Технология триз как средство достижения цели. Преимущества использования триз для детей Влияние методики на тип мировоззрения ребенка

05.02.2024

Наталья Макух
Использование методов технологии ТРИЗ в ДОУ

Использование методов технологии ТРИЗ в ДОУ.

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей посещающих детские сады.

Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.

Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.

Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя – фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.

В детские сады технология ТРИЗ пришла в 80-х годах. Но, несмотря на это и сейчас остаётся актуальной и востребованной педагогической технологией. Адаптированная к дошкольному возрасту, технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём».

Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. А также положение Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.

Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

ТРИЗ для дошкольников:

Это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.

Это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию», так считал основатель теории Г. С. Альтшуллер.

При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.

Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.

Также ТРИЗ – технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.

Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной так и в играх и режимных моментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка дошкольника. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению.

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. В детских садах используются следующие методы ТРИЗ:

Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Метод каталога. Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.

Метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.

Метод «Системный анализ». Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу.

Метод морфологического анализа. В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.

Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка». Суть метода заключается в том, чтобы разделить ситуации на составляющие (реальную и фантастическую, с последующим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей.

Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками). моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое –газообразное).

Мышление по аналогии. Так как аналогия - это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать

Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). Чтобы у ребёнка развить фантазию вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства объекта. Приёмы волшебства: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот.

Занятия с применением методов ТРИЗ проводятся, как поиск истины и сути, подведение ребенка к проблеме и совместного поиска ее разрешения.

Свою работу по применению технологии ТРИЗ в образовательной деятельности я начала в 2011 году. Сначала пересмотрела материал по данной технологии. Мне очень понравился метод ММЧ, который был использован мною в образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Великий невидимка. Немного о воздухе» и в подготовительной группе «Маленькие человечки».

Это метод - Моделирования Маленькими Человечками – ММЧ. Данный метод направлен на то, что бы дать детям наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия элементов предметов и веществ. Он помогает сформировать у детей диалектические представления о различных объектах и процессах живой и неживой природы. А также развивает мышление детей, стимулирует любознательность и творчество.

Методика ММЧ – моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами.

Сущность метода ММЧ в том, что он представляет все предметы и вещества состоящими из множества Маленьких Человечков (МЧ). В понимании нас, взрослых – это молекулы, но на этом слове внимание не заостряется, сведения подаются детям в виде сказки «Маленькие человечки». Детям становится понятно, что в зависимости от состояния вещества Маленькие Человечки ведут себя по разному (в твёрдых – крепко держатся за руки, в жидких – просто стоят рядом, в газообразных – находятся в постоянном движении).

С помощью метода ММЧ мы рассмотрели условия перехода вещества (на примере воды) из одного агрегатного состояния в другое. Вместе с детьми мы проводили опыты, рассуждали, выдвигали гипотезы, находили ответы.

Можно сделать вывод что, занятия с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие других психических процессов и личности в целом. Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребёнка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности. Занятия с использованием приёмов ТРИЗ помогают детям увидеть неожиданное рядом.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

ТРИЗ технология – средство развития творческих способностей учащихся «Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели – видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь». Поль Вайнцвайг 

2 слайд

Описание слайда:

ТРИЗ – Теория Решения Изобретательских Задач Генрих Саулович Альтшуллер (1926 - 1998) (псевдоним - Генрих Альтов) -изобретатель, писатель, автор ТРИЗ. Работа над ТРИЗ была начата Г.С.Альтшуллером и его коллегами в 1946 году. Первая публикация - в 1956 году. 

3 слайд

Описание слайда:

Формирование открытого мышления и развитие необходимых для выполнения творческой деятельности способностей учащихся; Целенаправленное развитие навыков системного мышления и творческого воображения; Обучение способам решения творческих задач. Цели: 

4 слайд

Описание слайда:

стиль мышления, направленный на самостоятельную генерацию знаний; умение видеть, ставить и решать проблемные задачи в своей области деятельности; умение выделять закономерности; мировоззренческие установки восприятия жизни как динамического пространства открытых задач. Следовательно, данная технология отвечает задачам, поставленными ФГОС. ТРИЗ формирует: 

5 слайд

Описание слайда:

Названия приемов Цель Метод «Да-нетка» метод сужения поиска посредством задавания вопросов, на которые можно отвечать «да-нет». Метод синектика Предполагает в основном использование личной аналогии, что развивает умение рассматривать объекты и ситуации с различных точек зрения, менять точку зрения на обычные объекты с помощью заданных педагогом условий, воспитывает чувство сопереживания, взаимопонимания, толерантности. «Лови ошибку!» Цель этого приема – добиться понимания, а не механического запоминания правильного ответа.

