Что такое восприятие времени в психологии. Методологические аспекты изучения возрастно-психологических особенностей субъективного восприятия времени в период средней и поздней взрослости

09.03.2024

Психология восприятия времени - одна из наиболее интересных и малоизученных тем психологии. Многие философы и психологи считают, что время - это субъективное понятие. Часы, минуты и секунды были созданы человеком лишь для удобства организации своих дел. В действительности подобное деление не имеет никакого значения для нашего внутреннего мира.

Время течет для нас совершенно по-разному, в зависимости от от возраста. В какие-то минуты мы стареем быстрее, в какие-то - медленнее. Многие люди мечтают о том, чтобы остановить время или хотя бы замедлить его бег. Ведь оно неумолимо приближает нас к старости и к смерти.

Рассмотрим, что лежит в основе нашего восприятия течения времени.

И.М. Сеченов, на основе экспериментальных данных, утверждал, что психофизиология восприятия времени связана со слуховыми анализаторами и слуховой памятью. Также во многом восприятие времени зависит от кинестетических ощущений. Именно они отвечают за точное определение временных промежутков, за работу так называемых внутренних часов.

Жизнь человека в традиционных культурах в большей степени подчинена природным циклам. И лишь с появлением технического прогресса и цивилизации люди начинают усваивать социальные эталоны длительности времени, составляющие систему временных шкал и мер.

Нередки случаи, что человек, который не привязан в своей жизни к определенному графику, «переключается» на индивидуальное восприятие времени, то, которое устраивает его организм и психику. Следовательно, в нас есть определенные внутренние механизмы, которые управляют восприятием времени, но мы их обычно не замечаем, так как подчинены общепринятой системе измерения. Иными словами, для каждого человека восприятие времени состоит из двух характеристик. Во-первых, собственных вегетативных процессов и произвольных движений, а во-вторых, это эталонов, развившаяся в культуре.

Почему же в детстве время течет медленнее, чем во взрослом возрасте? Существует точка зрения, что особенности восприятия времени зависят от новизны получаемой информации и настроенности на проживание настоящего момента. Ребенок постоянно получает и обрабатывает новую информацию, он полностью погружен в настоящее, в то время как взрослый человек действует «на автомате», не затрачивая усилий на восприятие нового. Замедлить субъективное ощущение времени возможно, если отдавать себе отчет о каждом проживаемом моменте. Это повышает качество осознавания и качество жизни, соответственно, независимо от количества прожитых лет, жизнь будет ощущаться полнее и длительнее.

Восприятие времени всегда зависит от нашей эмоциональной вовлеченности в процесс и глубины его проживания. Например, на скучном мероприятии, на котором мы присутствуем «отстраненно», время тянется невообразимо медленно. Если же мы становимся участниками захватывающих событий, то часы пролетают как один миг. При этом в ретроспективе все оценивается противоположным образом. Скучные события не запоминаются или воспринимаются как быстро пролетевшие, а интересные - запоминаются надолго и ощущаются как более длительные.

Психофизиологические механизмы восприятия, лежащие в основе этой особенности, таковы. Чем более активированы процессы возбуждения в коре головного мозга, тем быстрее происходит обмен веществ в организме, следовательно, мы ощущаем, что часы проходят быстрее. Если же преобладают процессы торможения, то обмен веществ замедляется, и субъективно время течет медленно.

Восприятие времени зависит также от особенностей профессии человека, и даже от его вероисповедания. Известно, что на Западе и на Востоке существуют две разные времени. В западных странах время линейно и нацелено в будущее. На Востоке большую ценность имеет настоящий момент, его глубокое восприятие и проживание.

Также во время ситуаций, связанных с опасностью, время меняет свое течение. Все процессы в организме становятся во много раз быстрее, и человек успевает сделать то, что не смог бы при других обстоятельствах. В результате субъективно может казаться, что время остановилось.

За планирование действий во времени отвечают лобные доли головного мозга, при их поражении человек теряет такую способность.

Изучение времени - тема интересная и многогранная, ей посвящено множество трудов. Проблемой течения времени занимаются как физики, так и философы. Но до сих ор многое остается неясным для науки, так что в этой области человеку предстоит сделать еще много интересных открытий.

Как и планировал. Кратко напомню суть проекта: я исхожу из предположения, что человеческий мозг может проводить оздоровление и омоложение эффективнее, безопаснее и мощнее, чем все что угодно из существующих сегодня средств. Далее, я создаю особые компьютерные упражнения и игры, цель которых — убедить, уговорить или обмануть мозг проделать такие изменения. Все эти упражнения и игры основаны на когнитивных психологических методах и техниках. Но «по-хорошему» делать ничего подобного мозг не хочет. Для усиления воздействия необходимо создать благоприятные условия. Так появилась комната как среда для производства четко заданных параметров, определенного стресса или сенсорной депривации.

Каждый раз, когда я закрываюсь в комнате, происходит следующее:

Восприятие времени начинает сразу искажаться. Уже через 10 минут начинает казаться, что прошло существенно больше. В дальнейшем это продолжается, но принимает непредсказуемо разные формы. Каждый раз думаю, что надо почитать про это побольше и подумать как следует. Ведь восприятие времени является в некоторых случаях (например, при определенных заболеваниях) значимой характерной чертой; к восприятию времени привязаны многие биологические процессы. Та беспечная легкость, с которой это восприятие меняется – неслучайная особенность.

Галлюцинации также приходят довольно быстро. Зрительные пока редки и почему-то спокойно воспринимаются, а вот слуховые – настораживают и пугают. Так часто кажется, что за спиной тихо шевельнулся монстр, что, кажется, когда он появится там по-настоящему, я не придам этому значения. Слуховые пугали, впрочем, только до момента, когда меня, сидящего спиной к стене почти вплотную, кто-то тронул за плечо. Это было жутко.

В целом, как только я начинаю эксперимент – первое же желание, которое растет и усиливается: все это немедленно прекратить. Поводы следуют один за другим, перемежаясь отвлекающими мыслями о еде, сексе, кино, вине и сне. Сон не возбраняется, поэтому это удовлетворяется легко. Потом идут эшелоны сомнений, один а одним, без перерывов.

На все эти искажения, галлюцинации и сомнения ответ один – продолжать полет по курсу, и по ходу разбираться. Мозг сопротивляется изменениям как только может. Кстати, хорошая иллюстрация того, что мы не знаем, на что мы способны и на что неспособны, окажись в сильном поле ситуации . Не поверишь, как сильно можешь измениться уже через 15 минут.

Есть и другие, скорее позитивные стороны этого ситуативного фона. Это фонтан креативности: количество идей и их качество существенно выше, чем в обычных состояниях. Креативность просто можно намазывать на хлеб.

Неожиданно, мои исследования по получают как бы вторую жизнь. Это реально, без преувеличения, жизненно необходимый инструмент – искусство воображать будущее. Возможно, именно в нем и найду ответы.

Еще: мощная фокусировка на ценностях, ловишь моменты истины один за другим. По выходу смотришь на мир иначе, и видишь без сомнений, что нужно, а что нет, и это, если не притворяться, вызывает вопросы у окружающих.

В итоге, того, что хочу достичь, я пока не достиг, но это нормально, ведь я только начал. Но уже то, что было, порезало и забраковало множество техник и упражнений, с которыми я спускался на эксперимент. Пару часов в комнате стоят недели снаружи. Я знаю, что делать дальше и процесс продолжается. Еще не все техники и условия успел протестировать и испробовать, поэтому уверен: меня ждут неожиданности. Не нужна никакая мистика, восточная мудрость и арома-мать-ее-терапия. Мир самопознания, в самом правильном его понимании – вот здесь, рядом, стоит лишь создать незамысловатые условия: богатый, почти неисследованный, таящий множество загадок и открытий.

Дельфийский оракул Греции призывал «Познай самого себя», но мы по-прежнему «Незнакомцы для самих себя» (название книги известного психолога Тимоти Уилсона). Ко мне в ходе экспериментов прицепилась метафора хитрого ускользающего Чужого , с которым только предстоит познакомиться. Он уже хлопает сзади по плечу:)

Давным-давно жители деревни Марсден в графстве Йоркшир заметили причинно-следственную связь, что когда прилетает кукушка и начинает куковать, то приходит весна, с теплом и солнышком. «Ах, если бы она никуда не улетала», вздыхали они. И вот они решили быстро построить каменные стены вокруг дерева, на котором сидела кукушка, чтобы заключить ее в башню и остаться в состоянии вечной весны . По легенде, им оставалось положить последние камни на самом верху башни, как кукушка улетела. В 1821 году такую же попытку предприняли крестьяне деревни Тюрон, в том же Йоркшире (бросить все и уехать в Йоркшир), но так же безуспешно.

