Тема жизни и смерти - одна из центральных в поэзии символистов. В каких произведениях русской лирики звучит тема жизни и смерти и в чем они перекликаются с есенинским стихотворением? («Мы теперь уходим понемногу…») (Есенин С

24.03.2024

«Если в русской поэзии было когда-нибудь Возрождение, то оно выразилось в одном поэте - Пушкине», - отмечал Н. Бердяев. У Пушкина нет никакой разработанной философской концепции; его философия - это миропонимание, мировоззрение, нашедшее свое воплощение в стихах. Пафос пушкинских стихов всегда жизне­утверждающий.

Так для юности характерно упоительное ощущение молодости, силы, желания наслаждаться ими. Из всех философов студенты выби­рают Эпикура с его лозунгом: «Живи сегодняшним днем!» Жизнь ценна, пока мы молоды, пока души полны огня, желаний. Между юностью и жизнью ставится знак равенства («Мы ж утратим юность нашу / Вместе с жизнью дорогой»).

Но уже в 1820 году Пушкин по-новому осмыслит минувшую пору ранней юности в стихотворении «Мне вас не жаль, года весны моей». «Не жаль», казалось бы, все приметы юности: «мечты, любви напрас­ной», «таинства ночей», «неверные друзья», «изменницы младые» - все, что составляло до сих пор смысл жизни. Но рефреном повторяе­мые строки «мне вас не жаль» объясняют, что жаль не времени, по­траченного бездумно, но самого бездумья.

«Придите вновь, года моей весны!» - призывает автор.

1823 год - время психологического и творческого перелома Пушкина. Образ жизненного пути представляется безотрадным. В стихотворении «Телега жизни», которое представляет собой развер­нутую метафору, автор отражает свои мысли в древних образах-символах: жизнь - путь, молодость - утро, зрелость - день, ста­рость - вечер, смерть - ночь. Жизненный путь - бессмысленное движение из небытия в небытие, не зависящее от воли человека.

1830 год - значимый в судьбе Пушкина. Поэт высказывает в сти­хотворении «Элегия» свою «формулу жизни»: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Вот цель и смысл жизни. Жизнь не в веселье, ибо:

Безумных лет угасшее веселье

Мне тяжело, как смутное похмелье.

Жизнь - это труд, бесконечная работа мысли, духа, тогда воз­можны минуты истинного счастья:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь...

Время идет, и снова переосмысливается понятие счастья. Теперь уже высшие ценности бытия - покой и воля (1834 год «Пора, мой друг, пора!»).

И наконец, в стихотворении «Памятник» сформулировано кредо, подведены итоги жизни, обретена гармония:

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит -

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Так соединились в его сознании жизнь, смерть, бессмертие.

Обращенность к ней обусловлена самой программой символистов, их обостренным мировосприятием. Современное общество и вся действительность воспринималась символистами в состоянии глубокого кризиса. Д. Мережковский, например, считал, что "современные люди стоят, беззащитные, лицом к лицу с несказанным мраком, на пограничной черте света и тени, и уже более ничто не ограждает их сердца от страшного холода, веющего из бездны… Мы свободны и одиноки!.." . "Современное искусство обращено к будущему, но это будущее в нас таится; мы подслушиваем в себе трепет нового человека; и мы подслушиваем в себе смерть и разложение; мы - мертвецы, разлагающие старую жизнь, но мы же еще не рожденные к новой жизни; наша душа чревата будущим: вырождение и возрождение в ней борются", - писал А.Белый . Жизнь и смерть воспринималась символистами как два взаимообусловленных понятия, находящихся в вечном противоречии и единстве одновременно. Объясняя сущность нового литературного течения, А.Белый декларировал: "Только в тот момент, когда мы выдвинем вопрос о жизни и смерти человечества во всей его неумолимой жестокости, когда поставим его в центр наших жизненных устремлений, когда скажем твердое "да" возможной жизни или смерти, - только в этот момент мы приблизимся к тому, что движет новым искусством: содержание символов его или окончательная победа над смертью возрожденного человечества, или беспросветная тьма, разложение, смерть" . Поэты-символисты выступали в своем творчестве предвозвестниками то жизни, то смерти. Одни из них вступали в открытую борьбу с жизнью, другие - со смертью, но ни те, ни другие не принимали неопределенности, не мирились с позицией благополучной середины между жизнью и смертью.

Мир, в котором творили поэты, виделся им пространством вечных сумерек. "Мы живем в мире сумерек, ни свет, ни тьма - серый полумрак; бессолнечный день или не вовсе черная ночь. Образ победной жизни, как и образ гибели, одинаково не содержится в содержании нашего сознания".

Воссоздавая полноту жизни или полноту смерти, поэты-символисты обратились к символам, позволяющим сгущать краски, создавать необычные образы и картины.

Окружающая жизнь воспринималась символистами как бледное отражение борьбы жизненных сил человеческих с роком. Символизм стремился углубить либо мрак, либо свет. Художник выступал в поэзии символистов в роли определенного борца (за жизнь либо смерть), не способного вместе с тем "видоизменить самый образ видимости; ведь в образе том жизнь и смерть соединены; видоизмененный образ есть символ".

Наиболее характерными выразителями эстетских принципов символизма были В. Брюсов, К. Бальмонт и И. Анненский. Символизм создал свою философию искусства, выработал свои эстетические принципы. Философская программа символизма исходит из идеалистического тезиса о том, что окружающая, видимая действительность мнима, иллюзорна, а подлинная сущность скрыта. Учение философов-идеалистов, начиная с Платона и кончая Кантом и его последователями, прокладывает путь символистской теории о двух мирах, в которой символу отводится роль связующего звена, посредника между этими двумя мирами. Отсюда идут утверждения символистов о двойственности произведений искусства, о выражении в поэзии "таинственных намеков", смутных ожиданий, о преобладании звука над смыслом, о приеме иносказаний, недомолвок и т.д. Символисты во главу угла своей творческой платформы поставили теорию "символа", в которой раскрывается их отношение к поэзии и изображаемой в ней действительности. Противопоставление личности "толпе" стало одним из распространенных мотивов декадентской поэзии. "Я не умею жить с Людьми", "мне нужно то, чего нет на свете", - писала 3. Гиппиус, подчеркивая свою "надземность".

