Основные функции педагогического управления. Школа как образовательная система и объект управления

28.05.2022

FEATURES OF MANAGEMENT FUNCTIONS OF THE HEAD OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATION

Yuliya Yakhina

head of structural unit municipal budget preschool educational institution № 26 "Goldfish",

Russia, Rezh

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассмотрены особенности управленческих функций руководителя образовательной организации. Проанализированы управленческие функции руководителя образовательной организации, которые представляют собой основу организации управленческой деятельности, что позволяет руководителю и педагогам развить в детях ценности познания, преобразования, переживания. Была дана характеристика личностных качеств, а также навыками и способностями, которыми должен обладать современный руководитель.

Чтобы успешно руководить коллективом образовательного учреж­дения, руководителю необходимо повышать уровень своей квалификации в области управленческой деятельности. Современный руководитель образовательной организации – это руководитель с высокой культурой управленческой деятельности.

ABSTRACT

In this article features of administrative functions of the head of the educational organization are considered. The administrative functions of the head of the educational organization, which are the basis of the organization of management, which allows the head and teachers to develop in children the values of knowledge, transformation, experience, are analyzed. The characteristic of personal qualities, and also skills and abilities which the modern head has to possess has been given.

In order to successfully manage the staff of the educational institution, the head must improve the level of Soviets qualification in the field of management. The modern head of the educational organization is the head with high culture of administrative activity.

Общество, в котором живет современное образование – это общество социальных перемен.

В деятельности современного руководителя ведущим направлением является целенаправленная педагогическая деятельность, которая помогает координировать работу педагогов с детьми. Исходя из этого, особую значимость в настоящее время приобретает педагогическая компетентность руководителя.

Под понятием педагогической компетентности понимается «прежде всего человек, профессионально работающий в области педагогики, способный рационально использовать всю совокупность цивилизован­ного опыта в деле воспитания и обучения, а значит, в достаточной степени владеющий способами и формами педагогической деятельности и отношений». Исходным показателем профессиональной педаго­гической компетентности является отношение к человеку, так как руководитель образовательного учреждения – это работа в системе «человек-человек». Руководитель должен воспринимать педагоги­ческую реальность и уметь действовать в ней, он должен понимать для какой общей цели работает он.

В управлении образовательным учреждением руководитель должен ориентироваться и иметь такие нормативно-правовые документы, как:

  • Трудовой Кодекс РФ;
  • лицензию на право ведения образовательной деятельности, выданная государственным органом управления образованием;
  • устав образовательного учреждения;
  • договоры между образовательным учреждением и родителями;
  • правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
  • план работы образовательной организации на текущий год;
  • и пр.

Управленческие функции руководителя образовательной органи­зации представляют собой основу организации управленческой деятель­ности, которая позволяет руководителю и педагогам развить в детях ценности познания, преобразования, переживания.

Организация управления выполняет функции структурирования педагогического процесса в определенной образовательной организации, а также внедрение программ развития учреждения в соответствии с законом функционирования развития, ценностей, творчества.

Деятельность руководителя: прогнозирующая, планирующая, проектировочная, моделирующая, координирующая - предполагает во всех составляющих педагогической системы наличие развивающих целей.

Планирующая деятельность руководителя проявляется в прогнози­ровании на всех уровнях педагогической системы иерархии ценностей. Эта функция руководителя в его управленческой деятельности наиболее значима из всех остальных, так как связана с качеством выполняемых действий работников. Результаты планирования могут быть отражены в создании локальных нормативно-правовых документах (устав образова­тельного учреждения, программы, планы). Вся зафиксированная инфор­мация в этих документах выступает как основание для принятия решения, является доказательством его исполнения.

При планировании деятельности учреждения руководитель коорди­нирует работу сотрудников, подчиняя их усилия для достижения поставленной цели. Это тоже является функцией управления, которая отражена в системе отношений внутри образовательной организации. Система управления в координации деятельности сотрудников предусматривает различные методы стимулирования деятельности профессионалов.

Контролирующая функция в деятельности руководителя пред­ставляется двумя компонентами: административным контролем и самоконтролем. Данная функция управления обеспечивает сбор и анализ информации о состоянии педагогической системы. Основная цель контролирующей функции в обеспечении деятельности учреждения согласно стандарту, созданным программе и плану развития, выявить отклонения в образовательной системе, но наиболее важное – достичь качества в деятельности. При выполнении контроля образовательной системы главное для руководителя, определить с какой целью он осуществляет контроль. Это может быть цель принятия оперативного решения, ориентировки коллектива на успех, на достижение качества или для выявления недостатков, применения административного взыскания.

Таким образом, можно выделить в управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения следующие компоненты:

  • качество управления зависит от способов управленческой деятельности;
  • наличие достаточной информации;
  • наличие обратной связи;
  • каналы обратной связи.

Для того чтобы руководитель эффективно управлял образователь­ной организацией, он должен иметь следующие навыки и способности:

  • принятие решений;
  • повышение профессиональной компетенции;
  • разрешение проблем управленческого характера;
  • инновационная деятельность;
  • создание условий для повышения квалификации педагогичес­кого коллектива;
  • формирование сплоченного коллектива;
  • грамотная организация делопроизводства.

Руководитель должен помочь педагогам самостоятельно органи­зовывать педагогический процесс, который способствует развитию ребенка в физическом, психическом, эмоциональном, познавательном, волевом плане.

Кроме того, в процессе управления людьми в организации в личности руководителя выделяют две характеристики – это жесткость и твердость. Эти качества личности необходимы управленцу для выполнения сотрудниками общепринятых социальных норм. Не мало важным в личности управленца принадлежит и еще таки характе­ристикам, как умеренная агрессивность, конфиденциальность, настой­чивость. Руководитель независим, ориентирован на достижение цели, профессионально компетентен.

Деятельность руководителя строиться на основе его требований к сотрудникам. Но эти требования по-разному могут реализоваться людьми.

Чтобы успешно руководить коллективом образовательного учреждения, руководителю необходимо повышать уровень своей квалификации в области управленческой деятельности.

Современный руководитель образовательной организации – это руководитель с высокой культурой управленческой деятельности. Ему присущ определенный стиль руководства, под которым подразумевают не только проявление индивидуальных личностных качеств, но и характер осуществления функций управления, способы достижения результатов в образовательном процессе. Он должен уметь решать, управлять, организовывать, планировать и контролироваться деятель­ность своих сотрудников в организации.

Руководитель должен уметь прогнозировать пути развития образовательного учреждения, ставить цели на будущее. От этого будет зависеть дальнейшее качественное развитие образовательного учреждения.

Список литературы:

  1. Настольная книга руководителя образовательного учреждения / Н.Ф. Дик. - Изд.2-е, перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2005-384 с.
  2. Настольная книга руководителя организации. Правовые основы. – М.: Юстиционформ, 2015. -512 с.
  3. Управление образовательным учреждением в современных условиях: Пособие для руководителей ОУ. - М.: Вентана-Граф, 2007. - 80 с.
  4. Что должен знать руководитель дошкольного учреждения: метод. Пособие для руководителей и воспитателей дошк. образоват. учреждений: из опыта работы/авт.-сост. И.А. Кутузова. - 3-е изд. – М.: Просвещение, 2005. - 159 с.

В соответствии с действующим законодательством образование является сферой совместного ведения федерального, регионального и муниципального уровней власти и управления. Это означает, что в сфере образования компетенция этих уровней должна быть разграничена законодательно. Такое разграничение предусмотрено в Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:

– Статья 6. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования;

– Статья 7. Полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации;

– Статья 8. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования;

– Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования.