Теперь эти слабаки, вместо того, чтобы пытаться поймать ее снова, просто устраивают каждый год фестиваль Кукушки (на фото). А за солнышком уже сами летают на юга.

Время определяет нашу жизнь и поведение. Восприятие времени – странный и загадочный феномен: в отличие от объективного времени, психологическое время субъективно и подвластно самым разнообразным изменениям. Каждый из нас знает чувство, когда время то тянется бесконечно, то пролетает невероятно быстро. Вы сидите на лекции и думаете, что она вот-вот закончится, вы смотрите на часы и не верите своим глазам – еще осталось полчаса! Или наоборот — вы сидите с друзьями, и потом кто-то говорит: уже два часа ночи. Как?! Вы думали что, ну, максимум, 11 часов вечера!

Восприятие времени имеет множество сторон: ощущение течения времени, длительность происходящего в настоящем, прошлом и будущем, и скорость движения времени. Ученые, глядя на результаты исследований, говорят о биологических часах в мозге человека, но никто еще не нашел этих часов в мозге, хотя известны несколько регионов, устанавливающих ход временных процессов. Может быть, это связано с электрическими сигналами между нейронами во всем мозге, и такие часы физически не существуют.

Мы так мало знаем о восприятии времени, потому что это никогда не было зоной повышенного внимания науки и бизнеса. Большинство исследований было проведено на животных. Это странно, ведь, казалось бы, разгадать тайну времени – значит управлять им. Тем не менее, кое-что нам уже известно, и наука продолжает скрывать покровы тайны времени.

Течение времени – иллюзия

В одной работе (Gruber & Block, 2013) описывается эксперимент: людям показывали кадры двух видео: одно – идущего человека, другое – поджариваемого тоста. Каждый кадр показывался на 100 миллисекунд, а между кадрами были интервалы различной длительности: полсекунды, три или семь секунд. Участники должны были решить, видят ли они течение времени или нет. Восприятие течения времени терялось при 6,1 секунде интервала для изменений движения (ходьба) и 4,7 секунд для изменения цвета (поджаривание хлеба). Ученые заключают, что течение времени – лишь иллюзия нашего восприятия. Если бы течение времени было физической характеристикой мира, оно бы не зависело от происходящего, будь то цвет или движение. Если же это исключительно субъективное восприятие, то оно будет изменяться от качественно различимого стимула, что и произошло.

Другой эксперимент также показывает, что наше восприятие времени зачастую иллюзорно. Так, например, вам предлагается нажимать на пробел на клавиатуре и на экране монитора появляется светящийся круг. Между нажатием клавиши и появлением света установлен интервал в 200 миллисекунд, и вы, в течение минуты нажимаете клавишу, с любой периодичностью, как вам удобно. Затем экспериментаторы уменьшают этот интервал до 50 миллисекунд, вы нажимаете на клавишу, загорается свет, и вам кажется, вы готовы поклясться, что он зажегся еще до вашего прикосновения к клавише!

Отношение ко времени

Вы можете понять, как вы в целом воспринимаете время, ответив на вопрос:

У вас назначена встреча на среду, но она была перенесена на два дня. Не задумываясь долго, на какой день она перенесена?
Ответ – в конце статьи.

Филип Зимбардо, автор одного из самых известных исследований, Стэндфордского тюремного эксперимента, уже давно занимается психологией времени. Он обнаружил, что ориентация во времени влияет на наши решения и поведение, формируя нашу жизнь, даже если мы об этом не подозреваем. Как показал классический эксперимент, когда десятилетним детям предлагали одну сладость, но говорили, что если они подождут пять минут, они получат две. Две трети детей поддались искушению, а остальные стали ждать большего вознаграждения в будущем. Через 14 лет этих детей нашли и стали анализировать их жизнь: между двумя группами детей оказалась невероятно большая разница. Те, кто ждал, имели гигантский отрыв по оценкам в школе, были хорошими учениками, меньше поддавались вредным привычкам, получили лучше работу и зарабатывали больше.

Зимбардо описал шесть типов отношения ко времени, и нашел подтверждение влияния это отношения на все аспекты жизни, даже в политике. Почему, например, северные итальянцы не понимают южных? Потому что северяне ориентированы на будущее в большей мере, тогда как южане хотят получать удовольствие здесь и сейчас, меньше заботясь о том, что будет завтра.

Зимбардо вывел оптимальное отношение ко времени: очень позитивно относиться к своему прошлому, быть чуть больше среднего ориентированным в будущее, и умеренно относиться к наслаждениям в настоящем. При этом негативное отношение к прошлому должно практически отсутствовать, так же как и фатализм к настоящему.

Что же нам известно о факторах, которые влияют на восприятие времени?

Возраст и наполненность жизни:

Известно, что в детстве лето длится бесконечно долго. Ученые объясняют это и относительной длительностью промежутка по отношению к возрасту: так, для пятилетнего ребенка один год – одна пятая часть жизни. Тот же самый год для пятидесятилетнего человека – всего лишь 2%. Другое объяснение: в детстве и юности каждый лень наполнен новым опытом, переживаниями и ощущениями, и плотность этого создает ощущение насыщенности и длительности. Мы взрослеем, и нового для нас становится все меньше, и редкий день отмечается чем-то особенным. Это феномен работает, даже если мы его не осознаем: в одном эксперименте людям показывали фотографии людей разного возраста и обнаружили, что лица пожилых замедляют время, а молодых – ускоряют.

Влияние плотности переживаний на время подтверждается простым экспериментом, когда людям показывают два видеоролика одинаковой продолжительности. В одном они видят спокойное течение реки, а в другом — сцену вооруженного ограбления. И ограбление кажется более длительным, потому что происходит много быстрых и эмоционально насыщенных событий. Психологи полагают, что насыщенные или новые, никогда прежде не переживаемые события запоминаются нами интенсивнее. Мы не то чтобы запоминаем больше деталей происходящего, но делаем больше копий в памяти этих событиях.

Один из тестов, предложенный еще в 1975 году заключается в том, что участникам дают посмотреть на геометрические фигуры и запомнить их в течение одинакового периода времени. Одни смотрят на довольно простую фигуру, а другие – на сложную. Те, кто видел простую фигуру, оценивали период времени просмотра короче, чем те, кто смотрел на сложную фигуру. Объясняется это разницей между объемом информации, которую необходимо сохранить в памяти, что искажает восприятие длительности.

Это объяснение хорошо тем, что предлагает нам простой способ вернуться в детство! Необходимо каждый день находить и пробовать новое, и это делается просто: можно носить часы на другой руке, отвечать на звонок, используя другое ухо, ехать на работу другой дорогой, расставить иначе мебель и тому подобное. Мозг оживится, так же, как в юности, и вы заметите, как растягивается время. Именно поэтому отпуск кажется долгим, но только, если вы испробовали много нового и необычного. Так что если вы хотите, чтобы выходные казались вам длинными и интересными, не сидите у телевизора, а займитесь чем-то, что вы еще никогда не делали.

Эмоции, опасность, стресс:

Сильные эмоции изменяют восприятие времени. В одном исследовании выяснилось, что лица людей, выражающих какие-то эмоции, ускоряют время, в сравнении с нейтральным выражением лица.

Многие свидетельствуют, что во время автомобильной аварии у некоторых людей время замедляется. Этот феномен был хорошо изучен в боевых условиях. Так, исследования показали, что во время перестрелок, в 65% случаях у полицейских возникало ощущение замедления времени. Было обнаружено, что землетрясения ощущаются гораздо более длительным по времени, чем в реальности.

Алан Джонсон, журналист Би-Би-Си, которого держала в заложниках радикальная группа исламистов в течение четырех месяцев, рассказывает, что однажды ночью ему удалось услышать по радио новость, что его казнили! Он подумал, что, наверное, его захватчики сообщили новость раньше, чем сделали и скоро придут за ним исполнить приговор. Время драматически замедлилось, и та ночь показалась ему вечностью.

Психолог Дэвид Иглман решил проверить, правда ли, что внезапный острый стресс и страх вызывают замедление времени. Он набрал добровольцев, которые согласились спрыгнуть с 30-ти метровой вышки на сетку, закрепленную внизу: это было безопасно, но очень страшно. На руку им прикрепили часы, на которых менялись с огромной скоростью цифры, которые невозможно увидеть в нормальном состоянии. Он полагал, что если время замедлится, добровольцы смогут увидеть эти цифры. Ничего этого не произошло, и, вероятнее всего, замедление субъективного времени – тоже иллюзия.

