рассказать об увиденном.

2-я часть (пруд).

Воспитатель останавливает детей за несколько метров от пруда. Просит всех полюбоваться им издали. Говорит, что возле воды приятно отдыхать - там свежий воздух, легко дышится, глазам приятно смотреть на зелень и воду. Все это полезно человеку для здоровья.

Воспитатель объясняет, что пруд – это водоем, большая глубокая яма, заполненная водой. Предлагает всем тихо постоять на берегу

и понаблюдать за водой - посмотреть, кто живет в воде, а кто на поверхности. Затем воспитатель набирает воду в банку. Все вместе рассматривают ее - выясняют, кто попался, наблюдают.

Затем воспитатель вместе с детьми осматривает берег пруда. Просит прислушаться (могут квакать лягушки, понаблюдать. Обращает внимание ребят на то, что здесь рядом с прудом растут деревья и кустарники. Все вместе рассматривают деревья.


В заключение воспитатель обращает внимание детей на состояние окружающей местности (чисто или захламлено). Объясняет, почему вредны грязь, мусор и как замечательно, когда и вода, и берега чистые. Просит ребят посмотреть, не оставили ли они случайно мусор. Предлагает попрощаться с прудом, высказать ему добрые слова, хорошие пожелания.

3-я часть (возвращение в детский сад).


На следующий день воспитатель начинает делать карту-схему местности и маршрута экскурсии. В присутствии детей на большом листе бумаги рисует план простым карандашом - маршрут «Детский сад-пруд». Уточняет у ребят, куда поворачивала дорога сначала, куда потом, мимо чего они проходили, что встречалось раньше, что позже. Через 2-3 дня дети вспоминают экскурсию, делают рисунки-фотографии.

Публикации по теме:

В рамках тематической недели «Моя Родина – Беларусь» я организовала экскурсию с школьный музей «Беларуская хатка». Дети с нетерпением ждали.

Конспект мероприятия «Экскурсия в сквер» старшая группа. Цель: В естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. Задачи: -Продолжать знакомить детей с временами года.

Задачи. Познакомить детей со скульптурным способом лепки. Учить оттягивать от всего куска пластилина или глины такое количество материала,.

Конспект экскурсия на пруд с воспитанниками подготовительной группы Цель: 1. Углублять представление о водоёме как о сообществе водных и наземных растений и животных. 2. Развивать наблюдательность, желание.

Цель: продолжать знакомить детей с родным краем, его живописной природой; закрепить знания о водоёмах, об их роли в жизни людей; представления.

В преддверии самого мужественного, смелого, выносливого, сильного, мужского праздника 23 Февраля вся страна готовится к этому событию. Все.

Некоторые особенности организации работы.

На школьных зоологических экскурсиях методы правильного показывания в особенности важны, потому что объекты довольно мелки и в иных случаях едва различимы невооруженным глазом. Желая показать пойманных животных, руководитель должен прежде всего подождать, пока не соберется вся группа. Прежде чем приступить к демонстрированию, надо образовать вокруг себя свободный круг, метра два в диаметре. Чем больше участников экскурсии, тем шире должен быть такой круг. Показывая объекты, руководитель медленно обносит их перед глазами присутствующих по внутренней периферии круга. Если объект достаточно велик, то можно, стоя в центре круга и держа объект в руке, медленно поворачиваться вокруг собственной оси. Если объект мелок и к нему надо приглядываться, полезнее посадить животное в тот или иной сосуд с водой и передать его на руки присутствующим, условившись раз навсегда, чтобы объекты передавались из рук в руки в определенном направлении, и, обойдя круг, возвращались к руководителю. Иногда необходимо посылать таким образом по рукам и более крупные объекты в тех случаях, где требуется подметить те или иные движения животных, мелкие детали их организации и пр. В более важных случаях надо, чтобы демонстрируемый объект обошел по кругу несколько раз.

Все эти указания относятся, разумеется, к экскурсиям в несколько десятков человек. В особенности важно придерживаться этих правил на экскурсиях с детьми, которые очень любят толпиться вокруг учителя, мешая его движениям и не давая возможности стоящим сзади видеть, что делается впереди. Вообще следует заметить, что число участников зоологической экскурсии ни в каком случае не должно быть чрезмерно велико. Предельной нормой следует считать 30 человек на одного руководителя. Большее количество участников значительно затрудняет ход экскурсии вследствие малой величины рассматриваемых объектов.

Чрезвычайно важно не ограничиваться на зоологической экскурсии простым показыванием объектов, но по мере возможности привлекать учащихся к активной работе на экскурсии, ставя им определенные задания и предоставляя решать эти задания в той или иной форме самостоятельно. Даже просто наблюдение реальных фактов и явлений окружающей природы и точная их регистрация и фиксирование при помощи записи, плана, рисунка и т. д. есть педагогически ценная работа.

На экскурсии на водоем прежде всего важно привлечь учащихся к самому лову добычи. Каждый участник экскурсии должен явиться на экскурсию со своим сачком и несколькими баночками для размещения пойманных животных. В крайнем случае такой сачок может обслуживать небольшую группу (3-5) экскурсантов.

Начиная экскурсию, руководитель предлагает экскурсантам следующее простое задание: выловить из данного водоема и рассадить по баночкам возможно большее число различных видов водных животных, беря каждого вида не более одного - двух экземпляров. При этом рекомендуется вести счет числу пойманных видов и сравнивать свой улов с уловом соседей. Такого рода система удобна в том отношении, что каждый из участников экскурсии будет иметь у себя на руках те объекты, о которых пойдет речь, и рассмотрение этих объектов таким путем значительно упрощается.

Когда новые формы уже перестали попадаться и экскурсанты разместили свой улов по сосудам, начинается обзор собранного материала, причем руководитель дает нужные объяснения. Обзор удобнее начинать с тех форм, которые попались в большом числе и имеются у каждого. Затем можно перейти и к более редким находкам, которые имеются лишь в одиночных экземплярах.

Сбор материала может быть в значительной степени упорядочен, если учитель распределит работу учащихся таким образом, что одни из них будут собирать животных, находящихся на поверхности воды, другие произведут обследование водных растений (элодеи, роголиста, рдестов), третьи направят свое внимание на донный лов и постараются добыть обитателей, ютящихся на дне водоемов и пр.

При обзоре пойманного материала возможно распределение и группировка его по тому иди иному признаку (систематическому, биологическому и пр.), причем могут быть затронуты некоторые из указанных выше тем.

Непременным последствием всякой зоологической экскурсии должны быть более длительные наблюдения над принесенным с экскурсии живым материалом, который размещается по аквариумам.

Примерный план школьной экскурсии на пруд.

В качестве примера приведем схематический план школьной экскурсии с учащимися средних классов на пресноводный водоем. Такие экскурсии, будучи очень доступны по материалу, проводятся чаще других.

Учащиеся являются на экскурсию с самодельным снаряжением в виде водных сачков и различных банок. Сачки могут быть изготовлены самими учащимися в школе или дома по способу, описанному выше. Каждое звено в 3-5 человек должно иметь отдельный сачок. Это очень важное условие, так как дает возможность привлечь учащихся к лову добычи. Каждое звено, а еще лучше - каждый участник экскурсии должны запастись сосудами для размещения пойманной добычи и ее удобного рассмотрения на месте. Для первой цели пригодны всевозможные широкогорлые банки (из-под консервов) с навязанной на горло, в виде ручки, веревочкой. Для обзора улова очень удобны фарфоровые или фаянсовые тарелки, или обыкновенные чайные блюдечки (не стеклянные). На белом фоне удобно рассматривать мелких водных животных, из которых большинство темного цвета. Еще лучше - белые фотографические кюветки размером 9х12 или 13х18 см. Для наблюдения прозрачных организмов, взвешенных в воде (вроде личинок коретры, мелких ракообразных), надо иметь небольшие стаканчики или широкие пробирки.