Детальное описание компетенции образовательной организации, данное в статье 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», содержит 22 конкретных пункта.

Обозначенные компетенции федерального, регионального и муниципального уровней власти и органов управления образовательной организацией можно отнести к функциями управления образовательными организациями.

Некоторые современные исследователи проблем управления образовательными организациями выделяют наиболее общие функции управления : информационно-аналитическую, мотивационно-целевую, планово-прогностическую, организационно-исполнительскую, контрольно-диагностическую, регулятивно-коррекционную (Шамова, 2001). Эти функции представляют собой последовательность звеньев, из которых слагается процесс управления для всех самоуправляемых систем. Они взаимосвязаны и поэтапно сменяют друг друга, образуя единый управленческий цикл. Недооценка какого-либо из функциональных элементов приводит к изменению всего процесса управления и снижению его конечных результатов. Остановимся на условиях реализации этих функций.



1. Информационно-аналитическая функция .

Для создания целостной системы информационно-аналитической деятельности в школах необходимо прежде всего определить ее содержание, объем, источники (кто сообщает), сформировать потоки информации и вывести их на соответствующие уровни управления. Далее нужно решить, в какой форме и где эта информация будет храниться и как использоваться. Для каждой из подсистем – управляющей и управляемой – выделяются три уровня информации:

1. Административно-управленческая (директор, заместитель по учебно-воспитательной работе, заместитель по внеклассной и внешкольной работе, заместитель по административно-хозяйственной части, диспетчер и др.).

2. Коллективно-коллегиальная (совет школы, педсовет, методсовет, методические объединения, кафедры, общественные организации).

3. Ученическое самоуправление .

Учет цикличности информационных потребностей руководителей школ, педагогов, органов общественного самоуправления позволяет заранее планировать информационные процессы. Циклограмма запросов информации по той или другой теме должна найти место и применение в текущем и перспективном планировании работы школы, что положительно скажется на принятии управленческих решений. При этом важно помнить, что своевременная, достоверная, полная по объему информация побуждает руководителей школы и учителей к деятельности. Групповые и индивидуальные потребности и мотивы предполагают введение в школах и других учебных организациях системы информационного обеспечения.

Побудителями и способами, стимулирующими появление информационных потребностей и мотивов, будут изменение вида труда учителя, организация контроля как сервисной услуги, итоги контроля (диагностики, тестирования), плановые и по запросу учителя работы по обобщению опыта, традиции педагогического коллектива (творческие отчеты, выставки, выдвижение педагогических кадров и др.).

Управленческая деятельность руководителей школы и органов самоуправления формируется в процессе педагогического анализа информации о деятельности каждого звена школы в цеом.

Педагогическим анализом информации называется функция управления, направленная на изучение фактического состояния дел и обоснованности применения различных способов, средств для достижения целей, а также на объективную оценку результатов педагогического процесса и выработку регулирующих механизмов по переводу системы в новое качественное состояние (Шамова, 2001).

В управленческой деятельности выделяют такие виды анализа , как:

– аспектный анализ, который направлен на изучение какого-либо одного аспекта образовательной деятельности (например, использование средств наглядности для развития познавательной активности учащихся; изучение системы работы учителя по проверке домашнего задания; изучение особенностей групповой работы учащихся на уроке и т. п.);

краткий анализ – предполагает общее изучение образовательной деятельности;

– развернутый анализ – направлен на детальное выделение и обсуждение всех компонентов образовательного процесса (например, определение воспитательных, дидактических, психологических, санитарно-гигиенических требований к уроку и др.).

В практике работы современной школы выделяют также:

– параметрический анализ. Содержанием этого вида анализа является изучение ежедневной информации о ходе и результатах образовательного процесса (изучение текущей успеваемости, дисциплины учащихся, посещаемости уроков и внеклассных занятий, санитарного состояния школы, соблюдения расписания занятий и др.);

– тематический анализ. Содержанием данного анализа является изучение отдельных направлений образовательно-воспитательного процессов (например, системы работы учителей, классных руководителей по воспитанию нравственной, эстетической, физической, интеллектуальной культуры; деятельность педагогического коллектива по формированию инновационной среды в школе и др.);

– итоговый анализ. Проводится по завершению учебной четверти, полугодия, учебного года. Итоговый анализ направлен на изучение основных результатов образовательно-воспитательной деятельности, предпосылок и условий их достижения. Информация складывается из данных параметрического и тематического анализов; четвертных, полугодовых контрольных работ; из данных официальных отчетов, справок, представляемых учителями, классными руководителями, представителями администрации школы, общественных организаций. Содержательную основу итогового анализа работы школы за учебный год составляют ведущие направления, например:

Качество преподавания – соответствие профессиональной подготовки учителей требованиям развивающейся школы;

Выполнение образовательных программ и государственных стандартов;

Использование активных форм и методов обучения;

Реализация воспитательного потенциала урока;

Развитие индивидуальных задатков и способностей личности;

Соблюдение норм оценки знаний, умений и навыков учащихся;

Качество знаний, умений, навыков учащихся – объем, глубина, системность, прочность, осознанность;

Типичные пробелы в знаниях учащихся и причины их появления;

Компьютерная грамотность учащихся,

Степень развития познавательных интересов,

Уровень воспитанности школьников;

Состояние и качество методической работы в школе;

Эффективность работы с родителями и общественностью;

Состояние здоровья школьников и санитарно-гигиеническая культура;

Результативность деятельности Совета школы, педагогического совета и др.

Проведение объективного, глубокого, итогового анализа служит основой для разработки плана работы школы на новый учебный год.

2. Мотивационно-целевая функция .

Основная задача мотивационной функции состоит в том, чтобы все участники образовательно-воспитательного процесса выполняли работу согласно делегированным им полномочиям. Для включения в действие социальных мотивов рекомендуется создавать условия для общения между участниками образовательного процесса, формировать дух единой команды, периодически проводить совещания, не разрушать неформальные группы, стимулировать социальную активность учителей вне школы. С целью актуализации мотива самовыражения необходимо создавать условия для участия членов образовательно-воспитательного процесса в творческой, исследовательской деятельности, осуществлении инновационных проектов, поощрять инициативу.

Способствует созданию положительных мотивов тактичная помощь руководителя; личный пример компетентности, активности, честности, справедливости; вознаграждение усилий участников образовательно-воспитательного процесса.

Функция целеполагания заключается в формировании идеального представления о конечном результате деятельности всей системы на пути к этому результату. Общая цель определяется на основе сопоставления результатов проведенного педагогического анализа состояния управляемой системы и требований к ней.

Дж. Л. Морриссей показал, что цели управления должны отражать следующие основные положения:

Конкретизировать требуемый конечный результат;

Конкретизировать заданный срок достижения цели;

Конкретизировать максимальную величину допустимых затрат сил, средств, времени и энергии;

Давать, где это возможно, количественную характеристику требуемого результата работ, необходимую для подтверждения факта достижения цели;

Оговаривать только то, «что» и «когда» должно быть сделано, не вдаваясь в детали, «как» и «почему» это должно быть сделано;

Отвечать непосредственно целевому назначению функциональных обязанностей данного исполнителя;

Быть понятной всем, кто будет работать для достижения цели;

Быть реальной и достижимой, но не легкой;

Обеспечивать большую отдачу от затрат времени и ресурсов по сравнению с другими возможными целями;

Быть реализуемой в пределах наличного или ожидаемого бюджета времени;

Исключать или делать минимальной возможность двойной ответственности за результат совместных работ;

Соответствовать основным принципам и методам научной организации труда;

Совпадать с интересами исполнителей и не вызывать конфликтов в организации;

Фиксироваться в письменном виде;

Быть согласованной менеджером в личной беседе с подчиненными.