Один известный эксперимент показал, как социальные отношения меняют восприятие времени. Участников эксперимента собрали в комнате, где они познакомились и поговорили на обычные темы. Затем ученые предложили каждому выбрать двух людей, с которыми они будут выполнять определенные задачи. Людей незаметно для них и случайным образом разделили на две группы – одним сказали: «извините, такого раньше никогда не случалось, но вас никто не выбрал и вам придется работать одному». Другим сказали, что они настолько популярны, что все выбрали их, и будет только справедливо, если они будут работать в одиночестве. Затем их просили оценить длительность одной минуты, и для отвергнутых всеми минута длилась очень долго, а для популярных и любимых – пролетала быстро.

Боль, вещества, болезни:

Время замедляется, когда мы чувствуем боль, потому что время становится важным фактором, и человек следит за ним. Алкоголь в больших дозах ускоряет время, также как и кокаин и метамфетамин. Марихуана чаще всего замедляет время.

Американский психолог Хадсон Хогланд случайно обратил внимание на то, что его больная жена жаловалась на то, что он долго шел за ее лекарствами, в то время как он отсутствовал всего минуту. Он заинтересовался, и попросил ее отмерить мысленно одну минуту. Она подала знак на 37 секунде. Хогланд проделал несколько десятков экспериментов, установив, чем выше температура, тем длиннее казалась для нее минута.

Другой психолог, Баддли, исследовал противоположный феномен, попросив испытателей поплавать в холодном море. Он обнаружил, что субъективная длительность минуты для пловцов составляла две минуты реального времени.

Депрессия и самоубийственные мысли приводят к субъективному замедлению времени. У шизофреников время изменяется в самых разных направлениях. Люди с синдромом Туретта, неврологическим нарушением, характеризующимся непроизвольными моторными тиками и компульсивными выкриками грубостей, невероятно точны в определении длительности времени, и особенно те, которые научились подавлять свои тики. Для детей с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания, время течет очень медленно. Когда учитель требует спокойно посидеть такого ребенка хотя бы пять минут, для него это кажется невыносимо долго.

Для одной пациентки с повреждением височно-затылочной области мозга, течение времени принимало гротескные изменения. Когда она, например, наливала чай в чашку, она не могла видеть движения струи, и не знала, когда остановится – все казалось застывшим как скульптура.

У другого пациента была опухоль мозга в передней части фронтальной коры левого полушария. Для него симптомы иногда наступали неожиданно – например, он мог вести машину, и вдруг время начинало ускоряться в несколько раз пять, так, словно видео поставили на перемотку вперед или как будто машина развила скоростью в 300 км в час. Он был вынужден останавливаться. Когда его просили отмерить одну минуту, его 60 секунд оказывались пятью минутами реального времени! Он и телевизор не мог смотреть.

Привычная деятельность:

Люди очень часто неверно оценивают продолжительность времени, которое у них займет выполнение какой-то работы. Психологи обнаружили, что особенно это касается тех задач, которые очень хорошо известны человеку – сколько займет у него знакомая дорога от одного места до другого, или привычная рутинная задача на работе – люди чаще недооценивает их длительность.

Возвращение домой кажется короче по времени. Это связано с тем, что когда мы отправляемся куда-то, мы, как правило, стараемся не опоздать. Кроме того, мы видим больше нового, а возвращение, если не связано жестко со временем, — привычно и известно нам, мы не следим за временем, и наше внимание отвлекается на другие вещи.

У животных:

У разных животных восприятие времени тоже должно быть разное. Для мыши, которая живет 3 года, вероятно, они кажутся такими же длинными, как для нас наши 70 лет. Для черепахи, живущей 300 лет, время, должно быть, течет невероятно медленно, в сравнении с нашим.

Две улитки ограбили слизняка. Полицейский спрашивает его:
— Расскажите, как это случилось.
— Я не могу ничего вспомнить, офицер, всё было так быстро!

Другие факты:

Немецкий ученый 19 века Карл фон Верордт (Vierordt) сделал основательные вклад в психологию восприятия времени своей книгой 1868 года Der Zeitsinn nach Versuchen , (Экспериментальные исследования чувства времени). В ней он описал много экспериментов, и один из выводов сегодня известен как закон Верордта : когда люди оценивают длительность коротких промежутков времени, они обычно переоценивают их длительность, а когда длинные промежутки – то недооценивают. Между этим двумя величинами находится точка безразличия, когда ощущение длительности прошедшего времени точно соответствует физическому времени.

Психологи включали метроном со скоростью пять ударов в секунду, а затем просили людей оценить длительность какого-то стимула – звука или света. Люди переоценивали эту длительность в среднем на 10%. Экспериментаторы рассудили, что если это действительно приводит к искажению времени, то это можно использовать – и под это быстрое кликание люди решали арифметические задачи и запоминали слова. И оказались правы — это кликанье увеличило субъективную длительность времени у людей, и они решали задачи на 10-20% быстрее!

Ответ на вопрос о переносе встречи. Если вы ответили, что встреча перенесена на пятницу, вы «движетесь» по линии времени. Это некая эгоцентричное отношение ко времени. Лежит абстрактная линия времени и вы по ней двигаетесь. «Мы уедем на праздники» или «я пропустил сроки сдачи проекта». Вы словно не подвластны времени.

Если вы ответили «понедельник», то вы воспринимаете время как движущееся к вам навстречу. Словно вы стоите на месте, а оно идет к вам и сквозь вас. «Каникулы приближаются!», скажете вы, или «лето пролетело». Вы, в отличие с «пятничными» людьми, словно меньше контролируете происходящее и более подвластны ходу времени.

Ну, и конечно, правильного или неправильного отношения ко времени в этом нет, и, в зависимости от ситуации, вы можете вести себя по-разному. В одном эксперименте (Margulies & Crawford, 2008) людей просили представлять либо что-то неприятное (поход к врачу) либо приятное (вечеринку). Если люди ожидали будущее событие с удовольствием, они чаще видели себя двигающимися к событию , но если событие было неприятным, то видели как оно надвигается на них .

Gruber, R. P., & Block, R. A. (2013). The flow of time as a perceptual illusion. Journal of Mind and Behavior, 34 , 91-100.

Hammond, C. (2012). Time warped: unlocking the mysteries of time perception . Canongate: Edinburgh.

Margulies, S.O. & Crawford, L.E. (2008). Event valence and spatial metaphors of time. Cognition & Emotion , 22(7), 1401–1414.

Пространство и время связано у нас в голове в причудливой форме. Мы знаем, например, что для человека, читающего слева направо, прошлое – слева, а будущее обычно справа, и впереди, но многое мы еще не представляем.

Так, например, думать о времени и говорить о нём – разные вещи. Прошлое, в нашем воображении – слева, но понедельник идет до вторника, а не слева от него. Для меня, например, понедельник «выше» вторника в левой части поля зрения – эту дурацкую (или прекрасную) схему мне вдолбил в голову дневник средней школы. В этой схеме, кстати, не существует воскресенья! Но, да, признаюсь, я никогда не говорил: «давай встретимся справа вверху», имея в виду четверг, хотя представить четверг именно в том месте я могу вполне. Могу и допустить, что человек, прошедший школу в те же года, меня поймет.

В классическом уже эксперименте Тверски с коллегами (Tversky, Kugelmass, & Winter, 1991) давали детям и взрослым картинки, изображающие завтрак, обед и ужин и просили их разложить, «по порядку». Вы читаете это текст по-русски, и думаю, разложили бы их так же, как и те англоязычные участники: завтрак слева, ужин справа, и обед посередине. Арабские участники сделали наоборот, с завтраком справа. Направление чтения и письма реально определяет восприятие течения времени.

Недавнее исследование голландских психологов (Casasanto & Bottini, 2014) подтвердило течение времени слева направо в восприятии фраз, таких как «неделей позже», «годом ранее», «столетием после». Эксперимент был тщательно продуманным, и подробно описанным: на экран подавались инструкции и фразы, и участники реагировали на них соответствующими клавишами, находящимися слева или справа на клавиатуре. Создав таким образом результат, красноречиво свидетельствующий о восприятии течения времени, они приступили ко второму эксперименту. Он был в точности такой же, как и первый, только все – и инструкции и фразы были написано в зеркальном отображении, перевернутым по горизонтальной оси (как на картинке в начале статьи).

Слева на графике показаны результаты, при этом Block 2 – повторный показ. Чем меньше столбик — тем быстрее реакция, тем натуральнее кажется концепция.