Экскурсия начинается с предварительного задания руководителя. Придя на место (например, на берег пруда), руководитель предлагает экскурсантам самостоятельно приступить к лову добычи. Задание формулируется примерно в такой форме.

«Хотя этот пруд кажется на вид безжизненным, на самом деле тут скрыта очень богатая и разнообразная жизнь, с которой мы хотим ознакомиться. Постарайтесь выловить из воды живущих в ней обитателей и рассадите их по своим баночкам. Не берите помногу одинаковых форм - достаточно иметь по 1-2 экземпляра каждого вида. Наполните ваши банки чистой водой, не набивайте туда много водных растений. Перед тем как опускать пойманных животных в банку, ополаскивайте их в чистой воде, они загрязнены илом и т. д. Не кладите много животных в одну банку, иначе получится «живая каша», в которой будет трудно разобраться. Крупную добычу (рыбок, тритонов, водных жуков) отсаживайте в отдельные банки. Крупные виды моллюсков (вроде прудовиков, лужанок) тоже лучше не класть в банки с общей добычей, а собирать отдельно (в коробку и т. п.). Ведите счет пойманным животным. Когда насчитаете десяток видов, прекратите лов и займитесь приведением в порядок своего сбора».

Смысл этих наставлений сводится к тому, чтобы учащиеся не сделали из лова род спорта, как это часто бывает, и не превратили средства в цель. Задача сводится к тому, чтобы в руках каждого экскурсанта скопился подходящий материал, пригодный для использования на следующем этапе экскурсии. А таким этапом является обзор пойманной добычи.

Производится он следующим образом. Экскурсанты со своими банками и блюдечками усаживаются где-нибудь в удобном, сухом и уединенном месте, где нет отвлекающих моментов и посторонних зрителей, которые часто бывают помехой на таких экскурсиях. Затем начинается краткая беседа по поводу пойманного материала. Руководитель начинает обзор с тех форм, которые встречаются чаще других и наверное имеются у всех экскурсантов в первом десятке видов. Речь идет, допустим, о крупной личинке стрекозы типа Aeschna. Руководитель берет такую личинку пинцетом, показывает экскурсантам и предлагает отыскать каждому среди своего улова подобное же насекомое и отсадить его на блюдечко. Убедившись, что экскурсанты имеют на руках данную форму, можно перейти к ее рассмотрению.

«Обратите внимание на форму тела личинки, ее цвет. Рассмотрите голову, глаза. Найдите «маску» у личинки, отогните маску и рассмотрите ее строение. Как личинка ползает по суше? Каково строение ее ног? Как она передвигается в воде? и т. д.»

Для уяснения плавания личинки при помощи «водяного толчка», который получается в момент выбрасывания ею воды из анального отверстия, можно посадить личинку в тарелочку с небольшим количеством воды (вода должна едва покрывать личинку). В этих условиях вода, выбрызгиваемая личинкой, хорошо заметна. Иногда струйка выбрасывается даже в воздух.

Такие маленькие опыты вполне уместны на экскурсии, но увлекаться ими, как и вообще очень подробным рассмотрением форм на экскурсии, не следует. Это задача длительных наблюдений в обстановке школы, в кружке и т. д. Учителю надо больше всего опасаться многословия, не превращать обзор улова в урок, а тем более - в лекцию. Не следует говорить о том, чего нельзя непосредственно показать на пойманном материале, например, толковать о размножении Aeschna, если не имеется под рукой кладок стрекоз на водных растениях, сброшенных шкурок и т. д. Бесполезно упоминать о том, чего не найдено, но что «могло бы быть найдено». Надо помнить, что дать полный обзор строения и жизни того или другого организма на экскурсии невозможно, да и не нужно. Надо это оставить для классных уроков и групповых наблюдений. Материал экскурсии (мы говорим о школьной экскурсии обычного типа, которая должна уложиться в определенное количество отведенных для нее часов) по необходимости будет носить фрагментарный характер. Беды в этом никакой нет, так как мы давно уже отказались от идеи весь курс построить на экскурсиях. Экскурсия - только зарядка, толчок к самостоятельному сближению с природой. Экскурсия - лишь один из видов школьной работы.

Описанным путем, не утомляя внимание экскурсантов излишними подробностями и отвлеченными разговорами, руководитель просматривает собранный материал и тем самым определяет значительную часть сбора «первого десятка». Но вот оказывается, что вездесущие формы исчерпаны и остаются менее обычные находки, которые имеются не у всех экскурсантов на руках. Тогда обзор следует прекратить и назначить «второй лов».

Разделы: Начальная школа

Цель: формирование у детей определённого объёма систематизированной информации о многообразии адаптаций живых организмов к условиям водной среды.

Задачи: Обучающая : познакомить детей с многообразием живых организмов, обитающих в озёрах нашего края.

  • Развивающая : развитие навыков самостоятельного наблюдения; развитие поэтического восприятия природы; развитие у детей внимания, воображения, восприятия, разных форм мышления.
  • Воспитательная : разрушение барьера эстетической глухоты и чёрствости ко всему живому; осознание детьми как соучастников происходящих природных явлений, уважающих права остальных обитателей этого мира;
    Оценка детьми своих поступков в природе; закладка основ экологической этики у детей..
  • Оборудование: сачки, полиэтиленовые мешочки, баночки, лупы, ботаническую папку (для сбора растений), альбомы, мольберты, краски, карандаши, ватман. Походный завтрак.

    Продолжительность занятия: 2 урока.

    План проведения экскурсии

    п/п

    Этапы Временная реализация Ответственные
    1 Определение места для экскурсии:

    Озеро “Окунёвое”. Решение о подвозке детей к месту назначения.

    Первая неделя сентября. Учитель, родители.
    2 Проверка санитарных норм водоёма (чистое дно, лёгкий подход к воде, богатый набор животных и растений). Первая неделя сентября. Учитель, родители.
    3 Подбор и изучение литературы по теме экскурсии. Первая неделя сентября. Учитель, родители.
    4 Выбор конкретных объектов – обитателей озера – для поисковой самостоятельной работы по группам или индивидуально. Первая неделя сентября. Учитель,
    5 Составление конспекта: цели и задачи, вводная часть, исследование объектов наблюдения по заданию. Обобщающая беседа. Вторая неделя сентября Учитель,
    6 Разработка для учащихся доэкскурсионных, экскурсионных послеэкскурсионных карточек заданий. Вторая неделя сентября Учитель,
    7 Провести беседу о том, какая должна быть одежда во время экскурсии, познакомить с правилами поведения в природе. Вторая неделя сентября Учитель, родители,
    руководитель ОБЖ
    8 Подготовить и принести на экскурсию необходимое оборудование: сачки (водные и воздушные),банки, полиэтиленовые пакеты, лупы. Вторая неделя сентября Учащиеся.
    9 Самостоятельно попробовать собрать информацию о выбранных объектах (растениях и животных данного водоема); стихи, рассказы, загадки, пословицы, легенды. Стихи можно выучить наизусть. Первая и вторая неделя сентября Учащиеся.
    10 Экскурсия на озеро Окунёвое. Подвозка детей к месту назначения. 12 сентября Учитель, родители,
    учащиеся.

    Ход урока

    1. Организационный момент

    • прибытие на озеро Окунёвое
    • расположение учащихся и родителей на берегу озера
    • проверка готовности к уроку

    2. Эмоциональное и поэтическое восприятие окружающего мира.

    Перед вами небольшое озеро. В народе его называют Окунёвое. Почему? Кто из вас знает? Оглянитесь вокруг, как кругом тихо и мирно. Давайте послушаем эту тишину. Попробуйте использовать во время молчания все свои органы чувств: слух, зрение, обоняние, осязание. (После недолгого молчания рекомендуется задать вопросы).

    • Что слышали ваши уши?
    • Что видели ваши глаза?
    • Какие запахи вы ощутили?
    • Какие ваши ощущения? После ответов детей можно сделать вывод.