Достижение предусмотренных целей требует от субъекта целеполагания четкого представления о тех задачах, которые он собирается решать.

Технология целеобразования приобретает различные формы. Основными из них являются: усвоение целей, задаваемых обществом; превращение мотивов в цели; замена целей, когда запланированный результат не получен или достигнут не полностью; преобразование неосознанных мотивов в осознанные цели.

3. Планово-прогностическая функция .

Планово-прогностическая функция управления обеспечивает деятельность, направленную на оптимальный выбор идеальных и реальных целей и разработку программ их достижения, на согласование прогнозов и планов на всех уровнях управления.

Планирование в управлении школой – это принятие решения на основе данных педагогического анализа. Планирование должно отвечать определенным требованиям:

Единство целевой установки и условий реализации;

Единство долгосрочного и краткосрочного планирования;

Осуществление принципа сочетания государственных и общественных начал;

Обеспечение комплексного характера прогнозирования и планирования;

Стабильность и гибкость планирования на основе прогнозов;

Целенаправленность – учет прошлого опыта работы школы, постановка частных целей в деятельности учителей, классных руководителей, общественных организаций;

Перспективность (предусматривает направления деятельности школы на будущее);

Комплексность – использование разнообразных средств, форм, методов, видов деятельности в их единстве и взаимосвязи;

Объективность – учет условий функционирования школы, возможностей педагогического и ученического коллективов.

Одним из действенных путей совершенствования этого вида деятельности является внедрение комплексно-целевого планирования (или комплексно-целевых программ).

В практике работы школ распространены следующие виды планирования:

Перспективный план работы школы на 3-5 лет;

План учебно-воспитательной работы школы (годовой);

Графический план организационной, методической и внеклассной работы (выписка из годового плана, например на четверть);

План-график внутришкольного контроля;

Планы общественных организаций.

В перспективном плане отражаются следующие разделы:

Тематика педсоветов и заседаний методических объединений;

Профсоюзные собрания и производственные совещания;

Совещания при директоре;

Перспективы обновления учебно-воспитательного процесса, внедрение педагогических инноваций;

Потребность школы в педагогических кадрах;

Повышение квалификации педагогических кадров (курсы, семинары, тренинги, курсы на хозрасчетной основе и т. д.);

Развитие материально-технической базы и учебно-методическое оснащение школы (строительные работы, приобретение средств информационных технологий, пополнение фондов библиотеки, наглядных пособий, обновление оборудования и оформление кабинетов и др.);

Социальная защита педагогов и учащихся, улучшение их быта, условий труда и отдыха.

Перспективный план согласуется с планами местного муниципального управления.

Годовые планы составляются в мае–июне, утверждаются педагогическими советами в конце августа. Изменение плана в течение года производится в крайних случаях, о каждом изменении ставится в известность педагогический совет. Годовой план охватывает весь учебный год, включая летние каникулы.

Подготовка годового плана работы школы проходит несколько этапов:

Изучение новых нормативных, инструктивных документов; теоретических и методических материалов по вопросам развития и образования в целом и планирования в частности директором школы, его заместителями и руководителями школьных служб (первая учебная четверть);

Создание инициативной группы по разработке и корректировке структуры проекта плана, определение источников и форм сбора необходимой информации под руководством директора школы (вторая учебная четверть);

Анализ получаемой информации, заслушивание отчетов о работе членов комиссии и руководителей подразделений школы; выявление причин возникающих трудностей и путей их устранения в перспективе (третья учебная четверть);

Подготовка и обсуждение проекта плана (конец четвертой четверти).

На первом заседании Совета школы в новом учебном году утверждается план работы школы.

Текущий план составляется на учебную четверть, является конкретизацией общешкольного годового плана.

Таким образом, наличие основных видов планов позволяет координировать деятельность педагогического, ученического и родительского коллективов. Эти планы являются стратегическими по отношению к планам работы учителей и классных руководителей.

На основе общешкольного плана составляется календарный план организационной, методической и внеклассной работы на текущую четверть (отдельно педагогического и ученического коллектива). По горизонтали обозначаются недели и дни учебной четверти, по вертикали – организационные формы работы с учителями и учащимися, фамилии ответственных за данную форму работы; тематика (содержание) работы; сроки выполнения; формы контроля.

4. Организационно-исполнительская функция .

Данная функция предполагает выполнение принятых решений конкретными людьми: учителями, детьми, родителями, представителями общественности. Субъект организационной деятельности (организатор) решает целый ряд вопросов:

Предварительный подбор исполнителей, их распределение по местам работы, по времени, по последовательности вхождения в коллективное дело;

Мотивация предстоящей деятельности, инструктирование, формирование убежденности в необходимости выполнения конкретного поручения;

Обеспечение единства действий педагогического и ученического коллективов;

Оказание непосредственной помощи в процессе выполнения работы;

Выбор форм стимулирования участников деятельности;

Оценка хода и результатов конкретного дела.

В этой работе особую роль играют личностные качества руководителя – его профессионализм, общая и педагогическая культура, заинтересованность в делах школы, учителей и учащихся, умение ставить задачи и добиваться их решения.

Методы, определяющие организационно-исполнительскую деятельность руководителей школы, должны учитывать специфичность объекта и субъекта управления в системе взаимодействий (отношений) и разделяться по целенаправленности (прямые и опосредованные), по формам (индивидуальные и коллективные), по способам, средствам и воздействиям (моральные, материальные, дисциплинарные и др.). Для оптимального достижения целей организации они могут иметь вариативное сочетание.

5. Контрольно-диагностическая функция управления .

Внутришкольный контроль представляет собой вид деятельности управляющей подсистемы образовательного учреждения по установлению соответствия результатов работы школы запросам развивающейся личности учащегося и общегосударственным требованиям (нормативам). Он позволяет выявить необходимость принятия управленческого решения в случаях, когда реальное положение дел не соответствует планируемому. В данном случае контроль выполняет функцию обратной связи между управляющей системой и объектами управления (подсистемами) школы.

Объектами внутришкольного контроля являются следующие направления:

учебный процесс (качество и ход выполнения основных образовательных программ и Федеральных государственных образовательных стандартов; качество знаний, умений и навыков учащихся; состояние преподавания учебных дисциплин; продуктивность работы учителя; работа с одаренными детьми и пр.);

воспитательный процесс (уровень воспитанности учащихся; состояние и качество организации внеурочной воспитательной работы; эффективность совместной деятельности школы, семьи и общественности по воспитанию учащихся; работа с педагогически запущенными детьми и пр.);

работа с педагогическими кадрами (исполнение нормативных документов и принятых решений; методическая работа; повышение квалификации; аттестация учителей; обеспечение благоприятного психологического климата и пр.);

условия учебно-воспитательного процесса (охрана труда; санитарно-гигиеническое состояние школы; обеспеченность учебной, методической справочной литературой, наглядными пособиями, ТСО и пр.).

Рассмотрим наиболее часто используемые в практике школ разновидности внутришкольного контроля.

Тематический контроль направлен на углубленное изучение какого-либо конкретного вопроса в системе деятельности педагогического коллектива, группы учителей или отдельного учителя. Содержание тематического контроля составляют различные направления педагогического процесса, частные вопросы, но изучаемые глубоко и целенаправленно.