Длительность всего эксперимента была около 15 минут, и, как видно, повторная экспозиция привела к кардинальному изменению восприятия хода времени. Исследователи отмечают, что показатели реакции голландцев при чтении зеркальных фраз аналогичны показателям людей с родным ивритом, на котором пишут и читают справа налево.

Таким образом, даже небольшого времени хватает, чтобы восприятие течения времени изменилось. Правда, эффект этот не будет долговременным, но если мы вдруг окажемся в Зазеркалье, то адаптироваться там сможем очень быстро, ну а жителям России даже и привыкать не придется.

Вы можете отзеркалить текст, распечатать или читать его на мониторе, и сами убедитесь, что освоитесь вы довольно быстро, но теперь вы будете знать, что ваше представление о времени изменилось. Это должно повлиять на понимание ваших планов на будущее, и, с большой вероятностью, подарит вам пару интересных идей. Впрочем, изменяется не только восприятие течения времени, но и другие любопытные вещи, но об этом завтра.

Casasanto, D., & Bottini, R. (2014). Mirror reading can reverse the flow of time. Journal of Experimental Psychology: General , 143(2), 473-479.

Tversky, B., Kugelmass, S., & Winter, A. (1991). Crosscultural and developmental trends in graphic productions. Cognitive Psychology , 23, 515-557.

Психологическая теория уровней толкования (construal level theory ) говорит о зависимости абстрактного или конкретного мышления от психологического расстояния до происходящего. Чем дальше отстоит по времени, в пространстве или социально событие, тем более абстрактно мы о нем думаем. Битва при Фермопилах абстрактнее, чем недавние сражения на Майдане. Планы каникул через год заметно отличаются от планов отпуска через неделю. Мы можем думать о жизни крестьян африканской деревушки только абстрактно, и, напротив, город, в котором мы живем, вызывает у нас чаще только конкретные мысли.

Одно исследование показало (Kanten, 2011), что чем дальше в будущем находится какое-то дело, тем больше времени, по нашему мнению, оно займет. Гипотетическая задача также занимает больше времени, чем конкретная. Было выдвинуто предположение, что мы представляем время состоящим из блоков, и когда мы начинаем думать абстрактно, эти блоки времени воспринимаются меньшими по размеру, и, соответственно, их требуется больше для выполнения задачи.

В одном из экспериментов был использован весьма остроумный ход, чтобы это продемонстрировать. Участникам дали лист со следующим текстом:

Восприятие времени – субъективная вещь, и может варьироваться у разных людей. Один час может показаться долгим одному, и кратким для другого. Иногда длительность времени иллюстрируется стрелкой, направленной слева направо, так называемой временной линией. Ниже вы видите такую линию и можете заметить, что на ней нет никаких делений. Насколько долгим кажется 1 час для вас? Пожалуйста, поставьте крестик на линии, так, чтобы расстоянии от начала до этого крестика соответствовало вашему представлению об одном часе.

И ниже была такая линия:
Люди, которых незаметно для них самих переводили на абстрактный уровень мышления, отмечали длительность одного часа существенно короче, чем люди с вмененным конкретным мышлением!


Линейка была 140 миллиметров, и абстрактно мыслящие отмечали один час в среднем как 30,2 мм, а конкретно мыслящие – 54,5 мм.

Как исследователи вменяли образ мышления?
Они просили заполнять диаграммы, отвечая на вопросы «зачем?» для установки абстрактного, высшего уровня мышления, и на вопросы «как?» — для конкретного мышления. Например, листок был озаглавлен «Улучшение и поддержка здоровья», и четыре квадратика со стрелками, от одного к другому. Стрелки были названы либо «Зачем», либо «Как». Этого было достаточно, чтобы заставить человека думать иначе.

В следующий раз, думая о делах, которые вам предстоит сделать в будущем, попробуйте думать об этом как абстрактно, так и конкретно, и вы получите хорошо сбалансированный результат.

Kanten, A. B. (2011). The effect of construal level on predictions of task duration. Journal of Experimental Social Psychology , 47(6), 1037-1047.

В русском языке, как и во многих других, люди представляют прошлое как нечто, что находится позади, а будущее – впереди. Ученые выдвигают ряд моделей, которые бы объясняли этот феномен. Одна из моделей утверждает, что абстрактная концепция времени привязывается нами к вполне конкретной концепции пространства. Так или иначе, все модели представляют это как схему, восходящую к универсальному опыту моторных движений и восприятия: мы двигаемся вперед от одной точки к другой, оставляя стартовую позицию позади и в пространстве, и во времени.

Но есть языки с иным представлением о времени, которое нам может показаться странным. Например , в языках Тоба, Аймара (язык американских индейцев в Андах на территории Боливии и Перу) и Малагаси (язык жителей Мадагаскара) прошлое – впереди, потому что его видно, а будущее – сзади, потому что не видно, что будет («Ни у кого нет глаз на затылке», – объяснил ученому один абориген). Звучит логично, даже получше, чем наша модель, не правда ли? Но, вероятно, есть что-то важное в том, что такая модель восприятия времени в современном мире практически неизвестна.

150 участников эксперимента (Mogilner, Chance, & Norton, 2012) были случайным образом распределены на четыре группы, в зависимости от двух условий: потратить время на себя или на другого, в течение 10 минут или 30 минут. В субботнее утро все участники получили инструкции: Проведите 10/30 минут, сделав что-то для себя/для кого-то другого, то, что вы не планировали делать сегодня .

В конце дня их попросили оценить восприятие времени в будущем, ответив по шкале от 1 (совсем неверно) до 7 (очень верно) на вопросы вроде: «Моё будущее кажется мне бесконечным», «Большая часть моей жизни еще впереди».

На графике показаны результаты:
Как видите, когда люди уделяли время другим, ощущение большего времени в будущем только вырастало, причем оказалось неважным, сколько именно времени посвящалось другим.

В других экспериментах проверялось ощущение времени в настоящем, с таким же результатом. Когда мы посвящаем свое время другим, у нас растет ощущение полноты и количества времени, в настоящем и будущем, за счет чувства и веры в эффективность собственных действий.

Парадоксально, но факт: когда нам не хватает времени на все дела, надо выделить и посвятить часть его кому-то другому, и эффективность наших действий вырастет. Это приводит к другому восприятию нами времени, и мы фактически получаем больше времени.

Mogilner, C., Chance, Z., & Norton, M. I. (2012). Giving time gives you time. Psychological Science , 23(10), 1233-1238.

Восприятие времени - образное отражение таких характеристик явлений окружающей действительности, как длительность, скорость протекания и последовательность. В построении временных аспектов картины мира принимают участие различные анализаторы, из которых наиболее важную роль в точной дифференцировки промежутков времени играют кинестезические и слуховые ощущения. Индивидуальное восприятие продолжительности временных периодов существенно зависит от интенсивности деятельности, которая совершается в эти периоды и от эмоциональных состояний, порождаемых в ходе ее реализации.

В восприятии времени человеком необходимо выделить два аспекта: субъективный и объективно-условный. Субъективный аспект связан с нашей личной оценкой проходящих событий, что, в свою очередь, зависит от заполненности данного временного периода событиями, а также их эмоциональной окрашенности. Объективно-условный аспект связан с объективным течением событий и чередой условно-договорных точек отсчета, или интервалов времени. Если первый аспект отражает наше ощущение времени, то второй аспект помогает нам ориентироваться во времени.

ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ (англ. time perception ) - отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности.

В основе В. в. лежит ритмическая смена возбуждения и торможения в больших полушариях головного мозга. В В. в. участвуют различные анализаторы , наиболее точную дифференцировку промежутков времени дают кинестезические и слуховые ощущения. И . М . Сеченов называл слух измерителем времени, а слуховую память - памятью времени. Субъективное восприятие продолжительных периодов времени в значительной степени определяется характером переживаний, которыми они были заполнены, и эмоциональным состоянием субъекта. Время, заполненное интересной, глубоко мотивированной деятельностью, кажется короче, чем время, проведенное в бездействии. Однако в ретроспективном отчете соотношение м. б. обратным: время, проведенное в безделье и скуке, кажется короче, когда о нем вспоминают спустя некоторое время. Положительные эмоции дают иллюзию быстрого течения времени, отрицат. - субъективно несколько растягивают временные интервалы. (Т. П. Зинченко.)

Добавление ред.: Человек переживает и осознает время в значительной степени с помощью культурно-исторических средств его измерения и отражения (разнообразных часовых механизмов, календарей, учебников истории, внутренних сенсорных эталонов временных промежутков т. д.).