    Не слышно шума, глаза и уши отдыхают, воздух чист и свеж. Он напоён ароматом береговых трав.
    Вам здесь хорошо? Какое у вас настроение? В эти минуты хочется читать стихи, петь песни. Давайте тихо посидим и почитаем стихи.

    Прекрасный день!
    Такая чудная погода
    Бывает только дивною сентябрьскою порой.
    Ликует в праздничном наряде вся природа,
    И золотая осень кружит над землёй.

    А солнце светит ласково и нежно,
    Даря земле частичку теплоты,
    И над водой с изяществом небрежным
    Порхают бабочки, как поздние цветы.
    (В.Кочураев )

    Ясным утром на тихом пруде
    Резво ласточки реют кругом,
    Опускаются к самой воде,
    Чуть касаются влаги крылом.
    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    (И. Бунин )

    3. Самостоятельно-исследовательская работа.

    Ребята, обратите внимание, как водная гладь, манит к себе, восхищает переливами красок. Так и хочется войти в это царство покоя и познакомиться со всеми его обитателями. Но уже прохладно! Нельзя! А может быть, кто-то знает и расскажет нам, какие животные живут в озере? Сегодня мы с вами попробуем стать учёными-исследователями и познакомимся с жителями этого водного царства.

    По заданию учителя проводятся самостоятельные групповые наблюдения – исследования, т.е. учащиеся, разбиваются на группы, которые возглавляют взрослые. Получают карточки с заданиями.

    Первая группа обследует берег озера. Для этого потребуются баночки, воздушные сачки, мешочки.

    Вторая группа обследует, какие растения растут вокруг озера. Потребуется ботаническая папка, куда вкладываются растения для гербария.

    Третьей группе познакомиться с обитателями водоёма. Для этого потребуются водные сачки, баночки.

    Встречаемся через 10 минут.

    4. Обобщение сведений, полученных в ходе самостоятельно-исследовательских работ:

    – Какие животные живут в озере?
    – Назовите растения, которые растут в этом водоёме? Их роль в жизни озера?
    – Что обнаружили на берегу нашего озера?
    – Сравните строение тела и окраску карася и окуня? И т.д.

    Примечание . Чтобы получить полный объём знаний о растениях и животных мелких водоёмов, учитель и родители заранее подготавливают их, в случае, если дети не встретят этих животных во время самостоятельного наблюдения (улитка, ракушки, пиявки, дафния, паук-серебрянка, разнообразные жуки и пауки, окунь, карась).

    Вывод. Живут в мелких водоёмах разные животные: лягушки, рыбы, насекомые. Вот перед вами клоп-водомерка. Скажите, а почему не он не тонет? Верно их лапки покрыты тонкими волосками. Которые смазаны жиром. Поэтому водомерки не тонут, а свободно передвигаются по воде.

    Послушайте загадку

    Что ещё вы узнали про клопа-водомерку? Он хищник. Ловит личинок комаров, нападает на насекомых, вонзает свой острый хоботок в тело насекомого и быстро высасывает свою жертву.

    Наше озеро покрыто разными растениями, среди которых много интересных.

    Перед вами элодея. Это маленькое растение, ветвистый стебель которого сплошь покрыт мелкими листочками. Растёт элодея очень быстро.

    Водоёмы быстро зарастают ею. За это в народе её называют “водяной чумой”.

    Между растениями и животными существует тесная связь. Водные растения выделяют кислород и очищают воду от загрязнений и служат пищей и убежищем для животных.

    Что помогает жить животным в воде? Что произойдёт с ними, если озеро пересохнет или кто-нибудь выбросит их на берег? В природе всё связано. Вымирание одних живых существ ведёт за собой исчезновение других. Лягушка питается комарами, мухами, тем самым помогая человеку бороться с неприятными насекомыми. Если не будет лягушек, нас одолеют комары. Эту цепочку можно продолжить. Поэтому никогда не причиняй вреда всем животным. Все животные на Земле приносят пользу.

    5. Домашнее задание

    Рассказать о любом растении или животном мелких водоёмов. Сочините рассказ, сказку или загадку про насекомых.

    6. Пока ребята наблюдали за растениями и насекомыми, родители должны приготовить уху. Организовать отдых детей.

    7. Ребята, я предлагаю продолжить наш урок. Вам понравилось наше озеро?

    Давайте попробуем изобразить наше озеро. С чем можно сравнить его?

    На кого или на что оно похоже?

    (Зеркало, блюдце, аэродром для стрекоз – вертолётов, каток для водомерок).

    “И стоит, словно зеркало, пруд,
    Отражая свои берега”.
    (И. Бунин )

    Кому трудно нарисовать озеро, можно нарисовать насекомых или кувшинки на лоне воды. Проводится конкурс рисунков.

    8. Подводится итог экскурсии.

    Я знаю, вам очень понравилось занятие на природе. На берегу этого озера часто отдыхают дети и взрослые. Какую памятку вы хотели оставить людям, приходящим к водоёму? Какие плакаты вам бы хотелось нарисовать. Дети вместе с родителями рисуют и пишут правила поведения в природе.

    Если спросят вас друзья:
    “Где сегодня были?”
    Дружно отвечайте:
    “Были мы на озере-
    Окуней ловили.
    А ещё слыхали,
    Как квакали лягушки.
    Стрекозу поймали, –
    Крылья хороши!
    За кувшинкой лезли
    Через камыши.
    Ноги в иле завязили…
    Вот сегодня где мы были!

    Литература:

    1. Методика обучения “Окружающий мир”, Н.Ф.Виноградова, “Вентана-Граф”, 2006.
    2. Книга для учителя, 1–2 кл. “Методические беседы” Н.Ф.Виноградова. М., 2001.
    3. Научно-методический журнал “Сибирский учитель”, №4 2002.
    4. “Организация проведения экскурсий”.
    5. Благинина Е. “Угадайте, где мы были”.

    ОКОУ «Клюквинская школа-интернат»

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

    ЭКСКУРСИИ

    «ЖИЗНЬ ВОДОЕМА КАК ЭКОСИСТЕМЫ»

    Учитель биологии Овчинникова И.П.

    Курск – 2017г.

    Тема «Жизнь водоема как экосистемы» в работе экокружка «Земля – наш дом» для учащихся 5-7 классов изучается в ходе 2 теоретических и 6 практических часов, включающих в себя: обсуждение маршрута, зарисовку схемы маршрута; подготовку к индивидуальным заданиям; меры безопасности при работе вблизи воды и 2 экскурсии на реку Тускарь; обработка исследуемых данных, выводы об экологическом состоянии водоема.

    Занятие 1. «Подготовка к экскурсии на водоем»(2ч).

    Цели : актуализировать знания учащихся о воде как о среде жизни растительных и животных организмов, подготовить ребят к работе в группах по заданиям, обсудить маршрут предстоящей экскурсии на реку Тускарь вверх по течению, изучить меры безопасности при работе вблизи воды.

    Тип занятия : обобщение темы «Вода – важнейший компонент окружающей среды».

    Методы и приемы : рассказ, беседа, экскурсионные инструкции.

    Оборудование: полевые дневники, схема маршрута, определители пресноводных беспозвоночных и атласы-определители растений, инструкции.

    Ход занятия

    Организация учащихся на работу.

    Повторение изученного материала.

    Вода как среда обитания обладает рядом свойств, имеющих прямое отношение к жизни водных обитателей. Вспомните, какие свойства мы характеризовали на прошлом занятии «Удивительная вода»?

    Теплоемкость;

    Вода прозрачна, пропускает свет, необходимый для жизни организмов;

    Незначительная теплопроводность;

    Способность расширяться при замерзании;

    Вода – растворитель твердых и газообразных веществ (органических, минеральных, кислорода, углекислого газа);

    В пресных водоемах реакция воды обычно нейтральная (рН=7);

    Температура водоема всегда положительна;

    Лед всегда располагается на поверхности воды, что обеспечивает активную жизнь ее обитателям и в зимнее время.