Фронтальный контроль направлен на всестороннее изучение деятельности педагогического коллектива, методического объединения или отдельного учителя. Вследствие трудоемкости, большого количества проверяемых при фронтальном контроле этот вид целесообразно, как показывает практика, использовать не более 2-3 раз в учебном году. При фронтальном контроле деятельности школы изучаются все аспекты работы данного учебного заведения: всеобуч, организация образовательного процесса, работа с родителями, финансово-хозяйственная деятельность и др.

В зависимости от того, кто или что подвергается контролю, выделяются следующие его формы:

персональный контроль осуществляется за работой отдельного учителя, классного руководителя, воспитателя. Он может быть тематическим или фронтальным. В деятельности учителя персональный контроль важен как средство самоуправления педагога, как стимул в его профессиональном становлении;

классно-обобщающий контроль применим при изучении совокупности факторов, влияющих на формирование классного коллектива в процессе учебной и внеучебной деятельности. Предметом изучения в данном случае выступает деятельность учителей, работающих в одном классе; система их работы по индивидуализации и дифференциации обучения; развитие мотивации и познавательных потребностей учащихся; динамика успеваемости учащихся по годам или в течение одного года; состояние дисциплины и культуры поведения учащихся и др.;

предметно-обобщающий контроль используется в тех случаях, когда изучаются состояние и качество преподавания отдельного предмета в одном классе, в параллели классов или в целом в школе. Для проведения такого контроля привлекаются представители как администрации, так и методических объединений школы;

тематически-обобщающий контроль имеет своей главной целью изучение работы учителей в разных классах, но по отдельным направлениям учебно-воспитательного процесса. Например: использование краеведческого материала в процессе обучения; развитие познавательных интересов учащихся; формирование основ эстетической культуры учащихся на уроках естественного цикла и др.;

комплексно-обобщающий контроль используется при осуществлении контроля за организацией изучения ряда учебных предметов в одном или нескольких классах. Данная форма преобладает при фронтальном контроле.

В процессе внутришкольного контроля используются такие методы, как изучение школьной документации, наблюдение, беседы, устный и письменный контроль, анкетирование, изучение передового педагогического опыта, хронометрирование, диагностические методы, т.е. такие методы, которые позволяют получить необходимую объективную информацию. Выбор форм и методов внутришкольного контроля определяется его целями, задачами, особенностями объекта и субъекта контроля, наличием времени.

К внутришкольному контролю предъявляются следующие требования :

систематичность (регулярное проведение контроля; создание в школе системы контроля, позволяющей управлять всем ходом педагогического процесса);

объективность (проверка деятельности учителя или педагогического коллектива, осуществляемая в соответствии с требованиями государственных стандартов и образовательных программ на основе выработанных критериев);

действенность (результаты контроля обусловливают позитивные изменения; устранение выявленных недостатков);

компетентность (знание предмета контроля, владение его методикой; умение увидеть достоинства в работе и возможные недостатки, прогнозировать развитие результатов контроля).

Внедрение педагогической диагностики на основе информационно-аналитической деятельности в практику работы учителей, воспитателей, руководителей школы и методистов помогает рассматривать все явления школьной жизни через призму педагогического анализа их причин. Это позволяет избавить любого участника процесса воспитания и обучения от формализма в анализе и оценке деятельности ученика, учителя, руководителя школы.

Педагогическая диагностика (в данном случае) – это одновременные оперативные изучение и оценка, регулирование и коррекция процесса или явления на уровне личности ученика, деятельности учителя или руководителя школы. Правильная диагностика причин по характерным признакам и другим объективным данным создает условия для успеха действий педагога и руководителя в применении определенной совокупности способов, средств и психолого-педагогических воздействий, а также для обеспечения единого государственного базисного уровня знаний, умений, навыков и воспитанности школьников.

6. Регулятивно-коррекционная функция управления .

Задача функции регулирования и коррекции состоит в том, чтобы поддерживать тот или иной уровень организации системы в определенной ситуации. Но как только ситуация изменяется, функция регулирования нарушает стабильность организационной структуры, приводя ее в соответствие с новыми условиями.

Коррекция невозможна без установления причин, вызывающих отклонения в ожидаемых, проектируемых результатах. Признаками таких отклонений являются необоснованно составленные планы и ошибки в них, слабость прогнозов, отсутствие нужной и своевременной информации, ошибочно принятые решения, плохое исполнение и недостатки в системе контроля и оценки результатов.

Эффективность организационного регулирования измеряется прежде всего тем, насколько удается с его помощью организовать процессы, подлежащие управлению. В этом направлении результативными являются дни диагностики, регулирования и коррекции, проводимые в школах.

Таким образом, среди выделенных функций управления как видов деятельности системообразующим фактором будет цель. Под влиянием мотивов и целей формируется информационно-аналитическая основа процесса управления любой педагогической системой. Мотивационно-целевая установка служит исходным основанием для прогнозирования и планирования деятельности, определяет организационные формы, способы, средства исполнения принятых решений, служит нормой для контроля (экспертизы) и диагностической оценки фактических результатов, позволяет регулировать и корректировать педагогические процессы, поведение и деятельность всех его участников.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Раскройте сущность образовательной организации согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Обоснуйте факторы, влияющие на развитие образовательной организации.

3. Что понимается под педагогической системой? Перечислите основные признаки общеобразовательной школы как педагогической системы.

4. Что образует социально-педагогический комплекс?

5. Перечислите уровни управления системой образования РФ. Определите внутри каждого из них субъекты и объекты управления.

6. Дайте определение системы образования РФ.

7. Что является целью внутришкольного управления. Какие управленческие задачи решаются для реализации этой цели?

8. Представьте модель управляющей системы общеобразовательной школы.

9. Обоснуйте информационно-аналитическую, мотивационно-целевую, планово-прогностическую, организационно-исполнительскую, контрольно-диагностическую, регулятивно-коррекционную функции управления.

10. Какими функциями управления наделены федеральные органы, органы субъектов РФ и органы местного самоуправления в сфере образования?

Лекция № 7. Новаторство и инновации в современной школе

План лекции:

1. Сущность педагогических нововведений.

2. Классификация инноваций. Критерии педагогических новшеств.

3. Инновационная педагогическая деятельность.

Ключевые слова : инновация, новшество, инновационный процесс, нововведение, реформа, нововведения в сфере образования, педагогические инновации, критерии педагогических новшеств, ннновационная педагогическая деятельность, уровни инновационной деятельности педагога .

1. Сущность педагогических нововведений

Образование – функция социальная и поэтому не может не отражать изменения, происходящие в обществе. Можно сказать, что уровень развития системы образования есть следствие или результат определенного уровня развития общества. Преобразования, происходящие в обществе, обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса. Внедрение инноваций является основным путем повышения эффективности образования. Поэтому стремление использовать инновации в образовательных учреждениях приобретает массовый характер. Обострилась потребность в новом знании, в осмыслении понятий «новшество», «новое», «инновация», «инновационный процесс», «инновационная деятельность» и др.

Понятие «инновация » имеет латинское происхождение (in – в; novus – новое) и в переводе означает «обновление, новинка, изменение», т.е. ввод чего-то нового, введение новизны.

Новшество – явление, несущее в себе сущность, способы, методики, технологии организации и содержания нового.

Инновация – это процесс освоения (внедрения) нового.

Инновационный процесс отражает комплексную деятельность по формированию и развитию содержания и организации нового.

Нововведение определяется и как новшество, и как процесс введения этого новшества в практику, процесс целенаправленной, организованной деятельности людей-инноваторов.