На культуральном уровне Л. Н. Гумилев (1979) выделил 7 типов отсчета времени и отношения к нему:

· атемпоральность,

· фенологический и циклический календари,

· живая хронология и линейный счет,

· квантование и релятивизация времени.

Важную роль в В. в. у древних людей и в традиционных культурах играли производственные процессы, согласованные с природными циклами, что находило прямое отражение в названиях «месяцев» народных календарей (напр., в нанайском календаре есть «месяц горбуши», «месяц летней кеты», «месяц осенней кеты», «месяц петель на соболя» и т. п.).

В своих долголетних исследованиях сов. психолог Д . Г . Элькин показал, что у человека на протяжении его культурного развития происходит постепенное усвоение социальных эталонов длительности, составляющих систему временных шкал и мер. Такое опосредствование позволяет не только точнее оценивать различные интервалы, но и выходить далеко за пределы возможностей непосредственного В. в. Отметим также, что культурно опосредствованное чувство времени играет огромную роль в различных видах практической деятельности (напр.: охотника и рыболова, крестьянина и кузнеца, рабочего и инженера, ученого и педагога, космонавта и спортсмена, актера и музыканта). Т. о., В. в. основывается, с одной стороны, на сигнальном значении временных характеристик собственных произвольных движений и ритмов непроизвольных вегетативных процессов («биологические часы» ), как натуральных мерках, при посредстве которых осуществляется оценка времени; с др. стороны, на исторически развивающейся системе социальных эталонов и технических средств.

ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ НАРУШЕНИЯ (англ. disturbances , илиimpairments of time perception ) - утрата или снижение способности ориентироваться в коротких (с, мин, ч.) и длинных (дни, мес, гг.) промежутках времени; проявляются в 2 основных формах.

1. В. в. н., связанные с нарушением сознания и проявляющиеся в виде общей дезориентировки во времени. Подобные нарушения возникают как при локальных поражениях мозга (лобных долей, глубоких структур правого полушария и др.), так и при психических заболеваниях (в синдромах различных нарушений сознания).

2. В. в. н., имеющие более частный характер и проявляющиеся как невозможность правильно оценить относительно короткие интервалы времени (с, мин). Эта форма нарушений возникает при поражении височных отделов мозга (преимущественно правого полушария) в синдроме др. расстройств в работе слухового анализатора. В. в. и. возможны при различных экстремальных состояниях: при стрессе , длительной сенсорной депривации, алкогольном опьянении и др.

Вопросы восприятия человеком объективного течения времени давно интересуют философов, историков, психофизиологов, психологов, педагогов и социологов. Изучая типы субъективного восприятия времени, ученые усматривают их связь с такими характеристиками личности, как адаптивность, психическая зрелость, социальная интегрированность, уровень интеллекта и т.д.

Цель настоящей работы – выявить соционические параметры разных типов субъективного восприятия времени.

I . Обзор некоторых концепций субъективного восприятия времени.

В области истории и философии наиболее заметны работы Льва Гумилева и Франсуа Артога, рассматривающих категорию "время" применительно к этносам, культурам и периодам их развития. Предметом их исследования стал тип исторического мышления, который самым непосредственным образом связан с отношением к прошлому, настоящему и будущему, господствующему в обществе на конкретном этапе его развития.

Лев Гумилев на уровне этнопсихологии выделяет четыре "чувства времени": игнорирование, пассеизм, актуализм, футуризм .

Народы с первой системой восприятия игнорировали время как таковое. Реальны в их жизни, для их сознания были только конкретные события. А время, отсчет которого не приносит "никакой пользы для той деятельности, которая их кормит", воспринимается как некая абстракция.

  • Пассеизм – ощущение времени, при котором прошлое воспринимается как единственная объективная реальность. "...прошлое не ушло, оно в человеке, и поэтому к нему стоит прибавлять нечто новое, ибо тем самым прошлое, накапливаясь, продвигается вперед..."
  • Актуализм – отношение ко времени, при котором настоящее воспринимается как единственная объективная реальность. "Люди этого склада... хотят жить сейчас и для себя".
  • Футуризм – восприятие времени, при котором будущее воспринимается как единственная объективная реальность. "Это игнорирование прошлого и настоящего ради будущего... реальной признается только мечта..."

Франсуа Артог пишет о трех типах исторического мышления, уточняя, что один из типов разбивается на два подтипа: пассеизм, презентизм и футуризм .

  • Пассеизм у Артога – это такое восприятие времени, когда будущее располагается не впереди, а "сзади", ибо оно созидается исключительно по тем образцам, которые черпаются из прошлого, и в этом смысле ничем от него не отличается.
  • Презентизм характеризуется культом настоящего, однако может проявляться как пассивно-потребительское отношение к реальности, либо как активно-созидательное с целью заручиться местом в истории, запечатлеть себя в ней.
  • Футуризм – подчинение всего, что происходит в обществе, будущему. Тому будущему, которое не повторяет прошлое под копирку, а предвидится и становится ориентиром.

Кроме глобально-исторического отношения ко времени на уровне этносов, значительный интерес представляют исследования, изучающие восприятие времени на индивидуально-личностном уровне.

В отечественной психологии личностно-временная проблематика активно разрабатывается усилиями К.А.Абульхановой-Славской , В.И.Ковалева , , Л.Кублицкене , В.Ф.Серенковой и др.. В концепциях, развивающих это направление, психологами вводится понятие “личностное время”, под которым понимается "психотемпоральная организация взрослой личностью своего сознания и самосознания, поведения и деятельности в процессе осуществления взрослым человеком его индивидуальной и групповой жизнедеятельности и общения как сложное развивающиеся целостное образование – способ жизни” .

В частности, В.И. Ковалев выделил четыре основных типа личностной организации времени и отношения к нему: обыденный, функционально-действенный, созерцательно-рефлексивный и созидательно-преобразующий способы жизни личности , которые отличаются способом организации жизнедеятельности, направлением интереса во временной трансспективе и широтой воспринимаемого временного диапазона.

  • Люди, ведущие обыденный способ жизни, характеризуются социальной пассивностью, ситуативной зависимостью от обстоятельств, импульсивностью и непосредственностью реагирования, узостью социальных связей, поверхностным, статичным, стереотипным, односторонним, неосознаваемым характером отражения действительности, суженностью временного кругозора.
  • Представители функцинально-действенного способа жизни – энергичные натуры с жестким рационалистическим восприятием окружающего мира и трезвым рассудочным прагматическим стилем мышления. Временной кругозор узок, ограничен и свернут. По существу, такие люди живут в основном заботами и делами настоящего и ближайшего будущего, а их более отдаленные временные перспективы жизни чаще носят утилитарный характер.
  • Отличительные особенности созидательно-преобразующего отношения ко времени: глубокое, разностороннее и реалистичное осознание сложных и противоречивых процессов жизни, развитое чувство текущего времени, созидательно-преобразующая активность в процессе осуществления собственной жизнедеятельности, ее продуктивность и плодотворность, одно из условий которой – оптимальное распределение и использование времени для различных дел, широкая временная трансспектива.
  • Людям созерцательно-рефлексивного способа жизни свойственно обостренное восприятие и тонкое осознание огромной сложности, противоречивости и изменчивости процессов жизни в природе, других людях, их общностях, в самих себе. Внешней активности они предпочитают углубленное размышление и рефлексию. Для таких личностей социальная ситуация в настоящем нередко теряет свою значимость. В их трансспективе на равных правах представлено личное и культурно-историческое прошлое и будущее.

В области психофизиологии, в свою очередь, рассматривается проблема адаптации человека к течению реального времени как необходимого условия для успешной ориентации в окружающей среде. Так Б.И. Цуканов вводит понятие "собственная единица времени" (СЕД), которая играет роль своеобразного индивидуального "шага", измеряющего текущее время. Экспериментальным путем Б.И. Цуканов выделил четыре коэффициента, соотносящих длительность собственной единицы времени человека со временем объективным и определяющих опережение или отставание субъективно переживаемого времени относительно течения времени реального.

  • У людей с коэффициентом СЕД, равном 0,7, субъективно переживаемое время опережает течение реального времени. Они устремлены вперед, в будущее.
  • При коэффициенте СЕД 0,88 человек тоже устремлен в будущее, но не теряет интереса к настоящему, как у первого типа.
  • Человек с коэффициентом СЕД, равном 1,0 , привязан к реальному времени. Его субъективное время течет вместе с реальным.
  • При коэффициенте СЕД 1,1 наблюдается отставание субъективного времени от реального. Человек ориентирован в прошлое.