Брюсов так мотивирует устремление к потустороннему миру: "Искусство то, - что в других областях мы называем откровением, создание искусства - это приоткрытие двери в Вечность. Мы живем среди вечной исконной лжи. Мысль, а, следовательно, и наука, бессильна разоблачить эту ложь. Но... есть просветы. Эти просветы - те мгновения экстаза, сверхчувственных интуиций, которые дают иные постижения мировых явлений, глубины, проникающие за их внешнюю кору, в их сердцевину" . Всеми характерными признаками символизма отмечено стихотворение Брюсова "Прощальный взгляд" (типичное для его раннего пера). Конкретные предметы, изображенные в этом стихотворении, заключают в себе какую-то отвлеченную идею и кажутся призрачными.

Я сквозь незапертые двери

Вошел в давно знакомый дом,

Как в замок сказочных поверий,

Постостигнутый волшебным сном.

Сквозь спущенные занавески

Чуть проникали тени дня,

И люстры тонкие подвески

Сверкали бледно, не звеня.

Я встретил взгляд без выраженья

Остановившихся часов.

Полузасохшие растенья

Стояли стражей мертвецов.

Я заглянул... Она смотрелся,

Как тихо догорал камин,

Зола каких-то писем тлела,

Но в воздухе дышал жасмин.

Бросали угли отсвет свой.

Она вдыхала запах светский,

Клонясь все ниже головой.

И невеселый, непечальный,

Я скрылся, как вошел, без слов,

Приняв в гостиной взгляд прощальный

Остановившихся часов .

Поэт нарочито создает настроение смутности, избегает четких характеристик явлений. Вот почему у него превалируют "тени", "туманности", "темнота" и т.д. Тени - чрезвычайно характерный художественный атрибут поэзии символистов. Брюсов во многих стихах прибегает к этому образу. Вспомним: "Тень несозданных созданий колыхается во сне, словно лопасти латаний на эмалевой стене". Мережковский мотивирует причину симпатий символистов к "теням" в стихотворении "Последняя чаша": "Последним ароматом чаши Лишь тенью тени мы живем И в страхе думаем о том, Чем будут жить потомки наши".

"Русский символизм направил свои главные силы в область неведомого. Попеременно он братался то с мистикой, то с теософией, то с оккультизмом. Некоторые его искания в этом направлении почти приближались к созданию мифа",- писал Гумилев .

В поэзии символистов настоящая действительность изображается в крайне неприглядном виде. Очень характерно в этом смысле стихотворение 3. Гиппиус "Все кругом": "Страшное, грубое, липкое, грязное, жестко-тупое, всегда безобразное, Медленно рвущее, мелко-нечестное, Скользкое, стыдное, низкое, тесное, Явно-довольное, тайно-блудливое, Плослоско-смешное и тошно-трусливое, Вязко, болотно и тинно-застойное, жизни и смерти равно недостойное, Рабское, хамское, гнойное, черное, Изредка серое, в сером упорное, Вечно лежачее, дьявольски косное, Глупое, сохлое, сонное, злостное, Трупно-холодное, жалко-ничтожное, Непереносное, ложное, ложное!" [Цит. по: 23, с.46]

Если одни символисты (Мережковский, Гиппиус) видели смысл поэзии только в воплощении мистической, потусторонней действительности, то другие символисты стремились к гармоническому сочетанию в изображении существующего и потустороннего миров.

Вот как определяет символическую поэзию К. Бальмонт: "Это поэзия, в которой органически, не насильственно, сливаются два содержания: скрытая отвлеченность и очевидная красота, сливаются так же легко и естественно, как в летнее утро воды реки гармонически слиты с солнечным светом" . Однако, несмотря на скрытый смысл того и другого символического произведения, непосредственное, конкретное его содержание всегда законченно само по себе, оно имеет в символической поэзии самостоятельное существование, богатое оттенками. "Уход из этого мира, "где истин нет", взлеты в поднебесную высь, падение ниц пред образом "сущего", возвеличение себя до сверхчеловека, стоящего над миром, проповедь крайнего индивидуализма и "чистого искусства", прославление смерти "мечтания о воле свободной" - таков внешне многообразный, а по существу субъективно ограниченный мир ранней поэзии декадентов" . Недаром Бальмонт писал:

Я ненавижу человечество,

Я от него бегу спеша.

Мое единое отечество

Моя пустынная душа .

Таким образом, символизм в русской литературе Х1Х - ХХ в. представлял собой сложное и неоднозначное явление. В нём выразилось предчувствие и ожидание грандиозных социальных исторических перемен и одновременно - страх перед ними, острое неприятие буржуазного миропорядка ("страшного мира") и мотивы декадентства, принятие революции и религиозно-мистические устремления. Духовные искания символистов выразились в обращении к "вечным" вопросам бытия, среди которых проблема жизни и смерти занимает одно из ведущих мест. Влияние С. испытали разнообразные художественные течения ХХ в. Его эстетическая доктрина осталась достоянием истории; но художественная практика крупных поэтов-символистов вошла живым наследием в искусство ХХ в.

Сочинение

«Его стихов пленительная сладость / Пройдет веков завистливую даль» — так сказал о Жуковском Пушкин. Он считал себя учеником Жуковского, высоко ценил его поэтическое мастерство.

Константин Батюшков в одном из писем замечал по поводу этого поэта: «У него сердце на ладони». Жуковский принес в русскую поэзию интонацию истинного лирика. Но только ли в меланхолические тона окрашено его творчество? Нет, оно разнообразно. Но это разнообразие мягких, приглушенных красок, тонких переходов, требующих от читателей зоркости, чуткого внимания.

Жуковский продолжил традиции западно-европейского романтизма. Для этого направления было типично присутствие двоемирия: реальность переплеталась с мистикой, фантазией. В центре же был человек с его непростым отношением к миру. Герой вступает в конфликт с окружающим, не удовлетворяющим его. Поэтому его охватывает пессимизм, из которого он находит два пути: уход в мистику, фантастику или обращение к прошлому, воспоминаниям. При этом у героя Жуковского всегда богатый духовный мир.

Жуковский написал множество стихотворений на философскую тему. Особенно стоит выделить его элегии. На примере одной из них можно понять представления Жуковского о жизни.

Произведения романтиков часто имеют не один смысл. В них за реальными явлениями и предметами почти всегда скрывается нечто недоговоренное. Я бы хотел (а) рассмотреть элегию Жуковского «Море».

Поэт рисует море в спокойном состоянии, во время бури и после нее. Водная стихия представляется ему живым, тонко чувствующим и мыслящим существом, которое таит в себе «глубокую тайну». Море «дышит», оно наполнено «смятенной любовью, тревожною думой»:

Что движет твое необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряженная грудь?