Например, в школе введена новая должность заместителя директора по научно-методической работе. Эта должность есть новшество в организационной структуре управления школой. Действия же по введению и освоению в школе этого новшества есть не что иное, как нововведение. Таким образом, нововведение может рассматриваться как процесс поиска (разработки), распространения, внедрения (освоения) и реализации новшеств.

Нововведения в образовании являются не только педагогическими, но и общественными проблемами. Сам факт того, что образовательная деятельность представляет особый интерес для общества, говорит о том, что в новшествах в этой области заинтересовано и общество. Новшества в образовании имеют ту же цель, что и новшества в обществе, – они должны способствовать развитию и прогрессу.

Сегодня в сфере образования внедряется громадное количество инноваций различного характера, направленности и значимости. Проводятся большие или малые государственные реформы, внедряются новшества в организацию, содержание, методику и технологию преподавания.

Следует различать реформы и педагогические инновации.

Реформой называют нововведения, которые организуются и проводятся государственной властью.

Результатами реформы могут быть изменения в общественном положении образования, в структуре системы образования, в содержании образования, во внутренней организации деятельности школы.

К нововведениям в сфере образования относят следующие представленные ниже изменения:

– в общественном положении образования и уровне финансирования системы;

– в структуре системы образования;

– в использовании информационных технологий в образовании, в техническом сопровождении учебного процесса;

– в формах и методах обучения.

Рассмотрим несколько подробнее представленные нововведения в образовании.

1. В течение времени общественная роль и общественное положение образования могут изменяться. История дает нам примеры. В начале 80-х гг. почти все выпускники средних общеобразовательных школ стремились поступить в вузы. А спустя всего десять лет – в начале 90-х гг. – престиж образования упал, количество желающих поступить в институт резко сократилось. Причиной данного положения стало изменение отношения государства к образованию, а последнее определяется той долей финансирования, которая выделяется государством на систему образования.

2. Структура системы образования (структуры министерства, управлений образования регионального и районного уровня) весьма подвижный элемент. Изменения в ней, особенно в последнее время, происходят очень часто и не всегда носят позитивный характер. На структуру образования очень сильное влияние оказывает субъективный фактор – желания, стремления, убеждения и вместе с этим просчеты отдельных лиц.

4. Изменения во внутренней организации школьной деятельности предполагают создание школ определенного типа – интернатов, школ с продленным днем, школ без классов, а также организацию учебной деятельности (группирование учеников в зависимости от успехов по отдельным предметам, организация кабинетного обучения, дистанционное обучение и т.д.).

5. Новшества в сфере отношений «учитель-ученик» в значительной степени зависят от уровня развития общества. Характеристика типичных для массовой школы отношений является отражением характеристики отношений в обществе. Многие выдающиеся учителя становились новаторами в результате того, что, опережая время, формировали в классах и школах, например, более гуманные человеческие отношения, несмотря на то, что общество в целом еще не было готово принять гуманизм как основополагающий принцип общения.

6. К нововведениям в методах обучения следует отнести: групповое обучение, различные формы индивидуальной работы, различные формы бригадного обучения, введение систем развивающего обучения, открытого обучения и др.

7. Изменения в оборудовании учебных заведений и использовании информационных технологий в образовании включают в себя: применение аудиовизуальных и других средств дидактической техники (диапозитивы, фильмы, микрофильмы, проигрыватели, магнитофоны), программируемое обучение с ЭВМ, радиопередачи, телевидение. Применение на уроках аудиовизуальной и компьютерной техники требует введения новой методики организации обучения. Здания и оборудование помещений для учебных заведений являются необходимым элементом образовательного процесса, однако они не являются определяющим фактором инновационного движения и развития образования.

Однако не все нововведения в образовании можно трактовать как педагогические инновации. Педагогические инновации являются результатом деятельности людей внутри системы образования.

Педагогические инновации – нововведения, которые разрабатываются и проводятся не органами государственной власти, а работниками и организациями системы образования и науки.

Так, изменение общественного положения образования, повышение его статуса и увеличение финансирования нельзя назвать педагогическими инновациями. Это скорее результат каких-то социальных процессов, реформ или изменения политических ориентаций общества, т.е. результат проведения политических реформ. Изменения в оборудовании учебных заведений и строительстве зданий также нельзя назвать чисто педагогическими инновациями – это скорее результат введения инноваций в сфере компьютерной техники, производства учебных пособий, архитектуре, строительстве и др. Изменения в структуре системы образования также нельзя назвать педагогическими инновациями. Это скорее инновации в сфере управления образованием. Отчасти к управленческим инновациям относятся и нововведения во внутренней организации деятельности школ.

Таким образом, к чисто педагогическим инновациям можно отнести лишь изменения:

– во внутренней организации деятельности школы;

– в отношениях «учитель-ученик»;

– в методах обучения.

Любая система имеет: цель, задачи, функции, признаки, структуру, атрибуты, отношения или взаимодействия, наличие двух или более типов связи (прямой и обратной), уровни иерархии.

С.И. Архангельский определяет «систему» как множество взаимосвязанных компонентов, составляющих определенное целое в своем строении и функционировании.

Т.А. Ильина: «система» - выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единством управления и выступающих во взаимодействии со средой как целостное единство.

Образовательные системы

Взаимодействие различных элементов образовательной системы направлено на достижение общей для системы цели , общего положительного результата. А именно – обучение, воспитание и развитие личности.

Элементы образовательной системы России : 1. Обучающиеся и научно – педагогические работники; 2. Образовательные учреждения; 3. Государственные образовательные стандарты; 4. Органы управления образованием; 5. Общественное объединение в сфере образования.

Система образовательных учреждений России : 1. Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ)-реализует образовательные программы дошкольного образования; 2. Общеобразовательные учреждения – начальная школа, основная общая школа, средняя общая школа, гимназия, лицей; 3. Профессиональные образовательные учреждения: а) образовательные учреждения НПО (начального проф.образования) (профучилища, профлицеи); б) Образовательные учреждения СПО (среднего проф.образования) (техникум, колледж); в) Образоват. Учреждения ВПО (университеты, академии, институты); 4. Образоват. учреждения дополнительного образования (для детей, для взрослых); 5. Образовательные учреждения специального типа (военные образоват. учреждения; образоват. учреждения для детей сирот; обр. учреждения для лиц с ограниченными возможностями здоровья).

Управление необходимо не только в области технических, производственных процессов, но и в сфере сложных социальных систем, в том числе педагогических.

Питер Друкер (экономист, публицист, педагог, один из самых влиятельных теоретиков менеджмента 20 века): Управление - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу. Управление - непрерывный процесс воздействия на объект управления для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов.



(Сластенин В. А, Исаев И. Ф, Шиянов Е. Н «Педагогика»): Управление

Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования. Она может функционировать в масштабе страны, края, области, города или района.

Субъектами управления системой образования выступают Министерство образования Российской Федерации; управления образования края, области или города, а также районные отделы образования (Федеральная служба по контролю и надзору в сфере образования; Федеральное агенство по образованию и науке, органы местного самоуправления).

Развитие теории социального управления началось на рубеже 19-20 вв., благодаря достижениям науки и техники, которые привели к существенным изменениям в отношениях к материальному производству и бизнесу.



Между понятиями «управление» и «менеджмент» существенной разницы нет.

Первоначально под словом «management» понималось «искусство объезжать лошадей» (18-19 вв., Англия). Позднее в определение термина «менеджмент» стали вкладывать следующий смысл: вид деятельности; аппарат управления; наука и искусство управления; учебная дисциплина (ее преподавание начал в 1881 г. Джозеф Вартон в колледже США); система планирования, прогнозирования и организации производства; целенаправленное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем; деятельность по реализации управленческих задач и т. д.