6 слайд

Описание слайда:

Метод «Хорошо– плохо» формирует представление о том, как устроено противоречие.Формирует: умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»);умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли. «Морфологический анализ» Суть данного метода – построение таблицы, для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении лингвистических, математических понятий. Модель «Системный лифт» для рассмотрения частей изучаемого объекта и объекта как части другого более крупного объекта Метод системного оператора В нем система ее элементы рассматриваются в прошлом, настоящем и будущем. Здесь выделяется подсистема и надсистема.

7 слайд

Описание слайда:

Названия приемов Цель Модель «Составление плана/раскадровка» Для составления простого и развернутого плана прочитанного произведения Моделирование процессов и явлений в природе и технике методом маленьких человечков Для создания представления о внутренней структуре тел живой и неживой природы, предметов Модель «Создай паспорт» Для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями: на литературе – героев литературных произведений; на русском языке – частей речи, членов предложений, частей слова, лингвистических терминов. Конструктор события Устройствоконструктора:«было» (первое состояние объекта); «стало» (второе состояние объекта); «что изменилось» (указывается имя признака и направление изменения значений).

8 слайд

Описание слайда:

Дает возможность проявить себя, стремиться получать новую информацию об окружающем, развивать потребность в познавательной деятельности. Дает возможность созидать, творить, формировать умение развивать и доказывать свою точку зрения, способствует развитию аналитических способностей. Что дает творчество ребенку? 

9 слайд

Описание слайда:

Не требует больших затрат времени. Можно использовать в традиционной системе обучения. Развивает фантазию, воображение у детей. Вселяет уверенность в своих силах. Преимущества ТРИЗ 

Аннотация

Проведен анализ ТРИЗ с точки зрения теории, методики преподавания, подготовки преподавателей, создания научной школы и развития ТРИЗ - движения. Выявлены недостатки каждого из направлений и показаны пути их устранения. Основное внимание уделено развитию теории.

Введение

Развитие ТРИЗ, на наш взгляд, следует рассматривать по следующим направлениям:

Развитие теории.

Развитие методики преподавания.

Подготовка преподавателей.

Создание научной школы.

Развитие ТРИЗ - движения.

Гениальность Альтшуллера была не только в разработке самой теории, но и в стратегии продвижения ее на "рынок" по всем направлениям.

Прежде чем говорить о перспективах развития ТРИЗ необходимо выявить ее недостатки. Недостатки будем рассматривать по указанным направлениям.

Недостатки ТРИЗ

1. Недостатки теории

Г.С. Альтшуллер неоднократно проводил работы по анализу развития ТРИЗ, его отдельных инструментов и описывал будущее ТРИЗ . Из последних работ по анализу развития теории ТРИЗ, известных автору, наиболее детально анализ проведен, в работах .

1.1. Общие недостатки

    1.1.1. Не определена область применения ТРИЗ.

    1.1.2. Отсутствует общая концепция построения и развития ТРИЗ.

    1.1.3. Нет точных определений элементов и терминов ТРИЗ.

    1.1.4. Отсутствует методика формирования творческого, системного и логического мышления.

    1.1.5. Нет однозначности и точности инструментов.

    1.1.6. Не определены количественная и качественная стороны инструментов.

    1.1.7. Повторяемость (избыточность) инструментов (многие инструменты повторяют друг друга).

    1.1.8. Инструменты ТРИЗ не представляют собой единую систему, а разбиты на независимые части (приемы, эффекты, стандарты) и непонятно когда и как их использовать. При решении задач приходится перебирать все инструменты.

    1.1.9. Нет четкой связи законов развития систем и инструментов ТРИЗ.