В разгадке «тайны» моря раскрываются взгляды на жизнь Жуковского-романтика. Море находится в неволе, как и все земное. На земле все постоянно, жизнь полна печали, утрат и разочарований. Там, на небе, все прекрасно и вечно. Поэтому море тянется «из земной неволи» к «далекому, светлому» небу.

Тема смерти в лирике Жуковского более глубока и сложна. Человек даже после смерти стремится оставить хоть малую частичку себя на земле, где жил:

Ах! нежная душа, природу покидая,

Надеется друзьям оставить пламень свой.

Но даже смерть не может разрушить самых высоких чувств: любовь, веру, надежду, дружбу. Никто не знает, что там, за чертой. Но Жуковский не воспринимает смерть как нечто ужасное, страшное и разрушительное, хотя и говорит в стихотворении «Сельское кладбище», что умирать никому не хочется:

И кто с сей жизнью без горя расставался?

Кто прах свой по себе забвенью предавал?

Кто в час последний свой сим миром не пленялся

И взора томного назад не обращал?

Завеса смерти — нечто таинственное, неразгаданное. Но она не мешает людям душой оставаться с умершими друзьями, любимыми. Жуковский верит, что всем друзьям и влюбленным, всем тем, кто был связан какими-то особо прочными узами, суждено встретиться после смерти.

Философский взгляд на тему жизни и смерти у Жуковского весьма неоднозначен. С одной стороны, смерть — это и страх, и ужас перед неизвестностью. С другой же — шанс встретить тех, кого когда-то потерял, шанс обрести долгожданный покой. Жизнь тоже прекрасна и страшна по-своему. Сколько приятных моментов дарит она, связывая судьбы людей, посылая удачу и вдохновение. Но сколько горя и несчастья может она принести, разом отобрав то, что некогда сама принесла в дар.

Многие русские писатели, помимо Жуковского, пытались найти ответ на извечный вопрос: что такое жизнь и что такое смерть? Каждому из них удалось с разных сторон подобраться к разгадке этой тайны. Я думаю, что Жуковскому удалось особенно близко подойти к поставленной цели. Он сумел по-своему раскрыть этот сложный философский вопрос.

Глава 1. Жизнь и смерть в различных бытийных регистрах.

§ 1.1. «Двойственность» в жизни и поэтические оппозиции творчестве А.А. Фета…………………. ………………………………………………………С. 13.

§ 1.2. Жизнь и смерть в любовной лирике, посланиях и посвящениях

А.А. Фета..……………………………………………………………………... С. 31.

Глава 2. Философское осмысление темы жизни и смерти в творчестве А.А. Фета.

§ 2.1. Вопрос о человеческом существовании в философской лирике

А.А. Фета………………………………………………………………………. С. 62.

§ 2.2. Философия жизни и смерти в художественной и автобиографической прозе А.А. Фета………………………………………………………………... С. 77.

Глава 3. Жизнь и смерть в образно-поэтической системе А.А. Фета.

§ 3.1. Жизнь в образно-поэтической системе А.А. Фета…………………… С. 98.

§ 3.2. Смерть в образно-поэтической системе А.А. Фета…………………. С. 110.

§ 3.3. Пограничные образы, передающие отношение к жизни и смерти.…С. 125.

Заключение………………………………………………………………….... С. 143.

Список использованной литературы…………………………...…………....С. 148.

Введение

В отечественной культуре достаточно пристальное внимание уделяется вопросам жизни и смерти, осмысление которых происходит в рамках философских, религиозных и нравственных размышлений. «Изучение установок в отношении к смерти может пролить свет на установки людей в отношении к жизни и основным её ценностям. Поэтому восприятие смерти, загробного мира, связи между живыми и мёртвыми – темы, обсуждение которых могло бы существенно углубить понимание социально-культурной реальности минувших эпох».

С течением времени окружающая действительность заставляет человека все более серьёзно и сознательно подходить к различным онтологическим проблемам. «… одна из очевидных тенденций конца XIX – начала XX века угадывается в неодолимом, до самозабвения и самопожертвования, стремлении значительной части русской интеллигенции обрести некий безусловный абсолют…». Это время характеризуется как период отрицания привычных жизненных форм, выявляется ориентация на самые разнообразные философские и эзотерические учения, особое значение придаётся общей оккультной традиции, обнаруживаются новые возможности толкования религиозных вопросов, всевозможных обрядов, преданий, а шире и представлений о человеческом существовании. В ХХ веке развивается многофункциональная наука танатология, охватывающая медицинский, религиозный, философский и психологический аспект смерти.

В литературе проблема человеческого существования решается неоднозначно, а изображение жизни и смерти в произведениях многих писателей отличается таким же многообразием, как и трактовка других «вечных» тем – любви, дружбы, природы или религиозной веры. Можно выделить метафизические стихотворения Ф.Н. Глинки, В.К. Кюхельбекера, философскую лирику Д.В. Веневитинова, переводы английской «кладбищенской» поэзии Томаса Грея В.А. Жуковским. Особо показательны искания А.С. Пушкина, Е.А. Баратынского, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, Н.А. Некрасова, Ф.М. Достоевского, Ф.И. Тютчева.

Оппозиция «живое-неживое», «жизнь-смерть» зачастую выступает как основа всякого знания не только в произведениях научно-философского, но и литературного характера. Л.Н. Толстой пишет: «Если жизнь благо, то благо и смерть, составляющее необходимое условие жизни». В повести «Смерть Ивана Ильича» данное положение наглядно иллюстрирует состояние главного героя, находящегося на грани жизни и смерти. Писатель демонстрирует «одно из самых поразительных описаний умирания» в русской литературе, где физическое угасание человека ведёт к его моральному возрождению. Только осознав свою смерть, он стал со всей полнотой воспринимать духовные явления, недоступные ему раньше. Зачастую невозможность познания жизни и смерти Толстой объясняет объективными биологическими законами: «Вся телесная жизнь человеческая есть ряд незаметных ему, но подлежащих наблюдению изменений. Но начало этих изменений, совершившееся в первом детстве, и конец их – в смерти – недоступны человеческому наблюдению». В своей «Исповеди», произведении, представляющем собой результаты долгих идейных исканий, он говорит уже о другом противопоставлении «бессмысленная жизнь – осмысленная жизнь». Здесь писатель отходит от биологической трактовки вопроса о человеческом существовании, сосредотачивая основное внимание на этической проблематике.