В настоящее время менеджмент представляет собой теорию и практику управления в социальных организациях.

(Также по Сластенину): Основные признаки государственного управления образовательными системами: Одной из отличительных особенностей развития современной системы образования является переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений.

Государственный характер управления системой образования закреплен совокупностью принципов государственной политики в области образования, сформулированных в законе РФ "Об образовании": - гуманистический характер образования (приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности); - единство федерального, культурного и образовательного пространства (защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства);

Общедоступность образования; - светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях; - свобода и плюрализм в образовании; - демократический, государственно-общественный характер управления образованием; - автономность образовательных учреждений. (Закон РФ «Об образовании»).

Общие принципы управления образовательными системами(по Конаржевскому Ю. А): 1. Демократизация и гуманизация управления образовательными системами (открытость обсуждения и принятия управленческих решений, обращенность к личности, уважение достоинства человека и доверие к нему); 2. системность и целостность в управлении (взаимодействие и взаимосвязь управленческих функций в деятельности ее руководителя и педагогического коллектива, исключает односторонность в управлении, подчеркивает, что управленческая деятельность последовательна, логична, взаимовыгодна, все ее функции в равной степени важны); 3. Рациональное сочетание централизации и децентрализации (обеспечивает деятельность руководителей административных и общественных органов в интересах всего коллектива школы, создает условия для обсуждения и принятия управленческих решений на профессиональном уровне, исключает дублирование и повышает координацию действий всех структурных подразделений системы); 4. Единство единоначалия и коллегиальности в управлении (обеспечивает дисциплину и порядок, четкое разграничение и соблюдение полномочий участников педагогического процесса. Если коллегиальность приоритетна на этапе обсуждения и принятия решений, то единоначалие необходимо, прежде всего, на этапе реализации принятых решений). Реализация принципа единства единоначалия и коллегиальности в управлении учебно-воспитательным процессом находит свое воплощение в деятельности различного рода комиссий и советов, действующих на общественных началах; в работе съездов, слетов, конференций, где необходим коллективный поиск и персональная ответственность за принятые решения; 5. Объективность и полнота информации в управлении образовательными системами (Эффективность управления образовательными системами в значительной мере определяется наличием достоверной и необходимой информации. В социально-педагогических науках информацию рассматривают либо как средство коммуникации между педагогами и воспитанниками, либо как совокупность сведений о состоянии системы и окружающей среды).

(Т. И. Давыдова, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова «Управление образовательными системами»):

Функции управления

1. Информационно-аналитическая функция управления создает основу для всей образовательной деятельности, играет роль первоисточника в принятии управленческого решения;

2. Мотивационно-целевая функция формирует мотивированный подход к определению целей образовательного процесса;

3. Планово-прогностическая функция управления предусматривает определение конкретных и реалистических целей, направленных на достижение более высокого качественного состояния объекта;

4. Организационно-исполнительская функция способствует выполнению принятых целевых решений, согласованной работе субъектов организационной структуры и взаимодействию всех участников педагогического процесса;

5. Регулятивно-коррекционная функция управления обеспечивает устранение причин технологических сбоев в происходящих процессах;

6. Контрольно-диагностическая функция управления устанавливает соответствие полученных данных требованиям образовательного стандарта.

Итак, Образовательные системы - это все те социальные институты, чья цель - образование человека.

Образовательные системы имеют свою структуру, состоят из определенных элементов, которые взаимосвязаны между собой.

Взаимодействие различных элементов образовательной системы направлено на достижение общей для системы цели, общего положительного результата. А именно – обучение, воспитание и развитие личности.

Управление - деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.

Система образования является одной из разновидностей социальных систем. Она может функционировать в масштабе страны, края, области, города или района. Это объект управления.

Субъектами управления системой образования выступают Министерство образования Российской Федерации; управления образования края, области или города, а также районные отделы образования.

Общие принципы управления образовательными системами(по Конаржевскому Ю. А): 1. Демократизация и гуманизация управления образовательными системами; 2. системность и целостность в; 3. Рациональное сочетание централизации и децентрализации; 4. Единство единоначалия и коллегиальности в управлении; 5. Объективность и полнота информации в управлении образовательными системами.

Функции управления - деятельность субъектов, осуществляющих полный технологический процесс управленческого цикла с целенаправленным достижением фактических результатов.

1. Информационно-аналитическая;

2. Мотивационно-целевая;

3. Планово-прогностическая;

4. Организационно-исполнительская;

5. Регулятивно-коррекционная;

6. Контрольно-диагностическая.

Кто имеет информацию, тот правит миром.

Б. Брехт

Функция управления образовательной системой — действия субъекта управления по отношению к учреждению образования (объекту управления) или по отношению к внешней среде.

Полный управленческий цикл состоит из четырех основных управленческих действий, в соответствии с которыми выделяются основные функции управления образовательными системами. Эти виды управленческих действий (планирование, организация, руководство и контроль) в совокупности образуют полный управленческий цикл — от постановки целей до их реализации — и потому могут рассматриваться как необходимые и достаточные (В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров).

Кроме перечисленных к основным функциям внутришкольного управления (которые наиболее часто встречаются в педагогической литературе) относятся мотивация, педагогический анализ, целеполагание.

Некоторые современные исследователи проблем управления образовательными учреждениями выделяют следующие функции управления: информационно-аналитическую, мотивационно-аналитическую, мотивационно-целевую, планово-прогностическую, организационно-исполнительскую, контрольно-диагностическую, регулятивно-коррекционную (Т.И. Шамова). Эти функции представляют собой последовательность звеньев, из которых слагается процесс управления для всех самоуправляемых систем. Они взаимосвязаны и поэтапно сменяют друг друга, образуя единый управленческий цикл.

Рассмотрим кратко содержание функций управления образовательными учреждениями и условия их реализации.

Информационно-аналитическая функция. Обновление управления образовательным учреждением связывается с формированием системы информационно-аналитической деятельности как основного инструмента управления. Одной из основных характеристик любой системы, определяющих эффективность ее функционирования, является коммуникативность, характеристика циркулирующих в ней информационных потоков (содержание информации, степень ее централизации, источники получения, вывод на уровень принятия решений).

Управленческая деятельность руководителей образовательного учреждения и органов управления формируется в процессе педагогического анализа информации о деятельности каждого звена образовательного учреждения в целом.

Педагогическим анализом информации называется функция управления, направленная на изучение фактического состояния дел и обоснованности применения различных способов, средств для достижения целей, а также на объективную оценку результатов педагогического процесса и выработку регулирующих механизмов по переводу системы в новое качественное состояние (Т.И. Шамова).


Мотивационно-целевая функция. Цель — это осознанный желаемый результат. Основная задача мотивационно-целевой функции заключается в том, чтобы все члены педагогического коллектива четко выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и планом, а также сообразуясь с потребностями в достижении собственных и коллективных целей.

Целеполагание — один из важнейших компонентов управленческой деятельности и общей жизнедеятельности учреждений. Оно является и основной функцией руководителя, и этапом управленческой деятельности, и ее структурным компонентом. Целеполагание определяется как описание предвосхищаемых результатов, на достижение которых предполагается направить деятельность. Это есть формулировка или выбор цели функционирования организации, а также ее конкретизация на подцели и их согласование.

Трактовка данной функции в теории внутришкольного управления неоднозначна. С одной стороны, признается определяющая роль целеполагания как в управленческой деятельности, так и в общем функционировании организации. Подчеркивается, что наличие обоснованных перспективных целей — главное условие функционирования и развития образовательного учреждения, а способность руководителя к их постановке — одно из важнейших управленческих качеств.