    1.1.10. Отсутствие общих методик:

      1.1.10.1. выбора и точного использования инструментов ТРИЗ в зависимости от решаемых задач, поставленной цели и выполнения других функций ТРИЗ;

      1.1.10.2. выявления проблем и постановки задачи;

      1.1.10.3. точного использования инструментов при разрешении противоречий;

      1.1.10.4. выявления всех возможных направлений решения задачи;

      1.1.10.5. развития систем.

1.2. Недостатки частей ТРИЗ

    1.2.1. Недостатки законов развития систем

      1.2.1.1. Нет теоретического обоснования системы законов.

      1.2.1.2. Нет единой общепризнанной системы законов.

      1.2.1.3. Система законов требует большей полноты и формализации.

      1.2.1.4. Нет законов развития потребностей и функций.

      1.2.1.5. Существующие системы законов не всегда логичны.

      1.2.1.6. Нет общей модели процесса эволюции систем.

      1.2.1.7. Отсутствует методика определения этапа развития конкретной системы.

    1.2.2. Недостатки АРИЗ

    Анализ недостатков АРИЗ проводился неоднократно разными авторами и, прежде всего, Г.С.Альтшуллером . Кроме того, автору известны работы Б.Злотина, Э.Злотиной, С.Литвина и В.Петрова.

    Опишем недостатки АРИЗ.

      1.2.2.1. Нет части АРИЗ, точно определяющей исходную (изобретательскую) ситуацию.

      1.2.2.2. Нет части АРИЗ, определяющей все возможные направления решения задачи и выбор направления решения задачи.

      1.2.2.3. Способы разрешения физического противоречия (ФП) недостаточны и не детализированы.

      1.2.2.4. Отсутствует система определения способа разрешения ФП в зависимости от вида ФП.

      1.2.2.5. В АРИЗ-85-В имеется разрыв в логике включением 4 части.

      1.2.2.6. Части 6-8 АРИЗ-85-В не используются при решении задач. Их необходимо развить и структурировать.

    1.2.3. Недостатки вепольного анализа

      1.2.3.2. Не приведено все многообразие веществ и полей.

      1.2.3.3. Не описаны все тенденции изменения и использования веществ и полей.

      1.2.3.4. Закон увеличения степени вепольности описан только частично.

      1.2.3.5. Не описано все многообразие вепольных структур и не сформулированы закономерности их изменения.

    1.2.4. Недостатки стандартов на решение изобретательских задач

      1.2.4.1. Необходима формализация и структуризация системы стандартов и каждого из них в отдельности.

      1.2.4.2. Структура стандартов, состоящая из 5 классов, усложняет ее использование и менее логична, чем система, состоящая из 3 классов, которая к тому же более проста в употреблении.

      1.2.4.3. Система стандартов не является следствием всех известных законов и закономерностей развития техники.

      1.2.4.4. Структура класса стандартов на измерение и обнаружение не идентична структуре класса стандартов на изменение.

      1.2.4.5. В системе стандартов не применены все поля и известные физические, химические, биологические и геометрические эффекты.

    1.2.5. Недостатки эффектов

      1.2.5.1. Нет единой системы и структуры эффектов.

      1.2.5.2. Не описаны закономерности развития и использования эффектов.

      1.2.5.3. Не охвачены все направления эффектов. Существуют только физические, химические, биологические и геометрические. Отсутствуют как минимум: математические (не только геометрические), социальные и психологические эффекты.

      1.2.5.4. Существующие системы физических, химических, биологических и геометрических эффектов не охватывают все многообразие знаний в этих областях.

      1.2.5.5. В существующей системе эффектов отсутствует определение границ действия эффектов, что значительно снижает эффективность их применения на практике.

    1.2.6. Недостатки приемов

      1.2.6.1. Нет единой системы приемов, а существуют разные системы (их количественный и качественный состав не обоснован). Существуют следующие системы приемов:

        1.2.6.1.1. основные приемы - 40;

        1.2.6.1.2. дополнительные приемы - 10;

        1.2.6.1.3. приемы-антиприемы (парные приемы);

        1.2.6.1.4. приемы разрешения физических противоречий.