Темы, обращённые к фундаментальным свойствам бытия, затрагиваются практически в каждом произведении Ф.М. Достоевского. Вопрос о смысле жизни обозначается автором в знаменитом разговоре Ивана Карамазова с Алёшей, одной из ключевых является проблема человеческого существования для Родиона Раскольникова. В «Братьях Карамазовых» писатель дает достаточно емкие описания, характеризующие жизнь его героев: лишь царапанье крыс напоминает Фёдору Павловичу о жизни в мёртвой ночной тишине. Уже по одному евангельскому эпиграфу к этому произведению можно понять авторские идеи о необходимости человеческой жертвы, сделанной во имя осознания жизни и духовного бессмертия: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрёт, то принесёт много плода».

В начале XX века пристальное внимание вопросам человеческого существования уделяют И.А. Бунин, В.С. Соловьёв, достаточно широкий круг поэтов Серебряного века. Гордое отречение декадентов от мира приводит их к общефилософскому и социальному пессимизму. Проповедуется культ «туманного очарования» смерти, которая мыслится как окончательное освобождение «я» от действительности. Исследуя круг наиболее частотных метафор в поэзии начала ХХ века, Н.А. Кожевникова приходит к выводу, что «на первом месте и по распространённости, и по значимости стоят вариации на тему жизнь – смерть, смерть – рождение, смерть – бессмертие…» :

Я хочу, чтобы белым немеркнущим светом

(К. Бальмонт «Гимн огню»).

Не жду необычайного:

Всё просто и мертво.

Ни страшного, ни тайного

(З. Гиппиус «Глухота»).

Рассмотрение отношения того или иного писателя к проблемам жизни и смерти позволяет проследить эволюцию его творчества, философских и религиозных воззрений, степень близости к духовным источникам искусства. «Когда писатель на протяжении длительного периода своей жизни часто обращается к теме смерти, мы можем вычитать из его произведений многое о нем самом». При этом одним из ключевых моментов является то, в какое время и в связи с какими событиями, осознанно или бессознательно, происходит обращение к теме смерти. Так, будучи начинающим поэтом и студентом Петербургского университета, А. Добролюбов внушает знакомым мысль о самоубийстве, а в книге «Natura naturans. Natura naturata» воспевает свое одиночество и смерть. А.С. Пушкин создаёт онтологические стихотворения ещё в Царскосельском Лицее («Безверие»). В них уже чувствуется особая авторская манера, но нет правдивости и глубины, которая отличает более поздние пушкинские опыты рассмотрения вопросов о человеческом существовании, где перед лицом смерти он исповедует верность жизни:

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

И ведаю, мне будут наслажденья

Меж горестей, забот и треволненья…

(А.С. Пушкин «Элегия»)

Во многих случаях художественное обращение к теме смерти происходит под воздействием усиливающихся жизненных переживаний. Так, произведения А. Белого из сборников «Пепел» и «Урна», в которых звучит трагедия самосожжения и смерти, были продиктованы поэту временем серьезных драматических событий. Эпоха революций совпала для него с периодом неразделенной любви к Л.Д. Блок, поэтому пессимистические настроения и горькие выводы автора в этих книгах кажутся совершенно оправданными:

Бесследна жизнь. Несбыточны волненья.

Ты – искони в краю чужом, далеком…

Безвременную боль разуверенья

Безвременье замоет слезным током.

(А. Белый «Разуверенье»).

Среди поэтов ХIХ века, демонстрирующих собственные методы передачи жизненных впечатлений и имеющих особую систему взглядов по поводу вопроса о человеческом существовании, можно выделить А.А. Фета. Современники, продолжатели и исследователи фетовского творчества подчеркивают мысль о жизнеутверждающей основе его поэзии. Ближайший друг поэта Н.Н. Страхов на пятидесятилетие фетовской музы отмечает характерные особенности его лирики: «…мы не найдём у Фета ни тени болезненности, никакого извращения души, никаких язв, постоянно ноющих на сердце. Всякая современная разорванность, неудовлетворённость, неисцелимый разлад с собой и с миром, – всё это чуждо нашему поэту. … он сам отличается совершенно античной здравностью и ясностью душевных движений, он нигде не переходит черты, отделяющей светлую жизнь человека от всяких демонических областей. Самые горькие и тяжёлые чувства имеют у него бесподобную меру трезвости и самообладания. Поэтому чтение Фета укрепляет и освежает душу».

По мнению символистов, поэзия А. Фета ценна именно своей жизнеутверждающей силой. В произведении «Элементарные слова символической поэзии» К. Бальмонт пишет, что его любимый поэт поистине «влюблен в жизнь» . В статье «А.А. Фет. Искусство или жизнь?» В. Брюсов отмечает, что Фет не находил другого назначения поэзии, как «служение жизни», но не той, которая «шумит на рынках и крикливых базарах», а той, «когда просветлённая, она становится окном в вечность, окном, сквозь которое струится свет «солнца мира» . В публичной лекции, прочитанной в 1902 году, говорит о Фете как о поэте полноты и прелести жизни в её быстротекущих мгновениях. Как собственное жизненное кредо на своём пятидесятилетии в Российской Академии художественных наук символист цитирует четверостишие своего предшественника: «Покуда на груди земной / Хотя с трудом дышать я буду, / Весь трепет жизни молодой / Мне будет внятен отовсюду».

Н. П. САБЛИНА*

Санкт-Петербургская государственная консерватория

"ЖИЗНЬ ЖИТЕЛЬСТВУЕТ": ТЕМА СМЕРТИ И БЕССМЕРТИЯ У РУССКИХ ПОЭТОВ1

Отношение к смерти - показатель состояния духа народа и каждого отдельного человека, показатель нравственного здоровья, жизненной крепости и оптимизма, настроения жить и творить. Поэтому художественно-мистическое осмысление явления "смерть" - одна из самых важных тем русской литературы. Эта тема, как никакая другая, ярко высвечивает пасхальный, воскресенски радостный настрой русского народа как его главное ментальное состояние со времени принятия крещения, как глубокую осмысленную веру в бессмертие души, надежду и упование на милость Божию кающимся грешникам и блаженную жизнь за гробом; в то же время деятельную любовь к земной жизни, с одной стороны, и устремленность к любви вечной, свету небесному - с другой; мужество народа и его выдающихся представителей жить и выбирать жизненный путь по евангельскому учению; бесстрашие перед потерей Ыдо1 ("жизнь тела", пер. с греч.) и прикрепленность к "н"Ид ("жизнь души", пер. с греч.) .