Отмечалось также, что на субъективное восприятие времени влияют условия и содержание деятельности человека. Е.М. Гареев установил, что усложнение деятельности усиливает тенденцию к недооценке временных интервалов, то есть к ускорению субъективного течения времени относительно времени реального.

Примечательно, что ученые из разных областей науки, рассматривая вопрос, как на уровне индивидуальности, так и на уровне человеческих общностей, опираясь на разные методологии, используя разные технологии, в своих исследованиях приходят к выводам, которые согласуются между собой и укладываются в систему из четырех типов субъективного восприятия времени. Представляется возможным обозначить эти типы как

  • обращение интереса субъекта к прошлому,
  • обращение интереса субъекта к настоящему в статике,
  • обращение интереса субъекта к настоящему в динамике,
  • обращение интереса субъекта к будущему.

II . Соционический аспект субъективного восприятия времени.

В связи с вышесказанным возникает вопрос, а каковы могут быть соционические параметры разных типов субъективного восприятия времени?

Наиболее очевидной и логичной представляется гипотеза о привязке конкретных типов восприятия времени к качественным параметрам обработки информации – мерности функций.

1. Параметры опыта – характеристика индивидуального или личностного (социального) опыта, полученного от рождения и наработанного человеком в течение жизни в процессе принятия решений и исполнения воздействий.

При обработке информации в соответствии с этими параметрами, человек всегда обращен в прошлое, в тот опыт, который был накоплен ранее. Какие-либо проявления человека по функциям Модели А, которые в обработке информации ограничиваются только этими параметрами (болевая и суггестивная), представляют собой, по сути, простой перенос усвоенных ранее моделей поведения и реагирования в реальное настоящее. Настоящее становится повторением прошлого, что характерно для пассеизма в классификации Франсуа Артога. Поверхностность, стереотипность и односторонность проявлений болевой и суггестивной функций нашли отражение в описании обыденного способа жизни В.И. Ковалевым. А способность человека решать только простые знакомые задачи по этим функциям рождает тенденцию к замедлению субъективного течения времени, к отставанию от времени реального, что смещает внутренний акцент внимания человека в прошлое и соответствует значению 1,1 для коэффициента СЕД по Б.И. Цуканову.

Учитывая специфику обработки информации функциями ментального и витального колец, можно сказать, что болевая функция ориентирована на осознание информации с опозданием, постфактум, ее решение всегда базируется на уже прошлой информации. Суггестивная функция также запаздывает в обработке принимаемой информации, что, кстати, объясняет факт, на который ссылаются многие люди в описании своего опыта. Довольно часто приходится слышать, что ценность информационной подпитки суггестивной ПФ по-настоящему осознается только после потери этой подпитки.

Такой тип восприятия времени может быть обозначен как "прошлое".

Небольшой пример про девушку ИЛЭ. После десяти минут ерзания на стуле она, наконец, приходит к выводу: "Неудачный стул я выбрала, там какая-то дырка в сидении". То есть, одномерной интровертной сенсорике понадобилось десять минут для того, чтобы окончательно распознать информацию, хотя процесс обработки начался уже в тот момент, когда девушка села на стул.

2. Параметры норм – характеристика норм, правил, обычаев, принятых приемов и стандартов (индивидуальных или социальных), которых следует придерживаться в процессе принятия решений или исполнения управляющих воздействий.

Очевидно, что для такой обработки информации необходим и происходит перенос фокуса внимания человека на настоящее. Активное утверждение себя в социальном настоящем (ролевая функция) или индивидуальном настоящем (референтная функция) согласуются с описаниями установок функционально-действенного способа жизни (В.И Ковалев) и презентизма (Франсуа Артог). Двухмерные функции способны справляться с решением более сложных задач, чем одномерные, что ускоряет субъективное течение времени по сравнению с обработкой информации по одномерным функциям. Можно предположить, что скорость реального и субъективного времени выравниваются, т.е. коэффициент СЕД принимает значение 1,0 (Б.И. Цуканов).

Такой тип субъективного восприятия времени мы можем назвать "статичным настоящим", подчеркивая, что обработка информации по двумерным функциям позволяет человеку реагировать на текущие процессы в их реальной временной позиции, но без понимания тенденции развития этих процессов.

Ролевая функция оценивает и реагирует на информацию в момент ее поступления, однако без четкого понимания, к чему это может привести.

Референтная функция активно отзывается и быстро реагирует на поступающую информацию, но здесь также процесс интересен ради самого процесса, без далеко идущих перспектив. Такие перспективы могут предполагаться на уровне "не плохо было бы", однако не просматриваются реально.

Характерная особенность реакций по ролевой функции, которую часто описывают – это недальновидность, отсутствие стратегии в совершаемых действиях. Реакция почти всегда не соответствует ситуации (то недолет, то перелет; то недостарался, то перестарался), а результаты, к которым приводят действия по ролевой, зачастую оказываются неожиданными для самого человека. Типичен пример с ролевой экстравертной сенсорикой, которая в порыве самоутверждения в социуме берет на себя много ответственности, и ее обладатель уже потом, в процессе реализации этой ответственности, понимает, что груз оказался непосильным.

3. Параметры "ситуации" - характеристика условий, "обстановки" (индивидуальной или социальной) принятия решения или исполнения управляющих воздействий.

Условия и обстановка – характеристики текущего момента, то есть, настоящего времени. А привнесение элемента творчества, характерное для функций Модели А, обрабатывающих информацию в соответствии с параметром "ситуации" (творческая и ограничительная), можно охарактеризовать как привнесение динамики в текущий момент. Фактически, третий параметр обработки информации позволяет человеку домысливать сиюминутное, конструировать и внедрять новую информацию, изменяя текущие тенденции. В классификации В.И.Ковалева такое взаимодействие с действительностью характерно для созидательно-преобразующего способа жизни и согласуется с описанием активно-созидательного подтипа презентизма (Франсуа Артог). Трехмерные функции решают уже по-настоящему сложные задачи, что проводит к ускорению субъективного течения времени, опережению реальности, однако пока без отрыва от настоящего, что по Б.И.Цуканову соответствует коэффициенту СЕД 0,88.

Такой тип субъективного восприятия времени мы можем охарактеризовать как "динамичное настоящее", подчеркивая, что обработка информации по трехмерным функциям позволяет человеку реагировать на текущую реальность с учетом ее желаемых изменений.

Творческая функция, работающая в режиме динамичного настоящего, фиксирует события в момент их наступления и принимает решение в настоящем с точки зрения соблюдения (или изменения) динамики и тенденции развития процесса. Собственно, это и есть творчество в настоящем.

Ограничительная функция, принимая решение в режиме динамичного настоящего, в основном ориентирована на критику и прерывание неблагоприятного с ее точки зрения развития событий.

4. Параметрическое время – момент индивидуального или социального времени в прошлом, настоящем или будущем, относительно которого принимается или исполняется соответственно индивидуальное или социальное решение.

По мнению В.И. Ковалева, специфическим психологическим механизмом, с помощью которого личность осуществляет субъективную регуляцию времени, выступает индивидуальная временная трансспектива (ИВТ). Это понятие означает сквозное видение из настоящего в прошлое и будущее, т.е. способность обозрения индивидом течения времени собственной жизни в любом его направлении, возможность взаимосоотнесения прошлого, будущего и настоящего и связывания этих временных компонентов человеческой жизни в его сознании и подсознании. Временная трансспектива – это и субъективно данное в самосознании образование, и особый психологический механизм. Ключевые понятия, раскрывающие суть трансспективы - “чувственно-мысленный обзор”, а также “субъективно-ценностное обобщение и отношение” личности к жизни, возникающее в ходе жизнедеятельности .

Уже из самого определения четвертого параметра обработки информации следует, что параметрическое время задает максимальную ширину временной трансспективы, которая характерна для созерцательно-рефлексивного способа жизни (по В.И. Ковалеву), и только этот параметр обработки информации дает возможность заглянуть в то далекое будущее, которое становится культом в футуризме Франсуа Артога. Четырехмерные функции отличаются высокой скоростью решения сложных, комплексных, глобальных задач. На практике отмечено, что часто человек не может пояснить ход мыслей, приведший к выводу, сделанному в рамках аспекта четырехмерной функции. Решение приходит практически мгновенно, а разложить процесс обработки информации на этапы самому человеку не представляется возможным. Субъективное течение времени максимально ускоряется относительно времени реального, человек мыслит на опережение и ориентирован в будущее, что, согласно Б.И Цуканову, соответствует коэффициенту СЕД 0,7.