    Переход к изучению нового материала.

    Действительно, благодаря таким особенностям, водная среда жизни обладает большим разнообразием растительного и животного мира. На следующих занятиях мы совершим экскурсии вверх по правому берегу реки Тускарь от эколого-биологического центра к поселку «Светлый».

    На примере Тускари мы изучим основные компоненты пресноводной экосистемы, учитывая абиотические, биотические и антропогенные факторы.

    Мы разделимся на три рабочих группы по 4 человека в каждой:

      Ботаники («Исследователи растений»);

      Зоологи («Исследователи животных»);

      Гидрологи («Исследователи реки»).

    Исследователи растений будут изучать растительность как саму по себе, так и в связи с животным миром водоема, ведь растения обеспечивают животных пищей и убежищем.

    С удалением от берега изменяются условия обитания (например, глубина, скорость течения) и, соответственно, растительность. Вдоль берегов образуются зоны растительности. На берегу встречаются относительно устойчивые к высыханию грунта болотные растения (например, лабазник, осока). Водные растения делят на 4 группы. (Демонстрация иллюстраций).

    У самого берега поселяются воздушно-водные растения , корни которых находятся в покрытом водой грунте, а листья и цветоносы располагаются высоко над поверхностью воды (например, рогоз, тростник, касатик).

    В тех местах, где свет достигает дна, обитают полностью погруженные растения , корни которых закреплены в грунте водоема, листья располагаются под водой, а цветоносы могут приподниматься над водой (например, элодея канадская, роголистник, шелковник).

    Есть и свободно плавающие растения , корни которых погружены в воду, но не касаются дна (например, ряска, телорез).

    Воздушно-водные растения

    К воздушно-водным растениям относятся настоящие водные растения, такие как тростник, рогоз, касатик и растения, устойчивые к некоторому пересыханию, как например, частуха и водная мята. Кроме того, наземные растения, корни которых устойчивы к повышенной влажности, например, ива, вербейник, ольха, могут вести и образ жизни воздушно-водных растений. Каждое растение приспособлено к определенным условиям и живет на характерной для него глубине. Поэтому часто можно наблюдать зональное распределение растений – изменение видового состава с увеличением глубины и расстояния от берега.

    Вокруг нижней части стеблей таких растений как рогоз, касатик, ежеголовник накапливается толстый слой ила, содержание кислорода в котором очень низкое. Для снабжения корневой системы кислородом в стеблях растений формируется губчатая ткань, которая содержит множество полостей, позволяющих воздуху проникать ниже уровня воды внутри стебля. Именно из-за наличия губчатой ткани сорванные стебли этих растений не тонут.

    Погруженные растения

    Погруженные растения делят на 2 группы: полностью погруженные и растения, у которых листья и цветки плавают на поверхности воды. Глубина, на которой укореняются погруженные растения, зависит от проникновения света. В мутной воде растения встречаются только на мелководье.

    Свободно плавающие пресноводные растения

    Обычно они небольшого размера. Рассмотрим ряску, вам наверняка она встречалась. Растение имеет форму зонтика. Верхняя часть плавающей на поверхности воды пластинки образует ткань, наполненную воздухом - аэренхиму. Если волны переворачивают ряску, то воздух, насыщающий аэренхиму, позволяет растению как Ваньке-встаньке возвращаться в исходное положение.

    При благоприятных условиях ряска очень быстро размножается. Она способна покрыть всю поверхность водоема, - и пруд или озеро становятся похожими на луг. В проточной воде ряска встречается на участках с медленным течением, среди более крупных растений.

    Ряска трехдольная приспособлена к обитанию под поверхностью воды. Следовательно, в водоемах можно обнаружить несколько слоев свободно плавающих растений.

    Водоросли

    Помимо высших растений водная растительность включает водоросли – низшие растения, тело которых (таллом) не разделяется на листья, стебли и корни. Одни водоросли прикрепляются ко дну, субстратом для других служат другие растения.

    В конце лета на водных растениях можно заметить коричневатую слизь. Это покров из эпифитных (т.е. живущих на других растениях) микроводорослей. Если налет стереть – обнаружится зеленая поверхность. Эпифитные водоросли уменьшают доступ света к поверхности растений и затрудняют фотосинтез.

    Растительноядные животные, обитающие в зарослях водных растений, чаще всего питаются именно эпифитными водорослями. Поедая покров из водорослей, они облегчают попадание света на листья растений.

    Планктонные водоросли или фитопланктон свободно «парят» в толще воды и служат пищей для зоопланктона , т.е. «парящих» в воде мельчайших животных, например, дафний. В конце весны и летом вследствие повышения температуры и при наличии в воде большого количества питательных веществ создаются благоприятные условия для интенсивного развития одноклеточных планктонных водорослей. Вода начинает цвести: становится маслянистой, прозрачность уменьшается, поверхность водоема может приобрести цвет горохового супа. Цветение воды особенно характерно для мелких застойных водохранилищ и прудов, в которых разводят уток, или расположенных вблизи животноводческих ферм.

    Многие животные и погруженные растения не выживают в цветущих водоемах. Подумайте, почему?

    Исследователи животного мира , готовьтесь к изучению характерных приспособлений живых существ к водной среде обитания.

    По поверхности воды стремительно бегают клопы-водомерки . Их длинные ножки снизу покрыты жиром, и поэтому водомерки не тонут. Они – хищники, охотятся на комаров и другую мелкую живность. Здесь же можно встретить и ногохвосток – это мелкие бескрылые насекомые, прыгающие по поверхности воды и питающиеся детритом (мертвым органическим веществом), который оседает на поверхности.

    В толще воды плавают хищные жуки-плавунцы, водяные пауки, растительноядные головастики лягушек, дафнии, прудовик , разные виды рыб. К «мирным» рыбам относится, например, карась . Он питается личинками насекомых, растениями. К хищным рыбам относятся окунь, щука.

    На дне обитают кольчатые черви (трубочник ), питающиеся детритом, пиявки, нимфы равнокрылых и разнокрылых стрекоз, нимфы поденок, перловица и беззубка – двустворчатые моллюски, питающиеся за счет фильтрации.

    Обитают на дне чистых водоемов и раки, по типу питания хищники и детритоядные.

    Живут в пресном водоеме и млекопитающие – бобр, выдра . Жизнь многих птиц – уток, цапель, аистов – тоже связана с водоемами.

    Когда растения и животные водоема умирают, их остатки попадают на дно. Здесь под действием микробов мертвые остатки перегнивают, разрушаются, из них образуются соли. Эти соли растворяются в воде, и тогда их могут использовать для питания новые растения.

    Вместе с группировками высшей водной растительности животные организмы образуют речные экосистемы, которые во многом подобны наземным, за исключением одного обстоятельства – их существование и развитие жестко контролируется русловыми процессами. Прохождение катастрофически сильной волны паводка или наоборот отделение старицы от основного русла могут привести к практически полному перерождению экосистемы – смене субстрата, проточности, доминант сообществ водных растений и всего животного «населения».

    Приспособление животных к жизни в водной среде

    Дыхание

    Всем животным необходим кислород. Пресноводные животные поглощают кислород различными способами.

    1. Через покровы тела. Растворенный в воде кислород проходит непосредственно в те участки организма, где он необходим. В этом процессе не участвует кровеносная система, поэтому такой способ пригоден для мелких животных (таких как гидра) или плоских животных с большой поверхностью тела (например, плоских червей). Более крупным животным (пиявки, кольчатые черви) переносить по организму поглощенный из воды кислород помогает кровеносная система, Брюхоногие моллюски также усваивают растворенный в воде кислород поверхностью тела, однако, используют для дыхания и кислород воздуха.