Поэтический лик (греч. %оро$) стихопевцев, посвятивших свои стихотворения смерти, многоголосен и гармоничен: ни одна мысль, ни один образ, присущие русской литературе XVIII века, не были отвергнуты и не были утрачены, но подхвачены и затем развиты, в том числе и в

* Саблина Н. П., 2005

1 Проблемным названием к рассуждению поставлены слова из заключительной части "Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольскаго, Златоустаго, Слова огласительнаго во святый и светоносный день преславнаго и спасительнаго Христа Бога нашего Воскресения", читаемого на пасхальной утрене: "Воскресе Христос, и жизнь жительствует. Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе: Христос бо востав от мертвых, начаток усопших бысть. Тому слава и держава, во веки веков, аминь".

И будем мы в сияющем эфире

Плыть и лететь.

Ведь лишь одно и важно в этом мире -

Любовь и смерть2.

Обращает на себя внимание, что тема смерти не разделяет поэтов. Любой поэт может оставить неповторимые строки, отразившие глубокое движение духа, которые затем узнают и примут многие:

Все перед смертью говорят стихами,

Стихами наивысшей простоты...

(Иеромонах Роман Матюшин,

Каждая культурно-историческая эпоха и личность автора оставили свой яркий след в поэтической симфонии стихов о смерти.

Век XVIII отличается прямыми переложениями песнопений по усопшим, риторичностью и назидательностью в стиле классицизма. Например, переложение стихир самогласных, поемых при погребении, "Плачу и рыдаю", "Зряще мя безгласна"

А. П. Сумароковым:

Непреминуемой повержена судьбою, Безгласна зря меня лежаща пред собою Восплачите о мне, знакомые, друзья... Плачу и рыдаю Рвуся и страдаю,

Только лишь воспомню смерти час.

Также у Г. С. Сковороды:

Видя жития сего горе, Кипящим, как Чермное море, Вихрем скорбей, напастей, бед.

Эпиграфом к переложению взята первая строка ирмоса шестой песни Канона шестого гласа "Житейское море3, воздвизаемое зря. и проч." Ср. также позднее переложение песнопений Панихиды в поэме А. К. Толстого "Иоанн Дамаскин":

2 Егорова Т. Наш падший мир. // Догорает Господнее лето. СПб., 1998. С. 10.

3 За рамками статьи оставляем рассмотрение образности "Житейского моря"

Иду в незнаемый я путь Иду меж страха и надежды.4

XIX век расцвета русской классической литературы представил на тему смерти и бессмертия шедевры лирики.

Век мучительного духовного разлома - ХХ - в целом не поколебал пасхального духа русской поэзии. И в стихах поэтов советского периода тема смерти не решалась мрачно и безнадежно, хотя замещение архетипического образа происходило, приглушая прежние свет и радость5.

Вечность, бессмертие души, а следовательно, и загробная жизнь - понятия человеческого духа, следовательно, понятия общечеловеческие и находятся в теснейшей связи с вероучением всех народов, всех времен и мест, на какой бы степени нравственного и умственного развития человек ни находился6.

Но только христиане имеют ясное и твердое исповедание бессмертия, так как до озарения человечества светом Христовой веры бессмертие представлялось смутным и неясным".

4 Ср. Тропарь третий пятого гласа Панихиды: "В путь узкий хождшии прискорбный..."

5 Несмотря на декларированное бессмертие специфического характера ("Ленин - жив!"), о чем см. подробнее в статье И. А. Есаулова "Пасхальный архетип русской литературы и структура романа «Доктор Живаго»" (Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. Петрозаводск, 2001. С. 488), формула "герои - живы", на наш взгляд, не просто декларация, а святое переживание. Ведь советский период - это не только время искоренения веры, насильственного насаждения безбожия, опустошения души, но также и героическое время сопротивления и смертельной борьбы за русскость, родную землю, духовные ценности. Поэтому в стихах советских поэтов, воспевающих подвиги героев, евангельски положивших жизнь "за други своя", искренне утверждается их бессмертие. См., например: "И ленинградцы вновь идут сквозь дым рядами - / Живые с мертвыми: для славы мертвых нет" ("А вы, мои друзья последнего призыва!" из цикла "Ветер войны" А. Ахматовой); также: ".будто светит звездой с обелиска / Неумершее сердце героя. / Тот. / Никогда не уходит из жизни, / даже если в бою погибает! ("Сердце героя" Н. Рубцова); "И он упал. / Чтоб навсегда уже стоять в строю / Бессмертия борцов за справедливость" ("Памяти Н. С. Гумилева" М. Дудина) и многие другие.

6 Монах Митрофан Как живут наши умершие и как будем жить и мы после смерти. М., 2000. С. 207-208.

7 Прозревание судьбы человека за гробом дано откровением Св. Духа в пророчествах Ветхого Завета (Книга Иова, Псалтирь). Пророк Давид называет смерть лишь тенью: "Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла" (Пс. 22:5); пророчествует о

различии посмертного состояния души праведника и грешника: "Честна пред Господем смерть преподобных Его" (Пс. 115:6); "Смерть грешников люта", (Пс. 33:22); предупреждает о необходимости покаяния при жизни: "Во аде же кто исповестся Тебе?" (Пс. 6:6). См. также псалмы: 1, 7, 9, 11, 33, 36, 40, 48, 54, 62, 67, 68, 128, 138, 140.

Вера в загробную жизнь есть догмат Православия:

Чаю Воскресения мертвых и жизни будущаго века. Аминь

(12-й, заключительный стих "Символа веры").

Видимая смерть, смерть физического тела воспринимается христианским сознанием как наказание за грех, как праведный Божий Суд:

Твоей то правде нужно было, Чтоб смертну бездну проходило Мое бессмертно бытие; Чтоб дух мой в смертность облачился И чтоб чрез смерть я возвратился, Отец! - в бессмертие Твое.

(Г. Р. Державин. Ода "Бог")

Особенно философски-пространно и образно-ярко рассуждает поэт в "Бессмертии души", заключая произведение следующим образом:

О, нет! - бессмертие прямое - В едином Боге вечно жить. Покой и щастие прямое В Его блаженном свете чтить. О радость! О восторг любезный! Сияй, надежда, луч лия! Да на краю воскликну бездны Жив Бог! - жива душа моя. В этой обобщающей строфе собраны почти все те

главные словокорни, которые в многообразии метафорики определяют пасхальную тональность стихов о смерти всей русской поэзии: бессмертие - вечная жизнь в

Боге - покой - блаженство - свет - радость8.