      1.2.6.2. Приемы не однозначны (имеются общие и очень специфичные, и даже устаревшие приемы).

      1.2.6.3. Нет единой системы использования приемов.

      1.2.6.4. Недостатки таблицы устранения технических противоречий:

        1.2.6.4.1. нет обоснования количества универсальных параметров. Необходимо выявить все возможные универсальные параметры и структурировать их.

        1.2.6.4.2. приемы, указанные в таблице, не всегда наилучшие для разрешения конкретного противоречия.

    1.2.7. Недостатки теории развития творческой личности (ТРТЛ)

      1.2.7.1. Не определены соотношения ТРТЛ и ТРИЗ. Входит ли ТРТЛ в ТРИЗ или это самостоятельная теория?

      1.2.7.2. Нет обоснования полноты и качества инструментов ТРТЛ

      1.2.7.3. Имеются некоторые несоответствия ТРТЛ и биографий современных творческих личностей.

    1.2.8. Недостатки методики развития творческого воображения (РТВ)

      1.2.8.1. Нет теоретического обоснования методов развития творческого воображения.

      1.2.8.2. Не определены составляющие творческого воображения.

      1.2.8.3. Нет методик развития творческого воображения по всем сенсорным каналам (осязание, обоняние, зрение, слух, вкус, тактильные ощущения, температура, восприимчивость других полей и т.д.) и комплексного их развития.

      1.2.8.4. Нет методик развития пространственного воображения.

      1.2.8.5. Нет методик выявления новых закономерностей, использования существующих закономерностей и отказа от этих закономерностей.

2. Недостатки методики преподавания

2.1. Отсутствие учебно-методических комплексов по каждому из направлений ТРИЗ.

2.2. Недостаточное количество учебных центров.

2.3. Недостаточное количество высококвалифицированных преподавателей.

3. Недостатки подготовки преподавателей

3.1. Отсутствие учебно-методических комплексов по подготовке преподавателей ТРИЗ.

3.2. Недостаточное количество учебных центров по подготовке преподавателей.

3.3. Недостаточное количество высококвалифицированных преподавателей.

4. Недостатки развития ТРИЗ - движения

4.1. Недостаточная информированность ТРИЗ (ТРИЗ недостаточно известен).

4.2. Недостаточное количество центров ТРИЗ.

4.3. Недостаточное количество информационных органов ТРИЗ.

5. Недостатки развития научных школ

5.1. Отсутствие теории создания научных школ.

5.2. Малочисленность теоретиков ТРИЗ (недостаточно высококвалифицированных научных кадров).

5.3. Малочисленность научных школ.

5.4. Разрозненность научных школ.

5.5. Отсутствие системы подготовки научных кадров.

Будущее теории ТРИЗ

При решении задач пользователю ТРИЗ сложно самостоятельно выбрать подходящий для решения его задачи тип инструмента. Он вынужден выбирать его наугад или последовательно применять каждый из инструментов. В целом инструменты дополняют друг друга, но отдельные из них содержат повторяющиеся элементы.

Первая попытка решить данную проблему была предпринята в середине 70-х годов XX века группой исследователей ленинградской школы ТРИЗ (Б.Злотин, Э.Злотина, С.Литвин, В.Петров). Был разработан адаптивный АРИЗ. Он состоял из блоков и, в зависимости от решаемой задачи, алгоритм подсказывал как, когда и в какой последовательности нужно использовать отдельные блоки. АРИЗ адаптировался под степень сложности задачи. Самые простые задачи решались с помощью основной цепочки АРИЗ (АП - ТП - ИКР - ФП - решение). С увеличением степени сложности задачи, увеличивалась степень сложности (подробности) АРИЗ. Самые сложные задачи решались по алгоритму значительно подробнее АРИЗ-85-В.

Следующим шагом развития был "Комплексный метод", разработанный горьковской школой ТРИЗ под научным руководством Б.Голдовского. Все элементы ТРИЗ были разбиты на операторы, которые применялись в соответствии с разработанным алгоритмом.

В конце 80-х годов XX века Б.Злотин и А.Зусман разработали систему операторов, которая была использована в компьютерной программе IWB.