    2. Жабры. Жабры – органы, через которые кислород попадает в организм. Несмотря на различие в расположении и форме жабр у разных животных, общим для этих органов является:

    Большая площадь поверхности;

    Тонкие покровы, позволяющие кислороду легко проникать внутрь;

    Развитая кровеносная система.

    Жабры имеют нимфы поденок и равнокрылых стрекоз , бокоплавы и личинки ручейников . Ребята, постарайтесь найти жабры у перечисленных животных, используя рисунки определителя.

    3 Дыхательные отверстия . Наземные насекомые дышат через отверстия, расположенные на каждом сегменте тела (дыхальца или стигмы). У большинства водных насекомых они способны закрываться. У некоторых водных беспозвоночных (водяной скорпион, «крыска») последний сегмент преобразуется в длинный «хвост» - дыхательную трубку, которая, достигая поверхности воды, позволяет насекомому дышать, находясь в воде или иле, и не зависеть от низкого содержания кислорода в стоячих или загрязненных водах.

    4 « Акваланги ». Тело водяных жуков , гладышей и водяных пауков покрыто волосками, с помощью которых удерживаются пузырьки воздуха. Эти животные берут над поверхностью воды запас воздушных пузырьков; стигмы открываются внутрь их. Высшие беспозвоночные, использующие такие «акваланги», выглядят серебристыми из-за пузырьков воздуха, окутывающих тело.

    Плавать и не тонуть

    Мелкие легкие беспозвоночные, например, дафнии и циклопы, не тонут в воде. Более крупные беспозвоночные имеют приспособления для повышения плавучести. Так, личинки перистоусого комара имеют воздушные мешки, которые позволяют им плыть по течению. Пузырьки воздуха, которые водяные жуки и гладыши таскают с собой для дыхания, помогают им также держаться на плаву.

    Движение и течение

    Поскольку сила трения в воде больше, чем в воздухе, двигаться в воде труднее, чем на суше. Для облегчения движения в водной среде животное должно иметь обтекаемую форму тела. Наиболее обтекаемую форму имеют организмы, способные к активному плаванию или обитающие в проточных водоемах, где приходится противостоять току воды. Менее обтекаемы обитатели дна (сравните жука-плавунца и водяного ослика). Многие животные (например, планарии и нимфы поденок) имеют очень плоскую форму, что позволяет им передвигаться по самому дну, где скорость течения вследствие трения наименьшая. Похожим образом приспособлена к течению и речная чашечка: форма ее раковины такова, что поток воды обтекает этих моллюсков, не отрывая их от субстрата, к которому они прикрепляются.

    Развитие водных беспозвоночных

    Жизненные циклы

    Можно ли будет определить возраст животных, обнаруженных вами в пробах? Если дело касается насекомых, то можно определить, имеете ли вы дело с взрослым животным или особью, находящейся на более ранней фазе развития – нимфой или личинкой .

    Нимфы превращаются непосредственно во взрослых насекомых. Они и внешне похожи на взрослых особей. К насекомым, проходящим в развитии фазу нимфы , относятся, например, кузнечики, клопы, стрекозы, веснянки , поденки .

    Нимфа Взрослое насекомое

    Яйцо

    Личинки внешне не имеют сходства с взрослыми насекомыми. Чтобы превратиться во взрослое насекомое, личинке надо пройти фазу куколки . Окуклившись, насекомое перестраивает все ткани организма, а из куколки выходит взрослая особь. Так, например, гусеница превращается в бабочку. Фазы личинки и куколки есть у жуков, ручейников, комаров. (Мотыль, на который рыбаки ловят рыбу, представляет собой личинку комара-звонца.)

    куколка

    личинка взрослое насекомое

    яйцо

    Рост и размножение

    Все членистоногие в процессе роста линяют, заменяя нерастущий хитиновый покров на новый, большего размера. Обычно личинки и нимфы линяют пять раз, проходя 5 стадий развития (стадия называется возрастом). Бокоплавы же могут иметь до 15 личиночных стадий. Взрослое насекомое не растет. Следовательно, маленькие жуки никогда не станут большими: маленькие и большие взрослые особи относятся к разным видам.

    Скорость роста нимф и личинок зависит от температуры и обеспеченности пищей. Процесс роста может быть очень длительным. Так, стадия нимфы у разнокрылых стрекоз занимает 4-5 лет. А взрослое крылатое насекомое может наслаждаться полетом не более месяца. Главное предназначение взрослой особи – спариться и отложить яйца. Для этого большинство зрелых насекомых остро нуждаются в пище – потому - то комары так настойчиво пытаются вас укусить. Самкам комара необходима кровь для того, чтобы в ее организме начали развиваться яйца.

    Особенности роста и размножения во многом определяют характер поведения водных беспозвоночных. Например, перед спариванием самец бокоплава должен запастись терпением и подождать, пока самка подрастет и скинет хитиновые покровы тела. Обычно, найдя самку, самец не покидает ее до линьки. Вот почему часто можно найти бокоплавов, соединившихся друг с другом.

    Многие пресноводные, например прудовики, - гермафродиты, т.е. одновременно и самки, и самцы. Некоторые из них могут размножаться в одиночку, без партнера противоположного пола. А планарии размножаются бесполо: делением.

    (Работа учащихся с атласами - определителями, иллюстрациями).

    Группа «гидрологи» будет изучать скорость течения, ширину водоема, дно реки, физические и химические свойства воды; оценят и опишут экологическое состояние водоема, исходя из результатов собственных исследований.

    Всем группам будут даны карточки с заданиями. Пробы воды и сбор ботанико-зоологического материала мы будем осуществлять в трех характерных местах водоема. Обратите внимание на схему маршрута экскурсии. Зарисуйте ее себе в полевые дневники.

    От эколого-биологического центра мы проследуем вверх по правобережной стороне против течения реки Тускарь до поселка «Светлый». По пути зайдем на родник, изучим на предмет замусоренности территорию стихийного пляжа, обратим внимание на состояние реки вблизи поселка «Светлый».

    (Схема маршрута прилагается)

    Теперь давайте повторим правила безопасного поведения на водоемах , известные вам:

      Никогда не отправляйся к реке один;

      Четко выполняй указания учителя;

      Никогда не пей воду из водоемов;

      Все организмы, которые ты взял для изучения, должны быть осторожно возвращены на прежнее место;

      Не забывай о личной безопасности: не срывай, не нюхай незнакомые растения, не ешь незнакомые растения, плоды, грибы (они могут оказаться ядовитыми); не трогай незнакомых животных (они могут оказаться опасными);

      Выбирая участки для исследований, промерьте шестом глубину вблизи берега. Будьте осторожны!

      После отбора проб и перед едой мойте руки. Обязательно берите с собой чистую воду, мыло и антисептические средства (мирамистин).

      Не трите глаза мокрыми руками.

      Захватите с собой немного еды и воды для питья.

      Возьми мешок для мусора и унеси с собой все чуждые природе предметы.

    До встречи завтра на экскурсии! Экипировка соответственно погоде.

    Занятие – экскурсия «Жизнь водоема как экосистемы» (4ч)

    Тип занятия : экскурсия с элементами исследовательской деятельности.

    Место проведения : Россия, г. Курск, правобережная пойма реки Тускарь от Вакулиной дачи (эколого-биологического центра) до поселка «Светлый».

    Цель занятия : исследовать пресноводный водоем как среду для жизни биоты, познакомиться с разнообразием пресноводных обитателей флоры и фауны.

    Методы : отбор проб воды, определение представителей животного и растительного мира по атласам, фотографирование живой и неживой природы, визуальные наблюдения, работа по методикам определения скорости течения, прозрачности, кислотности воды.

    Оборудование : 6 прозрачных пластиковых банок, водные сачки, кювета, лакмусовая бумага, спиртовые термометры, лупы, пакеты и ножницы для сбора растений, часы с секундной стрелкой, полевые дневники, ручки, бланки карточек-заданий с вопросами и местом для ответов, белые листы бумаги, атласы – определители растений и животных, мешки для мусора, перчатки, фотоаппарат.