8 В. А. Жуковский размышляет о вознаграждении бессмертием за смиренное несение тяжкого креста земной жизни: "Хранимы Промысла невидимой рукой: / Он с жизнью нас мирит бессмертья воздаяньем!" (Стихи, вырезанные на гробе А. Ф. С-ой, 1808). Н. Ф. Щербина утешает, глядя на внешнюю смерть: "Но не грусти, что червь тебя изгложет / В ничтожестве и прахе, человек!.. / Что было раз, того не быть не может, / Что создано, то создано навек" ("И здесь, и там, и далее гробница...", 23 мая 1846). С. И. Кольцов видит в вере в бессмертие облегчение земным страданиям: "И сладко мне в часы страданья / Припоминать порой в тиши / Загробное существованье / Неумирающей души" ("Кладбище", 1852). Он же рассуждает о бессмертии духа: "Отрадно мне думать, / Что дух мой бессмертный / Есть вечный наследник / Бесплотного царства" ("Вечность", 1854). В. Я. Брюсов пишет о бессмертии как одной из четырех сладких отрад, наряду с сознанием жить, творить строфы поэзии, быть любимым: "Радость последняя - радость предчувствий, / Знать, что за смертью есть мир бытия" ("Отрады", 28 апр. 1900); Манефа Чокой об устремлении души к вечности, призыва архангельского мира, где "трепет крыльев серебристый", о чудесной тайне будущей жизни. "Эта жажда - зов бессмертья! Эти муки не случайны" ("За рубежом юности", 1917).

Главное слово, которым можно определить отношение к смерти русского народа, - это совоскресение во всем богатстве движения от Страстной Седмицы к Пасхе. Господь Иисус Христос, "Первенец мертвых бысть", явился первым воскресшим. В Пасхальном тропаре больше число слов указывает на смерть (4), чем на жизнь (2):

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.

Мертвые, смерть, гроб и воскресение - вот все его

понятия. Но ведь это одно понятие, взятое с разной стороны. Это все синонимы одного слова, и весь тропарь собственно одно слово9.

В службах православной церкви по усопшим, обращенных к главному Лицу - Христу Спасителю, священник неоднократно повторяет:

Яко Ты еси воскресение, и живот, и покой усопших раб Твоих.

Здесь покой (упокоение через смерть), живот (жизнь вечная) и воскресение (переход от смерти к жизни), как и в Пасхальном тропаре, сплавляются в одно смысловое целое, в гиперслово, утверждающее жизнь бесконечную, жизнь будущего века.

Преодоление смерти, растворение смерти жизнью, совоскрешение первыми ощутили жены-мироносицы:

И мироносицы бежали Поведать чудо из чудес:

9 Скабалланович М. Объяснение важнейших пасхальных песнопений с указанием связи между ними // Пастырское чтение. 1915. Март. С. 15.

Что нет Его, чтобы искали! Сказал "Воскресну" и воскрес!

Бегут. молчат. признать не смеют, Что смерти нет, что - будет час, Их гробы тоже опустеют, Пожаром неба осветясь!

(К. Случевский. "Воскрес")10 Напомним себе о воскресении как центральном событии мировой истории: "Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития начало." (Из канона Пасхи). Переживание светоносного

Воскресения, попрание смерти смертью и совоскресение - одно из самых глубоких в русской лирике:

Но смерть была смертью. А ночь над холмом Светилась каким-то нездешним огнем, И разбежавшиеся ученики Дышать не могли от стыда и тоски.

А после... Прозрачную тень увидал Один. Будто имя свое услыхал Другой... И почти уж две тысячи лет Стоит над землею немеркнущий свет.

(Г. В. Адамович. "Но смерть была смертью")

В стихах русских поэтов слышатся Евангелие, церковные гимны, то сокровенно, то прямо. Так, М. Лохвицкая ставит в заключение своего стихотворения "В скорби моей" слова святителя Иоанна Златоуста из "Слова огласительного": "Где твое, смерте, жало?"

Молча пройду я сквозь холод и тьму, Радость и боль равнодушно приму. В смерти иное прозрев бытие, Смерти скажу я: "Где жало твое?"

В стихах русских поэтов о смерти представлено богатейшее метафорико-символическое поле света. Напомним, что и Господь, Свет Светов, воскрес в день, приравниваемый к первому дню творения, когда был сотворен свет. Сам этимон (первосмысл корня слова "воскресение",

10 Ср. его же стихотворение "Выложен гроб лоскутками" о похоронах старушки, которую в гробе, как в дубовом коконе, "На зиму сносят в дупло", с уверенностью в светоносном воскресении ее: "Всякий идущий за гробом / Молча лелеет мечту - Сказано: встанет старушка / Вся и в огнях и в свету".

ключевого ментального славянского слова, значит "весенний солнцеворот", "возвращение солнца, света".

Светоносна служба Пасхи: "Воскресения день, просветимся людие" (Ирмос 1-й песни Канона)11. Светит свет и в Панихиде, где "праведницы сияют яко светила" (Тропари по Непорочных).

Живописно пасхальное лексико-символическое поле света в стихах русских поэтов. Так, видим пасхальные блистания света в стихотворении Г. Р. Державина "Бессмертие души": "...вечен дух... быстрее молнии текущий"; "душа жива. как жив и свет"; "краску солнечных лучей"; "огнь из праха в том родится"; "как серный прах прикосновеньем вмиг возгарается огня" "при возблещущей заре" и др.

Особенно нежны и ясны образы света в эпитафиях младенцам или стихах о ранней смерти юных дев, отроков12.

Мощные, яркие, космические образы света пульсируют в стихотворениях М. Волошина. В книге "Путями Каина" поэт рассматривает трагедию материальной культуры как движение от жизни к смерти, тогда как опытом христианского духа он видит иной порядок: от смерти к воскресению. Огонь есть жизнь И в каждой точке мира Дыхание, биенье и горенье. Не жизнь и смерть, но смерть и воскресение - Творящий ритм мятежного огня.

("Чтобы не дать материи изникнуть")13

11 См. также в других песнях Канона: в неприступном свете Воскресения Христа блистающася; "из гроба красное правды нам возсия Солнце"; "сия спасительная нощь, и светозарная"; "безлетный Свет из гроба плотски на возсия" и многие другие.