Такой тип субъективного восприятия времени можно назвать "будущее" и в том смысле, что интерес человека в обработке информации по четырехмерным функциям ориентирован в будущее, и в том смысле, что глобальное видение ситуации, обеспеченное наличием четвертого параметра обработки информации, позволяет достраивать картину настоящего теми возможностями, которые могут быть реализованы в будущем.

Базовая функция в своем стремлении в будущее нацелена на прогноз, ее решение базируется на перспективах (или отсутствии оных), которые она видит в будущем.

Фоновая функция в своем стремлении в будущее, в силу специфики блока Ид, нацелена на предупреждение, ее решение базируется на опасностях (или отсутствии оных), которые она предвидит.

Отдельно хотелось бы остановиться на понимании термина "прогноз".

В соционической теории зачастую принято связывать это понятие исключительно с аспектом "интровертная интуиция", а не с параметрами обработки информации. Однако, например, толковый словарь Ожегова предлагает такое значении этого термина: "Основанное на специальном исследовании заключение о предстоящем развитии и исходе чего-н. П. погоды. П. болезни. П. событий" . То есть, прогноз может рассматриваться как принцип обработки, который может быть применен к информации разного рода.

Например, способность четырехмерной интровертной сенсорики предсказать вкус незнакомого блюда еще на стадии прочтения рецепта – это, по сути, прогноз. Или способность четырехмерной интровертной этики почувствовать родную душу в полузнакомом человеке еще до того, как отношения в настоящем начнут развиваться, тоже не что иное, как прогноз. И т.п.

В качестве примера нацеленности на прогноз базовой функции можно привести случай с мужчиной СЛИ. Через некоторое время пребывания в комнате он произносит: "Начинает становиться душновато..." После чего встает и идет искать окно, которое можно открыть, возится с замками, из подручных средств создает конструкцию, удерживающую окно открытым. В изначальном посыле четко озвучен именно прогноз развития ситуации. Еще не душно и даже не душновато, но если ничего не предпринять, то через какое-то время будет нечем дышать. Решение в связи с прогнозом принято, после чего творческая экстравертная логика начинает менять тенденции процессов в настоящем, влияя на развитие ситуации.

Таким образом, охват временной трансспективы, тип субъективного восприятия времени и характер обработки информации по каждой функции Модели А можно представить в следующем виде:

Функция Охват временной трасспективы и тип субъективного восприятия времени Характер обработки информации
Базовая Прогноз
Творческая Созидание
Ролевая Прошлое, статичное настоящее Участие
Болевая Прошлое Осознание
Суггестивная Прошлое Принятие
Референтная Прошлое, статичное настоящее Отклик
Ограничительная Прошлое, статичное настоящее, динамичное настоящее Пресечение
Фоновая Прошлое, статичное настоящее, динамичное настоящее, будущее Предупреждение

III . Выводы и предположения.

1. Все ситуации и события в жизни человека, информацию о которых он воспринимает, в абсолютном большинстве случаев мультиаспектны и обрабатываются всеми функциями Модели А. Но функции обрабатывают информацию по своим аспектам с разной скоростью, что влияет на время комплексного понимания ситуации. Это время может варьироваться от долей секунды до нескольких месяцев, в зависимости от стандартности/нестандартности воспринимаемой информации, и в большей степени зависит от того, насколько замедлятся при обработке информации одномерные функции.

2. Сопоставление субъективного и реального течения времени наталкивает на выводы о синхронности и последовательности реагирования функций на текущую реальность. Наиболее быстрые и мыслящие на опережение четырехмерные базовая и фоновая сразу выдают прогноз и предупреждение о потенциальном развитии ситуации. Далее тандем творческой и ограничительной (созидания и пресечения) вносит свои коррективы в тенденции и динамику отслеживаемых процессов. Ролевая и референтная участвуют в настоящем, включены в процесс его течения, а болевая и суггестивная с запозданием понимают, что же произошло.

3. Л.Н. Гумилев, описывая типы ощущения времени в этнопсихологии, отмечал, что у каждого человека одновременно присутствуют все типы, но какой-то один преобладает. Видимо, акцент на работе по определенной функции Модели А будет фиксировать человека в том типе субъективного ощущения времени, который с этой функцией связан, и в одном из способов жизни личности, описанных В.И. Ковалевым.

4. Довольно интересно рассмотреть развитие разного рода процессов в рамках социального настоящего, и формирование социальных стереотипов с точки зрения разнесения во времени участия в этих процессах представителей разных ТИМов.

Когда мы говорим об участии в процессах социума, мы говорим о функциях ментального кольца Модели А, так как витальное кольцо, скорее, контролирует эти процессы, чем создает их.

Базовая функция в своих прогнозах опережает текущее время, становясь информационным новатором по тому аспекту, который обрабатывает. Творческая функция с аналогичным аспектом в динамичном настоящем воплощает идеи базовой. Ролевая функция в статичном настоящем попадает под влияние процесса, спровоцированного творческой. А болевая уже фиксирует факт того, что она была свидетелем этого процесса в прошлом.

Пример на базе информации по интровертной сенсорике.

Базовая БС (СЛИ, СЭИ) делает прогноз, что блюдо из свинины с абрикосами будет вкусным.

Творческая БС (ЛСЭ, ЭСЭ), подхватывая идею, в динамичном настоящем готовит такую свинину, воплощая идею в максимально доступной форме, и угощает всех.

Ролевая БС (ИЛИ, ИЭИ) в статичном настоящем фиксирует факт, что сейчас свинину готовят с абрикосами, и тоже готовит блюдо так, как научила творческая.

Болевая БС (ЛИЭ, ЭИЭ) просто ест эту свинину и потом вспоминает, что это, пожалуй, было вкусно.

Таким образом, можно сказать, что, в соответствии со временем (очередностью) информационного участия в развитии процессов социума, человек по своей базовой функции становится новатором, по творческой - последователем, по ролевой – участником, а по болевой функции – свидетелем процессов.

Это движение информации, кстати, иллюстрирует превращение оригинальной идеи в социальный стереотип. Подобные процессы не обязательно имеют глобальный масштаб. Часто это могут быть какие-то мелочи, касающиеся словотворчества, новой технологической бытовой выдумки, нового рецепта напитка или блюда, которые, распространяясь через «сарафанное» радио, через полгода-год становятся банальными и привычными.

Резюме.

Изложенная гипотеза углубляет понимание специфики обработки информации каждой функцией, связывает понятие информационного метаболизма с такими категориями как стиль жизни и социальная адаптация, раскрывает новые аспекты в проявлениях искажений и акцентов ТИМа. И это не полный список вопросов, которые можно прояснить, вводя в соционическую теорию понятие типа субъективного восприятия времени.

Список литературы.

1. Абульханова–Славская К.А. "Стратегия жизни". // М.: Мысль, 1991

2. Аугустинавичюте А. "Соционика" (в 2-х т). // СПб.: Terra Fantastica , 1998.

3. Букалов А.В. "Психоинформационное пространство и структура событий в физическом пространстве-времени. Синхроника".// "Физика сознания и жизни, космология и астрофизика", № 2, 2002.

4. Букалов А.В. "Структура и размерность функций информационного метаболизма". // "Соционика, ментология и психология личности". № 2. 1995.

5. Гареев Е.М. "Межцентральные взаимоотношения неокортекса при оценке времени и ее психофизиологические закономерности". Дис. канд. биол. наук. // Уфа, 1987.

6. Гумилев Л.Н. "Этногенез и биосфера Земли". // СПБ.: "Азбука-классика", 2002.

7. Ермак В.Д. "Как научиться понимать людей". // М.: Астрель, 2003

9. Ковалев В.И. "Личностное время как предмет психологического исследования". Психология личности и время. Тезисы докладов и сообщений Всесоюзной научно-теоретической конференции. Т.1 // Черновцы, 1991.

10. Кублицкене Л.Ю. "Личностные особенности организации времени". Автореферат. дис. канд. психол. наук. // М., 1989.

11. Мильчина В. Реферат по книге Francois Hartog . "Regimes d’historicite. Presentisme et experiences du temps". // Paris: Editions du Seuil, 2003.

12. Серенкова В.Ф. "Типологические особенности планирования личностного времени". Автореферат дис. канд. психол. наук. // М., 1991.

13. Цуканов Б.И. "Время в психике человека". // Одесса: "Астро Принт", 2000.

14. Шульман Г.А. "О творчестве, о функциях, о ТИМах…"// "Соционика, ментология и психология личности". № 5. 2005.

Новикова В.Ю. Соционическая природа субъективного восприятия времени // СМиПЛ,2008, №5.