    Ход занятия

    Цель нашей экскурсии на реку Тускарь – изучение пресноводного водоема как экосистемы.

    Повторим правила безопасного поведения у водоема.

    Перед началом работы разобъемся на группы по 4 человека: гидрологи, ботаники и зоологи. Задания на карточках «Жизнь водоема как экосистемы» выполняются совместно. Для каждой группы выделяется оборудование, выдаются карточки-задания.

    Река Тускарь – третий по величине приток Сейма. Ее длина 108 км. Она относится к бассейну Днепра, протекает по территории равнины и относится к равнинному типу. Особенностью режима реки является весеннее половодье.

    Название реки ученые связывают с животными турами, будто бы водившимися на берегах этой реки, есть и другие версии – от слова «тусклый», или же от финского слова, означающего «лесистый берег», или «лесистый остров».

    Испокон веков Тускарь служила человеку как источник пищи и как транспортный путь. Она является постоянным природным объектом. Вместе с окружающей флорой влияет Тускарь на создание местного климата: воздух свеж и богат кислородом, особенно по утрам.

    Задания для учащихся

    Карточка «Жизнь водоема как экосистемы »

      Название водоема

      Местонахождение водоема

      Дата и время наблюдения

      Температура воздуха (для измерения температуры держи термометр в вытянутой руке над водой в течение 3-х минут).

      Температура воды ( для измерения температуры держи термометр на глубине около 10 см в течение 3-х минут).

    Группа «гидрологи»

    1 . Ширина водоема (оцени на глаз).

    2. Скорость течения реки ( брось приметную палочку или лист бумаги, свернутый в комок, заметь место (положи камень) и засеки время; иди за палочкой вдоль берега и следи за часами; через 10 секунд положи на берегу еще один камень; сосчитай число шагов между камнями; запиши, сколько шагов получилось; умножь на длину шага и запиши результат; а теперь раздели на 10 секунд – это и будет скорость течения реки в м/сек.

    3. Опиши дно реки (Ил, глина, песок (размер частиц – менее 1мм), гравий(1-10 мм), галька (1-10см), камни (больше 10 см)).

    4. Отметь, что наблюдаешь на дне

    Дно чистое, на дне коряги, ветки, листья, мусор.

    5. Отметь внешний вид воды, подчеркни, что наблюдаешь.

    Вода чистая, грязная, на поверхности мусор, пена, радужные пятна от бензина и масел.

      Запиши свойства воды и подчеркни нужный ответ

      Вода: прозрачная, мутная

      Цвет: серый, зеленоватый

      Запах: травяной, рыбный, гнилостный, нефтяной, ржавый, торфяной

      рНсреды:

      Оцени экологическое состояние водоема, исходя из результатов собственных исследований (задания 4-10).

    Возьмем пробы воды в лабораторию для продолжения исследования ее абиотических факторов.

    Группа « ботаники»

    Используя атласы-определители и результаты своих наблюдений, укажи:

    1.Какие растения живут в условиях избыточного увлажнения, образуя заросли

    (учащиеся должны отметить тростник, камыш, рогоз, черемуху, ольху и т.д.)

    2. Какие растения имеют плавающие листья и побеги

    (учащиеся должны отметить ряску, многокоренник, кувшинку, кубышку и т.д.)

    3 Какие растения полностью погружены в воду

    ( ученики должны отметить элодею или водяную чуму, пузырчатку, водоросли (например, хару) и т.д.).

    Группа «зоологи»

    Используя методику сбора животных с помощью сачка в водоемах и атласы-определители, исследуй обитателей поверхности, толщи, дна водоема.

    Сбор животных - гораздо более трудоемкий процесс, чем сбор растений, в основном потому, что животные перемещаются и прячутся, причем, зачастую очень быстро!

    Оборудование

    Основное оборудование для отлова животных - сачок, а для сортировки, отделения от ила и растительности - кювета.

    Сачок предпочтителен с диаметром кольца около 25 см. Проволока, из которой он сделан, не должна гнуться, чтобы сачком можно было интенсивно водить в воде. Предпочтительный размер ячеи сетки - не более 1 мм. При исследовании небольших мелких прудов удобно пользоваться пластиковым кухонным ситом.

    Кюветы с дном белого цвета, используемые в медицинских учреждениях, просто бесценны для сортировки проб водных беспозвоночных. Животных в ней удобно рассматривать и ловить. Кроме того, для наблюдения животных, разбора и сортировки проб удобно использовать фотографические кюветы или глубокие тарелки.

    Прочее оборудование. При разборе проб пригодятся стеклянные байки, чтобы помещать в них пойманных беспозвоночных, а также ложки, пинцеты и широконосые пипетки, чтобы ловить животных. Для определения организмов необходима лупа с десятикратным увеличением. Как дополнительное оборудование можно использовать бинокуляр (или микроскоп) и чашки Петри для помещения животных под бинокуляр. Для записи описания места отбора проб, значений исследуемых величин, зарисовок понадобятся полевой блокнот и карандаш (чтобы не промокли, держите их в пластиковом пакете).

    Всех животных необходимо как можно быстрее возвратить в места их обитания!

    Отбор проб

    Отбор проб в водоемах

    Каждый участок исследуется и течение равных промежутков времени, на одной и той же глубине, на одном и том же расстоянии от берега. Движения сачком осуществляют с постоянной интенсивностью. Водите сачком энергично - так легче поддерживать одинаковую интенсивность движений, а пойманные животные не уплывут из сачка. На каждую пробу понадобится от 30 до 60 секунд при изучения биотопов к пределах одного пруда и 3-5 минут для сравнения сообществ организмов в разных водоемах. Это время можно разделить на интервалы, чтобы освобождать сачок по мере накопления улова.

    Старайтесь как можно аккуратнее вести себя на обследуемом участке, чтобы не вспугнуть животных и не замутить воду.

    Отбор проб в водотоках

    В реках нет необходимости водить сачком: за вас работает течение. Уприте кольцо сачка в дно и держите вертикально так, чтобы конусная сетка наполнилась водой. Если теперь перед сачком чуть выше по течению взмутить грунт, то потревоженные животные будут стараться скрыться, чтобы избежать опасности, и течение принесет их прямо в сачок. Обычно грунт ворошат палкой или ногой в течение 30 с или 1 мин. Образец речной фауны, отобранный таким образом и сам метод называются кик- проба.

    Сбор животных, ведущих неподвижный образ жизни

    Отлов сачком не позволяет составить полное представление о составе фауны исследуемого участка водного объекта. Ведь, скорее всего, в сачок попадут лишь планктон, плавающие и не прикрепленные к грунту или растениям беспозвоночные. Многие организмы, прочно закрепляющиеся на камнях и растениях (перифитон), не покинут свое убежище. Их реакция па беспокойство - замирание.

    Если вы заинтересованы в сборе перифитона, выньте из воды и внимательно осмотрите несколько небольших камней: на них могут быть прикрепленные организмы. Количественные данные о численности животных можно получить, обследовав несколько камней на исследуемом участке.

    Разбор проб

    Сразу же после отбора проб необходимо рассортировать собранный материал. В сачок, скорее всего, попадет много листьев, камней и, видимо, совсем немного животных. Чтобы избавиться от мельчайших частиц грунта, приподнимите горловину сачка над поверхностью и несколько раз поводите сеткой сачка в воде. Следите, чтобы горловина не опускалось в воду, иначе пойманных животных сможет смыть.

    Н ачните разбор собранного материала: налейте в кювету воды так, чтобы ее слой составлял примерно 1 см. Осторожно вывернув сачок наизнанку, поместите его содержимое в воду. Бережно, стараясь не повредить хрупкие организмы беспозвоночных. Промойте сачок в кювете, чтобы смыть всех зацепившихся за него животных. Тщательно проверьте сетку - не осталось ли в ней животных? Если объем пробы велик, и кювета может переполниться, разделите пробу на части. Однако следите, чтобы проба не высыхала и постоянно находилась в воде.