12 См., например, стихотворение К. Батюшкова "Надпись для

гробницы дочери Малышевой", его же: "Надпись на гробе пастушки"; эпитафии Н. М. Карамзина; "Видение" А. И. Готовцевой;

"На смерть девы" Н. С. Тепловой; "Жалость к младенцам" архиепископа Иоанна Сан-Францисского и многие другие.

13 См. у него же: "И плоть моя - росток огня", "И человек сознал себя огнем, / Заклепанный в темнице тесной плоти" (2 января 1923, Коктебель); "Так страшно, свободно и просто / Мне выявлен смысл бытия / И скрытое в семени "я" / .. .везде... / Я слышу поющее пламя" (авг. 1912, Коктебель).

Настроения радости, блаженства, веселия, ликования, надежды и веры во встречу с любимыми там, на небе, выражены в неповторимых поэтических переживаниях: "Сбылося все; я в стороне свиданья" (В. А. Жуковский. "Голос с того света". 1815); "Блаженством там сияющие лики" (А. К. Толстой. "В стране лучей, незримых нашим взорам", авг. или сент. 1856); "Ваш сын, теперь жилец небесный / И славу Бога созерцает, / И гимны райские поет." (И. С. Никитин. С. В. Чистяковой, 25 апр. 1854).

Замечательно стихотворение А. Блока о летящей радости за гробом:

Хоронил я тебя и, тоскуя, Я растил на могиле цветы, Но в лазури, звеня и ликуя, Трепетала, блаженная, ты.

Похоронные слезы напрасны - Ты трепещешь, смеешься, жива! И растут на могиле прекрасной Не цветы - огневые слова.

("Хоронил я тебя.", июнь. 1902)

Перекликается с ним светлое стихотворение И. А. Бунина "Свет незакатный", написанное 24 ноября 1917 года, пронизанное радостью простора:

Там, в полях, на погосте, В роще старых берез,

Не могилы, не кости - Царство радостных грез.

На стихотворении "Светлая заутреня в старости" А. Солодовникова14 лежит печать новой атеистической эпохи: мрачный пейзаж:

По небу темному волокнами Несутся тучи.

одиночество, состояние блудного сына вне храма:

Блудный сын, У храма я стою под окнами В большой толпе, как перст, один.

14 А. А. Солодовников (1893-1978). Рукописный сборник стихов "Слава Богу за все" (М., 1969).

Пространство храма, показывая соборное единство церкви земной и небесной, определяется символическим словом там (ср. в церковных текстах ТАМО, мыслимое как метафизическая сфера):

Там свет, заутреня пасхальная; Там пир, там Отчий дом родной Для всех, кому дорога дальняя, И кто закончил путь земной15.

От смерти бо к жизни, и от земли к небеси, Христос

Бог нас преведе, победную поющыя (Ирмос 1-й песни

Канона Пасхи).

Переход туда, в Отечество Небесное и нахождение там порождают неповторимые образы в русской лирике: "Душа-орлица

15 Отход от пасхального архетипа, приведший русских к пространству "вне храма" в ХХ веке, намечается уже и в

благополучном веке XIX. Так, сомнения в бессмертии видим у К. Фофанова, который определяет смерть лишь как забвение жизни, что за гробом - лишь яма ("Что наша вечность?"). Земные образы тления, умирания в природе заслоняют видение бессмертия, вызывают чувство тоски:

Следом роща послала стенанья, И во всем безнадежность желания: "Только б жить, дольше жить, вечно жить".

(И. Анненский. "Желание жить") В стихах советских поэтов видны мучительные размышления над утраченной верой в бессмертие, тоска по ней: О видения детских лет, Где казалось, что смерти нет!.. Нынче сосны шумят в бору - Все о том, что и я умру.

(А. Жигулин. "Стих Ирине", 1976) Драматичен апокалипсис М. Дудина: И вот тоскует смертная душа, Куда - сама не ведая - спеша".

(Из сборника "Дорогой крови по дороге к Богу" СПб., 1995) Теряется смысл бытия, т. к. неверие в загробную жизнь, потеря страха смерти приводит к появлению поколения, которому "все можно":

И стали мы низки и гадки Пред оком собственной души.

(Из архивов Оптиной Пустыни, "Не страшно умереть!..") Но вновь воцерковляющийся народ-скиталец возвращается в Церковь, вспоминая о Суде и Страхе Божием (См. переложение 72-го псалма о памяти смертной и наказании грешникам убиенным иеромонахом Василием "Содрогнулось вчера было сердце мое").

снова родину узрит" (В. Бенедиктов. "Жизнь и смерть", 1836); "Ее же на родину из чужи проводили" (В. Жуковский. "Плачь о себе", 1838); "Я знаю, что мой рай там. в Божией вышине" (А. Голенищев-Кутузов. "В тиши раздумия"); "И мира нового покоен, примирен, / Я буду вечным гражданином" (А. Фет. "Кричат перепела."); "Мы никуда теперь уйти не можем, / Как только в этот чуть холодный Сад" (архиепископ Иоанн Сан-Францисский).

Переход "туда" чаще выражается через перелет, переплыв (из житейского моря). Прекрасными образами птиц или, метонимически, крыльев, буквально переполнены вся русская поэзия: "Несытым некаким летаю" (Г. Р. Державин. Ода "Бог"), "Горними тихо летела душа небесами (В. Жуковский) и многие другие16.

Душе усвояется образ птицы: ласточки, голубя, снегиря, воробья, совы, соловья, лебедя:

О как ты рвешься в путь крылатый, Безумная душа моя, Из самой солнечной палаты В больнице светлой бытия!

Поверь же соловьям и совам, Терпи, самообман любя, - Смерть громыхнет тугим засовом в вечность выпустит тебя.

Архетипический образ "пещеры" и "жемчужины" преломляется в богатейшем спектре образов: как гроб-"темница" не удерживает "жемчужину"-Христа, так и тело человека - "темница" не удерживает его бессмертную душу.

Самым таинственным образом "пещеры"17, имеющей плодом "жемчужину", является образ червя18. "Червь" стал образом-символом совоскресения и преобразования человека после смерти:

16 См. также: "Ангел" и "Моя судьба" Ф. Глинки, "Проблеск" Ф. Тютчева, "Крылья" М. Лохвицкой, "На монастырском кладбище" И. Бунина и др.