Однако при этом целеполагание не выделяется в качестве самостоятельной функции и рассматривается как часть другой функции — планирования (В.И. Зверева, В.С. Лазарев и др.) — или трактуется как исходная стадия всего управленческого цикла, как бы предшествующая ему, и потому выносится за пределы системы управленческих функций.

С другой стороны, целеполагание и по своему содержанию, и по роли в управлении признается именно управленческой функцией (И.Н. Герчикова, А.В. Карпов и др.).

Приверженцы данного подхода аргументируют свою позицию следующими положениями :

Целеполагание может происходить не только на начальном этапе управления, может потребоваться переформулировка или постановка новых целей в ходе последующей деятельности. При этом целеполагание не выступает в качестве первого этапа управления, а является следствием иных управленческих функций;

По своему содержанию функция целеполагания — это сложный и развернутый во времени процесс, имеющий свои специфические закономерности, не свойственные иным управленческим функциям;

Функциональной обязанностью руководителя является постановка целей перед исполнителями, что также включено в процесс функционирования учреждения.

Реализация во внутришкольном управлении функции целеполагания является самым трудным и самым ответственным для руководства и педагогического коллектива образовательного учреждения. Качественное целеполагание закладывает основу результативности целеосуществления.

При постановке целей особую важность приобретает вопрос о разграничении в данном контексте понятий «задача», «цель», «идеал».

Задача — это реально достижимый в данный отрезок времени и в определенных условиях результат.

Цель предполагает достижение желаемого результата в более продолжительный отрезок времени.

Идеал, или сверхзадача, — это тот редко достигаемый результат, к которому нужно постоянно стремиться.

Широкое распространение в научной литературе получило разделение целей по их значению и по временному охвату на стратегические, оперативные и тактические. Стратегические цели и задачи — ожидаемый долгосрочный результат. Тактические задачи — промежуточные желаемые результаты в обозримом будущем. Оперативные задачи — желаемый результат на текущий момент.

По источнику и способу образования, как на уровне отдельного человека, так и на уровне какой-либо организованной социальной системы, цели могут быть внутренними (инициативными), т.е. формируемыми человеком или социальной системой самостоятельно, либо внешними, если они задаются извне (обществом).

Внешние и внутренние цели различаются между собой способом своей связи с потребностями (индивидуальными, групповыми), побуждающими субъекта к их достижению. Связь между целями и потребностями (мотивами) в первом случае образуется по направлению от целей к мотивам, во втором — по направлению от потребностей и мотивов к целям, а в этом случае мотивы трансформируются в цели.

Основными формами технологии целеобразования являются: усвоение целей, задаваемых обществом; превращение мотивов в цели; замена целей, когда запланированный результат не получен или достигнут не полностью; преобразование неосознанных мотивов в осознанные цели.

Планово-прогностическая функция. Прогнозирование и планирование можно определить как деятельность, направленную на оптимальный выбор идеальных и реальных целей и разработку программ их достижения.

Планирование как один из основных процессов в управлении на всех уровнях должно отвечать ряду принципиальных требований:

Единство целевой установки и условий реализации;

Единство долгосрочного и краткосрочного планирования;

Сочетание государственных и общественных начал;

Комплексный характер прогнозирования и планирования;

Стабильность и гибкость планирования на основе прогнозов.

Одним из действенных путей совершенствования этого вида деятельности является внедрение комплексно-целевого планирования (или комплексно-целевых программ). В структуру комплексной целевой программы включаются краткое описание состояния проблемы; ее место и роль в общешкольном плане; генеральная цель; система доведенных до исполнителей задач; показатели, сроки и исполнители; вид информационного обеспечения управления процессом решения задач; данные о контроле за ходом выполнения программы, о текущем и итоговом анализе, регулировании.

Системный подход к прогнозированию и планированию требует при определении целей и задач образовательного учреждения комплексного обоснования путей их реализации, учета всех аспектов развития системы образования: политических, экономических, правовых, социальных и педагогических. Этот подход обеспечивает сочетание перспективного прогнозирования и текущего планирования, согласованность прогнозов и планов на всех уровнях управления.

Организационно-исполнительская функция. Эта функция принадлежит каждому циклу управления. Работа по управлению учреждением образования характеризуется как деятельность субъекта (объекта) управления по формированию и регулированию определенной структуры организованных взаимодействий (отношений) посредством совокупности способов и средств, необходимых для достижения целей. Организационные отношения можно определить как связи между людьми, возникающие из-за распределения полномочий и закрепления за ними функций их совместной деятельности. Организационные отношения существуют объективно и отражают процессы разделения и кооперации труда.

Контрольно-диагностическая функция. Контрольно-диагностическая функция внутришкольного управления в условиях все большей самостоятельности образовательных организаций занимает особое место в целях стимулирования деятельности учителя и ученика. Сочетание административного и общественного контроля внутри учреждения образования с самоанализом, самоконтролем и самооценкой каждого участника педагогического процесса входит в практику работы школ и других учреждений образования.

Процесс управления требует надежной обратной связи управляющей и управляемой подсистем на любом уровне. Именно контроль как технология в различных его формах и методах (способах, средствах и воздействиях) обеспечивает такую обратную связь, являясь важнейшим источником информации для каждого участника процесса.

Регулятивно-коррекционная функция. Регулятивно-коррекционная функция — вид деятельности по внесению коррективов с помощью оперативных способов, средств и воздействий в процессе управления педагогической системой для поддержания ее на запрограммированном уровне. Задача функции регулирования и коррекции состоит в том, чтобы поддерживать тот или иной уровень организации системы в определенной ситуации. Но как только ситуация изменяется, функция регулирования нарушает стабильность организационной структуры, приводя ее в соответствие с новыми условиями.

Коррекция невозможна без установления причин, вызывающих отклонения в ожидаемых, проектируемых результатах. Причинами таких отклонений являются необоснованно составленные планы и ошибки в них, слабость прогнозов, отсутствие нужной и своевременной информации, ошибочно принятые решения, плохое исполнение и недостатки в системе контроля и оценки результатов. Конкретные формы и виды регулирования весьма разнообразны и определяются прежде всего спецификой управляемого объекта.

Среди выделенных функций управления как видов деятельности системообразующим фактором является цель. Под влиянием мотивов и целей формируется информационно-аналитическая основа процесса управления любой педагогической системой. Мотивационно-целевая установка служит исходным основанием для прогнозирования и планирования деятельности, определяет организационные формы, способы, средства исполнения принятых решений, служит нормой для контроля (экспертизы) и диагностической оценки фактических результатов, позволяет регулировать и корректировать педагогические процессы, поведение и деятельность их участников.

Выполнение функций управления — процесс комплексный. Каждая функция реализуется во взаимодействии со всеми остальными, и ни одна не реализуется независимо от других. В то же время каждая функция выполняется автономно. Например, функция планирования образовательной деятельности региона, которая осуществляется плановым отделом органа управления образованием, состоит из выполнения нескольких основных и специфических функций: организации работы отдела, изучения поставленных целей и установления за ними персональной ответственности, стимулирования работников, контроля, учета и корректирования их работы и др.

Известный исследователь школоведческих проблем В. И.Зверева рассматривает управление как деятельность руководителей образовательных учреждений, направленную на обеспечение оптимального функционирования всех ее подсистем, перевод каждой из них на более высокий уровень развития . Как указывает М. М. Поташник в понятии «управление» выделяют целенаправленность деятельности, выработку и реализацию управленческих решений при взаимодействии субъектов педагогического процесса с целью достижения оптимального результата .