Л.Певзнер разработал концепцию создания микростандартов для алгоритма решения задач на ЭВМ .

Все эти работы значительно облегчили использование инструментов ТРИЗ при решении задач. Однако они полностью не избавили ТРИЗ от указанных недостатков. Отдельные части ТРИЗ дублируют друг друга, и нет однозначности в использовании инструментов ТРИЗ.

Сегодня ТРИЗ содержит богатейший материал, накопленный путем исследования миллионов патентов и многолетней апробации ТРИЗ во время обучения и решения практических задач. Этот материал нужно использовать для построения нового поколения ТРИЗ.

1. Создание теоретических основ.

2. Синтез новой теории из имеющихся в ТРИЗ ресурсов.

3. Разработка специализированных ТРИЗ.

4. Формализация и кибернетизация ТРИЗ (использование современной математики, разработка экспертных систем и систем искусственного интеллекта).

Требования к теоретической разработке ТРИЗ изложены в .

Прежде всего, предстоит проанализировать имеющиеся ресурсы ТРИЗ и выявить все мельчайшие части инструментов. Необходимо сформулировать, что является элементарной составляющей ("атомом") ТРИЗ и определить все возможные "атомы".

На следующем этапе, необходимо разработать концепцию построения новой системы ТРИЗ и синтезировать новую теорию.

Концепция должна рассматривать как общую систему построения новой теории ТРИЗ, так и адаптивную систему синтеза ТРИЗ из имеющихся "атомов", "молекул" и более сложных инструментов ТРИЗ. Кроме того, должна быть разработана система пополнения и развития самой ТРИЗ.

Вид будущей ТРИЗ будет также существенным образом зависеть от способа использования. Предназначенность ТРИЗ:

  • Только для использования человеком (без применения компьютеров).
  • Использование ТРИЗ человеком с использованием компьютеров.
  • Полностью автоматизированный (компьютеризированный и кибернетизированный) ТРИЗ. Человек может только задавать (вводить) задачу.

    Специализированные ТРИЗ могут разрабатываться, например, по следующим направлениям:

  • техническое;
  • естественное;
  • бизнес;
  • социальное и политическое;
  • гуманитарные направления, искусство, музыка и литература.

    На следующем этапе происходит обобщение особенностей специализированных ТРИЗ, тем самым, происходит уточнение теоретических основ и инструментов ТРИЗ.

    1. Философскую составляющую (системный подход в широком смысле, логическое мышление, аксиоматический метод, дедукция и индукция).

    2. Законы развития систем.

    3. Инструменты для решения проблем.

    4. Методика выявления и разрешения противоречий.

    5. Методика прогнозирования развития систем.

    Для развития ТРИЗ неоднократно предлагалось использовать сами инструменты ТРИЗ, например: использование законов и АРИЗ.

    Продемонстрируем использование некоторых законов.

    Полнота частей системы - каждая часть ТРИЗ должна быть необходимой и достаточной, а все вместе составлять жизнеспособную саморазвивающуюся систему.

    Идеальная теория - теории нет, а ее функции выполняются. Система искусственного интеллекта.

    Динамичная теория - теория адаптируется под систему (под проблему).

    Согласование теории под систему (под задачу). Тоже что и динамизация.

    Переход в надсистему - объединение ТРИЗ с другими науками, с другими научными и общественными структурами.

    Как уже отмечалось ранее, автор сделал отдельные попытки устранить некоторые из указанных недостатков. Автор разработал новую систему законов развития объектов, включающую два новых раздела: законы развития потребностей и законы развития функций. В качестве механизмов осуществления законов автор разработал новую систему стандартов на решение изобретательских задач, включающую более 250 стандартов. Кроме того, доработаны закон увеличения степени вепольности и закономерности развития веполей.

    Развитие других направлений ТРИЗ

    1. Будущее методики преподавания и подготовки преподавателей

    1.1. Разработка учебно-методических комплексов.

    1.2. Разработка автоматизированных систем обучения.

    1.3. Создание интерактивного сайта обучения с возможностью доступа к нему с использованием современных средств связи (спутники и сотовые телефонные сети).

    1.4. Создание учебно-методического центра с высококвалифицированными специалистами.