    Поставьте кювету на ровное место. Удалите крупные камешки, пустые раковины, кусочки растений, проверяя, не осталось ли на них животных. Разбирайте материал систематично, постепенно перемещая животных на одну сторону кюветы и оставляя ненужный промеренный материал на другой стороне.

      Обитатели поверхности воды

    (например, водомерка, головастик, лягушачья икра)

      Обитатели толщи воды

    (например, дафния, карась, жук-плавунец, прудовик)

      Обитатели дна

    (личинка стрекозы, перловица, например)

    Для изучения под микроскопом в лаборатории некоторых видов животных, возьмем с собой пробы воды.

    Подводя итоги экскурсии , каждая группа зачитывает результаты своей работы. Исходя из всего исследуемого, необходимо отметить, что водоем является природным сообществом (экологической системой), состоящим из совокупности растений и животных (включая микроорганизмы), тесно связанных не только между собой, но и с неживой природой (свет, температура, давление, соленость, степень насыщения воды растворенным кислородом).

    Особое внимание уделим заданию 11 у гидрологов. Если водоем нуждается в защите, принимаются предложения детей по способам практического улучшения его экологического состояния: уборка мусора (работу проводить в перчатках), изготовление и развешивание аншлагов и экологических знаков, подготовка заметки в школьную стенгазету или сообщение родителям об экологическом состоянии водоема.

    Отмечаем наиболее активных исследователей.

    На следующем занятии мы будем производить анализ и обработку результатов, составление отчета об экскурсии. Для привлечения внимания взрослых и детей к экологическому состоянию водоема, можно нарисовать плакат «Водоем нуждается в охране».

    Занятие – анализ и обработка собранного материала на экскурсии «Жизнь водоема как экосистемы»(2ч)

    Тип занятия: обобщение изучения природного сообщества пресного водоема.

    Методы: работа с микроскопами, изучение качества проб воды, составление отчета об экскурсии.

    Оборудование: пробы воды с трех участков водоема, микроскопы, лупы, лакмусовые индикаторы, атласы-определители, полевые дневники, заполненные карточки-задания, фотографии.

    Цель: научить школьников оценивать экологическое состояние реки Тускарь, исходя из результатов собственных исследований в ходе экскурсии и на занятии.

    Ход занятия

      Знакомство детей с целью занятия.

      Обсуждение и запись всеми участниками экскурсии в полевые дневники результаты групповых исследований.

    Река Тускарь равнинного типа, изучалась нами по правобережью от эколого-биологического центра до поселка «Светлый» вверх против течения.

    Наблюдения проводились 17.07.08. с 11до 15 часов на трех заранее выбранных участках:

    Первый участок – у родника, напротив ЭБЦ;

    Второй участок – «быстринка», характеризующийся быстрым течением на изгибе реки;

    Третий участок – у подвесного моста, в районе поселка «Светлый».

    Температура воздуха 27 С;

    Температура воды Т ср.= 20 С+ 18 С +22 С/ 3 = 20 С.

    Отчет «гидрологов»:

    1.Ширина водоема Ш ср.= 28(ш1)+27(ш2)+30(ш3)/3=28,3 м.

    2. Скорость течения реки S ср. = 0,2+0,4+0,2/3=0,26 м/с.

    3. Дно 1участка – ил, песок, глубже – мергель;

    Дно 2 участка – мергель и песок;

    Дно 3 участка – ил, песок, глубже – мергель.

    4.На дне 1 участка – листья, ветки, коряги;

    На дне 2 участка –мергель;

    На дне 3 участка – листья, ветки.

    5.Внешний вид воды: 1 участка – на поверхности мусор (пакеты, пластиковые бутылки); 2 участка – вода чистая; 3 участка – без пены и радужных пятен от бензина и масел.

    6. Свойства воды:

    7.Цвет воды на всех трех участках зеленоватый, значит, происходит «цветение» воды – бурное развитие микроскопических водорослей, вызванное избытком органических веществ (в том числе, вследствие загрязнения).

    8. В лаборатории в бесцветных бутылках с пробами, взятых на 3-х участках, отрезали верхние части бутылок и получились цилиндры для определения прозрачности воды. Поставили цилиндры на нарисованный круг. Тщательно перемешали воду, перелили ее в цилиндры так, что высота столба воды составляла 20 см. Дали пробам отстояться 15 мин. Внимательно рассмотрели кружок сверху через слой воды; в пробах №1 и №3 могли различить 3 заштрихованных овала на 3-м и 4-м секторах. А в пробе №2 различили все сектора. При изучении микропрепаратов с каплями воды из всех 3-х проб, под микроскопом были обнаружены части водорослей, крупинки мути. Вода слабо мутная.

    9. Запах рыбный во всех трех пробах.

    10. Кислотно-основные свойства воды (рН).

    Для определения кислотности проб из водоема использовалась индикаторная лакмусовая бумага. Лакмусовая бумага изменяет свой цвет от темно-синего до темно-красного. После ее погружения в исследуемую воду, изменившийся цвет полоски лакмусовой бумаги быстро сравнили с цветом эталонной рН шкалы, которая имеет деление от 0 до 14.

    Известно, что величина рН ниже 5,5 и выше 8,5 говорит о неблагоприятных условиях для жизни водных организмов.

    Как правило, воды природных водоемов имеют рН в пределах от 6,5 до 7,5, т.е., близка к нейтральной.

    С помощью лакмусовой бумаги юннаты по эталонной рН шкале определили кислотность проб воды (около 7).

    Для более точных данных при определении кислотности, пробы в день забора воды были доставлены в химическую лабораторию института защиты почв от эрозии, т.к. эколого-биологический центр не располагает рН-метром (иономер универсальный ЭВ-74).

    Полученные данные рНср. =7.1+6,9+6,7/3=6,9 . рН близка к нейтральной.

    11.Следовательно, условия жизни водных организмов благоприятные, влияние предполагаемых источников загрязнения незначительно. Вода водоема не оказывает отрицательного воздействия на здоровье населения.

    Отчет «ботаников»:

    Используя атласы-определители и результаты своих наблюдений по всем 3-м участкам реки, ребятами были отмечены (описание и фотографии некоторых растений прилагаются):

      Растения, живущие в условиях избыточного увлажнения:

    Ольха клейкая, таволга вязолистная, тростник обыкновенный, ива белая или Ветла; сусак зонтичный, дербенник иволистный, рогоз широколистный, дудник лесной, хвощ приречный, стрелолист обыкновенный, камыш озерный, аир обыкновенный и др.

      Растения, имеющие плавающие листья и побеги:

    Кубышка желтая, многокоренник обыкновенный, ряска трехдольная, ряска маленькая, ряска большая.

      Растения, которые полностью погружены в воду:

    Роголистник погруженный, элодея канадская, пузырчатка обыкновенная, рдест курчавый, рдест пронзеннолистный; на 3-м участке ребята встретили валлиснерию спиральную.

    Отчет «зоологов»

    Использовав методику сбора животных с помощью сачка в водоемах и атласы-определители на всех 3-х участках, юные экологи обнаружили:

      Обитатели поверхности воды:

    Восемь диких уток, лягушачья икра, клопы-водомерки, паук-серебрянка; на прибрежных растениях найдены личинки вислокрылки, большой и малый прудовики.

      Обитатели толщи воды:

    Плотва, мальки рыб, гладыш большой, гладыш малый, личинки жуков-плавунцов, жуков-водолюбов, комара-коретры; жук-плавунец, дафнии, циклопы, бокоплавы.

    Во взятых пробах воды на 3-м участке под микроскопом был обнаружен ряд простейших из родов коловратки и инфузории. Эти организмы увеличивают свою численность при эвтрофикации – поступлении в водные объекты избыточного количества питательных веществ. Некоторое загрязнение связано с антропогенным воздействием на водоем вблизи поселка «Светлый».