Внутришкольное управление представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата. Взаимодействие участников педагогического процесса складывается как цепь последовательных, взаимосвязанных действий или функций: целеполагания и планирования, организации, контроля, регулирования и корригирования, а также ряда других, реализация которых осуществляется на основе объективного, углубленного и детального педагогического анализа, характеризующего научный подход к всестороннему рассмотрению жизнедеятельности образовательного учреждения.

Необходимость выделения функций менеджмента, применяемых к новой социально-экономической системе школы, доказывается тем, что современному руководителю приходится переводить школу в режим развития. С учетом современных условий можно выделить следующие основания для определения функционального состава :

1) системное, рассматривающее любую организацию как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, которые ориентированы на достижение конкретных целей в условиях изменяющейся среды;

2) процессное, рассматривающее управление как непрерывный ряд взаимосвязанных управленческих функций;

3) информационное, предусматривающее обеспечение руководителей и исполнителей информацией для принятия решений;

4) коммуникационное, предусматривающее систему установления связей и взаимодействия для обмена информацией между двумя и более людьми;

5) координационное, обеспечивающее систему установления взаимодействия элементов различных уровней в соответствии с их полномочиями;

6) мотивационное, стимулирующее процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации.

Выделенные основания являются достаточными для определения состава и содержания функций управления школой с учетом ее специфических особенностей как социально-педагогической системы. Среди них информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планово-прогностическая, организационно-исполнительская, контрольно-диагностическая, регулятивно-коррекционная функции. Функциональные звенья управления рассматриваются как относительно самостоятельные виды деятельности. Между тем все они взаимосвязаны и последовательно, поэтапно сменяют друг друга, образуя единый управленческий цикл. Недооценка какого-либо из функциональных элементов приводит к изменению всего процесса управления и снижению его конечных результатов (рисунок 5) .

Информационно - Мотивационно - Планово-

Аналитическая целевая прогностическая

Регулятивно-

Коррекционная

Контрольно - Организационно-

Диагностическая исполнительская

Рисунок 5 ? Взаимосвязь функций управления

Деятельность по выполнению функций является процессом, требующим определенных затрат ресурсов и времени. Именно процессный подход к менеджменту позволил увидеть взаимосвязь и взаимозависимость функций управления. Процесс менеджмента отражает рекомендованную последовательность выполнения функций, точнее последовательность начала действий по выполнению функций, так как осуществление многоконтурной обратной связи приводит к одновременному осуществлению функций. Качество выполнения предыдущего этапа – необходимое условие обеспечения качества выполнения последующего этапа (функции). В этом выражается взаимозависимость функций. Общность этих функций управления подчеркивается их повторяемостью или цикличностью в процессах управления, поэтому эти функции можно назвать типовыми элементами управленческого цикла.

Среди выделенных функций управления как видов деятельности системообразующим фактором этого состава будет цель. Под влиянием мотивов и цели формируется информационно-аналитическая основа процесса управления любой педагогической системой. Мотивационно-целевая установка служит исходным основанием для прогнозирования и планирования деятельности, определяет организационные формы, способы, средства исполнения принятых решений, служит нормой для контроля и диагностической оценки фактических результатов, позволяет регулировать и корректировать педагогические процессы, поведение и деятельность всех его участников.

Обновление управления общеобразовательной школой связывается прежде всего с формированием системы информационно-аналитической деятельности как основного инструмента управления. У руководителей школ возрастает потребность в информации, так как при переходе в режим самоуправления организаторы образования ищут пути повышения эффективности своей управленческой деятельности. Информация должна быть, во-первых, максимально полной по своему объему, во-вторых, предельно конкретной. Для создания целостной системы информационно-аналитической деятельности в школах необходимо, прежде всего, определить ее содержание, объем, источники, сформировать потоки информации и вывести их на соответствующие уровни управления.

Для создания банка данных вся тематическая информация делится на несколько блоков: качество знаний и качество преподавания; уровень воспитанности и воспитательная работа; работа с педагогическими кадрами; работа с родителями, общественностью и предприятиями; организационные вопросы создания условий для получения образования; состояние внутришкольного управления; материально-техническая база; сведения об учащихся, учителях.

Процесс управления любой педагогической системой означает целеполагание и планирование. Основная задача мотивационно-целевой функции заключается в том, чтобы все члены педагогического коллектива четко выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и планом, а также сообразуясь с потребностями в достижении собственных и коллективных целей.

Прогнозирование и планирование можно определить как деятельность, направленную на оптимальный выбор идеальных и реальных целей и разработку программ их достижения. Как один их основных процессов управления планирование должно на всех уровнях отвечать целому ряду принципиальных требований. Они заключаются в следующем: единство целевой установки и условий реализации; единство долгосрочного и краткосрочного планирования; осуществление принципа сочетания государственных и общественных начал; обеспечение комплексного характера прогнозирования и планирования; стабильность и гибкость планирования на основе прогнозов. Планирование позволяет прогнозировать основные условия, этапы становления личности и коллектива. Планирование создает такую объективную ситуацию, при которой возможны максимальное и разностороннее развитие личности, самореализация ее творческих возможностей.

Во всей цепочке составляющих управленческого цикла, одинаково значимых для непрерывности и целостности управления, есть особая стадия, от которой зависит качество функционирования и развития объекта, ? организационно-исполнительская функция. Она объективно принадлежит каждому циклу управления, несет в себе основной потенциал социального преобразования школы. Для реализации принятых решений необходим этап создания организационных отношений, обеспечивающих движение системы, оптимальное взаимодействие ее компонентов. Организационные отношения можно определить как связи между людьми, возникающие из-за распределения полномочий и закрепления за ними функций их совместной деятельности. Постоянное взаимодействие руководителя с коллегами, учащимися придает организаторской деятельности определенную личностно-ориентированную направленность. Именно поэтому внутришкольный менеджмент предполагает организацию межличностного взаимодействия, использование психологических методик .

В условиях большей самостоятельности контрольно-диагностическая функция внутришкольного управления должна занять особое место в целях стимулирования деятельности учителя и ученика. Сочетание административного и общественного контроля внутри школы с самоанализом, самоконтролем и самооценкой каждого участника педагогического процесса входит в практику работы школ. Контроль – активная стадия процесса управления, когда сопоставляются достигнутые результаты с тем, что было запланировано. Основой всей системы контрольных измерений является обратная связь.

Регулятивно-коррекционная функция вносит коррективы с помощью оперативных способов, средств и взаимодействий в процессе управления педагогической системой для поддержания ее на запрограммированном уровне. Конкретные формы и виды регулирования весьма разнообразны и определяются спецификой управляемого объекта.

В управленческом цикле изначальным моментом противоречия управления школой в целом является противоречие между функциями организации и регулирования. Функция организации в определенной степени отражает целенаправленное функционирование системы школы в конкретных условиях. Задача функции регулирования и коррекции состоит в том, чтобы поддерживать той или иной уровень организации системы в данной ситуации. Но как только ситуация изменяется, функция регулирования нарушает стабильность организационной структуры, приводя ее в соответствие с новыми условиями .

Таким образом, процесс управления образовательным учреждением заключается в реализации функций, которые должен выполнять всякий руководитель. То есть управление образовательным учреждением – это процесс информации, планирования, организации, мотивации, координации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели школы. Игнорирование какой-либо функции управления приводит на практике к снижению эффективности управленческих действий. Рассмотрим в следующем пункте эффективность управления образовательным учреждением.


Похожая информация.