    2. Будущее развития ТРИЗ - движения

    2.1. Разработка системы саморазвития ТРИЗ - движения.

    2.2. ТРИЗ - обязательный предмет во всех дошкольных и школьных учреждениях, университетах, системах переквалификации и повышения квалификации.

    2.3. Проведение серьезных маркетинговых исследований.

    2.4. Привлечение высококвалифицированных менеджеров.

    3. Будущее развития научных школ

    3.1. Разработка теории развития наук.

    3.2. Создание научных центров с высококвалифицированными учеными.

    3.3. Элитные конференции-семинары.

    3.4. Элитные журналы и сайты.

    Выводы

    В статье представлен анализ существующей ТРИЗ как теории, методики преподавания, подготовки преподавателей, создания научной школы и развития ТРИЗ - движения. Показаны возможные пути усовершенствования каждого из направлений ТРИЗ.

    Библиография

    1. Альтшуллер Г.С. О работе В.Р. Фея по изучению истории и логики эволюции ТРИЗ. 12.07.89. (рукопись).

    2. Альтшуллер Г.С. Перспективы развития ТРИЗ: Запись выступления на 3-ем Совете Ассоциации ТРИЗ (Петрозаводск, 30.10-3.11.1990г.) - Журнал ТРИЗ. - 1990. - № 1.2. - с. 4-5.

    3. Альтшуллер Г.С. История развития АРИЗ: (Конспект) - Журнал ТРИЗ. - 1992. - №3. 1. -

    4. Злотина Э.С., Петров В.М. Тенденции развития АРИЗов. - Теория и практика обучения техническому творчеству. Челябинск, УДНТП, 1988.

    5. Певзнер Л.Х. Концепция создания микростандартов для алгоритма решения задач на ЭВМ. - Журнал ТРИЗ, Т. 1, № 2, 1990, с.44-49.

    6. Злотин Б. ТРИЗ: Прошлое и будущее. 1999. (рукопись).

    7. Salamatov Y. TRIZ today and in the Future. ETRIA World Conference - TRIZ Future 2002.

    8. Петров В. Будущее ТРИЗ. - Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ: Материалы V междунар. науч.-практ. конф. (Челябинск, 24-26 июня 2002 г.). - Челябинск: ИИЦ "ТРИЗ-инфо", 2002.

    Petrov V. New system of standard of solution of inventive problem. ETRIA World Conference - TRIZ Future 2003. November 12-14, 2003.

  • ТРИЗ задумывалась "как точная наука". Что же в действительности представляет собой ТРИЗ?

    Несомненным достоинством ТРИЗ стало то, что в ней была предпринята попытка использовать для решения изобретательских задач диалектические подходы, связанные с выявлением и разрешением противоречий. С этой целью в ТРИЗ был разработан специальный алгоритм (АРИЗ), представляющий собой последовательность логических процедур, направленных на представление решаемой изобретательской задачи в виде противоречий и ряд рекомендаций для их разрешения. Кроме того, в книгах по ТРИЗ приводилось большое число интересных примеров и задач, которые сами по себе имели большую познавательную ценность.

    Однако Теория решения изобретательских задач имела ряд существенных изъянов, которые, очевидно, и привели к застою в ее развитии после смерти автора, а также к существенным сложностям в практическом ее применении. В чем же заключались эти изъяны.

      В ТРИЗ была предпринята попытка сформулировать законы развития технических систем, которые должны были лечь в основу ТРИЗ и в основу общей методологии решения задач. Однако большинство из сформулированных законов таковыми не являются. Их скорее следовало бы назвать закономерностями развития техники, причем далеко не полными. По этой причине стройной методологии решения задач, основанной на законах развития так и не появилось. А сформулированные законы в основном использовались в качестве методических обоснований к приводимым примерам изобретений.

      Диалектический подход (анализ противоречий), заложенный в основной инструмент решения задач, которым являлся АРИЗ, был искажен введением новых понятий (техническое и физическое противоречие). Эти новые понятия искажали суть диалектического противоречия, сформулированного в диалектической логике, что приводило к трудностям в выявлении противоречия при попытках решения с помощью АРИЗ реальных изобретательских задач.