      Обитатели дна:

    Нимфы разнокрылой стрекозы, личинки ручейников с домиками из листьев веточек и песка; личинки комара-звонца, кольчатые черви- трубочники; плоские черви – планарии, моллюски – лужанки, катушки; на 3-м участке, где песчаный пляж, – беззубки.

    Встречаемые особи животных-индикаторов чистой воды на всех участках (личинки ручейников, нимфы разнокрылой стрекозы, беззубки, катушки, личинки вислокрылок) говорят об относительно чистом состоянии воды реки.

    Выводы

      В местах с быстрым течением количество животных и растений уменьшается.

      Изучив абиотические факторы воздействия на организмы, живущие в реке Тускарь, можно сказать о благоприятных условиях жизни биоты.

      Исходя из исследований, все вместе, растения, животные и микроорганизмы, связанные между собой и с неживой природой (свет, температура, давление, соленость, степень насыщения воды растворенным кислородом), представляют собой экосистему водоема, которая выполняет как бы фильтрующую, окислительную и деминерализующую функции.

      Зарастание рек – это природный механизм саморегуляции всей речной системы. Плавающие, погруженные в воду и подводные растения дают прибежище многим сотням и тысячам живых организмов, на них поселяются и в них прячутся личинки насекомых, по ним ползают моллюски; в илистый грунт, осаждающийся вокруг них на дне реки, зарываются черви и комары-звонцы, тысячи различных микроорганизмов содержатся в водотоке реки. Чем больше сливается в реку загрязнений, тем больше растений и организмов необходимо для их усвоения, переработки и обезвреживания. Река защищается таким образом.

      С источниками загрязнения Тускарь справляется.

    По системе Вудивисса-Грэхема для оценки степени загрязнения по видовому разнообразию и показательному значению таксонов-индикаторов, используется 6-и бальная шкала («индекс загрязнения»). Она принята в большинстве международных стандартов оценки качества вод и положена в основу отечественных ГОСТов и документов Государственного санитарно-эпидемиологического надзора России.

    Тускарь можно отнести к слабозагрязненным рекам. (3-й класс качества воды, экологически удовлетворительный).

    Вода таких рек выглядит почти прозрачной, цвет можно определить, лишь погрузив на достаточную глубину белый фон (светлую металлическую пластинку). Взвеси, содержащиеся в воде, видны только при рассмотрении воды в пробирке также на светлом фоне. Признаки загрязнения выражены крайне слабо и обнаруживаются лишь при внимательном наблюдении, и, как правило, они привязаны к определенным местам на реке – водовыпускам, местам дневок стада крупного рогатого скота и т.д.

    Такие русла заселяют водяные ослики, бокоплавы, личинки комаров-звонцов, двустворчатые моллюски-шаровки, битинии, лужанки, личинки стрекоз и пиявки.

    Зарастание слабое (20-40% акватории), гидрофиты представлены разнообразными группировками растений, «прижатыми» к берегам или приуроченными к русловым отмелям. Скорость течения рек чаще достаточно велика (0,1-0,2м/с). Донные отложения представлены разнозернистыми песками или плотными глинами, практически лишенными наилка. Поймы на участках, свободных от древесно-кустарниковой растительности, используются под сенокосы.

      На данном участке побережье Тускари нуждается в защите. Ребята очищали от мусора места отдыха горожан.

      Изучаемая акватория интересна в дальнейшем экологическому кружку для дополнительных фаунистических и флористических исследований, направленных на инвентаризацию видового состава растений и животных; проведение природоохранных мероприятий.

    Л И Т Е Р А Т У Р А

      Амос У.Х. Живой мир рек. – Л.: Гидрометеоиздат, 1986. – 240 с.

      Боголюбов А.С. Методы гидрологических исследований: проведение измерений и описание рек. Методическое пособие. М., 2006.

      Козлова Т.А., Сивоглазов В.И. Атлас родной природы. Растения водоема. М., 2000.

      Козлов М.А., Олигер И.М. Школьный атлас-определитель беспозвоночных. – М.: Просвещение, 1991. – 207 с.

      Котов А.А., Боголюбов А.С. Методы исследований пресноводного зоопланктона. Методическое пособие. М., 1997.

      Лазарева Н.С., Боголюбов А.С. Введение в морфологию высших растений (пособие для начинающих работать с определителем растений). Методическое пособие. М., 2003.

      Ласуков Р.Ю. Обитатели водоемов: Карманный определитель. – М.: Рольф, 1999. -128 с.

      Липин А.Н. Пресные воды и их жизнь. М., Учпедгиз, 1950.

      Своллоу С., Стефенс М. Мир ручьев, прудов и рек. – М.: Аст-Пресс, 2007.- 32 с.

      Хейсин Е.М. Краткий определитель пресноводной фауны. – М.: Учпедгиз, 1962. – 148 с.

    Экскурсии в курсе естествознания различаются по особенностям организации познавательной деятельности учащихся; они могут быть либо иллюстративными, либо исследовательскими. Возможно сочетание обоих этих типов.
    Экскурсии предусматривают непосредственное наблюдение предметов и явлений в самой природе. Педагог Светлана БАРАШКИНА из г. Пензы разработала экскурсии, проведение которых позволит решить образовательные, воспитательные и экологические задачи обучения.

    Тема. "Экскурсия к водоему"

    Цели. Познакомить с индикаторами чистой воды; познакомить с работой очистных сооружений; формировать бережное отношение к природе.

    Оборудование. Перчатки, мешочки для мусора, дневник, карандаш.

    ХОД ЭКСКУРСИИ

    I. Беседа

    Ответы на вопросы.

      Какие пресноводные водоемы вы можете назвать?

      Какие из них естественные?

      Какие из них могут быть искусственными?

      К одному из таких водоемов мы отправляемся сегодня.

      Наличие каких растений и животных может доказать чистоту его вод?

    II. Дорога к водоему

    III. Наблюдения у водоема

    Поиск индикаторов чистой воды.

    IV. Сообщение учителя об очистных сооружениях

    Для того чтобы очистить сточные воды, строят очистные сооружения.
    Очистные сооружения бывают разных типов: загрязненная вода, может проходить различные ловушки, может очищаться химическими веществами, через нее могут пропускать электрический ток.
    Но лучше всего очищают воду микроорганизмы, бактерии.
    Такой способ очистки называют биологическим: вода постепенно проходит сквозь грунт и очищается бактериями, живущими в почве.
    Станция с биологической очисткой вод работает так:

    1. Вода проходит через решетки в песколовку. Здесь оседает песок. Его отправляют на песковые площади.
    2. А вода тем временем идет в отстойники. Здесь она отстаивается. Отстоявшись, она поступает для полива.
    3. Осадок со дна отстойника (ил) отправляют на иловые площади.

    В природе существуют и естественные фильтры (очистные) – это болота. Проходя через густые заросли мхов и трав, через толстый слой торфа, вода в болотах освобождается от пыли, вредных веществ, болезнетворных микробов.
    В реки из болот поступает чистейшая вода. Когда люди научились осушать болота, они стали делать это не задумываясь о последствиях.
    Люди думали, что, осушая болота, они улучшают природу.
    Но теперь стало ясно, что это не так. Болота – замечательные природные хранилища воды, в них берут начало многие реки.

    По рассказу учителя и результатам наблюдения: строится модель в дневнике.

    V. Операция "Чистюля"

    Сбор мусора на берегу.

    VI. Домашнее задание

    Подготовить рассказ "Водоемы как место обитания растений и животных".

    VII. Итог урока-экскурсии

      Какой водоем можно назвать экологически чистым?

      Назовите показатели чистоты воды.

      С помощью чего люди очищают воду?

      Как работают очистные станции с биологической очисткой воды?

      Какое значение для природы имеют болота?

      Что мы можем сделать для того, чтобы вода в водоемах стала чище?