17 Аверинцев С. С. [Вступ. ст.] // Многоценная жемчужина. М., 1994. С. 48-55

18 "Червь" в мистическом смысле - это и Христос, прогрызший

зло мира; разоривший ад, став приманкой для него (См. толкование 21-го псалма, стиха "Азъ есмь червь, а не человек").

Как червь, оставя паутину И в бабочке взяв новый вид, В лазурну воздуха равнину На крыльях блещущих летит, В прекрасном веселясь убранстве, С цветов садится на цветы: Так и душа в небес пространстве Не будешь ли бессмертна ты?

(Г. Р. Державин. "Бессмертие души")19

Совсем иной "перелет" в стихах советской эпохи:

Мы в глубь космических загадок Летим, как ведьма на метле, Чтобы на звездах беспорядок Устроить, как и на земле.

(А. Солодовников. "Атомный век")

Смерть - великая тайна; смерть есть и смерти нет:

Есть - проклятье, боль, уныние, забвенье, Разлука страшная, но смерти - нет.

(П. С. Соловьева. "Тайна смерти")

Одни поэты риторически вопрошают: "Что ты?" -

Смерть есть тайна, жизнь - загадка: Где ж решенье? цель? конец? (А. Н. Майков. "Смерть есть тайна.", 1889)

Другие отвечают: "Это - нечто, это что-то".

Я была на краю чего-то,

Чему верного нет названья.

А я уже стою на подступах к чему-то.

(Анна Ахматова. "Смерть", 1942. Дюрмень)

Смерть как великое и сокровенное таинство словесно-образно выражается в антиномиях, породивших богатейшую лирику философских размышлений.

Антиномии, связанные со смертью, многообразны. Назовем основные. Смерть - пасхальная радость совоскресения, смерть - скорбь и горе. Смерть безобразна - смерть прекрасна и величественна:

19 См. также: "К несчастному" В. Капниста; "Вечное" Н. Гумилева ("Благословлю я золотую дорогу к солнцу от червя"); "Смерть поэта" А. Ахматовой ("Он поведал мне, что перед ним / Вьется путь золотой и крылатый").

Видали ль вы преображенный лик Жильца земли в священный миг кончины.

(В. Г. Бенедиктов. "Переход", 1853)

Смерть - жизнь вечная и смерть - смерть вечная, начинающаяся при жизни. Смерть - сон, успение, покой; смерть - пробуждение, бодрствование в новой жизни. Смерть - гроб ("пещера"), смерть - широта бесконечная. Смерть - разлука вечная,

смерть - соединение, союз в вечности.

Смерть в христианской поэзии - не просто событие, таинство, действие, но также и действующее существо, лицо. Здесь мы видим не олицетворение или древний языческий антропоморфизм, а ту грань умонепостигаемости вещи или явления, за которой что и кто уже не различаются. Тогда пара Смерть и смерть подобна парам Путь и путь, Истина и истина, Свет и свет.

Краски образа Смерти в русской поэзии, в отличие от мрачного западно-европейского барокко, светлы, лучисты, величественны, хотя напряженность антиномии "Смерть - ангел Бога, освобождающий от уз земной плоти" и "Смерть - казнящий палач" сохраняются в

огромном корпусе стихов русских поэтов20.

Интересное решение образа смерти находим у Сергея Клычкова в стихотворении "Уставши от дневных хлопот" (1923-1926). Оно построено как восходящий период с анафорическими "Как хорошо", перечисляющими вехи "дневного" (т. е. земного) жизненного делания человека: заповеданный труд на земле до пота ("Как хорошо полой рубашки / Смахнуть трудолюбивый пот."), воспитание детей ("Как хорошо, когда в семье, / Где сын жених, а дочь невеста."). Композиция напоминает первую главу книги "Бытия" с оценкой каждого дня творения "яко добро" (в Синодальном переводе "что это хорошо"). И тогда, в упокоение от трудов, как и Господь почил в субботу после шести дней творения, встреча со смертью, пожинающей духовно зрелый плод, становится естественной:

20 Яркий антропоморфический образ Смерти с косою и другими орудиями казни, восходящий к глубокой древности, встречаем в "Мытарствах преподобной Феодоры": "И вот пришла Смерть, рыкая, как лев, видом очень страшная, человеческого подобия, но без тела, составленная из одних нагих костей человеческих. Она принесла орудия к мучению: мечи, стрелы, копья, серпы, пилы, секиры, удицы и другие неведомые" (См.: Епископ Игнатий Брянчанинов. Слово о смерти. М., 1991. С. 104-105).

Тогда, избыв судьбу, как все, Не в диво встретить смерть под вечер, Как жницу в молодом овсе С серпом, закинутом на плечи.

В заключение скажем еще об одном новом аллегорическом образе Смерти - живая Смерть.

О, Господи! Ужели доживу С живою Смертью наяву свидаться? В безумии хватаюсь за траву! О, травы, травы - нам не удержаться!

Несет меня - душа кричит без слов! А как же Храм? Рванулся что есть силы. Стоит мой Храм. Стоит без куполов. Живая Смерть, дай околеть, помилуй!

Но ты бежишь, бушуешь за спиной. О, Боже Правый! Отыми виденье! Все, что угодно сотвори со мной, Но сохрани Свой Дом от сокрушенья.

Однако из Апокалипсиса известно также, что смерть, сделав свою работу, упразднится:

И отымет Бог всяку слезу от очию их, и смерти не будет ктому: ни плача, ни вопля, ни болезни не будет ктому (21:4).

Заключим наше рассуждение тем, что, несмотря на потрясения ХХ века, измученный народ стоически сохраняет верность Христовой Пасхе в своем поведении и поэтической культуре. Стихотворением Александра Александровича Солодовникова (рукописный сборник, до 1978 года) "На Пасхе" подверждается, что в эпоху безбожия народ не забыл Христа, который "есть Воскресение, Живот и Покой усопших рабов Его", наших сродников, и шел на кладбища при порушенных церквях.

Хоть он теперь не богомолен, Наш заблудившийся народ, И звон умолкших колоколен Его к молитве не зовет, Но голос сердца изначальный

В его душе еще звучит

И в светлый день первопасхальный "Христос Воскресе" говорит. Тогда, покорный древним силам, В распах кладбищенских ворот Идет народ к родным могилам, Идет, идет, идет, идет. Тот голос сердца не заглушишь!

Возрождающаяся духовная поэзия нового времени воссоздает и преумножает духовный потенциал русской классической поэзии.