      Усовершенствование АРИЗ (создание новых модификаций от АРИЗ-77 до АРИЗ-85В) шло не по пути устранения допущенных неточностей в процедурах выявлении противоречия, а по пути усложнения алгоритма. В результате последняя официальная модификация алгоритма АРИЗ-85В превратилась в чрезвычайно громоздкую и мало пригодную для практического использования конструкцию.

      В ТРИЗ так и не были найдены четкие механизмы перехода от сформулированного противоречия к его практическому разрешению. Это создавало серьезные сложности в решении реальных задач с помощью АРИЗ.

      ТРИЗ декларировала отказ от методологии активизации перебора вариантов, однако основная часть так называемых инструментов ТРИЗ представляли собой именно такие методы (метод маленьких человечков, оператор РВС, вепольный анализ).

      Вепольный анализ представлялся в ТРИЗ научным подходом, в основе которого заложен анализ закономерностей структурного развития технических объектов. Однако допущение использования в веполях несуществующих физических полей, а также возможность неоднозначной трактовки вепольных конструкций и правил их преобразования скорее позволяют отнести вепольный анализ к методам активизации перебора вариантов, но никак ни к научному анализу.

      Наиболее близким к идее формализации процедуры решения изобретательских задач было создание в ТРИЗ таблицы и приемов разрешения технических противоречий. Этот подход был основан на статистическом анализе существующих на то время описаний изобретений. Однако, несмотря на имеющиеся перспективы, он не получил в ТРИЗ дальнейшего развития, и по причине ряда имевшихся недостатков и морального устаревания статистических выводов утратил свою актуальность для практического использования.

      Существует распространенная иллюзия о возможности внедрения ТРИЗ в реальное производство. По своей сути ТРИЗ является индивидуальным методом решения задач, применение которого является личным выбором для человека. По этой причине сделать ТРИЗ частью того или иного производственного процесса невозможно. В лучшем случае предприятие может организовать обучение ТРИЗ своих сотрудников с целью повышения их творческих возможностей.

    В период своего активного развития (80-е годы прошлого столетия) указанные недостатки и ошибки успешно компенсировались энтузиазмом приверженцев ТРИЗ. Тем не менее, существующие изъяны ТРИЗ и уход из ТРИЗ в результате кризиса производства ее основных разработчиков, способных видеть эти недостатки, привели к застою в развитии теории. В этом на наш взгляд основная причина того, что за последние десятилетие в ТРИЗ не появилось ничего нового достойного серьезного внимания.

    Когда-то созданная в СССР Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) почти потеряла свою известность в 90-е годы прошлого века. Но сейчас технологии ТРИЗ снова набирают популярность в науке, промышленности и даже в гуманитарных дисциплинах. Сегодня «советскую теорию изобретательства» Генриха Альтшуллера изучают в университетах разных стран мира, и постепенно она снова возвращается в отечественную научную и образовательную деятельность.

    Пройдя предложенные в данном тренинге занятия по ТРИЗ, вы сможете получить базовые знания решения изобретательских задач. Вы узнаете о составляющих элементах, методах, приёмах, программах теории Альтшуллера, познакомитесь с примерами использования ТРИЗ. И самое главное, наши уроки научат вас применять навыки эффективного изобретательства в вашей деятельности.

    Что такое ТРИЗ?

    Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) является набором алгоритмов и методов, созданных советским изобретателем Генрихом Альтшуллером и его последователями, для совершенствования творческого процесса ученых.

    ТРИЗ - не является только , хотя она и содержит рекомендации по совершенствованию творческого процесса. Теория Альтшуллера направлена на решение так называемых изобретательских задач. Изобретательская задача - сложная задача, для решения которой необходимо выявить и разрешить противоречия, лежащие в глубине задачи, т.е. выявить первопричину (корень проблемы) и устранить эту причину. Для этого нужны специальные умения и технологии, которые и будут рассмотрены в уроках нашего online-курса.