Масса вопросов, "мы сотканы из вещества времени. Время - река, которая уносит меня, но эта река - я сам; тигр, который пожирает меня, но этот тигр - я сам; огонь, который меня пепелит, но этот огонь - снова я", - писал Хорхе Луис Борхес.

Время определяет нашу жизнь и поведение. При этом до сих пор никто точно не знает, что это такое!

Никто не сомневается в том, что оно есть, что оно "идет", поскольку каждый видит вокруг себя различные процессы со сменой явлений.

Все это доказывает, что, помимо пространства, существует еще один вектор измерения. Но как его правильно измерять?

Для оперирования непокорной субстанцией ученые придумали так называемого "наблюдателя": персонаж, фиксирующий изменения окружающей его действительности, отражающие именно течение времени.

Но едва все стало чуть понятнее, как не заставил себя ждать новый вопрос: если время нельзя заметить и постичь без наблюдателя, не сам ли наблюдатель создает время?

Психологи же, обходя философские дебри, оставили только "наблюдателя" и задались вопросом: а как от конкретной личности зависит ее собственное восприятие времени?

В отличие от объективного времени, психологическое время подвластно разнообразным изменениям.

Каждому из нас знакомо чувство, что время тянется бесконечно. Минуты в очередях или проведенные за скучным занятием многим кажутся часами.

А бывает, вы встретились с друзьями, и вдруг кто-то говорит: "Уже два часа ночи". Как?! Вы думали - максимум одиннадцать часов вечера! Время просто "пролетело".

В целом восприятие времени имеет множество сторон: ощущение течения времени, оценка длительности происходящего в настоящем, прошлом и будущем.

Ученые, глядя на результаты исследований, говорят о биологических "часах" в мозге человека, но еще никто не нашел этих часов.

Мы так мало знаем о восприятии времени, потому что это никогда не было зоной повышенного внимания науки и инвестиций. Большинство исследований было проведено на животных.

Это странно, ведь, казалось бы, разгадать тайну времени - значит управлять им. Тем не менее, кое-что уже известно, и наука продолжает открывать тайны времени.

Кому в жизни везет?

Ощущение течения времени - лишь иллюзия нашего восприятия, считают многие ученые. Если бы оно было физической характеристикой мира, то не зависело бы от субъективной оценки происходящего.

Следующий эксперимент, как и многие прочие, показывает, что наше восприятие времени зачастую иллюзорно.

Добровольцам предлагается нажимать на пробел на клавиатуре, и на экране монитора появляется светящийся круг. Между нажатием клавиши и появлением света установлен интервал в 200 миллисекунд.

Затем экспериментаторы уменьшают этот интервал до 50 миллисекунд, и тогда участники готовы поклясться, что он зажегся еще до прикосновения к клавише!

Вы можете понять, как вы в целом воспринимаете время, ответив на вопрос. У вас была назначена встреча на среду, но была перенесена на два дня.

Не задумываясь долго, скажите: на какой день она перенесена? (Ответ - в конце статьи.)

Ученый обнаружил, что ориентация во времени влияет на наши решения и поведение, формируя нашу жизнь, даже если мы об этом не подозреваем.

Вот классический эксперимент: десятилетним детям предлагали одну конфету, но говорили, что если они подождут пять минут, то получат две.

Две трети детей поддались искушению, остальные стали ждать большего вознаграждения в будущем.

Через четырнадцать лет участников этого эксперимента нашли и проанализировали их жизнь. Между группами сладкоежек и стойких оказалась невероятно большая разница!

Те, кто умел ждать, имели гигантский отрыв по оценкам в школе, были хорошими учениками, меньше поддавались вредным привычкам, получили лучшую работу и больше зарабатывали.

Зимбардо описал шесть типов отношения ко времени и нашел подтверждение влияния этого отношения на все аспекты жизни, даже в политике.

Почему, например, северные итальянцы не понимают южных? Потому что северяне ориентированы на будущее в большей мере, тогда как южане хотят получать удовольствие здесь и сейчас, меньше заботясь о том, что будет завтра.

В результате своих исследований Зимбардо вывел оптимальное отношение ко времени: надо быть ориентированным в будущее, умеренно относиться к наслаждениям в настоящем и позитивно относиться к своему прошлому (стараться помнить в основном хорошее. А трудности воспринимать как полезный опыт).

Пессимизм и фатализм - очень вредные черты, рождающие беспомощность и приводящие к депрессии.

Факторы, влияющие на восприятие времени

Ощущение опасности и связанные с этим сильные эмоции изменяют восприятие времени, порождая эффект его замирания.

Дело в том, что в состоянии стресса организм стремительно мобилизуется, все нервные процессы разгоняются, мозг обрабатывает информацию с невероятной скоростью, поскольку все ресурсы тела направляются на выход из угрожающей для жизни ситуации.

Неудивительно, что в состоянии такой боевой готовности мысли и движения ускоряются до такой степени, что время в сравнении действительно "замирает". Этот феномен был хорошо изучен в боевых условиях.

Так, исследования показали, что во время перестрелок в 65% случаев у полицейских возникало ощущение замедления времени.

Также было обнаружено, что землетрясения ощущаются гораздо более длительными по времени, чем в реальности.

Алан Джоисощ журналист ВВС, которого держала в заложниках радикальная группа исламистов в течение четырех месяцев, рассказывал, что однажды ночью он услышал по радио новость о том, что его казнили!

Джонсон подумал, что его захватчики сообщили новость заранее и скоро придут исполнить приговор. Время драматически замедлилось, и та ночь показалась ему вечностью.

Психолог Дэвид Иглман из Медицинского колледжа Бэйлора (США) решил проверить: правда ли, что внезапный острый стресс и страх вызывают замедление времени.

Он набрал добровольцев, которые согласились спрыгнуть с тридцатиметровой вышки на сетку, закрепленную внизу: это было безопасно, но очень страшно.

На руку им прикрепили часы, на которых с огромной скоростью менялись цифры, их было невозможно увидеть в нормальном состоянии.

Исследователь полагал, что, если время для добровольцев замедлится, они смогут увидеть эти цифры.

Но ничего этого не произошло, и, вероятнее всего, замедление субъективного времени - это внутренняя иллюзия.

Известный эксперимент американских психологов Жана Туенге, Кейтлин Катаниз и Роя Баумайстера, опубликованный в 2003 году в Journal of Personality and Social Psychology показал, как социальное отвержение меняет и личность людей, и восприятие ими времени.

Добровольцев собрали в комнате, где они познакомились и поговорили на обычные темы.

Затем ученые предложили каждому участнику выбрать двух людей, с которыми они будут выполнять определенные задачи.

Этих людей незаметно для них и случайным образом разделили на две группы.

Одним участникам сказали: "Извините, такого раньше никогда не случалось, но вас никто не выбрал и вам придется работать одному".

Другим сказали, что они настолько популярны, что все выбрали их, и будет только справедливо, если они будут работать в одиночестве.

Затем их попросили оценить длительность одной минуты. Для отвергнутых всеми минута длилась очень долго, а для популярных и любимых пролетала быстро.

Время замедляется, когда мы чувствуем боль. А вот алкоголь в больших дозах ускоряет время, так же как и кокаин и метамфетамин. Марихуана чаще всего замедляет время.

Американский психолог Хоглаид Хадсон случайно обратил внимание на то, что его больная жена жаловалась, что он слишком долго шел за ее лекарствами, в то время как он отсутствовал всего минуту.

Он заинтересовался и попросил ее отмерить мысленно одну минуту. Она подала знак на 37-й секунде.

Хогланд проделал несколько десятков экспериментов, установив, что чем выше температура тела, тем длиннее казалась минута.

Другой психолог, Алан Бадли, исследовал противоположный феномен, попросив испытателей плавать в холодном море.

Он обнаружил, что субъективная длительность минуты для пловцов составляла две минуты реального времени.

Депрессия и мрачные мысли приводят к субъективному ощущению замедления времени. Для детей с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания время течет очень медленно.

Когда учитель требует у такого ребенка спокойно посидеть хотя бы пять минут, для него это кажется нетерпимо долго.

У шизофреников время изменяется в самых разных направлениях. А вот люди с синдромом Туретта (неврологическим нарушением, характеризующимся непроизвольными моторными тиками и выкриками грубостей) невероятно точны в определении длительности времени, особенно те, которые научились подавлять свои приступы.

Если вы ответили, что встреча перенесена на пятницу, вы "движетесь" по линии времени. Если вы ответили "понедельник", то вы воспринимаете время как движущееся вам навстречу.

В сравнении с "пятничными" людьми вы меньше контролируете происходящее и более подвластны влиянию прошлого.

Борис Зубков - психолог исследователь.