    Применение ТРИЗ

    Главной задачей ТРИЗ, по мнению автора этой теории, является помощь ученым-изобретателям быстро находить решение творческих задач из различных областей знаний. ТРИЗ позволяет решать многие творческие задачи. В соответствии с мнением людей, которые изучили теорию Альтшуллера, знание ТРИЗ даёт следующие преимущества (по информации книги «Основы ТРИЗ »):

    • Умение выявить суть задачи;
    • Умение правильно определить основные направления поиска, не упуская многие моменты, мимо которых обычно проходишь;
    • Знание, как систематизировать поиск информации по выбору задач и поиску направлений решений.
    • Научиться находить пути отхода от традиционных решений;
    • Умение мыслить логически, алогически и системно;
    • Значительно повысить эффективность творческого труда;
    • Сократить время на решение;
    • Смотреть на вещи и явления по-новому;
    • ТРИЗ даёт толчок к изобретательской деятельности;
    • ТРИЗ расширяет кругозор.

    Некоторые люди утверждают, что Теория решения изобретательских задач может быть полезна только в точных науках. Отчасти это правда: теория создавалась и была заточена именно под техническое применение. Но знание ТРИЗ, несомненно, поможет применение в гуманитарных науках и в бизнесе, в силу того, что основа методики ТРИЗ универсальна для любых творческих задач.

    Как этому научиться

    Если вы пытались разобраться в ТРИЗ самостоятельно, то наверняка столкнулись с рядом проблем.

    • Во-первых , учебные материалы ТРИЗ нужно адаптировать под сегодняшние задачи, в том числе не только технические, но и гуманитарные.
    • Во-вторых , методики ТРИЗ, изложенные во множестве учебников, слабо структурированы для процесса изучения этой теории.

    Данный тренинг, состоящий из нескольких уроков-конспектов, направлен на изложение основ ТРИЗ и возможностей применения этой теории для решения любой творческой задачи.

    Цель данного курса - структурировать материал, разложить все элементы ТРИЗ по полочкам, объединить все в единую систему. Главная идея занятий и уроков данного раздела сайта 4brain - сделать ТРИЗ доступным для всех. Обучение Теории решения изобретательских задач должно быть понятным и увлекательным. Ключевая задача наших занятий - дать базу знаний, а также ссылки на необходимые материалы для углубления в различные области ТРИЗ.

    Хотите проверить свои знания?

    Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

    Уроки ТРИЗ

    Теория изобретательства, созданная Генрихом Альтшуллером, а позже дополненная его учениками и последователями сформировала свою достаточно строгую структуру. Классическая структура ТРИЗ, которая приводится на большинстве специализированных сайтах и книгах, выглядит следующим образом:

    • Законы развития технических систем.
    • Алгоритмы решения изобретательских задач: алгоритмы, приемы и методики.
    • Методы анализа ТРИЗ: вепольный анализ, ФСА, диверсионный анализ, системный анализ и другие.
    • Методы творческого развития личности и коллективов.
    • Информационный фонд состоящий из многочисленных таблиц, приложений, списков, помогающих в техническом творчестве.

    Занятия данного онлайн-курса направлены на освоение именно этих базовых частей «теории изобретательства». Каждый урок соответствует определенной составляющей ТРИЗ. План занятий выглядит следующим образом:

    Сколько времени займет обучение?

    В целом в ТРИЗ нет специальных развивающих упражнений, которые нужно использовать для развития навыка успешного решения изобретательских задач. Хотя в ТРИЗ и есть отдельное направление по развитию креативного воображения и изобретательству в творческих коллективах, на нашем сайте данному направлению посвящен отдельный раздел «Творческое мышление».

    Поэтому обучение ТРИЗ связано с изучением и запоминанием алгоритмов и методик, а также их совершенствованием и практическим применением. ТРИЗ можно обучаться всю жизнь, постоянно шлифуя свои собственные алгоритмы. А вот ознакомиться с базовыми методами можно за 1-2 недели интенсивного или за 1 месяц умеренного изучения.

    …хотелось бы предостеречь от складывающегося иногда мнения, что стоит только познакомиться с ТРИЗ - и мгновенно повысится эффективность Вашей работы. Все не так просто. Для овладения ТРИЗ необходимо вложить много труда, как при изучении любой другой науки. Довести применение ТРИЗ до автоматизма требует еще больших усилий. Но надеюсь, вас это предостережение не остановит.

    Желаем вам успехов в освоении ТРИЗ!